цикла авторских статей в журнале «SALON-interior»




Библиотека психологии и психотерапии

Валерий Защепенков Василий Лифанов

ПСИХОЛОГИЯ ИНТЕРЬЕРП,

Или Мой интерьер как мой портрет

Книга подготовлена на основе

цикла авторских статей в журнале «SALON-interior»

 

Москва

Независимая фирма «Класс»

УДК 615.851 ББК 53.57 3 70

Защепенков В., Лифанов В.

3 70 Психология интерьера, или Мой интерьер как мой портрет - М Независимая фир­ма «Класс», 2005 - 160 с - (Библиотека психологии и психотерапии) ISBN 5-86375-062-6

Для чего мы создаем свой интерьер? Чтобы чувствовать себя в нем удобно А всегда ли наше жилище соответствует нам самим. Ведь часто мы стремимся (и по­лучаем) копию красивой картинки из модного журнала, в которой жить почему-то не очень уютно Авторы этой книги впервые попытались решить системный воп­рос устроения домашнего интерьера с помощью «инструментов» классического НЛП

Как это сделать' Сначала с помощью метапрограчм создать комплексный «портрет» хозяина жилища и его близких, затем - «портрет» интерьера Если со­вместить эти два «изображения», можно получить итоговый гармоничный мета-про|рамммный «портрет» своею будущего жилища Что, безусловно, поможет в его реализации - своими силами или же силачи архитектора

Главный редактор и издатель серии Л М Кроль Научный консультант серии ЕЛ Михайлова

© 2005 В Защепенков, В Лифанов

© 2005 Независимая фирма «Класс» издание оформление

© 2005 Е А Кошчина дизайн обложки

Исключительное право публикации на рус скоч языке принадлежи i излательс гву «Независимая фирма «Класс» Выпуск произведения или его фрагментов бе) разрешения издательства счита­ется противоправным и преследуется по икону

Отдельные экземпляры книг серии можно приобрести в магазинах: Москва: Дом книги «Арбат», торговые дома «Библио-Глобус» и «Молодая гвар­дия», магазин «Медицинская книга». Санкт-Петербург- Дом книги.

 

Предисловие

От авторов

Для чего мы создаем свой интерьер? Ответ очевиден - что­бы чувствовать себя в нем удобно. И еще чтобы в нем было при­ятно находиться не только нам, но и нашим гостям. И еще, конеч­но же, чтобы он был красивым.

Всегда ли мы имеем такой интерьер? Всегда ли те интерьеры, которые мы видим в журналах, соответствуют запросам заказчи­ка? И насколько сами запросы заказчика являются его личными запросами? Ведь часто на практике бывает так- неспособность за­казчика четко сформулировать свои (именно свои - личные, кровные!) пожелания приводит к тому, что он либо все отдает на откуп архитектору, отделываясь самыми общими фразами, (на­пример, «Чтобы все было круто и дорого! И модно, чтобы мне по­нравилось!»), либо формулирует архитектору якобы свои пожела­ния, которые на самом-то деле чужие, потому что с чужого голоса (из журналов, из телепередач, из опыта друзей и знакомых) и к данному человеку часто имеют весьма отдаленное отношение. Но поскольку эти чужие соображения, крутящиеся в голове, загрими­рованы под «модные» и «престижные», а значит, «свои», и альтер­нативы им нет, то человек в конце концов их слушается и прини­мает за собственные. И формулирует архитектору «свои» пожела­ния, который в итоге выливаются в «свой» интерьер. Повторяем­ся не в свой (личный, кровный!), а в «свой». Почему? А потому что именно «свои» пожелания и позволяют некоторым архитекто­рам проявлять в интерьере заказчика свои амбиции художника или свое же равнодушное всезнание. Поскольку не всякому архи­тектору захочется разбираться в истинных запросах такого заказ­чика, как в замутненном источнике, выявляя, что ему нужно на самом-то деле, и тратить на это свое время и нервы. И в таком случае архитектор начинает что-то проектировать, говоря заказчи­ку: «Вот так для вас будет хорошо!»

От авторов

В итоге получается журнально-красивый интерьер, модный, престижный и профессиональный, но лишь с определенной долей приближения отвечающий действительной потребности человека. То есть с ним опять приключилась обыкновенная беда человека XXI века: ПОДМЕНА СВОЕГО И НАСТОЯЩЕГО - ФАЛЬ­ШИВЫМ И «СВОИМ». А ему в этом пространстве жить - дол­гие, долгие годы, каждый, каждый день... Именно поэтому и про­исходят в мире российских интерьеров всевозможные курьезы: когда кто-то, скажем, не жалея кошелька своего, вдруг строит себе две квартиры - одну «понавороченней» - для журналов, друзей и переговоров, а другую, тайную и попроще - для себя и своей се­мьи. Или когда кто-то, отгрохав себе одну квартиру, через пару лет вдруг оказывается ею недоволен и разоряется на вторую квар­тиру, затем на третью и т.д.

Беремся утверждать: удобство и красота интерьера - это его точное соответствие психотипу заказчика. Мы же часто на­блюдаем в российских интерьерах некую смесь из личностно-стилевых особенностей архитектора и отдельных - очень отдель­ных! - «ингредиентов» личности заказчика. И хорошо, если эта смесь покажется ему не противной, а приятной на вкус - спустя какое-то время. Надо сказать, подобное удачное взаимодействие скорее принадлежит к числу счастливых случайностей, чем зако­номерностей.

В таком случае правомерен вопрос: «Л возможна ли гармо­ния? И если да, то как ее достичь?»

Мы утверждаем: да, гармония возможна, но только при ва­шем личном усилии. И чтобы приблизиться к своему гармонич­ному интерьеру, нужно, во-первых, знать, куда идти, во-вторых, на что обращать внимание в дороге, и, в-третьих, как поступать в том или ином случае. Мы же со своей стороны постараем­ся максимально вам в этом помочь. Но помните, что дорогу оси­лит идущий. И только он! А не лежащий и на свои деньги надею­щийся.

В первой части книги мы подробно поговорим о том, как с позиций современной структурной психологии составить мета-программный «портрет» себя самого, а также «портрет» каждого члена своей семьи. Примеры же того, как эти «портреты» прояв­ляют себя в жизни, будут, естественно, приведены из интерьерной области.

Предисловие

Во второй части книги мы подробно поговорим о комплекс­ном метапрограммном «портрете» современной городской кварти­ры и ее отдельных помещений.

При наложении же этих «портретов» друг на друга вы и по­лучите итоговый гармоничный метапрограммный «портрет» свое­го будущего жилища. Что безусловно поможет вам в его реализа­ции - своими силами или же силами архитектора. Причем архи­тектор в этом случае будет выступать, скорее, вашим союзником, поскольку вы ему сильно облегчите грамотную профессиональную работу с вами.

В книге мы сочли нужным привести как можно больше прак­тических примеров, советов, рекомендаций, в том числе и связан­ных с инженерией современного интерьера, что, конечно же, вы­ходит далеко за рамки теоретической книги. Однако, учитывая сегодняшнюю российскую ситуацию в области интерьерного стро­ительства, думаем, что эти сведения читателю не помешают. По­тому что они тоже относятся к области психологии, - но не так явно.

Эта книга - лишь первая попытка системного подхода к уст­роению домашнего интерьера с помощью «инструментов» класси­ческого НЛП.

Глубинные же вопросы психологии человеческого жилища и его взаимодействия с человеком - с точки зрения системного НЛП и традиционной символики - будут рассмотрены нами во второй книге. Возможно.

Часть I

Метапрограммы человека в его доме

 

Беседа первая

Что такое метапрограммы.

Вещи как ценность. Процессы как ценность

В.Л.: Как Вы считаете, что лежит в основе психологического пор­трета личности?

В.З.: Наборы метапрограмм.

В.Л.: Что Вы подразумеваете под метапрограммами?

В.З.: Можно сказать, что это наши мыслительные привычки, наш неповторимый узор нейронных сетей. Метапрограммы - это своеобразные «особенности почерка» нашего стиля мышле­ния, которые «запускаются» в сознании мгновенно и часто опережают те благие намерения, которые мы осознаем в мо­менты «трезвого ума». В такие моменты наше - относитель­но медленное - сознание, ведомое «быстрыми» подсозна­тельными метапрограммами, подобно поезду, с грохотом «уносится» на другие пути. Вы наверняка можете вспомнить случаи, когда сначала отреагировали и лишь потом задума­лись: «Зачем я снова так поступил? Ведь сколько раз давал себе слово поступать иначе!»

Дело в том, что вокруг нас (да и в нашей голове) цирку­лирует такая масса информации, что большая ее часть игно­рируется. Мы так устроены - наше сознание может цепко держать в поле своего внимания максимум девять единиц информации. Все остальное - не замечается. Вы наверняка можете припомнить случаи, когда, погрузившись в свои мысли, проезжали нужную станцию метро.

Одни метапрограммы определяют, какая информация будет допущена в сознание, а какая останется «гулять на воле». Другие метапрограммы организуют информацию в

Часть I. Беседа первая

нашем оригинальном стиле. Третьи сортируют информа­цию. Четвертые моментально корректируют в разных ситу­ациях нашу жизненную позицию - активную или пассив­ную. Пятые «работают» с нашим чувством времени.

Оказывается, все мы обращаемся со временем по-раз­ному.

Метапрограммы влияют буквально на все: на наши вку­совые пристрастия, на то, как мы говорим, как поступаем, как выбираем друзей, одежду, машину и профессиональную среду.

В.Л.: Получается, что какие-то метапрограммы у нас есть, а ка­ких-то нет?

В.З.: Все они делятся на группы. Когда мы говорим о «наборе» метапрограмм, то подразумеваем устойчивые связки между группами. «Схема» у каждого своя. Ну, а некоторые мета­программы совсем не будут вплетены в структуру нашей личности. И тогда их можно найти у других.

Не бывает «хороших» метапрограмм и «плохих». Просто в одних ситуациях лучше работают одни, а в других - дру­гие. Согласитесь, менеджеру с его привычками мыслить бу­дет тяжело заменить архитектора.

Замечено, что чем больше цепочек метапрограмм имеет человек, тем гибче его поведение. На формирование же ин­терьера влияет свой набор мыслительных привычек, кото­рый часто совпадает с основным, «коренным» набором лич­ности. Потому что, во-первых, интерьер мы формируем пос­ле зрелых размышлений, чтобы он нам понравился надолго. Не будем же мы, в конце концов, менять обстановку в доме раз в полгода! А во-вторых, наш интерьер - это наше личное дело, и мы вовсе не обязаны здесь на кого-то оглядываться.

В общем, интерьер - это портрет, где в различных про­порциях смешиваются наши психологические предпочтения. «Покажи мне свой интерьер, и я скажу, кто ты». Но это в идеале. Стили же дизайна - хай-тек, поп-арт, кантри, декон-структивизм и пр. - тоже имеют психологическую подопле­ку, а именно - метапрограммы. Стиль - это готовый рецепт из них. И то, насколько мы его любим, указывает лишь, на­сколько наши метапрограммы рифмуются со стилевыми.

Психология интерьера

В.Л.: Давайте более подробно поговорим о каждой группе мета-программ и о том, как они отражаются в интерьере.

В.З.: Да, только я еще раз напомню, что, рассказывая про отдель­ные метапрограммы, мы будем говорить об их крайних про­явлениях. Поэтому полезно, сверяясь с текстом, взвесить те предпочтения, которые намешаны в нас в разных пропорци­ях. И, соответственно, по порядку реализовывать их в инте­рьере - своими руками или с помощью архитектора. Осо­бенно важно это для первой группы метапрограмм - «Клас­сификация мира по...».

В.Л.: Какие метапрограммы входят в эту группу?

В.З.: Вещи как ценность. Процессы как ценность. Место как цен­ность. Идеи как ценность. Люди как ценность.

Иными словами, это то, о чем мы думаем в первую оче­редь, когда представляем, каким должен быть наш интерьер. Это то, как мы решаем, что для нас будет в интерьере са­мым важным, а что второстепенным.

В.Л.: Начнем с метапрограммы вещи как ценность.

В.З.: Кто-то сказал: «Фотографии - это надгробные памятники нашей жизни»-. Действительно, как фотографии фиксируют наши эмоции и возрастные изменения, так и накапливаю­щиеся в квартире вещи для некоторых людей становятся календарями их жизни. Причем неважно, что многими пред­метами они уже не пользуются годами. Важно то, что жиз­ненная история здесь - это история вещей. Мне, например, известны люди, которые умудряются до 40 лет хранить иг­рушки, с которыми они играли в 5 лет.

В.Л.: Да, я знаю, о ком Вы говорите. И заходя в гости к такому человеку, можно увидеть, как его интерьер постепенно зара­стает вещами. Ими заполоняется все пространство, они с го­товностью вываливаются на тебя из шкафа, подстерегают на антресолях и т.д.

В.З.: Да, таким людям избавиться от вещей так же мучительно, как отрезать кусок собственного тела.

Часть I. Беседа первая

Примеры из литературы - всем известная Коробочка и Плюшкин, хотя это слишком гротесксные персонажи. Но даже если мы, нормальные люди, начнем вдруг перебирать свой вещный мир, то очень многое обнаружим на антресолях и в шкафах. И по тому, насколько легко или мучительно мы сможем избавиться от уже ненужных находок, станет понят­но, до какой степени у нас задействована эта метапрограмма. И, соответственно, стоит ли ее воплощать в интерьере.

Есть еще один момент. Он немножко не по теме, но все-таки...

Не только мы влияем на вещи, но и они влияют на нас -на эмоциональном и физическом уровне. И особенно подвер­жены влияниям люди с сильной метапрограммой вещи как ценность. Именно поэтому, дабы не быть взятыми в кольцо «ядовитыми» предметами, которые будут отравлять жизнь конфликтами и плохим самочувствием, важно знать, какие именно вещи находятся в доме, откуда они пришли и что с ними связано.

В.Л.: Что Вы имеете в виду?

В.З.: Чаще всего в семье сталкиваются две истории. Муж прино­сит одну семейную историю - и вещи, жена - другую семей­ную историю - и тоже вещи. И начинается взаимодействие. Какие-то предметы мирно уживаются друг с другом, ну а какие-то - нет. Более того, видеть их совершенно невыноси­мо... Потому что, предположим, это не просто стул, а «стул, на котором сидела твоя мама, когда мы жили у нее, а по­мнишь, как она мной помыкала, когда я оказывалась с нею на кухне, и вообще, раз ты приволок этот стул сюда, значит, для тебя неважно, что я чувствую, да и вообще ты меня не любишь! ~ А почему, скажи на милость, я должен выбрасы­вать этот стул, раз он мне напоминает о моем доме и дет­стве, а еще о том, как я с дядей Ваней на рыбалку ходил?»

Хорошо, когда семья начинается «с нуля» и вещи в дом покупаются совместно, - уже произошла алхимия духа, вы­явлены взаимные интересы. В том числе и по отношению к вещам. А когда вещный мир просто наследуется, тут воз­можны варианты. И, может быть, от чего-то стоит срочно избавиться.

Психология интерьера

Два слова о предметах, которые нам достались от бабу­шек и дедушек.

Каждым предметом в нас заякорено свое эмоциональное состояние. Прекрасно, когда все благополучно и, общаясь с вещами, оставшимися от бравого дедушки, мы получаем от этого ресурс, ибо его вещи, хоть и занимают в доме место, несут нам положительный энергетический заряд. Если же вещь, будь она хоть трижды ценной, связана с каким-то не­гативным знанием: «Во/и он, дед, был до поры до времени бравым и успешным, а потом у него жизнь не задалась», - то это постоянное напоминание нашему подсознанию, что ты принадлежишь к этому же роду и что у тебя, наверное, бу­дет такая же судьба. И скорее всего, видя в интерьере эту вещь, ты неосознанно будешь провоцировать «нужную» си­туацию в жизни.

В психотерапии есть так называемая школа «телесного ориентирования», когда лечение идет через тело - через за­нятие танцем. Точно так же, оказывается, можно лечить и через вещи. Этим, кстати, эффективно пользуются шаманы, когда придумывают амулеты. Поэтому, если вещи как цен­ность является одной из ваших ведущих метапрограмм, то можно в корне изменить свою жизнь, просто привнеся в дом какой-то предмет. А от чего-то, может быть, имеет смысл избавиться прямо сейчас, как ни болезненна для вас будет эта «ампутация».

В.Л.: То есть с вещами надо обходиться жестко, если чувствуешь, что в жизни что-то не ладится?

В.З.: Не обязательно. Разумеется, можно произвести замену вещ­ного мира, причем эти изменения могут касаться только, к примеру, цвета и текстуры обивки. Иногда же бывает дос­таточно просто по-другому расставить вещи в квартире. И поскольку ценность вещей очень велика, как только уста­навливается новый предметный рисунок, то у человека мо­жет мгновенно измениться поведение, отношение к людям и к жизни в целом.

Верно и обратное - как только человек с ведущей мета-программой вещи как ценность начал переставлять дома предметы или же избавляться от них, это говорит о том, что

Часть I Беседа первая

в нем происходят какие-то внутренние изменения. И, не осознавая этого, он их реализует через вещи - через то, что ему близко и знакомо.

В.Л.: То есть в семье это может быть неким индикатором перемен. В.З.: Да. Весьма возможно.

В.Л.: Хорошо, а как можно учесть метапрограмму вещи как цен­ность при формировании интерьера?

В.З.: Прежде всего она отражается на количестве и объеме раз­личных емкостей для хранения. Подиумы, антресоли, стен­ные шкафы, тумбы и т.д. - именно они обеспечивают наше внутреннее спокойствие.

Планировка в данном случае будет, скорее всего, жест­кой, ибо для того, чтобы шкафчиков было достаточно, нуж­но много стен, вдоль которых их можно выстраивать. Если позволяют площади, в доме появятся и специальные комна­ты для хранения вещей - гардеробные, кладовые.

В.Л.: И если тебе архитектор предлагает проект, где предусмотре­ны минимальные системы хранения...

В.З.:...а ты человек, для которого важны вещи, то тут уж полезно настоять. Потому что ты знаешь, что вообще ценно в этом мире и что всегда полезно иметь много чего в своем малень­ком палеонтологическом музее... на всякий случай!

В.Л.: А какому стилю будет близка метапрограмма вещи как цен­ность}

В.З.: Это может вылиться, к примеру, в бюргерский стиль или же стиль ампир: золото, статуэтки, ковры, подушечки, салфе­точки, рюши на обивке и т.д. Но в принципе, эта метапрог­рамма больше описывает наши взаимоотношения с вещами, а не стиль.

В.Л.: Давайте теперь поговорим о метапрограмме процессы как ценность.

Психология интерьера

B.3.: Для людей процесса важна динамика жизни и, как след­ствие, - динамика их интерьера. Для таких людей важен сам процесс каких-либо действий и изменений. Или же им нравится сама возможность что-либо поменять. То есть «Я пока ничего не меняю, но могу это сделать в любой момент». В интерьере это может реализоваться как на уровне пла­нировки и зонирования, так и на уровне самих вещей.

В.Л.: Каким образом?

В.З.: Скорее всего, люди процесса будут себя комфортно чувство­вать в свободной планировке. Причем все трансформации пространства ими могут производиться и в одном месте. Го­стиная легко и играючи превращается в столовую, столо­вая - в танцпол, танцпол - в спальню. Как? Ширмами, ка­тающимися перегородками и т.д.

В этом смысле для интерьеров людей процесса очень важ­на режиссура света, который может быть то интимным, то праздничным, то деловым; то общим, то локальным. И, про­бежав по клавишам выключателей, мы в одном углу комна­ты высвечиваем танцевальное действо, а в другом - форми­руем атмосферу для задушевной беседы. Или же объединя­ем все пространство для общего праздника.

Светом можно мгновенно разделять пространство, насы­щать его различными эмоциями, концентрировать его вокруг чего-либо. Взять хотя бы тот же бильярд. Высвечивается только зеленое сукно стола, вокруг же - полумрак. В комна­те тихо, слышится лишь сосредоточенный стук бильярдных шаров. Что, в общем-то, понятно - идет процесс, игра!

В.Л.: Насколько я понимаю, выделение в интерьере специальных зон для специальных процессов - это тоже отличительная черта людей с метапрограммой процессы как ценность?

В.З.: Да, конечно. Если, допустим, человек любит играть, то в его интерьере мы обязательно увидим игральный стол. Если же человек любит готовить, то его кухня, скорее всего, будет сверхэргономичной, насыщенной самой разнообразной тех­никой. И все в ней будет служить удобству процесса готов­ки. Чтобы все окончательно встало на свои места, вспомни-

Часть I. Беседа первая

те, какое место в доме любителя кино занимает его видеоте-ка, у меломана - музыкальный центр, а у любителя книг -библиотека.

В.Л.: А можно ли весь интерьер посвятить одному процессу? Ска­жем, интерьер любителя музыки, меломана? Я, например, знаю, что в целях подавления низких частот люди специаль­но купили комплект персидских ковров.

В.З.: Это другое. Когда люди погружается в один процесс, то они начинают что-то бесконечно менять - колонки, усилители и пр. Только их в какой-то момент «зашкаливает», и акусти­ческие возможности новой техники начинают превосходить акустические возможности самой квартиры. А притормо­зить люди уже не могут - им сложно остановиться в процес­се бесконечного наращивания мощи и качества звучания.

В.Л.: То есть я правильно понимаю: люди, у которых ценность -вещи, их постоянно накапливают, а люди процесса - их по­стоянно меняют?

В.З.: Да, люди процесса будут бесконечно менять кухонные ком­байны, аудио и видеотехнику, наряды, а также периодичес­ки избавляться от старых вещей. Потому что для некоторых из них (особенно для тех, у кого отсутствует метапрограмма вещи как ценность) даже процесс избавления от вещи стано­вится интересным. Здесь важен процесс обновления и безо­становочного изменения.

Люди процесса, у которых эта метапрограмма доминиру­ет, часто дарят свои вещи кому-то, и им тоже кто-то что-то презентует. И это неудивительно, потому что они предпочи­тают общаться с такими же неугомонными личностями, как и сами.

Плюс к этому, подбор вещей для своих интерьеров люди с ведущей метапрограммой процессы как ценность произво­дят иначе, чем люди с ведущей метапрограммой вещи как ценность. Если для последних предмет - это «фотография собственной жизни», и сам по себе он может быть любым, то для людей процесса предмет - это те возможности дей­ствий и трансформаций, которые в него заложены.

Психология интерьера

То есть немного смещается акцент. У людей процесса вещи другого плана - это вещи-трансформеры, в которые можно как-то поиграть, хотя особой целесообразности в этом нет. Многофункциональный кухонный комбайн, к примеру, не заводят ради одной морковки, съедаемой на завтрак. Но сама возможность сделать и то, и се, и пятое, и десятое - ценится. Или, допустим, тот же стол-трансформер на кухне. Он, во-первых, выкатывается, а во-вторых, на нем можно обедать и готовить, а еще можно крышку поднять и что-то внутрь убрать, сюда - ножик, туда - поварешку. Удо­бен ли этот стол функционально? Да, удобен. Но здесь цен­но то, что стол выдвигается-разворачивается-раскладывает­ся-распахивается - там можно все хранить и, перемещая его по квартире, катать на нем пельмени. То есть это вещь, це­ликом и полностью посвященная процессу. Причем в гораз­до большей степени, чем стол, за которым только едят. Один процесс - это нам неинтересно.

В.Л.: А что насчет мебели?

В.З.: Люди с доминирующей метапрограммой процесс как цен­ность обычно первыми откликаются на всяческие новинки. Они первыми «клюнут» на диван, который можно с легкос­тью раздвинуть и преобразовать в два независимых кресла или же превратить в обширное спальное место.

Люди процесса не обойдут своим вниманием и складные стулья, которые можно сложить и убрать, расчистив тем са­мым пространство комнаты.

В.Л.: Наверное, для них будет мила мебель на колесиках?

В.З.: Это само собой - ну как же не подвигать мебель! И даже телевизор будет заключен в тумбу на колесиках, хотя пере­двигаться сможет редко - разве что во время уборки. Пото­му что если люди процесса производят уборку, то им все нужно передвигать, иначе нет в жизни удовольствия.

Беседа вторая

Цепочка Успеха «Знать-Сделать-П олуч ить-Сосуществовать-Быть». Идеи как ценность. Место как ценность. Люди как ценность. Метапрограммы принятия решения

В.Л.: У меня вопрос немного не по теме... А вообще, так ли важно это все знать? У всех ведь и без того проблем хватает. Сто­ит ли обременять людей еще какими-то сведениями про ме­тапрограммы? Может быть, они сами как-нибудь прекрасно во всем разберутся?

В.З.: Есть определенные закономерности в том, как мы двигаемся по жизни и как добиваемся успеха. Или же как ошибаемся. Анализируя поведение людей, добившихся значитель­ных успехов в науке, бизнесе, политике, психотерапии, экс­перты НЛП сформулировали стратегию оптимального дос­тижения любой цели. Построение интерьера - это частный случай. Цепочка шагов такова:

Знать - Сделать - Получить - Сосуществовать - Быть.

Расшифрую ее:

Знать и Сделать - это понятно. Знание своей цели, пу­тей ее достижения и действий, которые нужно совершать, добиваясь цели.

Получить. Это значит что мы, совершив ряд каких-то действий, получаем результат, Нечто. Этот результат впол­не реален и либо проявляется в общении, коммуникации, либо служит опорой для нашей самооценки - «я могу».

Сосуществать. Предположим, мы получили результат -интерьер. Это некий мир, в котором есть некие предметы,

Психология интерьера

где функционируют некие человеческие взаимоотношения: приходят гости, друзья, приезжают родственники, круг се­мьи то расширяется (появляются дети), то сужается (дети начинают жить самостоятельно). И мы как-то сосуществу­ем с другими людьми в том мире, который сами создали.

Быть. Это то, кем мы себя ощущаем в том, новом, мире. Кем мы тогда будем? Хозяином своей квартиры, Кварти­рантом или Творцом? А может быть, все-таки Крепким Хозяином? Это и есть - «Быть».

И когда в цепочке отсутствует какой-либо элемент (а мы пока говорим только о «Делать» и «Знать»), то весь цикл утрачивает целостность.

Так, например, есть категория людей, которые регуляр­но читают интерьерные журналы, очень много всего знают и пребывают в состоянии постоянного проектирования: «Л как было бы здорово вот это сделать!» Можно даже лечь на диван, это еще удобнее, и бесконечно рисовать в уме кар­тинки... Сплошная маниловщина. На самом деле все разго­воры таких людей остаются на уровне «Знания». Поговори­ли-поговорили и успокоились. И занялись другими делами, так ничего и не сделав из задуманного. И в конечном счете результатами «проектирования» недоволен никто. А это -прямая дорожка к неврозу.

Среди нас есть и другая категория людей, которые гре­шат тем, что, ничего толком не зная, начинают бурно дей­ствовать. В контексте интерьера - берут рубанок, молоток, скупают мебель, светильники, нанимают строителей с рын­ка и - полный вперед, «дранг нах остен»! Очень скоро в квартире таких людей появляется нечто смутное и интерье-роподобное. Зато крепкое! Но, как оказывается потом, не совсем их удовлетворяющее. Особенно, если они что-то вдруг узнают. Тогда немедленно следует этап переделки, и опять получается нечто крепкое, но не совсем удовлетворя­ющее. И цикл повторяется, жадно перемалывая новые пор­ции энергии, денег, времени и сил.

Именно поэтому полезно наперекор своим метапрограм-мам заставить себя пройти всю цепочку. Сначала узнать, а уж потом действовать. Причем необходимо заранее поду­мать и об эффектах, которые принесет с собой полученный результат. То есть о том, как изменится твоя жизнь после

Часть I Беседа вторая

всех манипуляций с собственным жилым пространством. Станет ли она удобней, интересней? Необходимо также мысленно заглянуть за спину эффектов и подумать об эко­логии нового интерьера: замечено, что многие пары после ремонта расходятся. А все просто - было упущено или не­достаточно продумано одно из звеньев в цепочке Знать -Сделать - Получить - Сосуществовать - Быть. Казалось бы, элементарно, но как часто про это забывают, вы не пред­ставляете!

Понятно, что в этой книге мы «обслуживаем» прежде всего первый этап цепочки успеха - знание. И сюда входят не только сведения о метапрограммах. В дальнейшем мы будем говорить о целях, которых хотим добиться путем из­менения интерьера. Ради чего мы это делаем в первую оче­редь? То ли для того, чтобы соответствовать жизненному Hi-Fi стандарту, то ли для того, чтобы изменить себя, как личность... То ли мы желаем в корне изменить свой образ жизни, и интерьер нам в этом активно поможет, то ли на­оборот, мы с помощью интеръера жаждем закрепить те по­ложительные моменты, которые в нашей жизни имеются.

И когда у нас как заказчиков сформируется полное пред­ставление о себе и о своих целях, закончится первая стадия процесса «знать» и можно переходить к «делать». То есть начинать общение с архитектором, к которому мы выдвинем суперграмотные требования, касающиеся будущего жилья.

Я ответил?

В.Л.: Исчерпывающе. Давайте вернемся к оставшимся метапрог-раммам из группы «Классификация мира по...» - Идеи как ценность, Место как ценность и Люди как ценность.

В.З.: Итак, одна из метапрограмм, часто реализуемая в интерье­ре, - это Идеи как ценность. Некоторые люди одержимы иде­ей в точности воссоздать какой-нибудь стиль - или истори­ческий, или авангардный. Для таких людей важно сознание того, что они следуют своей идее, и она доминирует над все­ми другими соображениями, например, практичностью. Вы­страивается, предположим, один к одному японский инте­рьер или слепо копируется дворцовая обстановка времен Людовика XIV, и хозяин доволен, что его идея воплотилась.

22 Психология интерьера

Ну, а мысли по поводу удобства/неудобства этого жилища к такому человеку, возможно, придут после.

Еще у человека может быть идея «Я - хранитель атри­бутов и ценностей своего социального круга или семьи, пере­дающихся из поколения в поколение». Это и ценность вече­ров, на которых музицируют, и некая патриархальная цен­ность большого стола, за которым по воскресеньям все чле­ны семьи собираются и обедают. Это и ценность семейного антиквариата.

В.Л.: А коллекционеры, одержимые идеей своего хобби - это из той же категории?

В.З.: Коллекционеры как таковые - действительно люди с веду­щей метапрограммой идея как ценность. Но идея у них своя, особенная, ни на что не похожая - марки, бабочки, оружие. В принципе, хобби — это жизненная ценность довольно вы­сокого уровня. Я знаю таких коллекционеров, которые ин­тересы семьи запросто приносили в жертву своему хобби.

Соответственно, интерьер коллекционера должен пре­дусматривать специальные емкости для хранения и экспо­зиции - шкафы, стеллажи, подсветку. Плюс место для даль­нейшего развития коллекции.

В.Л.: А какие еще идеи бывают?

В.З.: Например, «мой дом - моя крепость». И это такая ценность, которая обеспечивается и сейфовыми замками, и небьющи­мися окнами, и фильтрами, и телеметрией, и автономными системами жизнеобеспечения - электрическими, тепловы­ми и т.д. Иными словами, корректная реализация идеи «иной дом - моя крепость» означает максимально полную незави­симость от внешнего мира. Это рождает в человеке чувство комфорта и спокойствия.

Однажды я делал проект, где идея «мой дом - моя кре­пость» была воплощена буквально. Человек сказал, что хо­чет иметь в Подмосковье флибустьерский замок. Со всеми внешними атрибутами крепости - со львами при входе, с башенками, с зубцами на стенах. Однако этим дело не за­канчивалось. Внутреннее пространство дома тоже было ре-

Часть I. Беседа вторая

шено по принципу средневекового замка — дом имел не­сколько потайных комнат, которые было сложно вычислить из-за разных уровней планировки.

В.Л.: Лишние комнаты, лишний этаж?

В.З.: Да, когда сложно предположить, как помещения сообщают­ся между собой. И «потайные» комнатки терялись среди ос­новной планировки, хитро вклиниваясь в ее пустоты.

Проект предусматривал также полное армирование од­ной из комнат - пола, стен, потолка. Спросите, зачем? Что­бы с улицы нельзя было прослушать переговоры, ведущи­еся в комнате. В этот момент к армирующей сетке подклю­чался слабый ток, создающий вокруг помещения экрани­рующее поле, непроницаемое для современных средств шпионажа. То есть в здание-крепость «а ля XVIII век» были привнесены технологии безопасности конца XX века.

В.Л.: Одна моя знакомая художница в своем интерьере творчес­ки обыгрывает разный выразительный хлам. Например, ста­рая клетка для птичек превращена ею в люстру. Это что та­кое, какая метапрограмма?

В.З.: Это, скорее всего, идея «мой интерьер обладает своей эсте­тической ценностью». Вещи здесь становятся метафорами, ценность которых не измеряется в рублевом эквиваленте. Интерьер в таком случае - поле для каких-нибудь сказок или поэзии. И тут вполне может сочетаться очень дорогая вещь и вещь, найденная на улице, рождая свою драматур­гию и разыгрывая свои сюжеты. Например, Ромео и Джуль­етты. Или Принца и Нищего.

В.Л.: У нас на очереди метапрограмма Место как ценность.

В.З.: Это очень важная метапрограмма. Потому что люди, у кото­рых она доминирует, переезжая в другой район, часто чув­ствуют себя там неуютно. Поэтому периодически возвраща­ются на «старое» место за положительными эмоциями -для них это очень важно. С точки зрения психотерапии, по­стоянные визиты в то место, где человек родился или про­вел свое детство, всегда сопровождаются возрастной регрес-

Психология интерьера

сией. И для многих людей «включенные» воспоминания о детстве или о счастливой любви становятся сверхценнос­тью. В таком случае им полезно искать новое жилище в том же районе, чтобы накал ностальгии уменьшился.

Это серьезный момент, так как у некоторых людей пере­мещение в пространстве вообще превращается в личност­ную драму. Причем вначале они не осознают своей потери, но в какой-то момент вдруг начинают нервничать. Иногда простой смены места проживания оказывается достаточно, чтобы семья распалась.

Люди места вообще не любят переезжать. Если уж этого не избежать, то к любому новому месту они обязательно предъявляют необъятный список требований.

Люди с данной метапрограммой привыкают ставить ма­шину на одно и то же место, ходят в одно и то же кафе, театр, клуб и т.д. Совершенно не задумываясь, они садятся в кафе за один и тот же столик и испытывают некоторое раздраже­ние, когда тот вдруг оказывается занят. А еще людям места свойственно прокладывать определенные маршруты. Ска­жем, от остановки домой и из дома до магазина. Это катего­рия постоянных покупателей, которые всегда ходят по од­ним и тем же «тропам». Рисунок их перемещений стабилен. Естественно, для подобных людей важны только те места отдыха, которые имеют статус постоянных и проверенных. Если это Коктебель, то все время Коктебель. А коли в нем год от года становится все хуже, то люди места неподдельно страдают, так как других курортов для них просто не суще­ствует.

Теперь об интерьере. Тут вопрос «своего места» приоб­ретает особую остроту, особенно когда гость ненароком уся­дется в любимое кресло хозяина. Понятно, какой бурей чувств это отзовется в душе у последнего. Таким поступком можно запросто закончить все дружеские отношения.

В.Л.: Складывается впечатление, что людям места любые переме­ны в интерьере противопоказаны.

В.З.: Почему же? Милтон Эриксон, знаменитый врач-гипнотера-певт, во время своих сеансов специально сажал членов се­мьи сначала в одном порядке, а в ходе терапии просил их

Часть I. Беседа вторая

поменяться местами. Муж, допустим, садился на стул жены, жена - на место мужа и т.д. И тогда - о, чудо! - люди со­вершенно другими глазами начинали смотреть друг на дру­га. Буквально! Муж вдруг понимал точку зрения жены, сидя на ее стуле, а жена - мужа. В НЛП это называется сменой пространственных якорей.

И в этом смысле иногда может быть и полезно поменять пространственный рисунок своего интерьера. Поскольку для людей места это очень сильный момент, то эффект мо­жет быть колоссальным. Вот женщины, например, часто пе­реставляют мебель в квартире в связи с изменением жиз­ненного цикла.

В.Л.: Когда в предыдущей нашей беседе мы описывали метапрог-рамму вещи как ценность, то тоже говорили о том, что пере­мена местонахождения вещей в квартире <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: