Вопрос 2: Основные категории и законы социологии




Вопрос 1. Социология как наука. Предмет и метод социологии.

Ответ: Термин "социология"- производное от двух слов: лат. societas - общество и греч. logo - слово, понятие, учение. Следовательно, этимологически социология - это наука об обществе.

Принято считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Социальное, с точки зрения Г.В.Осипова,- это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или группы (общности) - независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуют тем самым тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами соц. исследования.

Огюст Конт (1798-1857) считается родоначальником социологии. В 30-е годы XIX века начал издавать 7 томный курс по позитивной философии. В ней он выделяет экономические, исторические, педагогические науки об обществе, но главной считает социологию, которая:

-- изучает общество в системе (от семьи до государства);

-- считает, что изучение функций предприятий, власти, судов и находит такие способы их работы, которые обеспечивают с одной стороны порядок, с другой прогресс;

-- должна изучать формы, способы организации не только производств, но и торговли, сбыта на предприятии, т.е. он выделяет организации, организационные методы в особую науку.

О.Конт поддерживал и развивал именно такой подход к обществу и его развитию. Он поставил и решал проблему функционирования и развития общества целостного социального организма. Согласно его взглядам, общество определяет развитие и деятельность всех составляющих его субъектов, будь то личность, сословие или класс, упоминания о которых часто встречаются у него в работах.

Основоположник социологии фр. мыслитель О.Конт считал, что социология - это позитивная наука об обществе. Э.Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. При этом социальное означает коллективное. Поэтому предметом социологии, по его мнению, является коллективное во всех его проявлениях.

С точки зрения М.Вебера, социология - это наука о социальном поведении, которое она стремиться понять и истолковать. Социальное поведение, по М.Веберу, это отношение человека, иначе говоря, внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него. Это отношение является поведением, когда субъект связывает его с определением смыслом. Поведение считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других индивидов.

В марксизме предметом соц.исследования является научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов - личностей, социальных общностей, социальных институтов. Широкое распространение в нашей отечественной литературе имеет следующее определение социологии. Социология - это наука об обществе как социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты

Современная социология - это самостоятельная наука об обществе как целостной социальной системе, ее подсистемах и отдельных элементах. Любое общественное явление предстает как элемент социальной системы, каковой выступает общество. В рамках этой системы анализируются все социальные процессы и явления, взятые в их взаимодействий.

 

Вопрос 2: Основные категории и законы социологии

Категории это универсальные формы человеческого мышления. Центральное место в системе категорий занимает понятие социальное, которое определяется в предлагаемом подходе изучения социальной сферы как деятельность по воспроизводству жизни общества и общественной жизни человека.

Основными категориями социологии являются:

общество - как система связей, отношений между индивидами, социальными общностями и группами, их деятельность, то есть как система социальных организаций и институтов;

общество как совокупность общностей (классовых, профессиональных, этнических, демографических, политических и т.п.) людей, совокупность личностей, то есть как социальная структура;

общество как система функционирования общественных отношений, совокупность социальных процессов и явлений (социальная стратификация, социализация, социальная мобильность, общественное мнение, маргинальность, социальная революция, социальный конфликт и т.п.);

личность - человек, являющийся членом конкретной общественной системы, обладающий социальной активностью, то есть как отражение совокупности всей системы общественных отношений;

индивид - основной элемент социальной системы, как конкретно существующая личность.

Важное место в категорийном аппарате социологии занимают место определения социальной реальности, социальной структуры и социальных отношений, социальной организации и социального института, гражданского общества и государства, социальной деятельности и социального воспроизводства, социального явления и социального процесса; в военной социологии - войны и мира, вооруженных сил и армии, военного труда и социального воспроизводства вооруженной защиты государства и общества, военной структуры и военной организации государства и общества.

Социальная реальность - объективное (независимо от сознания людей) существование общества и системы общественных отношений, процессов и явлений.

Явление социальное - свершившееся событие, обусловленное результатами деятельности людей, общества; то в чем обнаруживается сущность жизнедеятельности общества и общественной жизни человека, например, общественное разделение труда, государство, война, мир, общественное мнение, общественное сознание, мода и т.д.

Социальные отношения - взаимосвязи между людьми и их объединениями, их совместная деятельность по поводу воспроизводства жизни общества и общественной жизни человека, по поводу удовлетворения своих потребностей.

Социальный процесс (от лат. processus - прохождение, продвижение) - ход, развитие социального явления, последовательная смена состояний общества или его отдельных систем, личности, например, социальная стратификация и социализация личности, социальная мобильность, миграция, социальная революция и т.п.

Социальная деятельность - это способ существования людей, общества, проявляющийся в целенаправленном отражении и преобразовании окружающей среды, условий жизни, как тех, которые они находят готовыми в природе, так и тех которые создаются ими сами.

Социальное производство - целенаправленная деятельность людей, общества по формированию связей, отношений между собой.

Социальная организация (от франц. organisation, от позднелат. organizo- сообщаю стройный вид, устраиваю) - исторически сложившаяся упорядоченная система деятельности общества, людей; исторически сложившаяся упорядоченная система социальных отношений, например, экономическая организация общества, военная организация общества, политическая организация общества и т.д.

Основные законы существования общества заключаются:

в единстве и борьбе индивидуального и общественного, личности и общества;

в единстве и борьбе личности, социальной общности и окружающей их среды.

Основные законы функционирования общества:

Закон определяющей роли производственных отношений в развитии общественных систем: для того, чтобы что-то потреблять, что-то распределять или обменивать, надо что-то произвести или воспроизвести;

Закон взаимосвязи общественного разделения труда от роста народонаселения и уровня развития производительных сил и производственных отношений - разделение труда развивается прямо пропорционально объему и плотности (как материальной, так и моральной) обществ, уровню производительных сил и производственных отношений. Если оно прогрессирует непрерывно в процессе социального развития, то потому, что общества становятся постоянно более плотными и, как правило, более объемистыми, потому, что происходит кооперация производительных сил, повышается качественно их интеллектуальное состояние, потому, что в производственных отношениях реализуются новые достижения научно-технического прогресса;

Закон необходимого и прибавочного рабочего времени - на воспроизводство своей общественной жизни личность затрачивает необходимое рабочее время, а для воспроизводства жизни общества - прибавочное рабочее время, в свою очередь общество (общность) затрачивает соответственно свое рабочее время для воспроизводства своей жизни и общественной жизни человека;

Закон неравномерности распределения благ и ценностей: от каждого по способностям - каждому по его труду. Труд есть не потребность, он является средством удовлетворения потребностей.

Основные законы развития общества:

Закон возрастания потребностей - удовлетворенная потребность рождает новую потребность;

Закон общественной организации труда (взаимосвязи общественного разделения и кооперации труда): с углублением общественного разделения труда возрастает значение коллективного труда, кооперации, происходит объединение специализировавшихся форм труда, для удовлетворения возрастающих потребностей личности и общества. Общество движется в направлении обобществления средств производства;

Закон взаимосвязи структуры и функций: изменения в структуре общества не могут происходить без изменения функций и наоборот - изменение размеров социальных единиц неизбежно побуждает в них прогрессирующую дифференциацию или объединение социальной активности, естественное разделение или объединение труда.

Основные законы, определяющие состояния общества и общественных отношений:

Закон соответствия уровня развития производительных сил уровню производственных отношений;

Закон соответствия организации гражданского общества уровню развития производительных сил и производственных отношений;

Закон соответствия политического строя, государственного устройства уровню развития гражданского общества и уровню развития производительных сил и производственных отношений.

 

 

Вопрос 3: Структура социологического знания: теоретическое,, прикладное знание.

Социологическое знание имеет сложную, многоуровневую структуру, обусловленную, прежде всего, различием ракурсов и уровней изучения социальных явлении и процессов. Социология исследует эти явления и процессы и на уровне всего общества в целом, и на уровне более или менее широких социальных общностей и их взаимодействии, и на уровне личности, межличностных взаимодействий. Социологическая наука имеет следующие разделы:

общетеоретическая социология как макросоциологическое исследование, направленное на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума как целого;

социология среднего уровня, ориентированные на изучение закономерностей взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы, включая отраслевые социологии (социология социальных групп, социология города, социология деревни, экономическая социология, социология образования, социология политики, социология права, социология пропаганды, социология семьи, социология культуры, социология труда и др.);

микросоциология, изучающая социальные явления и процессы взаимодействия людей, их поведения.

В зависимости от уровня получаемого знания социологические исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. Для теоретического исследования решающее значение имеет глубокое обобщение фактического материала в области социальной жизни. В центре эмпирических социологических исследований находится само накопление, сбор фактического материала в указанной области.

В структуре науки различают фундаментальную и прикладную социологию. Фундаментальная социология направлена на построение и совершенствование теории и методологии, на развитие основ социологической науки. Прикладная - на изучение практических вопросов преобразования социальной жизни, выработку практических рекомендации.

Теоретическое, фундаментальное социологическое знание

Фундаментальное направление формулирует общие закономерности строения, развития и функционирования общества. В центре внимания находятся наиболее общие вопросы развития и функционирования общества и места в нем личности; вопросы познания, проблемы построения структур социальных ассоциаций, конструирования математических моделей социальных общностей и процессов; разработки методов изучения социальных процессов и явлений у. т. д. Результатом подобного анализа являются социологические теории и концепции, имеющие высокую степень абстракции. Этот уровень социологического познания называют общесоциологическим, а теории, возникающие на этом уровне, — общесоциологическими.

Эмпирическое, прикладное социологическое знание

Эмпирическая социология развивалась в разных направлениях:

бихевиористское направление - отвергало большие социальные общности как предмет социологии и рассматривало в качестве такового поведение индивида как реакции на поведение других людей- Джордж Мид предложил рассматривать социальную жизнь в контексте теории социальной интеракции (взаимодействия), согласно которой общество и сознание индивида формируются в совокупности межинди-видуальных взаимодействий;

психологическое направление объясняет общественные явления психическими факторами, действием сознания, Основоположник этого направления Габриэль Тард считал, что социология должна исходить из психических отношений между индивидуами.

Прикладное направление связано с необходимостью практического решения социальных проблем современного общества и составляет эмпирический уровень знания, Этот уровень формируется посредством сбора многочисленных фактов, сведений, мнений членов социальных групп, их последующей обработки, а также обобщения и формулирования первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни.

 

Вопрос 4: Функции социологии и ее роль в обществе.

Функции социологии как науки могут быть сведены к следующему:

· Познавательная функция, имеющая своей целью и содержанием изучение общества и понимание его структуры, особенностей взаимодействия в обществе различных индивидов и их групп. Она позволяет ответить на вопрос: «Каково общество, в котором мы живем?»

· Концептуально-описательная функция, предоставляющая исследователю и изучающему социологию определенную систему теорий, понятий и категорий, а также правил описания, отражающих особенности социальной реальности. Она позволяет ответить на вопрос «Что и как делается в обществе?»

· Оценочная функция, т. е. осуществление оценки того, соответствует или нет то или иное общество, существующие в ней социальные организации и институты, права и нормы ожиданиям индивидов и социальных групп, их нуждам и потребностям и целям. Она отвечает на вопрос: «Справедливо или несправедливо наше общество, демократично оно или нет?»

· Объясняющая функция, дающая научное объяснение социальным явлениям, событиям и процессам на основе выявленных фактов, тенденций и закономерностей. Она позволяет ответить на вопрос «Почему в нашем обществе происходит именно так, а не иначе?»

· Мировоззренчески -идеологическая функция, претворяющая в жизнь определенные общественно-политические идеалы. Она отвечает на вопрос: «Во имя чего, для каких целей осуществляются те или иные социальные действия?»

· Прогностическая функция, т. е. выявление прогнозов на основе познания тенденций и закономерностей социального развития, построение наиболее вероятных сценариев тех или иных событий в будущем. Она отвечает на вопрос: «Что может произойти в обществе в будущем?»

· Управленческая функция, связанная с тем, что выявив тенденции и закономерности социального развития, определив прогнозируемые варианты тех или иных вариантов в обществе, - социология способна стать действенным инструментом социального управления процессами, протекающими в обществе. Она дает возможность ответить на вопрос: «Как лучше, эффективнее управлять социальными процессами?»

· Образовательная (обучающая) функция, вытекающая из того, что социология, определив социальную сущность тех или иных процессов и явлений, выявив тенденции и закономерности их развития, осуществив прогноз их изменений в будущем, - способна через систему учебных заведений и различные институты повышения квалификации кадров широко тиражировать и распространять социологические знания и оценки. Она отвечает на вопрос: «Что нужно знать об обществе, как лучше использовать эти знания?»

Все эти функции органично взаимодействуют друг с другом, составляя своим единением и взаимодополнением функционирующую, деятельную и продуктивную сторону целостной системы социологии.

 

 

Вопрос 5: Социология в системе гуманитарных наук

В системе гуманитарных наук социология занимает особое место. Это объясняется следующими причинами1) она является наукой об обществе, его явлениях и процессах; 2) она включает в себя общую социологическую теорию, или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других гуманитарных наук; 3) все гуманитарные науки, изучающие различные стороны жизнедеятельности общества и человека, всегда включают в себя социальный аспект, т. е. те законы, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни и реализуются через деятельность людей; 4) техника и методика изучения человека и его деятельности, которые разрабатываются социологией, необходимы для всех общественных и гуманитарных наук, так как используются ими для своих исследований; 5) сложилась целая система исследований, которые проводятся на стыке социологии и других наук.

Эти исследования получили название социальных исследований (социально-экономических, социально-политических, социально-демографических и др.). Специфика социологии заключается в ее пограничном положении между естественнонаучным и социогуманитарным знанием. Она одновременно использует методы философских и социально-исторических обобщений и специфические методы естественных наук – эксперимент и наблюдение. Социология изучает и общие законы бытия (онтология), и общие принципы познания (гносеология, логика, методология). Но наиболее глубоко проникает в структуру социологии философия, становясь частью ее теоретической системы (особенно социальная философия). Также важна связь социологии с историей. В социологии широко используются исторические данные. Большую роль для социологии играет статистика, придающая ей конкретно-научный характер. Социология тесно взаимодействует с психологией. Социальная психология является отраслью научного знания, возникшего на стыке социологии и психологии.
Со всеми науками об обществе социология связана социальным аспектом его жизни; отсюда социально-экономические, социально-демографические и другие исследования, на основе которых рождаются новые «пограничные» науки: социальная психология, социобиология, социальная экология и пр. В системе социо-гуманитарного знания социология играет особую роль, так как дает другим наукам об обществе научно обоснованную теорию общества через его структурные элементы и их взаимодействие; методику и технику изучения человека.
Значение социологии для других наук заключается в том, что она дает научно обоснованную теорию об обществе и его структурах, обеспечивает понимание законов взаимодействия его различных структур.

 

 

Вопрос 6: Исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии.

Отдельные элементы социологии возникли в античной философии. Уже в IV веке до н.э. в работах Платона "Законы" и "О государстве" а также Аристотеля "Политики" развиваются представления об общественной жизни. В новое время они получили развитие в работах Руссо, Гоббса, Макиавелли и др. Возникла "социальная философия" - предшественница современной социологии, понятие «социология» представляет собой сочетание двух слов латинского и греческого происхождения и переводится как наука об обществе. Оно было введено в научный оборот французским философом Контом (1798-1857), учеником выдающегося ученого социалиста-утописта Клода Анри Сен-Симона (1760-1825), обосновавшего тезис о закономерности исторического процесса.

А. Сен-Симон наряду с Томасом Гоббсом, Джоном Локком, Жан-Жаком Руссо (XVIII в.) считается предшественником общей социологии. Уже в XVII в. в теориях «социальной физики» впервые рассматривались идеи об обществе как системе. Социальные философы той эпохи рассматривали общество как часть природы и исходили из естественнонаучных представлений своего времени о природе. Известные к тому времени законы естественных Наук, особенно в геометрии, механике и астрономии, наталкивались на противоречивые социальные факты. Этим была обусловлена попытка формализации общественных закономерностей. В XVIII в. общество сравнивали с машиной («механическая модель»), в которой каждый «винтик» выполняет свою работу, именно так трактовались разделение труда, межличностные связи, обмен.

Мыслители XIX в. стараются рассматривать хозяйственно-экономическую жизнь независимо от политики. Если ранее физиократы (Ф. Кенэ (1694-1774) и др.) исходили из автономности экономики по отношению к государству и праву, то Ж.-Ж. Руссо, выявив значение экономических отношений собственности, подходит к решению проблемы В XIX в. настает время выхода из рамок философии социологии - науки, изучающей самую сложную форму движения материи - общественную. Это произошло в Западной Европе, где тогда наиболее развито было теоретическое осмысление процессов окружающей действительности.

Причинами становления социологии были также переход к рынку и связанные с ним усложняющиеся социальные процессы: остро заявившая о себе необходимость осмыслить на качественно новом уровне диалектику прав и обязанностей гражданина и государства, в условиях капиталистического способа производства. Лозунги «Свобода», «Равенство», «Братство», с которыми на заре XIX в. прошла Великая французская революция, в той или иной степени становились политическими, правовыми и нравственными реалиями в наиболее развитых странах Западной Европы и в Северной Америке.

Экономический уклад капитализма требовал освобождения основной производительной силы - рабочих от традиционных для феодального общества кастовых, сословных, религиозных и других ограничений. Эти изменения происходили постепенно и часто болезненно, что определялось традициями и укладом каждой страны, порождая социальные конфликты.

С середины XIX в. формируется статус науки в ее современном понимании как производительной силы. Среди наук об обществе в тот период именно социология с ее универсальным и методологическим, и прикладным характером формировалась и развивалась наиболее ощутимо.

В XIX в. социология развивалась, взаимопереплетаясь с социальной философией Немецкие мыслители К. Маркс (1818-1883) Фридрих Энгельс (1820-1895), Макс Вебер (1864-1920), Георг Зиммель (1858-1918), англичанин Герберт Спенсер (1820-1903), француз Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - были и философами, и социологами, и экономистами. В их трудах закладывались фундаментальные основы социологии. Поэтому вторую половину XIX - начало XX в. считают классическим периодом развития социологии.

 

 

Вопрос 7: Возникновение и основные этапы развития теоретической социологии (сер.19 - нач.20в.) Социология как наука вытекает из философии. Появилась она в конце 30-х - начале 40-х годов, а сам термин "социология" (от лат. societas - общество и греч. logos - учение) был введён в 1842 году французским мыслителем Огюстом Контом. Возникновение социологии как отдельной науки предполагало появление понятия «общество» и разработку теории общества благодаря познанию естественных основ социального порядка.. Социология возникла на основе идей Просвещения и как реакция на Французскую революцию. Таким образом, она является продуктом определенного времени и общества, однако впоследствии сама стала воздействовать на социальную действительность. Она была связана с духовными и политическими течениями своего временно социального мышления и не обязательно должна была выражаться только в социологии.

Период с 30-х гг. ХIХ в. до начала ХХ в. принято называть классическим этапом в развитии социологии. Это время теоретического развития социологии, формирования её исходных методологических принципов, разработки категорий, необходимых для описания и объяснения социальных явлений и процессов. Общепринято считать основоположниками социологии трех великих философов: Карла Маркса, Макса Вебера и Эмиля Дюркгейма.

Хотя К. Маркс и М. Вебер не считали социологию наукой отдельной от социальной философии, то они сформулировали ее основополагающие положения.

Начало XX века внесло существенные поправки в эти представления. Все больше слышалось критических замечаний, что социология претендует на некую роль метанауки, которая стремится вобрать данные всех других наук об обществе и на этой основе делать глобальные выводы.

Что касается Г. Зиммеля (1858—1918), то он также предложил свою концепцию того, как отделить социологию от других наук об обществе, и определил ее задачей изучение закономерностей, недоступных другим социальным наукам. Социология, по его мнению, изучает чистые формы «социации» (или общения), которые можно систематизировать, психологически обосновать и описать их историческое развитие.

Нужно отметить социологическую систему В. Парето (1848—1923). Уподобляя социологию точным наукам, таким, как физика, химия и астрономия, он предлагал пользоваться только эмпирически обоснованными измерениями, строго соблюдая логические правила при переходе от наблюдений к обобщениям. Он отвергал этические и ценностные элементы в исследовании, которые ведут к фальсификации, искажению фактов. По сути дела, он сформулировал основные требования эмпирической социологии, которая получила распространение в XX веке, начав в 20-е годы свое бурное развитие, обычно связываемое с именами В. Дильтея (1833—1911), У. Мура, К. Девиса и др.

Значительны заслуги Парето в разработке проблем политической элиты, которые во многом были продолжены и развиты Г. Моска (1858—1941). Таким образом, серьезным вкладом представителей классической социологии начала XX века было то, что они доказали несостоятельность претензий на изучение всего общества и пытались обосновать, что в основе их науки должна лежать деятельность социальных групп и общностей (Э. Дюркгейм), личность во всем многообразии ее социальных действий (М. Вебер) и что критерием социологии как науки должны стать эмпирические особым образом классифицированные и объясненные факты (В. Парето).

Среди других социологов, которых можно отнести к этому периоду, следует назвать Л. фон Визе (1876—1969), автора книги «Система общей социологии» (1933), посвященной исследованию всеобщих форм социальных явлений.

Конечно, этими именами не ограничивается весь тот круг мыслителей, которые относятся к этому периоду в развитии социологии. Среди них следует назвать К. Маннгейма (1893— 1947), который в своей концепции социологии знания обращал внимание на изучение тех структур, в которых, так или иначе, присутствовали взаимосвязи мышления и общества. Именно с этих позиций он подходил к трактовке идеологии, истины, роли интеллектуальной жизни в обществе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: