Типология СМИ. Радио и телевидение в системе СМИ




(Информационный источник: https://www.belarusnet).

Внимание! Изучение этого вопроса поможет Вам выстроить вертикальную и горизонтальную структуру тележурналистики.

Напоминаем, что термин «изучение» предполагает:

· Понимание

· Полное знание

· Умение применить знание на практике.

1. Значение вопроса о типологии СМИ. В последнее время внимание к типологии как научному методу заметно возросло.

Типообразующие факторы в журналистике: главными типообразующими факторами являются

· аудиторная направленность,

· стремление собрать вокруг издания или программы аудиторию с четко определенным набором черт (социально-демографических, социально-мировоззренческих, особенностей потребностей, запросов, интересов, предпочтений и т.д.).

· От того, каким аудиторным признакам будет уделяться данным СМИ наибольшее внимание, зависит:

1) проблемно-тематическая направленность, обращение к определенным пластам информации; при этом СМИ может быть по этому признаку универсальным, политематическим и монотематическим.

А от того, в каком свете будут освещаться проблемы и темы, зависит:

2) социальная позиция СМИ, его политическая, экономическая и др. направленность в соответствии с представлением редакции о перспективах развития страны, ее месте и роли в мировом сообществе, линии поведения во внутренних и международных отношениях; при этом очень важно, какая позиция будет реализоваться в условиях плюрализма.

3) линия поведения относительно других СМИ, представляющих другие социальные позиции, отстаивающие интересы других социальных слоев.

Есть и другие типообразующие факторы (масштаб информации, регион распространения, стилевые формы, в т.ч. способы взаимодействия со своей аудиторией и др.), но они представляют как бы «второй пласт» типообразующих свойств.

2. Признаки типообразующих свойств.

Эти типообразующие свойства сводятся к следующим 11-ти признакам.

1. По типу коммуникационного средства:

- Печатные (аналоговые СМИ).

- Аудиовизуальные (электронные СМИ):

· Телевидение;

· Радио.

- Интернет.

2. По форме периодического распространения массовой информации:

- периодическое печатное издание (газета, журнал, альманах, бюллетень и пр.),

- радиопрограмма,

- телепрограмма,

- видеопрограмма,

- кинохроникальная программа и пр.

3. По типу собственника:

- частное СМИ;

- государственное;

- смешанное.

4. По языку СМИ:

- на одном языке,

- на нескольких языках.

5. По территории распространения продукции:

- региональное:

· республиканское

· областное

· районное.

-межрегиональное (два и более регионов),

- национальное (территория какой-либо страны),

- международное (несколько стран).

6. По целевому назначению:

- публицистические;

- литературные;

- культурно-просветительские;

- развлекательные;

- учебно-образовательные;

- методические;

- научные;

- рекламные;

- информационные;

- спортивные;

- деловые, финансовые;

- общественно-политические и пр.

7. По характеру аудитории:

- для этнических общностей (наций, народностей):

- для территориальных общностей (краевые, областные, районные СМИ);

- для профессиональных групп (военные, сельскохозяйственные и т.д.)

- для социальных групп (среднего класса, интеллигенции и т.д.);

- для возрастных групп (детей, подростков, молодежи, пожилых и т.д.);

- для женщин и мужчин;

- для малых групп (семья, клуб и т.д.);

- для групп верующих (православных, католиков и т.д.);

- для инвалидов и пр.

8 По периодичности выпуска:

- ежедневные;

- еженедельные;

- ежегодные.

9. По источникам финансирования:

- государственные дотации;

- собственные средства учредителя;

- рекламные доходы;

- сбор от подписки;

- спонсорские средства и пр.

10. По характеру политической ориентации:

- правящие (ведущую агитацию и пропаганду политической и экономической линии властных структур);

- оппозиционные (критикующие существующий режим и выдвигающие собственные альтернативные проекты развития общества).

11. По характеру обращения к тематическим пластам:

- универсальные,

- многопрофильные,

- специализированные.

2. Телевидение в системе СМИ.

Журналисти­ка прямо связана с использованием развитых технических средств комму­никации (лат. communicatio «сообщение, средства сообщения»):

- прессы (средств распространения информации с помощью печатного воспроизве­дения текста и изображения на специальный приемник),

- радио (передачи звуковой информации с помощью электромагнитных волн),

- телевидения (передачи звуковой и видеоинформации также с помощью электромагнитных волн на специальный приемник).

Благодаря использованию этих коммуникационных средств возникли три подсистемы журналистики: печать, радио и телевидение, каждая из которых состоит из огромного числа каналов - отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распростра­няться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, ок­ругах).

2. Виды журналистских специализаций и профилизаций.

По средствам информации:

  • Тележурналист
  • Радиожурналист
  • Журналист печатных средств массовой информации.

По тематической направленности. Множество вариантов: политика, экономика, культура, общество, компьютеры и высокие технологии, медицина, спорт, потребительская сфера, промышленность и т.д.

По жанровой направленности:

  • хроникер,
  • обозреватель,
  • репортер,
  • очеркист,
  • фельетонист,
  • памфлетист,
  • портретист,
  • эссеист,
  • аналитик,
  • публицист,
  • расследователь,
  • ведущий-модератор,
  • интервьюер, и т.д.

По должностным и функциональным признакам:

  • главный редактор,
  • заместитель (ли) редактора,
  • корреспондент,
  • ведущий программы,
  • телеоператор,
  • монтажер,
  • корректор,
  • фотокорреспондент,
  • режиссер,
  • водитель монтажа,
  • сценарист,
  • менеджер рекламного отдела и т.д..

 

Вопросы и задания

  1. Является ли приведенная типология СМИ исчерпывающей? Проявите полноту подхода при ответе.
  2. Распишите отдельно «горизонтальные» и «вертикальные» позиции тележурналистики в составе СМИ.
  3. Подготовьтесь к циклу семинарских занятий №№ 2-10 по просмотру, анализу, описанию телевизионных передач Казахстана, России, ближнего и дальнего зарубежья.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: