II (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) ЭТАП
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Класс
Уважаемый участник Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию! Вам предлагается выполнить задания муниципального этапа олимпиады. Внимательно читайте формулировку каждого задания, чтобы дать ответ строго на поставленные вопросы и в той форме, которую предполагает каждое конкретное задание. Ответы вписывайте в специально отведенные для этого места. Успехов Вам в выполнении работы!
Общая сумма баллов за выполнение всей работы – 100 баллов.
№ 1 (7 баллов). «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите в правой колонке «Да», если считаете утверждение ошибочным – напишите «Нет».
1. Общество относится к саморазвивающимся системам | |
2. Индивид, личность, индивидуальность – понятия, являющиеся тождественными | |
3. Одной из функций семьи является участие в разработке законов государства | |
4. Первые конституции современного типа появились в США и Германии | |
5. Христианство, иудаизм, ислам – это мировые монотеистические религии | |
6. Прибыль фирмы больше выручки фирмы | |
7. Деньги позволяют накапливать сокровища в наиболее ликвидной форме |
№ 2 (15 баллов). Выберите в каждом из приведенных заданий все правильные варианты ответа (Номера выбранных вариантов ответа обведите в кружок):
2.1. Какие функции выполняют цены:
1) позволяют ограничить потребление ресурсов;
2) выравнивают спрос и предложение;
3) являются мотивацией для производства;
4) помогают эффективнее собирать налоги.
2.2. Володя хорошо учится в школе, проявляет ответственность и самостоятельность в поступках. Он занимается в кружке авиамоделирования и в музыкальной школе по классу гитары. Все это характеризует Володю как:
1) личность;
2) индивида;
3) ученика;
4) товарища.
2.3. Среди перечисленных ниже государственных органов выделите те, которые занимаются правоохранительной деятельностью:
1) Центральная избирательная комиссия;
2) Прокуратура;
3) Министерство внутренних дел;
4) Генеральный штаб Вооруженных сил РФ;
5) Министерство юстиции РФ;
6) Министерство обороны.
2.4. Какая ситуация(и) является(ются) примером(ами) семейных правоотношений:
1) дочь получила наследство от друга семьи;
2) родители-алкоголики были лишены родительских прав;
3) на свою первую зарплату сын купил подарок родителям;
4) сын устроился работать на семейную фирму.
2.5. Форма осуществления власти в государстве недемократическими методами называется:
1) охлократией;
2) тиранией;
3) диктатурой;
4) анархией.
2.6. К разновидностям какой культуры можно отнести классическую оперу и салонную музыку:
1) массовой культуры;
2) субкультуры;
3) народной культуры;
4) элитарной культуры;
5) контркультуры.
2.7. Выполнение культурных и социальных норм регулируется:
1) табу;
2) обычаями;
3) санкциями;
4) социальными ролями.
2.8. Ученик выполняет задание, полученное им от учителя литературы. Какая информация о его деятельности позволяет сделать вывод, что эта деятельность носила творческий характер:
1) ученик написал новое стихотворение о своих друзьях;
2) ученик поработал с материалами учебника литературы;
3) ученик прочитал томик стихов любимого поэта;
4) ученик познакомился с особенностями стихосложения.
2.9. В каком из приведенных ниже предложений понятие «общество» употреблено в смысле «группа людей, объединенных общими увлечениями и интересами»?
1) человеческое общество издревле почитает богов и верит в сверхъестественные силы;
2) общество любителей военной истории провело представление-реконструкцию сражения викингов с древними славянами;
3) современное российское общество отличается значительным разрывом в качестве и уровне жизни между богатыми и бедными;
4) средневековое общество отличалось консерватизмом и сильным влиянием церкви и религии.
2.10. 15-летняя Мария, занимающаяся в хореографической студии, победила в популярном конкурсе с танцем, поставленным по мотивам танцев народов Севера. Какие позитивные санкции возможны в данной ситуации?
1) награждение памятным подарком;
2) присуждение денежной премии;
3) аплодисменты зрителей;
4) присвоение звания «заслуженной артистки России»;
5) досрочное зачисление без экзаменов в театральный вуз.
№ 3 (5 баллов). Вставьте пропущенные слова в определения.
3.1. Обобщающий экономический показатель, который выражает совокупную стоимость произведенных внутри страны товаров и услуг в рыночных ценах, называется____________________________________________________________.
3.2. ________________________ − это самовластие и произвол, подавляющие всякое проявление свободной воли.
3.3. Наложение запрета на акт, принятый законодательным органом страны, именуется _______________________________________.
3.4. __________________________ − противник общественного прогресса, человек с отсталыми взглядами.
3.5. Способность иметь гражданские права и нести обязанности – это _________________________________________________.
№ 4 (5 баллов). По какому принципу образованы ряды? Подберите общее понятие к каждому из следующих рядов:
А) Водитель, академик, аспирант, инженер
Обобщающее понятие____________________________________________.
Б) Гражданское право, конституционное право, земельное право, уголовное право
Обобщающее понятие____________________________________________.
В) Признание права, уплата неустойки, компенсация морального вреда, возмещение убытков
Обобщающее понятие____________________________________________.
Г) Налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, земельный налог
Обобщающее понятие____________________________________________.
Д) Мифологическое, научное (рациональное), чувственное
Обобщающее понятие____________________________________________.
№ 5 (11 баллов). Заполните пронумерованные пропуски в тексте. Запишите буквенные обозначения вставляемых понятий рядом с соответствующими порядковыми номерами в таблице. Обратите внимание: в списке слов и словосочетаний есть такие, которые в тексте могут не встречаться.
Создание разнообразных благ, способных удовлетворять многочисленные потребности человека, предполагает (1), в ходе которой преобразуется вещество природы. То, что участвует в процессе производства и способствует созданию конечного продукта, носит название экономического ресурса, или (2).
Изначально (3) была основным средством производства, определявшим благосостояние народов. К этому понятию относятся не только собственно географические территории, но и все заключенное в их недрах (нефть, руды, газ, уголь и пр.), а также лесные угодья, гидроресурсы, рыбные богатства.
Процесс производства невозможен и без (4). Именно человек является инициатором, организатором и активным участником производственного процесса.
Немаловажным экономическим ресурсом является (5). Этот термин имеет много значений. В одних случаях он отождествляется со средствами производства, в других − с накопленными материальными благами, с деньгами, с накопленным общественным интеллектом.
За экономическими ресурсами стоят определенные группы людей: работники, землевладельцы (частник или государство не имеет значения), собственники средств производства, за таким ресурсом, как (6) − организаторы производства, управленцы. Каждая из групп претендует на определенную долю в общем доходе: работники получают доход в форме (7), (8) − процент, (9) − ренту, (10) − прибыль.
По поводу этого дохода между его владельцем и (11) возникает система сложных экономических отношений.
А) Труд человека Б) Предпринимательская деятельность В) Земля Г) Производственная деятельность Д) Дивиденды Е) Деньги Ж) Фактор производства З) Хозяйственная деятельность И) Капитал К) Собственник земли Л) Заработная плата М) Государство Н) Собственник капитала О) Предприниматель П) Общество
№ 6 (10 баллов). Заполните пропуски в схеме.
монархия |
5 |
№ 7 (6 баллов). Решите правовые задачи.
7.1. Гражданин Р. Был вызван к следователю для дачи свидетельских показаний по уголовному делу, возбужденному в отношении его сына. Может ли гражданин Р. отказаться от дачи показаний? Если может, то почему? Свой ответ обоснуйте.
Ответ:___________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________.
7.2. Гражданин В. был осужден за совершение преступления. По решению суда назначенное наказание он будет отбывать условно. Во время течения испытательного срока были назначены выборы депутатов Законодательного собрания области, в которой он проживал. В. решил зарегистрироваться в качестве кандидата в депутаты, однако избирательной комиссией области в регистрации ему было отказано на том основании, что он осужден судом к лишению свободы, а срок наказания еще не истек, и, следовательно, он по Конституции РФ не имеет права быть избранным. Законны ли действия избирательной комиссии?
Ответ:___________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________.
№ 8 (12 баллов). Ученик попросил одноклассника проверить его реферат, выделить все допущенные в нем ошибки и пронумеровать их. Одноклассник оказался не на высоте. Вместо 6 ошибок, которые были в работе на самом деле, он обнаружил 12. Напишите в специально отведенном поле для ответа рядом с соответствующей цифрой «да» (если содержащееся в работе утверждение в действительности верно) или «нет» (если содержащееся в работе утверждение действительно ошибочно) и объясните, в чем заключается ошибка.
Отличительные особенности родительских прав заключаются в том, что, во-первых, они одновременно являются и обязанностями родителей (1). Во-вторых, объем прав каждого из родителей зависит от возраста ребенка (2). В первые 5 лет жизни, когда ребенок наиболее нуждается в материнской заботе, больший объем прав закон предоставляет матери, а впоследствии права родителей равны (3). Третья особенность родительских прав: они бессрочны (4). И наконец, в-четвертых, при осуществлении родительских прав и обязанностей должны сочетаться интересы родителей и детей (5). Родительские права нашли отражение в Семейном кодексе РФ, принятом в 1995 году. В нормах этого кодекса получили отражение основные положения Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. Конвенция рассматривает ребенка как личность, неспособную защищать свои права и поэтому остро нуждающуюся в защите взрослых (6). Согласно Семейному кодексу РФ, родители свободны в выборе средств и методов воспитания. Однако пределы родительских прав ограничены целью воспитания (7): заботой о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей. В связи с ростом роли образования в современной жизни родители обязаны обеспечить получение детьми высшего образования (8). На родителей возлагается также защита прав и интересов детей. Мама и папа − законные представители своего ребенка в отношениях с третьими лицами. Родители несут полную материальную ответственность за вред (например, разбитое стекло, выжженная кнопка лифта и пр.), причиненный их детьми в возрасте до 14 лет (9).
Родители вправе определять имя, отчество, фамилию, а также местожительство своих детей (10). Ребенку принадлежит право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Он вправе также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (11), в котором рассматриваются вопросы его жизни и воспитания. В определенных законом случаях мнению ребенка, достигшего 6-летнего возраста, придается правовое значение (12).
Ответ:
1._______________________________________________________________________
____________________________________________________________________
2._______________________________________________________________________
____________________________________________________________________
3._______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
4._______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
5._______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
6______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
7._______________________________________________________________________
________________________________________________________________________
8._______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
9._______________________________________________________________________
________________________________________________________________________
10.______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
11.______________________________________________________________________
________________________________________________________________________
12.______________________________________________________________________
________________________________________________________________________
№ 9 (4 балла). Решите логические задачи.
Древнегреческие софисты говорили о себе: «Мы не мудрецы − обладатели мудрости; не философы − искатели мудрости; мы софисты − специалисты по мудрости!» Попробуйте стать «специалистами по мудрости» и закончите приведенные рассуждения, так как их завершали софисты.
9.1. У старшего из софистов, Протагора, был ученик, обучавшийся судебному красноречию. По уговору он должен был заплатить учителю после первого выигранного дела. Но ученик не спешил выступать в суде. Тогда Протагор сам подал на него в суд, рассуждая так: «Если я выиграю дело, он заплатит по приговору. А если он выиграет дело, то он заплатит по уговору». А ученик в то же время рассуждал так:
Ответ:___________________________________________________________________
______________________________________________________________________
________________________________________________________________________
9.2. Вера людей в богов и поклонение им были законом греческой жизни. Между тем Протагор учил, что «человек есть мера всем вещам − существованию существующих и несуществованию несуществующих». В отношении богов это означало, что
Ответ:___________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
№ 10 (6 баллов). Выберите из предложенного списка социальные факты, иллюстрирующие политические глобальные проблемы современного мира. Занесите номера соответствующих положений в специально отведенное для этого место.
1) Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) выразило обеспокоенность ядерной программой Ирана, призвав мировое сообщество к новым санкциям против этой страны.
2) Международный терроризм сегодня обладает широкими финансовыми и технологическими возможностями, способен действовать по всему миру, в любом из его регионов.
3) Ряд африканских стран не может справиться с неконтролируемым ростом рождаемости, международные гуманитарные организации не в состоянии обеспечить детей и матерей необходимым количеством медикаментов и продуктов питания.
4) Авария на платформах компании Бритиш Петролеум в Мексиканском заливе, по мнению многих специалистов по климату, способна оказать пагубное влияние на климатические условия на планете, замедлить теплое атлантическое течение Гольфстрим.
5) В Российской Федерации, впервые за многие годы, количество родившихся детей оказалось выше, чем количество умерших. Тем не менее, численность населения страны в перспективе будет сокращаться.
6) В Афганистане снова активизировалась деятельность движения Талибан, периодически подвергающего обстрелам крупнейшие города страны Кабул и Джелалабад.
Ответ__________________________________________________________________.
№ 11 (13 баллов). Решите кроссворд.
По горизонтали:
1. Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
2. Совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности.
3. Совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей.
4. Нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.
5. Особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.
6. Коренное качественное изменение, резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому.
7. Духовные представления, основанные на вере в существование бога (богов) или сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия.
8. Процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.
9. Преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры.
10. Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни, культуры и менталитета.
11. Человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности.
12. Нравственное, социальное или правовое требование ожидаемого поведения, предъявляемое человеку или группе.
По вертикали:
13. Процесс изменения всех сторон жизни общества под влиянием общемировой тенденции к взаимозависимости и открытости.
№ 12 (3 балла). Решите экономическую задачу.
В 2014 году в стране A расходы населения составили 100 млрд. денежных единиц A, инвестиции предприятий равны 50 млрд. денежных единиц A, расходы государства оказались на уровне 40 млрд. денежных единиц A, экспорт – 20 млрд. денежных единиц A, а импорт – 10 млрд. денежных единиц A. Определите валовой внутренний продукт страны A в 2014 году.
Ответ:___________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
№ 13 (3 балла). Определите, о чем идет речь на представленных ниже изображениях, и ответьте на вопросы.
13.1. Какая форма культуры представлена на изображениях?
Ответ:__________________________________________________________________
13.2. Укажите любые два признака, отличающие ее от доминирующей культуры общества
Ответ:___________________________________________________________________