Уровень квалификации: 6-7




Особые требования к образованию:

Среднее/ высшее (преимущественно педагогическое, психолого-педагогическое, дефектологическое) профессиональное образование с дополнительным профессиональным образованием по направлению «Тьюторство в сфере инклюзивного образования» (краткосрочные курсы повышения квалификации, программа профессиональной переподготовки).

 

Профессиональный стандарт тьюторского сопровождения может быть принят уже в 2013 году

 

Мария Юрьевна Чередилина – руководитель «Международной тьюторской школы» – учебного проекта Московского тьюторского центра Межрегиональной тьюторской ассоциации (МТА), кандидат педагогических наук, эксперт Федерального института развития образования, эксперт МТА, координатор разработки профессионального стандарта тьюторского сопровождения.  
21 мая 2013 года Президент Межрегиональной тьюторской ассоциации (МТА) РФ Т.М.Ковалева и эксперт ассоциации М.Ю.Чередилина представляли проект стандарта по профессии "тьютор" на рабочей группе при Экспертном Совете по профессиональным стандартам при Министерстве труда и социальной защиты РФ. В итоге обсуждения руководитель рабочей группы Ю.М. Забродин поддержал идею утвердить профстандарт "тьютор" для социальной сферы уже в 2013 году.

АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ

Тьюторское педагогическое движение в России насчитывает почти двадцать лет. С самого начала оно сочетало в себе научный и практический поиск, результаты которого в концентрированном виде представлялись на всероссийских тьюторских конференциях, которые начали проводиться с 1996 года в Томске.

Отличаясь высоким уровнем новизны для системы российского образования, тьюторское движение какое-то время оставалось достаточно закрытым, «элитным». В последние годы сложились условия и потребность в более широком распространении идей и практики тьюторского сопровождения как особой педагогической деятельности по сопровождению формирования и реализации индивидуальных образовательных программ (ИОП). Так, новые ФГОС всех уровней ориентируют образовательные учреждения на то, чтобы уделять особое внимание формированию условий реализации основной образовательной программы. Среди этих условий важное место занимает организация образовательного процесса. Ресурсом развития, с учетом современных тенденций в образовании и на рынке труда, несомненно, является организация образовательного процесса на принципах индивидуализации, открытости, вариативности, в т.ч. поддержка ИОП на всех уровнях образования (общее, профессиональное).

С 2008 года должность тьютора официально закреплена в перечнях должностей в сфере образования. Краткое описание тьюторской деятельности можно найти в квалификационных характеристиках по данной должности. Однако данные описания не позволяют представить профессиональную деятельность во всей полноте – такова специфика данного формата.

Профессиональное обучение тьюторов нельзя назвать массовым, и сегодня образовательные учреждения испытывают дефицит достоверной, научной информации о возможностях тьюторского сопровождения, а также нуждаются в рекомендациях по введению тьюторства в практику работы, что связано не только с подготовкой самих педагогов-тьюторов, но и общей направленностью педагогического процесса, принятыми нормами взаимодействия участников образования, его нормативным и документационным обеспечением.

С 2009-2010 учебного года обучение тьюторов ведется в формате магистерской программы при общеуниверситетской кафедре педагогики Московского педагогического государственного университете (МПГУ). МТА также сертифицировала 5 региональных Центров развития тьюторской практики с правом разработки и ведения программ повышения квалификации и переподготовки в сфере тьюторства: Томской области, Республики Удмуртия, Москвы, Волгоградской области, Республики Чувашия.

Как актуальные, Межрегиональной тьюторской ассоциацией на 2012-2014 гг. поставлены задачи:

- разработка показателей и процедур проведения оценки квалификации и сертификации педагогов-тьюторов;

- разработка положений о тьюторском сопровождении в сферах, где наблюдается наибольший дефицит нормативной базы и одновременно ярко выражена специфика деятельности тьютора (в семейном, инклюзивном образовании и др.);

- формирование программ подготовки педагогов-тьюторов всех уровней профессионального образования, а также разработка учебно-методических материалов к этим программам.

Решение указанных задач возможно на основе установления и поддержания единых требований к содержанию и качеству тьюторского сопровождения как профессиональной деятельности. Этой цели и должен служить профессиональный стандарт.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: