МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический университет»
Кафедра маркетинга и управления проектами
УТВЕРЖДАЮ
Проректор
по учебно-методической работе
и качеству образования
д.э.н., профессор
______________ В.И. Малюк
Рег. № М-2285
МАРКЕТИНГ
Методические указания к изучению дисциплины
и выполнению контрольных работ
для студентов очной формы обучения
Специальности:
080102 – Мировая экономика
080105 – Финансы и кредит
080109 – Бухгалтерский учет, анализ и аудит
080301 – Коммерция (торговое дело)
080502 – Экономика и управление на предприятиях (по отраслям)
080504 – Государственное и муниципальное управление
080505 – Управление персоналом
080507 – Менеджмент организации
080801 – Прикладная информатика в экономике
Санкт-Петербург
Допущено
редакционно-издательским советом СПбГИЭУ
в качестве методического издания
Составители:
канд. экон. наук, доц. Е.Н. Колотвина
ст. преп. М.Г. Емцова
Подготовлено на кафедре
маркетинга и управления проектами
Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,
представленного составителями
ã СПбГИЭУ, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения.......................................................................... 4
2. Методические указания к изучению дисциплины.................... 5
3. Методические указания к выполнению контрольной
работы.............................................................................................. 6
4. Контрольные задания.................................................................... 9
5. Требования к оформлению контрольной работы.................... 11
6. Список литературы........................................................................ 13
Приложение 1. Содержание дисциплины «Маркетинг» (Извлечение из рабочих программ дисциплины «Маркетинг» для студентов специальностей: 080102 − Мировая экономика, 080301 − Коммерция (торговое дело), 080502 – Экономика и управление на предприятии (по отраслям), 080504 − Государственное и муниципальное управление, 080507 − Менеджмент организации, 080801 – Прикладная информатика в экономике).......................... 15
Приложение 2. Содержание дисциплины «Маркетинг» (Извлечение из рабочих программ дисциплины «Маркетинг» для студентов специальностей: 080105 – Финансы и кредит, 080109 – Бухгалтерский учет, анализ и аудит, 080505 – Управление персоналом). 20
Приложение 3. Перечень контрольных вопросов для проверки знаний по дисциплине...................................................................................................... 21
Приложение 4. Образец оформления титульного листа контрольной работы 22
Общие положения
Предметом изучения дисциплины являются основные теоретические понятия, а также практические приемы и методы маркетинга. Объектом изучения является маркетинговая деятельность, осуществляемая коммерческими или некоммерческими организациями, частными лицами или иными субъектами.
Цель курса заключается в изучении различных аспектов деятельности в области маркетинга, а также формировании у студентов комплексного представления о маркетинговом инструментарии и формировании основных умений и навыков принятия управленческих решений, основанных на понимании тенденций и закономерностей функционирования современных рынков.
Цель курса определяет задачи обучения:
- формирование у студентов теоретических знаний о сущности маркетинга как прикладной науки;
- ознакомление студентов с законодательными и этическими аспектами маркетинговой деятельности,
- ознакомление студентов со структурой маркетинговой деятельности,
- изучение студентами маркетингового инструментария,
- формирование навыков разработки стратегических решений маркетинга;
- формирование навыков разработки тактических решений маркетинга;
- изучение направлений оценочных исследований эффективности маркетинговых мероприятий.
Дисциплина «Маркетинг» является одним из базовых курсов блока общепрофессиональных дисциплин. Маркетинг является основной дисциплиной, формирующей рыночное мировоззрение при подготовке экономистов-менеджеров всех специальностей.
Курс базируется на знаниях студентов по дисциплинам: «Социология», «Культурология», «Политология», «Философия», «Психология», «Экономическая теория», «Статистика», «Информатика», «Бухгалтерский учет», «Менеджмент».
В результате изучения курса студент должен:
Знать:
· основные понятия маркетинга;
· основные функции маркетинга;
· значение маркетинга для производителей, потребителей и общества в целом;
· инструментарий стратегического и тактического маркетинга;
· состав и классификацию факторов маркетинговой среды;
· сущность сегментирования рынка и выбора целевых сегментов, принципы позиционирования товара;
· методы и инструменты маркетинговых исследований и анализа;
· подходы к организации управления маркетинговой деятельностью на предприятии.
Уметь:
· организовывать маркетинговую деятельность на предприятии;
· планировать и проводить маркетинговые исследования, интерпретировать их результаты и планировать на их основании маркетинговые стратегии и мероприятия;
· выявлять направления совершенствования товарной, сбытовой, коммуникационной и ценовой политики фирмы;
· разрабатывать концепции новых товаров и услуг.
Обладать навыками:
· сегментирования рынка по значимым критериям и выбора целевого сегмента;
· составления опросников и анкет для социологических и социально-психологических исследований, проведения контент-анализа текстовых и нетекстовых источников, использования компьютерных программ статистического анализа и лингвистического анализа текстов, визуализации результатов исследований.
Методические указания к изучению дисциплины
Для студентов изучение дисциплины «Маркетинг» и выполнение контрольной работы предполагает большой объем самостоятельной работы. Студенту необходимо ознакомиться с содержанием дисциплины (Приложения 1 и 2) и перечнем контрольных вопросов для проверки знаний по дисциплине (Приложение 3), чтобы получить представление о логике и структуре изучаемого курса.
Прежде, чем приступать к выполнению контрольной работы, следует изучить теоретический материал по дисциплине, опираясь на основные и дополнительные источники, рекомендуемые в пункте 6. Также приветствуется самостоятельное изучение студентами литературы, не указанной в приведенном списке.
При выполнении контрольной работы не допускается использование рефератов и других студенческих работ, находящихся в свободном доступе на соответствующих сайтах Интернет. Прежде всего, это объясняется низким качеством материалов подобного рода, однако же, следует также отметить, что непременным требованием к выполнению контрольной работы является освоение студентом изучаемого материала, а не копирование результатов чужого труда.
Поскольку при выполнении контрольной работы необходимо корректно указывать ссылки на использованные источники (см. п. 5 «Требования к оформлению контрольной работы»), следует сразу же правильно формировать учетные записи (для текстовых ресурсов: фамилия и инициалы автора, наименование текста, место издания, издательство, год издания, номер страницы; для ресурсов Интернет: фамилия и инициалы автора, наименование текста, полная ссылка на источник).