(Информационный источник: https://www.belarusnet).
Внимание! Изучение этого вопроса поможет Вам выстроить вертикальную и горизонтальную структуру тележурналистики.
Напоминаем, что термин «изучение» предполагает:
· Понимание
· Полное знание
· Умение применить знание на практике.
1. Значение вопроса о типологии СМИ. В последнее время внимание к типологии как научному методу заметно возросло.
Типообразующие факторы в журналистике: главными типообразующими факторами являются
· аудиторная направленность,
· стремление собрать вокруг издания или программы аудиторию с четко определенным набором черт (социально-демографических, социально-мировоззренческих, особенностей потребностей, запросов, интересов, предпочтений и т.д.).
· От того, каким аудиторным признакам будет уделяться данным СМИ наибольшее внимание, зависит:
1) проблемно-тематическая направленность, обращение к определенным пластам информации; при этом СМИ может быть по этому признаку универсальным, политематическим и монотематическим.
А от того, в каком свете будут освещаться проблемы и темы, зависит:
2) социальная позиция СМИ, его политическая, экономическая и др. направленность в соответствии с представлением редакции о перспективах развития страны, ее месте и роли в мировом сообществе, линии поведения во внутренних и международных отношениях; при этом очень важно, какая позиция будет реализоваться в условиях плюрализма.
3) линия поведения относительно других СМИ, представляющих другие социальные позиции, отстаивающие интересы других социальных слоев.
Есть и другие типообразующие факторы (масштаб информации, регион распространения, стилевые формы, в т.ч. способы взаимодействия со своей аудиторией и др.), но они представляют как бы «второй пласт» типообразующих свойств.
2. Признаки типообразующих свойств.
Эти типообразующие свойства сводятся к следующим 11-ти признакам.
1. По типу коммуникационного средства:
- Печатные (аналоговые СМИ).
- Аудиовизуальные (электронные СМИ):
· Телевидение;
· Радио.
- Интернет.
2. По форме периодического распространения массовой информации:
- периодическое печатное издание (газета, журнал, альманах, бюллетень и пр.),
- радиопрограмма,
- телепрограмма,
- видеопрограмма,
- кинохроникальная программа и пр.
3. По типу собственника:
- частное СМИ;
- государственное;
- смешанное.
4. По языку СМИ:
- на одном языке,
- на нескольких языках.
5. По территории распространения продукции:
- региональное:
· республиканское
· областное
· районное.
-межрегиональное (два и более регионов),
- национальное (территория какой-либо страны),
- международное (несколько стран).
6. По целевому назначению:
- публицистические;
- литературные;
- культурно-просветительские;
- развлекательные;
- учебно-образовательные;
- методические;
- научные;
- рекламные;
- информационные;
- спортивные;
- деловые, финансовые;
- общественно-политические и пр.
7. По характеру аудитории:
- для этнических общностей (наций, народностей):
- для территориальных общностей (краевые, областные, районные СМИ);
- для профессиональных групп (военные, сельскохозяйственные и т.д.)
- для социальных групп (среднего класса, интеллигенции и т.д.);
- для возрастных групп (детей, подростков, молодежи, пожилых и т.д.);
- для женщин и мужчин;
- для малых групп (семья, клуб и т.д.);
- для групп верующих (православных, католиков и т.д.);
- для инвалидов и пр.
8 По периодичности выпуска:
- ежедневные;
- еженедельные;
- ежегодные.
9. По источникам финансирования:
- государственные дотации;
- собственные средства учредителя;
- рекламные доходы;
- сбор от подписки;
- спонсорские средства и пр.
10. По характеру политической ориентации:
- правящие (ведущую агитацию и пропаганду политической и экономической линии властных структур);
- оппозиционные (критикующие существующий режим и выдвигающие собственные альтернативные проекты развития общества).
11. По характеру обращения к тематическим пластам:
- универсальные,
- многопрофильные,
- специализированные.
2. Телевидение в системе СМИ.
Журналистика прямо связана с использованием развитых технических средств коммуникации (лат. communicatio «сообщение, средства сообщения»):
- прессы (средств распространения информации с помощью печатного воспроизведения текста и изображения на специальный приемник),
- радио (передачи звуковой информации с помощью электромагнитных волн),
- телевидения (передачи звуковой и видеоинформации также с помощью электромагнитных волн на специальный приемник).
Благодаря использованию этих коммуникационных средств возникли три подсистемы журналистики: печать, радио и телевидение, каждая из которых состоит из огромного числа каналов - отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах).
2. Виды журналистских специализаций и профилизаций.
По средствам информации:
- Тележурналист
- Радиожурналист
- Журналист печатных средств массовой информации.
По тематической направленности. Множество вариантов: политика, экономика, культура, общество, компьютеры и высокие технологии, медицина, спорт, потребительская сфера, промышленность и т.д.
По жанровой направленности:
- хроникер,
- обозреватель,
- репортер,
- очеркист,
- фельетонист,
- памфлетист,
- портретист,
- эссеист,
- аналитик,
- публицист,
- расследователь,
- ведущий-модератор,
- интервьюер, и т.д.
По должностным и функциональным признакам:
- главный редактор,
- заместитель (ли) редактора,
- корреспондент,
- ведущий программы,
- телеоператор,
- монтажер,
- корректор,
- фотокорреспондент,
- режиссер,
- водитель монтажа,
- сценарист,
- менеджер рекламного отдела и т.д..
Вопросы и задания
- Является ли приведенная типология СМИ исчерпывающей? Проявите полноту подхода при ответе.
- Распишите отдельно «горизонтальные» и «вертикальные» позиции тележурналистики в составе СМИ.
- Подготовьтесь к циклу семинарских занятий №№ 2-10 по просмотру, анализу, описанию телевизионных передач Казахстана, России, ближнего и дальнего зарубежья.