Государство — основной институт политической системы, организующий повторную и контролирующую деятельность и отношение граждан, общественных групп, классов, ассоциаций с помощью государственного аппарата.
Государство — универсальная политическая организация, осуществляющая суверенную власть в интересах проживающих в пределах определенной территории людей и регулирования их взаимодействия на основе права с помощью специального аппарата.
Государство — один из наиболее важных институтов политической системы. Первое государство в истории человечества появилось в конце 4-го — начале 3-го тысячелетия до н. э.
Государство возникло в результате разложения родоплеменного строя под воздействием:
- процесса перехода общества от присваивающего хозяйства к производящему земледелию и животноводству;
- специализации видов трудовой деятельности, выделения управленческого труда в особую отрасль;
- возникновения института частной собственности и необходимости создания специфических правил, норм, структур, регулирующих имущественные отношения;
- потребности в вооруженных силах с целью сохранения и преумножения собственной территории.
Концепции происхождения государства:
- патриархальная, согласно которой государство возникло в процессе соединения родов в племена, племен в большие целостные группы вплоть до государственных образований. (Конфуций, Аристотель, Р. Филмер, который в XVIII в. выдвинул данную идею);
- теократическая, в рамках которой возникновение государства и каждый конкретный акт государственной власти объясняется волей сверх природного существа или Бога (А. Августин, Ф. Аквинский);
- теория общественного договора, исходящая из признания государства результатом договора, заключенного между суверенными властями и подданными (Г. Гроций, Т. Гоббс, Ж. Ж. Руссо, Дж. Локк);
- теория насилия, получившая широкое распространение в XIX в. и рассматривающая государство как организацию господства победителей над побежденными, завоевание одних народов другими (Л. Гумплович, М. Бакунин, К. Каутский, М. Штирнер, П. Прудон);
- формационная теория, согласно которой способ производства материальной жизни — базис, обуславливающий социальный, политический и духовный процесс жизни людей — надстройку. Развитие средств производства, частной собственности, стремление одного класса закрепить права распоряжаться средствами производства по средствам организации государства как института господства одного класса над другим (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин);
- экономическая теория, где государство рассматривалось как продукт исторического прогресса, ядром которого выступают экономические преобразования. Изменение в области экономики приводит к общественному разделению труда и появлению государства (А. Сан Семон, Платон).
Государство обладает следующими качественными признаками:
1.Государство — единая территориальная организация политической власти. Идея территориального единства государства впервые была провозглашена французской Конституцией 1791 г.
2.Государство — общность людей, объединенных правовым союзом граждан (гражданством). Институт гражданства выражает сущность государства для каждого его гражданина.
3.Государство обладает специальным механизмом управления обществом, органами и учреждениями, наделенными властными полномочиями.
4.Государство — суверенная организация власти, обладающая верховной властью, которая самостоятельно и независимо осуществляется на своей территории, а также в рамках международного права обеспечивает интересы во внешней политике. Суверенитет является атрибутом государства.
5.Государство обладает монополией на издание нормативно-правовых актов, взимание налогов и сборов с населения, применение средств и методов принуждения.
Функции государства:
1.внутренние:
- политическая — осуществление властных полномочий и поддержание политической стабильности общества, реализация политического курса, одобренного гражданами;
- организаторская — обеспечение взаимодействия всех звеньев политической системы в решении социально-политических проблем;
- экономическая — стимулирование и регулирование экономической деятельности, использует для этих целей налоговую и кредитную политики;
- правовая — установление правовых норм, поддержание правопорядка и законности в обществе;
- социальная — удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан, регулирование общественных отношений, гуманизации социальной среды;
- культурно-воспитательная — охрана и обогащение историко-культурного и духовного наследия общества, совершенствование условий социализации личности;
2.внешние:
- обеспечение суверенитета, независимости и территориальной целостности государства;
- развитие взаимовыгодного международного политического и экономического сотрудничества;
- участие в программах по преодолению глобальных проблем современности, экологического кризиса, предотвращение ядерной войны.
|
Формы правления
Различают две основные формы правления:
1.монархия;
2.республика.
Монархия (греч. monarhia — единовластие) — форма правления, при которой власть концентрируется в руках главы государства (монарха). Имеет определенные признаки:
1.власть передается по наследству;
2.не зависит от воли населения;
3.осуществляется бессрочно.
Выделяют виды монархии:
- абсолютная — неограниченная власть монарха в его руках сосредоточены три ветви власти: законодательная, судебная, исполнительная. Как правило, монархия является и духовным лидером власти (Саудовская Аравия, Ката, Оман);
- конституционная — полномочия монарха ограничены в одной или нескольких ветвях власти. Действует основной принцип, где власть монарха ограничена парламентом — «монарх царствует, но не правит» (Великобритания, Швеция, Дания, Испания, Бельгия, Япония);
- дуалистическая — власть монарха ограничена в законодательной области и имеет широкие полномочия в исполнительной области (Иордания, Кувейт, Марокко, Ирак).
Республика (лат. respubliku — общественное дело) — форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа — парламента.
Республика характеризуется:
1.выборностью и сменяемостью власти;
2.зависимостью власти от воли избирателей.
Различают три вида республики:
1.президентская — значительная роль президента в системе органов государственной власти. Президент одновременно является главой государства и главой исполнительной власти (США, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика).
Президент избирается либо прямыми выборами, либо коллегией выборщиков. Присутствует четкое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Президент обладает правом законодательной инициативы, а так же правом отлагать вета на решение парламента;
2.парламентская (ФРГ, Италия, Индия, Турция, Израиль, страны Прибалтики). Правительство формируется на парламентской основе. Парламент может выразить вотум недоверия Правительством. Глава правительства премьер-министр — глава исполнительной власти, является первым лицом государства. Президент исполняет представительские и церемониальные функции. Парламент может ограничить действия президента, урезая ему бюджет;
3.полупрезидентская (смешанная), (Австрия, Финляндия, Франция, Болгария, Польша). Сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства, которое несет двойную ответственность перед президентом и парламентом. Последние избираются народом. Президент является главой государства.