Государство как основной институт политической системы общества




Государство — основной институт политической системы, организующий повторную и контролирующую деятельность и отношение граждан, общественных групп, классов, ассоциаций с помощью государственного аппарата.

Государство — универсальная политическая организация, осуществляющая суверенную власть в интересах проживающих в пределах определенной территории людей и регулирования их взаимодействия на основе права с помощью специального аппарата.

Государство — один из наиболее важных институтов политической системы. Первое государство в истории человечества появилось в конце 4-го — начале 3-го тысячелетия до н. э.

Государство возникло в результате разложения родоплеменного строя под воздействием:

- процесса перехода общества от присваивающего хозяйства к производящему земледелию и животноводству;

- специализации видов трудовой деятельности, выделения управленческого труда в особую отрасль;

- возникновения института частной собственности и необходимости создания специфических правил, норм, структур, регулирующих имущественные отношения;

- потребности в вооруженных силах с целью сохранения и преумножения собственной территории.

Концепции происхождения государства:

- патриархальная, согласно которой государство возникло в процессе соединения родов в племена, племен в большие целостные группы вплоть до государственных образований. (Конфуций, Аристотель, Р. Филмер, который в XVIII в. выдвинул данную идею);

- теократическая, в рамках которой возникновение государства и каждый конкретный акт государственной власти объясняется волей сверх природного существа или Бога (А. Августин, Ф. Аквинский);

- теория общественного договора, исходящая из признания государства результатом договора, заключенного между суверенными властями и подданными (Г. Гроций, Т. Гоббс, Ж. Ж. Руссо, Дж. Локк);

- теория насилия, получившая широкое распространение в XIX в. и рассматривающая государство как организацию господства победителей над побежденными, завоевание одних народов другими (Л. Гумплович, М. Бакунин, К. Каутский, М. Штирнер, П. Прудон);

- формационная теория, согласно которой способ производства материальной жизни — базис, обуславливающий социальный, политический и духовный процесс жизни людей — надстройку. Развитие средств производства, частной собственности, стремление одного класса закрепить права распоряжаться средствами производства по средствам организации государства как института господства одного класса над другим (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин);

- экономическая теория, где государство рассматривалось как продукт исторического прогресса, ядром которого выступают экономические преобразования. Изменение в области экономики приводит к общественному разделению труда и появлению государства (А. Сан Семон, Платон).

Государство обладает следующими качественными признаками:

1.Государство — единая территориальная организация политической власти. Идея территориального единства государства впервые была провозглашена французской Конституцией 1791 г.

2.Государство — общность людей, объединенных правовым союзом граждан (гражданством). Институт гражданства выражает сущность государства для каждого его гражданина.

3.Государство обладает специальным механизмом управления обществом, органами и учреждениями, наделенными властными полномочиями.

4.Государство — суверенная организация власти, обладающая верховной властью, которая самостоятельно и независимо осуществляется на своей территории, а также в рамках международного права обеспечивает интересы во внешней политике. Суверенитет является атрибутом государства.

5.Государство обладает монополией на издание нормативно-правовых актов, взимание налогов и сборов с населения, применение средств и методов принуждения.

Функции государства:

1.внутренние:

- политическая — осуществление властных полномочий и поддержание политической стабильности общества, реализация политического курса, одобренного гражданами;

- организаторская — обеспечение взаимодействия всех звеньев политической системы в решении социально-политических проблем;

- экономическая — стимулирование и регулирование экономической деятельности, использует для этих целей налоговую и кредитную политики;

- правовая — установление правовых норм, поддержание правопорядка и законности в обществе;

- социальная — удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан, регулирование общественных отношений, гуманизации социальной среды;

- культурно-воспитательная — охрана и обогащение историко-культурного и духовного наследия общества, совершенствование условий социализации личности;

2.внешние:

- обеспечение суверенитета, независимости и территориальной целостности государства;

- развитие взаимовыгодного международного политического и экономического сотрудничества;

- участие в программах по преодолению глобальных проблем современности, экологического кризиса, предотвращение ядерной войны.

   
 

 

Формы правления

Различают две основные формы правления:

1.монархия;

2.республика.

Монархия (греч. monarhia — единовластие) — форма правления, при которой власть концентрируется в руках главы государства (монарха). Имеет определенные признаки:

1.власть передается по наследству;

2.не зависит от воли населения;

3.осуществляется бессрочно.

Выделяют виды монархии:

- абсолютная — неограниченная власть монарха в его руках сосредоточены три ветви власти: законодательная, судебная, исполнительная. Как правило, монархия является и духовным лидером власти (Саудовская Аравия, Ката, Оман);

- конституционная — полномочия монарха ограничены в одной или нескольких ветвях власти. Действует основной принцип, где власть монарха ограничена парламентом — «монарх царствует, но не правит» (Великобритания, Швеция, Дания, Испания, Бельгия, Япония);

- дуалистическая — власть монарха ограничена в законодательной области и имеет широкие полномочия в исполнительной области (Иордания, Кувейт, Марокко, Ирак).

Республика (лат. respubliku — общественное дело) — форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа — парламента.

Республика характеризуется:

1.выборностью и сменяемостью власти;

2.зависимостью власти от воли избирателей.

Различают три вида республики:

1.президентская — значительная роль президента в системе органов государственной власти. Президент одновременно является главой государства и главой исполнительной власти (США, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика).

Президент избирается либо прямыми выборами, либо коллегией выборщиков. Присутствует четкое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Президент обладает правом законодательной инициативы, а так же правом отлагать вета на решение парламента;

2.парламентская (ФРГ, Италия, Индия, Турция, Израиль, страны Прибалтики). Правительство формируется на парламентской основе. Парламент может выразить вотум недоверия Правительством. Глава правительства премьер-министр — глава исполнительной власти, является первым лицом государства. Президент исполняет представительские и церемониальные функции. Парламент может ограничить действия президента, урезая ему бюджет;

3.полупрезидентская (смешанная), (Австрия, Финляндия, Франция, Болгария, Польша). Сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства, которое несет двойную ответственность перед президентом и парламентом. Последние избираются народом. Президент является главой государства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: