Оценка физического развития




ОПИСАНИЕ КОМПЛЕКСА.

Назначение и состав

Учебная программа по физическому воспитанию для вузов предусматривает не только овладение разнообразными двигательными действиями и развитие основных физических качеств, но и формирование знаний, умений в области физического воспитания и спорта.

Важной частью этих знаний и умений является контроль и самоконтроль занимающихся за своим здоровьем и физическим развитием. Данные такого контроля и самоконтроля позволят правильно организовать занятия, спланировать объем и интенсивность физической нагрузки с учетом индивидуальных особенностей занимающихся, с тем чтобы обеспечить рост показателей физического развития и исключить возможность нанесения вреда здоровью.

В связи с этим на кафедре "Физическое воспитание" и в Центре новых информационных технологий Самарского государственного аэрокосмического университета разработан комплекс по освоению методов контроля и самоконтроля физического развития.

Комплекс состоит из учебного пособия и автоматизированного учебного курса (АУКа).

Учебный материал комплекса содержит краткие сведения о методах оценки физического развития (оценка телосложения, антропометрия, функциональные пробы и т.д.). Даны методические рекомендации по проведению измерений, тестов, функциональных проб, по ведению дневника самоконтроля.

Комплекс "Контроль и самоконтроль физического развития" функционирует в среде КАДИС (Комплексы Автоматизированных ДИдактических Средств) созданной в Центре новых информационных технологий при Самарском государственном аэрокосмическом университете.

Автоматизированный учебный курс

АУК содержит систему упражнений для усвоения и закрепления теоретического материала с помощью компьютера. АУК подготовлен и функционирует в инструментальной среде КАДИС. Режимы работы АУК: просмотр теории, тренаж по теории, контроль, работа со словарем.

Режим просмотра теории заключается в "перелистывании" информационных кадров (текстовых и графических), содержащих краткое изложение теоретического материала по теме.

В ходе тренажа по теории учащиеся выполняют упражнения, предназначенные для осмысления и запоминания теоретического материала. Это основной режим работы с АУКом. После выполнения каждого упражнения учащийся получает сообщение о качестве его выполнения, и ему предоставляется возможность посмотреть правильный ответ и теоретический материал по данному вопросу. Возможны два вида тренажа: полный, когда учащийся выполняет все упражнения АУКа, и выборочный, когда учащийся выполняет заданное им самим количество упражнений, которые выбираются из базы данных АУКа случайным образом.

Режим контроля предназначен для текущего или итогового контроля уровня усвоения теоретического материала по теме. Возможны два вида контроля: по вопросам, когда учащийся отвечает на заданное преподавателем количество вопросов, которые выбираются случайным образом из базы данных АУКа, и по билетам, вопросы в которых предварительно компонуются пре­подавателем по каким либо признакам из базы данных АУКа.

Словарь терминов и понятий позволяет проводить выборочно по (термину) просмотр теории, тренаж и (или) контроль.

Информация о результатах тренажа и контроля (фамилии, номера групп, обучаемых и полученные ими оценки) автоматически записываются в журнальный файл. Программы управления журналом позволяют осуществлять сортировку информации по различным признакам, проводить статистический анализ для выявления "трудного" и "легкого" учебного материала.

Работа на компьютере с АУКом не требует специальных компьютерных знаний. Достаточно лишь владеть клавиатурой ЭВМ

Оценка физического развития

Занятия физическими упражнениями и спортом оказывают на организм человека необычайно сильные, сложные и многообразные воздействия. Только правильно организованные занятия с соблюдением принципов физического воспитания и спортивной тренировки под наблюдением преподавателя и врача укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспобность организма человека, способствует росту спортивного мастерства.

В то же время неправильная организация занятий, пренебрежение методическими принципами, планирование объема и интенсивности тренировочной нагрузки без учета состояния здоровья и индивидуальных способностей занимающихся, отсутствие регулярных медицинских наблюдений не дадут желаемых результатов и могут нанести непоправимый вред здоровью.

Исключить все условия, при которых может иметь место такое отрицательное воздействие, призваны мероприятия врачебного контроля над занимающимися физическими упражнениями и спортом и самоконтроля самих занимающихся путем самонаблюдения за происходящими в организме изменениями в процессе занятий.

Одним из важных показателей состояния здоровья и функциональных возможностей занимающихся физическими упражнениями и спортом является физическое развитие, которое определяется морфологическими свойствами организма (рост, вес тела, окружность грудной клетки, удельный вес тела, его жировая, мышечная массы и т.д.) и функциональными свойствами организма. Физическое развитие оценивается методами наружного осмотра, антропометрии, исследованием частоты сердечных сокращений (пульса), дыхания, проведением функциональных проб с дозированной физической нагрузкой и др.

Оценка телосложения.

С помощью наружного осмотра оценивается осанка, состояние кожи, костного скелета и мускулатуры, жироотложение. Для характеристики телосложения определяется форма грудной клетки, спины, живота, ног.

Форма грудной клетки бывает коническая, цилиндрическая и уплощенная.

 

Рис. 1

Формы грудной клетки:

а - уплощенная; б - цилиндрическая: в - коническая

 

Занятия физическими упражнениями, спортом способствуют увеличению объема грудной клетки, ее диаметров. У спортсменов чаще наблюдается цилиндрическая форма. Для не занимающихся спортом характерна коническая форма грудной клетки. У взрослых, ведущих малоподвижный образ жизни, наблюдается уплощенная грудная клетка. У лиц с уплощенной грудной клеткой может быть снижена дыхательная функция.

Форма спины бывает нормальная, круглая, плоская и седлообразная.

Рис. 2.

Формы спины:

а - нормальная; б - круглая; в - плоская; г - кругловогнутая.

 

Нормальная форма спины имеет естественные изгибы позвоночника в перед-заднем направлении, в пределах 3-4 см. по отношению к вертикальной оси, соответственно в поясничной и грудной частях позвоночника. Увеличение изгиба позвоночника назад более чем на 4 см. называется кофизом, вперед - лордозом. При недостаточном развитии мышц спины наблюдается ее круглая форма, при которой имеет место выраженный кофиз грудной клетки позвоночника (сутулость).

Плоская форма спины характеризуется сглаженными и смещенными вверх естественными изгибами позвоночника, при этом грудная клетка уплощена и несколько выдается вперед, живот втянут. При резко выраженном грудном кофизе и поясничном лордозе образуется седлообразная (кругловогнутая) форма спины.

В норме не должно быть боковых искривлений позвоночника - сколиозов. Сколиозы бывают грудные, поясничные, тотальные, а по направлению - лево - или правосторонние и S-образные.

 

Рис.3.

Виды сколиозов:

а - правосторонний; б - левосторонний; в, г - S-образный

 

Одной из основных причин искривлений позвоночника является недостаточное физическое воспитание детей в семье и школе, а также недостаточная двигательная активность, общая функциональная слабость организма. Другой причиной является неправильное положение при работе за столом.

Форма живота зависит от развития мышц брюшной стенки и от толщины слоя подкожной жировой клетчатки. Различают нормальную, отвислую и втянутую форму живота. Отвислая форма живота вызвана слабым развитием мышц брюшной стенки, что сопровождается опущением внутренних органов (кишечника, желудка и др.). Втянутая форма живота бывает у лиц с хорошо развитой мускулатурой при небольшом жироотложении.

Форма ног и стопы наблюдается нормальная, X-образная и О-образная. При нормальной форме ног в основной стойке пятки, внутренние лодыжки, икры, внутренние мыщелки и вся внутренняя поверхность бедер или соприкасаются, или между ними есть небольшие просветы в области коленей и над внутренними лодыжками.

Рис. 4.

Формы ног:

1 - нормальная; 2 - Х-образная; 3 - О-образная.

 

При О-образной форме ноги соприкасаются только в верхней части бедер и в области пяток. При Х-образной форме ноги сомкнуты в области бедер и коленных суставов и расходятся в области голени и пяток.

О - и Х-образные ноги могут быть результатом перенесенных заболеваний, недостаточного развития мышц или результатом перенесения детьми или подростками больших физических нагрузок, не соответствующих степени развития костей и мышц нижних конечностей. У спортсменов, как правило, ноги бывают нормальные или слабо выраженной О-образной формы.

Форма стопы может быть полая, нормальная, уплощенная и плоская. Форму стопы определяют путем наружного осмотра или посредством их отпечатков.

Рис. 5.

Формы стопы:

а - плоская; б - уплощенная; в - нормальная; г - полая.

 

По внешним признакам физического развития можно определить тип сложения человека.

Различают астенический, нормостенический и гиперстенический типы сложения. Астенический тип характеризуется длинными и тонкими конечностями, узкими плечами, длинной и тонкой шеей, длинной, узкой и плоской грудной клеткой, слабо развитыми мышцами. Люди нормостенического типа имеют пропорционально развитые основные формы тела: правильное соотношение продольных и поперечных размеров, коническую или цилиндрическую форму грудной клетки, умеренное развитие костной системы, мышечной и жировой ткани. Признаками гиперстенического типа являются: короткие конечности, массивная костная система, короткая и толстая шея, широкая, короткая грудная клетка, хорошо развитая мускулатура.

Рис. 6.

Типы сложения:

а - астенический; б - нормостенический; в - гиперстенический.

 

С помощью специально подобранных физических упражнений, особенно в детском, подростковом и юношеском возрасте, можно сгладить некоторые нежелательные признаки или отклонения в телосложении.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: