Ответьте на вопрос (4 балла).




Класс

1-й уровень (6 заданий = 30 баллов)

1.1. Выполните задание (5 баллов).

Выделите окончание у следующих слов (5 * 1 = 5 б.):

гравий, великий, вороний, третий, кормчий.

1.2. Подберите русские эквиваленты к следующим пословицам (4*1 б.=4 балла).

а) как псу муха (польск.); б) как заяц в ананасе (польск.); в) спеши медленно, не торопясь (латин.); г) когда свинья в желтых шлепанцах вскарабкается на грушу (болгарск.).

Найдите существительные мужского рода (6 баллов).

Плацкарты, овощи, ворота, колени, оладьи, побережья, рельсы, погоны, санатории, чернила, туфли, ботинки, ботфорты, кроссовки.

Ответьте на вопрос (4 балла).

Среди форм единственного числа существительного клей есть, в частности, такие: 1) клей, 2) клея, 3) клею, 4) клеем.

Какие из них имеют омонимичные формы, не являющиеся существительными?

1.5. Прочитайте текст орфографического правила, выполните задание (5 баллов).

В суффиксах ˂….˃ причастий ˂….˃ времени пишется буква Е, если причастие образовано от глагола 1-го спряжения. Если же причастие образовано от глагола 2-го спряжения, то в суффиксе пишется буква ˂….˃.

а) восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущенные фрагменты (2 б.); б) сформулируйте название этого орфографического правила (2 б.); в) приведите примеры его использования (1 б.).

1.6. Перепишите текст. Расставьте недостающие знаки препинания (2 б.), пронумеруйте простые части в составе сложного предложения (1,5 б.), подчеркните грамматические основы (2,5 б.) (6 баллов).

В свете есть иное диво:

Море вздуется бурливо

Закипит подымет вой

Хлынет на берег пустой

Разольется в шумном беге –

И очутятся на бреге

В чешуе как жар горя

Тридцать три богатыря.

А.С. Пушкин

2-й уровень (2 задания: 10 б. + 30 баллов = 40 баллов)

2.1.Прочитайте отрывок из сказки Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес» и решите лингвистическую задачу (10 баллов).

На каком основании героиня сближает пары слов? Верно ли «новое правило» Алисы? На примере 2-3 пар докажите это. (5 б.) Нет ли среди обнаруженных героиней совпадений действительно родственных слов? (2 б.) Приведите собственные примеры подобной «веселой лингвистики» (не менее двух) (3 б.).

Алиса приятно удивилась, увидев Герцогиню в отличном расположении духа, и подумала, что это, должно быть, от перца она была такой вспыльчивой.

– Когда я буду Герцогиней, – сказала она про себя (без особой, правда, надежды), – у меня в кухне совсем не будет перца. Суп и без него вкусный! От перца, верно, и начинают всем перечить…

Алиса очень обрадовалась, что открыла новое правило.

– От уксуса – куксятся, – продолжала она задумчиво, – от горчицы – огорчаются, от лука – лукавят, от вина – винятся, а от сдобы – добреют. Как жалко, что никто об этом не знает… Все было бы так просто. Ели бы сдобу – и добрели!

2.2. Прочитайте текст и выполните его комплексный анализ (30 баллов).

Как распускаются разные деревья

Листики липы выходят сморщенные и висят, а над ними розовыми рожками торчат заключавшие их створки почек.

Дуб сурово развёртывается, утверждая свой лист, пусть маленький, но и в самом младенчестве своём какой-то дубовый.

Осинка начинается не в зелёной краске, а в коричневой, в самом младенчестве своём монетками, и качается.

Клён распускается жёлтый, ладошки листа, сжатые, смущённо и крупно висят подарками.

Сосны открывают будущее тесно сжатыми смолисто-жёлтыми пальчиками. Когда пальчики разожмутся и вытянутся вверх, то станут совершенно как свечи.

М.М. Пришвин

1. Как связаны заглавие текста, тип речи и тема? (3 б.)

2. Определите стиль текста и обоснуйте своё мнение. (3 б.)

3. Чем интересна композиция текста? Как композиционные особенности помогают понять авторскую позицию? Удаётся ли автору в столь лаконичной манере подметить что-то яркое, особенное и отразить это в слове? (3 б.)

4. Выпишите ключевые слова темы, распределив их на группы: имя сущ., глаголы. (3 б.)

5. Какова роль родо-видовых слов-понятий? (3 б.)

6. Какие морфологические признаки глагола играют особую роль в тексте? Какова роль глаголов разных видо-временных форм? Какую роль играют глаголы несовершенного (кроме последнего предложения) вида и настоящего (кроме последнего предложения) времени? (3 б.)

7. Какие части речи играют особую изобразительно-выразительную роль в описании деревьев? Попробуйте объяснить использование частей речи (для наблюдения можно ограничиться описанием липы, дуба, осинки), определив их общее грамматическое значение. (3 б.)

8. Что удалось сказать автору в столь лаконичной форме? Каким вы представляете автора после прочтения этого текста? (3 б.)

9. Видели ли вы, как распускаются деревья? Расскажите о своих весенних наблюдениях, продолжив текст М.М. Пришвина или создав собственный (3-5 предложений). (6 б.)

3-й уровень. Творческое задание (1 задание – 20 баллов)

1.1. Напишите антирекламу (подобно теле- или радиорекламе) на одну из предложенных тем (0,5-0,75 страницы) (10 + 10=20 баллов).

ü Радиостанция, которую не стоит слушать

ü Телепередача, которую не стоит смотреть

ü Интернет-сайт, который не стоит посещать

4-й уровень. Тема ораторского выступления (10 баллов)

Ø Родной край: вчера, сегодня, завтра

Ø Люблю Отчизну я...

Ø Жить в сфере добра

Ø Заменит ли компьютер книгу?

Ø Речевой портрет современного школьника. Какой он?

Ø Легко ли быть учеником?

Длительность ораторского выступления – 1,5 минуты.

P.S. Всего 100 баллов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: