Социальный статус и социальные роли личности




Соц. статус – это соотносительная позиция, занимаемая личностью или группой в общ-ве в соответствии с профессией, соц.-экономич-им положением, полит. возможностями, полом, происх-ем, семейным положением. Поскольку каждого человека характ-ет не один, а несколько статусных признаков, Роберт Мертон ввел в С. понятие «статусный набор», кот. применяется для обозначения всей совокупности статусов данного индивида. В этой совокупности чаще всего выделяется ключевой, или главный статус, наиболее характ-ый для данного индивида. Именно по этому статусу его выделяют окружающие или отождествляют его с ним. В С. принято различать два статуса – личный и соц.. Соц. статус употр-ся обычно в двух значениях. Когда этот термин употр-ся в широком смысле, речь идет о положении, занимаемом человеком объективно в соц. структуре группы или общ-ва, в узком – это положение ч-ка, кот. он автоматически занимает как представитель большой соц. группы (демографич., национальн. и т.д.). Личный статус отличается от соц. тем, что положение, занимаемое ч-ом в малой группе, определяется именно индивидуальными кач-вами личности. Поэтому соц. статус играет приоритетную роль среди незнакомых, а личный – среди знакомых людей. Существует три вида соц. статуса: приписываемый,достигаемый и смешанный. Припис-емый включает в себя и прирожденные статусы – статусы пола, расы, национальности. От припис-мого статуса существенно отличается тот статус, который достигается человеком благодаря его собственным усилиям, настойчивости, целеустремленности и называется поэтому достигаемым. В современном общ-ве подавляющее большинство статусов – достигаемые. Примером смешанного статуса является статус инвалида, безработного. Элементы статуса: статусная роль, статусные права и обязанности, статусные символы, статусный образ (имидж), статусная идентификация. Ролевой набор – совокупность ролей в рамках одного статуса.

Социальная роль – (по Р. Мертону) ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе.

Типы ролей (по Дж. Морено)

1)«психосоматические» роли, когда поведение связано с основными биологическими потребностями, а проигрывание ролей объективно носить бессознательный характер;

2)«психодраматические» роли, когда поведение личности строится в соответствии с конкретными требованиями данного социального окружения;

3)«социальные» роли, когда личность ведет себя так, как этого ожидают от представителя той или иной социальной категории (матери, рабочего, христианина).

Роль уже статуса. Статус это набор ролей. Ролевой набор – (Р. Мертон) совокупность ролей, вытекающих из данного статуса. Ролевой набор включает формальные и неформальные роли. Многообразие ролей порождает внутренние конфликты личности, т. е. ролевые конфликты или ролевую напряженность.

В качестве ожидаемого поведения социальная роль включает в себя совокупность социальных норм, определяющих ожидаемую последовательность действий субъекта, адекватную его социальному статусу. Например, от талантливого шахматиста ожидается профессиональная игра, от президента — способность формулировать интересы страны и реализовать их и т. п. Поэтому соц. роль можно определить как поведение, соответствующее социальным нормам, принятым в данном обществе.


Социализация личности.

Личность – интегральное соц. кач-во, кот. формируется у индивида в процессе включения его в систему общ. отношений, освоения им мат. и духовных продуктов ч-кой культуры. Социализация – это сложный процесс включения ч-ка в соц. практику, приобретения им соц.кач-в, черт, усвоения общ. опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практич. деятельности. Социализация – начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных ценностей и норм. В процессе социализации выделяются стадии: дотрудовая, трудовая и послетрудовая; этапы: дошкольный, школьный, этап трудовой деятельности и послетрудовой. В соответствии с осн. жизненными циклами различают социализацию в периоды младенчества, детства, юности, зрелости и старости. Институты социализации – соц. учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Они бывают прямые, т.е. специально созданные для социализации, например, школа, и косвенные, решающие задачу попутно, например, трудовой коллектив. Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение соц. ролей. Поскольку социализация подразделяется на первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации также делятся на первичные и вторичные. Агенты первичной социализации – родители, близкие родственники, учителя, вторичной – должностные лица учебного заведения, предприятия, сотрудники СМИ т.д


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: