Политическая система общества: понятие, структура и функции




Политическая система — совокупность институтов государственной власти и общественных объединений, политических отношений и действий, ценностей, функций, полномочий и ресурсов, обеспечивающих управление обществом.

Значительный вклад в развитие теории политических систем внесли Д. Истон, Г. Алмонд, К. Дойч, Т. Парсонс.

Подходы к изучению политических систем:

1.институциональный — рассматривает политическую систему государственных и негосударственных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения (Г. Алмонд);

2.системный — исследует социальную систему, ее функции, системную теорию политики и политической власти (Т. Парсонс, Д. Истон).

Политолог Д. Истон представлял политическую систему как систему принятия политических решений — совокупность механизмов, по средствам которых осуществляется выявление социальных проблем, их постановка и разрешение.

Задачи исследования — изучить процесс принятия и реализации решений, обеспечить авторитарное распределение ценностей в обществе.

Политический деятель Г. Алмонд представлял политическую систему как систему социальных отношений. Он утверждал, что политическую систему можно исследовать как систему:

- институтов;

- ориентации или отношения к этим институтам.

Отношение граждан к политическим институтам складывается и формируется в общественном мнении. На характер общественного мнения влияют качество действий политической системы и тип политической культуры, действующий в обществе.

Политическая система, взаимодействуя с обществом, решает конкретные задачи:

- определяет и реализует политический курс государства;

- совершенствует механизм власти;

- мобилизует и распределяет ресурсы общества, необходимые для удовлетворения его потребностей;

- интегрирует и регулирует поведение субъектов политики.

Политическую систему можно определить как упорядоченную на основе права и иных социальных норм совокупность государственных и негосударственных институтов, в границах которых проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

От других социальных систем политическая система отличается рядом особенностей:

1.верховенством политической системы, статусом обязательности ее решения для всех других систем в обществе;

2.определенной самостоятельностью, рационализмом, нашедшим отражение в политико-правовых и иных социальных нормах, в таких институтах как лидерство, органы власти;

3.возможностью применения физического принуждения в соответствии с нормами права и законам;

4.взаимосвязью с другими сферами общественной жизни: экономической, социальной, духовной.

Структура политической системы общества включает в себя следующие подсистемы:

- институциональная — включает все государственные и общественные институты, ведущая роль принадлежит государственным органам и учреждениям. Значительную роль политической жизни играют политические партии, общественные организации и движения, группы давления и церковь;

- нормативно-регулятивная — корректирует и развивает политико-правовые и нравственные нормы, политические обычаи, традиции, поведение и отношение субъектов политики. Особую роль играют правовые нормы, закрепленные в Конституции, законах и других нормативно-правовых актах;

- коммуникативная — обеспечивает обмен информацией между политической властью и гражданами, соблюдение действующих норм политических отношений и контроль со стороны социальных институтов за деятельностью власти;

- культурно-идеологическая — включает политическую идеологию и культуру, служит ценностной основой развития и совершенствования политической системы;

- функциональная —представляет собой средства и методы реализации политической системой социальных интересов и властных отношений, обеспечивает взаимосвязь личности, государства, общества.

Основные функции политической системы:

1.приобщение граждан к политике, формирование и обогащение политической культуры общества;

2.взаимосвязь элементов политической системы с общественной средой;

3.мобилизация материальных и человеческих ресурсов на удовлетворение социальных интересов;

4.поддержание стабильности в обществе на основе общих целей и ценностей;

5.регулирование общественных процессов посредством «норма творчества», контроля соблюдения законов, принятия и выполнения управленческих решений;

6.определение и выработка конкретного политического курса, целей и задач, развитие общества;

7.создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов структуры общества.

Основные критерии политической системы: стабильность, эффективность, легитимность, легальность.

8. Типология политических систем Общепризнанной в западной политологии является классификация политических систем, предложенная Г. Адмондом.

Критерии классификации политических систем следующие:

1.источник и характер государственной власти и политического режима в обществе;

2.обеспечение прав и свобод граждан;

3.стабильность и благополучие общества, достижение в социально-экономическом, политическом и духовном развитии;

4.уровень политической культуры общества.

Выделяют следующие виды политических систем:

1.англо-американская (характеризуется многообразием политических ролей и функций негосударственных структур, однородностью политической культуры; гарантируются либеральные ценности: свобода личности, индивидуализм, благосостояние и безопасность; обществу характерны: прагматизм и рационализм);

2.для континентальных европейских политических систем свойственны: отсутствие целостной политической культуры, наличие сильных этнических конфессиональных и территориальных субкультур, что порождает правительственные и парламентские кризисы;

3.доиндустриальная политическая система отличается закрытой политической культурой, которая имеет преимущественно классовый характер, власть не имеет четкого разделения по полномочиям, что ведет к конфликтной ситуации.

Различают три типа политических систем, наиболее характерны для современного общества:

- демократические;

- авторитарные;

- тоталитарные.

Характерные черты демократической политической системы:

1.Основой общественного устройства являются демократические ценности (народовластие, свобода, равенство, права человека, гражданское общество, правовое государство, плюралистическая политическая культура).

2.Источником государственной власти является народ. Он избирает своих представителей во властные органы, периодически сменяя их и контролируя их деятельность (США).

3.Граждане непосредственно или через своих представителей участвуют в управлении обществом и государством и принимают решения.

4.Существует равная ответственность и обязательность государства перед гражданами и граждан перед государством.

5.Меньшинство подчиняется большинству при принятии политических решений, которые регулируются Конституцией или демократическими нормами общественных отношений.

Характеристика авторитарной политической системы:

1.Характерна власть одного человека или группы лиц, которая закреплена в законе.

2.Власть постоянно выступает за демократическое общество, при этом проявляет политическую нетерпимость аппозиции, конкуренции, проводит манипулирование обществом.

3.Существует неразвитость демократических институтов общества, низкий уровень политической культуры граждан.

4.Политическая система отличается слабой адаптивностью к окружающей среде, невосприимчива к инновациям.

Характерные черты тоталитарной политической системы:

1.Осуществляется всеобъемлющий государственный контроль над обществом, личностью.

2.Присутствует монополизация власти на информацию, единая идеология преследования, инакомыслия и идейных оппонентов (фашизм, сталинизм, маосизм).

3.Существует государственная собственность, используются административно-командные методы управления экономикой.

4.Власть регулирует все сферы жизни общества, включая и частную жизнь граждан (тотальная политизация общества).

Политический режим

Политический режим — совокупность методов, приемов, средств осуществления политической власти, которая характеризует среду и условия политической жизни общества.

Выделяют три механизма, анализ которых позволяет охарактеризовать политический режим:

- институциональный (отражает, как и какие институты действуют в политической системе, их значимость и способы воздействия);

- социологический (характеризует, какие социальные группы существуют в политической системе, как строятся отношения между этими группами и государством, каковы и как соотносятся права и возможности различных групп в политике);

- идеологический (характеризует, какие идеи и насколько свободно можно формулировать в политической системе).

В

Понятие политического режима включает в себя ряд основных кри­териев:

- характер и мера осуществления власти;

- механизм формирования власти;

- взаимоотношения общества и власти;

- роль и значение негосударственных и неполитиче­ских организаций и структур;

- характер существующих в обществе запретов;

- роль идеологии в жизни общества;

- характер политического лидерства;

- соотношение прав и свобод граждан;

- положение средств массовой информации;

- роль политических партий;

- соотношение между законодательной и исполнитель­ной властью;

- роль и значение органов подавления;

- тип политического поведения.

Наиболее распростра­ненной является классификация, согласно которой все режимы делятся на:

- тоталитарные;

- авторитарные;

- демократические.

Тоталитарный режим. Его название происходит от латин­ского totalis — весь, полный, це­лый. Характеризуется тем, что вся власть сосредоточена в руках какой-либо одной группы (обычно партии), уничтожившей в стране демократиче­ские свободы и возможности возникновения политической оппозиции, полностью подчинившей жизнь общества сво­им интересам и сохраняющей свою власть благодаря на­силию, военно-полицейскому террору и духовному пора­бощению населения.

Завершая анализ тоталитарного режима, можно отме­тить, что в научной литературе оформилась в основном модель тоталитаризма, которая включает в себя следую­щие компоненты:

- признание руководящей роли одной партии в сфере политической и осуществление ее диктатуры;

- господство официальной идеологии в сфере духовной и принудительное навязывание ее членам общества;

- существование всеобщего контроля за поведением индивидов в сфере социальной с применением методов подавления;

- всеобщий контроль за всеми средствами массовой коммуникации;

-централизованное руководство и управление экономикой.

Авторитарный режим. Его название происходит от лат. autoritas — власть, влияние). Авторитарный режим государственно-политическое устройство общества, основу которого составляет власть одного человека или группы лиц.

Политолог Дж. Линз определил авторитарный режим как режим, где лидер или узкая группа лиц осуществляет власть в нечетко определенных границах, но вполне предсказуемых. Авторитарный режим стремится сохранить власть, ограничивая активность граждан в политической сфере, нейтрализуя конкуренцию внутри элиты, но представляет некоторые свободы в экономической, культурной и личной жизни граждан.

Авторитарный режим чаще всего опирается на армию, которая может вмешиваться в политический процесс, что­бы покончить с длительным политическим или социаль­но-экономическим кризисом в обществе. При авторита­ризме возможны скрытая борьба за власть конкурирующих кланов. Часто этому режиму удается сочетать экономиче­ское процветание с политической стабильностью.

Польский политолог Е. Вятр провел типологию авторитарных режимов:

1.военное правление;

2.теократический авторитарный режим;

3.персонифицированный режим, когда власть принадлежит политическому лидеру без сильных институтов власти кроме полиции;

4.монархический авторитарный режим.

Демократический режим. Понятие «демократия» в современ­ном политическом языке — одно из наиболее распространенных. Его употребление выходит далеко за пределы первоначального смысла (demos — народ, kratos — власть). Это понятие впервые встречается у Геродота. Тогда демократию рас­сматривали как особую форму государственной власти, особую разновидность организации государства, при ко­торой власть принадлежит не одному лицу и не группе лиц, а всем гражданам, которые пользуются равными пра­вами на управление государством. В настоящее время демократию рассматривают как:

- форму устройства любой организации, прин­цип взаимоотношений, основанный на равноправии, вы­борности, принятии решений большинством;

- идеал общественного устройства, основанный на свободе, правах человека, гарантиях прав меньшинства, народном суверенитете, политическом участии, гласности, плюрализме, толерантности;

- тип политического режима, характеризующийся совокупностью определенных признаков.

Для этого режима характерен принцип взаимной от­ветственности граждан и государства. Закон защищает не только граждан от власти, но и власть от граждан. Как правило, в конституции закрепляется отношение к народу как к суверенному источнику власти. С формальной точки зрения демократия — это власть процедуры. При этом режиме особое значение придается личным и деловым качествам представителей власти.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: