Проводимая в Новой Москве градостроительная политика несет в себе ряд существенных угроз.




РЕЗОЛЮЦИЯ

Круглого стола

«Градостроительная политика в Новой Москве

– угроза устойчивому развитию московского региона»

г.Москва 01.02.2016г.

 

 

I.

 

В 2015г. разработаны основополагающие документы территориального планирования и градостроительного зонирования Новой Москвы - территорий, присоединенных к городу федерального значения Москве в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 27.12.2011г. N 560-СФ «Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью». Это:

- Территориальная схема развития ТиНАО г.Москвы;

- изменения в Генеральный план города Москвы в отношении территорий, присоединенных к г.Москве;

- Правила землепользования и застройки присоединенных к Москве территорий.

Являясь важнейшими документами, регулирующими градостроительную деятельность на территории Новой Москвы, данные правовые акты, в соответствии с требованиями ст.2 Градостроительного кодекса РФ должны, в первую очередь, обеспечить устойчивое развитие присоединенных территорий и всего мегаполиса. Реализация вышеперечисленных: Территориальной схемы развития ТиНАО, изменений в Генеральный план Москвы и Правил землепользования и застройки призвана, на основании ст.1 Градостроительного кодекса РФ обеспечить на территории Новой Москвы:

- безопасность и благоприятные условия жизнедеятельности человека,

- ограничение негативного воздействия на окружающую среду

- обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.

Однако даже в том случае, если осознанно преследовать прямо противоположные цели, сложно представить нечто более губительное для территории Новой Москвы и в настоящее время проживающих здесь людей, чем реально проводимая чиновниками, застройщиками и крупными землевладельцами агрессивная градостроительная политика.

На момент изменения границ г.Москвы в 2012г. присоединяемые территории, при наличии существенной застройки: и малоэтажной, и высотной, представляли собой более 50 тыс.га лесных массивов, долины рек, обширные луговые и иные природные территории. Все это уникальное природное богатство и по сей день позволяет сохранить в регионе безопасный микроклимат, определенную влажность воздуха, температурный режим. А благодаря юго-западной розе ветров позволяет мегаполису дышать, жителям Москвы, в ее старых границах, более или менее успешно сохранять здоровье, а жителям Москвы Новой, в подавляющем своем большинстве, иметь достойную благоприятную среду для жизни.

Выступив с инициативой расширения Москвы за счет новых территорий, федеральные органы власти рассчитывали на перевод сюда административных учреждений и формирование современного административного и делового центра. Однако вскоре федеральные власти утратили инициативу в реализации этого проекта, а идеи о развитии Новой Москвы по современным европейским алгоритмам «зеленых городов» с малоэтажной застройкой, обоснованно необходимыми дорогами и приоритетом сохранения природы, канули в лету.

В результате, в документах, определяющих градостроительную политику Новой Москвы, нашли отражение, в первую очередь, интересы застройщиков, лоббирующих высокодоходную повсеместную застройку при минимальных издержках. Интересы жителей в гармоничном развитии этой территории и сохранении окружающей среды в предложенных проектах отражения не нашли. Новую Москву решено превратить в густонаселенную, за счет притока российских и иностранных мигрантов, территорию с плотной жилой застройкой и, одновременно, в транзитный транспортный, логистический и складской центр, полностью уничтожив ее уникальные природные особенности.

 

 

II.

Проводимая в Новой Москве градостроительная политика несет в себе ряд существенных угроз.

- Чрезмерная концентрация населения России в Московском регионе представляет серьёзную угрозу безопасности государства, поскольку при существующих темпах роста внутренней и внешней миграции в регионе в среднесрочной перспективе (20 лет) численность проживающих составит 1\3 населения России. Процесс концентрации населения в Московской агломерации автоматически сопровождается уменьшением активного населения репродуктивного возраста в других областях России, что чревато утратой государственности на территориях с низкой плотностью населения. Перенаселённый Московский регион, являясь многофункциональным центром управления России, становится чрезвычайно уязвимым в случаях с техногенными катастрофами, эпидемиями, актами внешней агрессии, террористическими атаками.

 

- Уже осуществляемое стройкомплексом Москвы уничтожение природных территорий представляет собой угрозу экологической безопасности всего московского региона, несет ближайшие и перспективные угрозы здоровью и, как следствие, жизни людей. Каждый город, в силу своего техногенного воздействия влияет на окружающую среду, вызывая аномальное разрушение естественного фона на площади, многократно превышающей территорию города. В урбогиганте Москве, в результате постоянного осаждения загрязняющих веществ из атмосферы, отложений бытовых и промышленных отходов, сформирована зона хронического загрязнения. Медики считают, что загрязнение атмосферного воздуха в Москве является ведущим фактором риска для здоровья горожан. По ряду экологических показателей и показателей здоровья Москва относится к числу худших среди субъектов Российской Федерации: по комплексному показателю загрязнения атмосферы Москва входит в, так называемый, «приоритетный список» территорий с «повышенным» уровнем загрязнения.

Противостоят этому леса Новой Москвы - самые эффективные биологические фильтры, которые берут на себя многие загрязнения, в первую очередь пыль, содержащую, в условиях города, чрезвычайно опасные для человека вещества. Важнейшие документы градостроительной политики Москвы в отношении присоединенных территорий предусматривают уничтожение защитных лесов и уникальных нелесных природных комплексов, выполняющих для территории всего мегаполиса средообразующие, природоохранные, экологические и санитарные функции. В них запланировано:

- покрытие ранее лесных территорий плотной сетью автомагистралей, объектами дорожной инфраструктуры и сопутствующей застройкой прилегающих площадей;

- повсеместная застройка луговых территорий;

- засыпка водных объектов.

Декларируемое чиновниками, превращение оставшихся после вырубок лесов фрагментов растительности в парки, представляет собой не более чем попытку скрыть проблему, увести от осознания трагических последствий уничтожения лесов Новой Москвы, т.к. экологическая эффективность естественных лесов и фрагментированных парков «вместо лесов» несопоставима: только нетронутый лес, особенно в условиях мегаполиса способен максимально осуществлять средостабилизирующую и санирующую функции.

 

- Предлагаемый транспортный каркас Новой Москвы не способствует устойчивому развития новых территорий. Для развития любой территории необходимы транспортные коммуникации, от которых зависит потенциал развития территорий. Новой Москве нужны не просто новые дороги, а такие дороги, которые действительно обоснованно необходимы и повысят ее доступность для всех москвичей. Предложенные проекты транспортных коммуникаций на новых территориях не отвечают этим требованиям:

а) дорожные коридоры Новой Москвы разработаны в отрыве от планов развития дорожной сети на остальной территории Москвы. В проекте не предусмотрено ни одной дополнительной дорожной связи новых территорий с расположенной внутри МКАД исторически сложившейся территорией города, что неизбежно затруднит связь новых и «старых» территорий из-за перегрузки существующих дорог;

б) отсутствие дополнительных автодорожных связок Новой Москвы с территорией внутри МКАД не позволяет решить задачу создания на территории Новой Москвы достаточного количества новых рабочих мест, в том числе, и для москвичей, живущих внутри МКАД. Таким образом, не может быть реализован принцип полицентричности, который был заявлен, как основной принцип развития всей территории столицы на длительную перспективу, и территория Новой Москвы не сможет разгрузить исторический центр от избыточных функций административного и делового центра;

в) расчеты транспортных потоков, проведенные НИиПИ Генплана Москвы, показывают в ряде случаев ухудшение дорожной ситуации и значительное повышение загрузки существующих дорог на территории Новой Москвы. В этих случаях транспортная доступность Новой Москвы и прилегающих территорий не только не повысится, а наоборот, снизится, что в корне противоречит задачам развития улично-дорожной сети столицы (пример - проект автомагистрали Солнцево-Бутово-Видное);

г) экономически не проработан проект создания платной автомагистрали – восточного дублера Калужского шоссе, не имеющего самостоятельного выхода на МКАД;

д) устойчивое развитие территорий предполагает их стабильное экологическое состояние. В рассматриваемых проектах транспортные коридоры проложены, в том числе, через очень значимые для жителей лесные массивы, расположенные вблизи густонаселенных жилых районов и определяющие экологическое благополучие этих районов – например, Ульяновский лесопарк в районе Переделкино, Валуевский лесопарк, Троицкий лес, и др. При этом проектировщики нисколько не считаются с ценностью лесных массивов, предусматривая значительную вырубку даже там, где есть возможность обойти лесной массив, или проложить автомагистраль по опушке. Пренебрежительное отношение к экологическим аспектам говорит о крайне низком качестве самих проектов.

III.

Для предотвращения перечисленных угроз и решения проблем устойчивого развития территории Новой Москвы необходимо:

 

1. Признать проблему обеспечения экологической безопасности московской агломерации одной из ключевых проблем развития региона. Признать лесные и иные ценные природные территории Новой Москвы основным стратегическим ресурсом обеспечения экологической безопасности Москвы.

Московской городской думе и Правительству Москвы обеспечить экологически ориентированное правотворчество и правоприменение.

Стройкомплексу Москвы(Департаменту градостроительной политики г.Москвы, Департаменту развития новых территорий, Комитету по архитектуре и градостроительству г.Москвы) обеспечить проведение на территории Новой Москвы экологически ориентированной градостроительной политики.

 

2. Московской городской думе в ближайшей перспективе придать лесным массивам Новой Москвы статус городских лесов и разработать механизм правового регулирования данной категории зеленых насаждений на территории г.Москвы.

 

3. Московской городской думе незамедлительно внести изменения в законодательство г.Москвы в целях нормативного усиления имеющегося в настоящее время статуса лесов Новой Москвы - Особо охраняемых зеленых территорий (далее – ООЗТ). Установить правовое регулирование статуса ООЗТ законом г.Москвы, а не подзаконным актом (внесением изменений в Закон г.Москвы отт 05.05.1999г. № 17 «О защите зеленых насаждений» или принятием отдельного закона г.Москвы «Об особо охраняемых зеленых территориях).

 

4. Правительству Москвы отменить постановление Правительства Москвы от 22.10.2014г. № 616-ПП, как очевидно способствующее уничтожению лесов Новой Москвы.

 

5. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы и Комитету по архитектуре и градостроительству г.Москвы приступить к созданию комплекса новых ООПТ на территории Новой Москвы (занимающих по площади не менее 50% природных территорий).

При наличии оснований, предусмотренных законом г.Москвы от 26.09.2001г. № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в г.Москве» в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Москвы от 23.11.2014г. № 803-ПП, своевременно в кратчайшие сроки придавать ценным природным территориям Новой Москвы статус Особо охраняемых природных территорий регионального значения (ООПТ).

 

6. Московской городской думе расширить перечень объектов обязательной государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня. Включить проектную документацию объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях Особо охраняемых зеленых территорий, и иных залесенных территорий, присоединенных к городу федерального значения Москве (наряду с проектной документацией объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях Особо охраняемых природных территорий), в число объектов обязательной государственной экологической экспертизы. Инициировать внесение соответствующих изменений в Федеральный закон от 23.11.1995г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и осуществить последующее соответствующее изменение законодательства г.Москвы (внести изменения в: Градостроительный кодекс г.Москвы; Закон г.Москвы от 05.05.1999г. № 17 «О защите зеленых насаждений»; Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ г.Москвы, утвержденных постановлением Правительства г.Москвы от 10.09.2002г. № 743-ПП).

 

7. Градостроительно-земельной комиссии г.Москвы, Департаменту развития новых территорий г.Москвы ввести мораторий на строительство автодорог, транспортные коридоры которых предусмотрены на лесных территориях Новой Москвы. Вопрос о действительной необходимости каждой из таких автодорог и варианты трассировок решать с участием экспертов-экологов и жителей населенных пунктов, вблизи которых должна пройти такая автодорога, в рамках соответствующих рабочих групп.

 

8. Комитету по архитектуре и градостроительству г.Москвы включить в проект изменений в Генеральный план г.Москвы в отношении территорий, присоединенных к г.Москве и проект Правил землепользования и застройки территорий, присоединенных к г.Москве экологический каркас ТиНАО г.Москвы с обозначением территорий ООПТ, ООЗТ, иных защитных и рекреационных лесов, усадебных парков.

 

9. Правительству Москвы повысить роль Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы в осуществлении контрольно-надзорных функций в отношении осуществления градостроительной деятельности на лесных и иных природных территориях Новой Москвы.

 

10. Московской городской думе внести изменения в законодательство г.Москвы, предусматривающие нормативно обусловленное усложнение осуществление градостроительной деятельности на природных территориях Новой Москвы и исключающие имеющийся в настоящее время «контроль» стройкомплексом Москвы «самого себя» в процессе осуществления такой деятельности. В частности, предусмотреть:

- безусловную необходимость получения порубочного билета на вырубку зеленых насаждений, в т.ч. в границах земельного участка, предоставленного для целей строительства и(или) реконструкции объектов капитального строительства (внести изменения в: Закон г.Москвы от 05.05.1999г. № 17 «О защите зеленых насаждений»; Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ г.Москвы, утвержденных постановлением Правительства г.Москвы от 10.09.2002г. № 743-ПП);

- осуществление государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий при осуществлении градостроительной деятельности исключительно органом исполнительной власти г.Москвы, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, т.е. ДПиООС г.Москвы (внести изменения в Градостроительный кодекс г.Москвы);

- усиление ответственности застройщиков и органов исполнительной власти г.Москвы за нарушение процедуры обязательного предварительного согласования с органом исполнительной власти г.Москвы, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, документов территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории в части, затрагивающей природные и озелененные территории г.Москвы (внести изменения в Кодекс г.Москвы об административных нарушениях).

 

11. В связи с тем, что лесные и иные природные территории Новой Москвы определяют экологическую безопасность и экологическое благополучие всего мегаполиса – города федерального значения Москвы,

Московской городской думе внести изменения в Закон г.Москвы от 06.11.202г. №56 «Об организации местного самоуправления в г.Москве», исключающие вопросы осуществления градостроительной деятельности на лесных и иных природных и озелененных территориях Новой Москвы из перечня вопросов местного значения городских округов. В настоящее время ситуация, при которой вопросы осуществления градостроительной деятельности, в т.ч. на природных территориях, являются вопросами местного значения городских округов г.Москвы, уже привела к застройке, например, защитного Троицкого леса и дальнейшему проектированию объектов капитального строительства на его территории, самостоятельной выдаче муниципальной администрацией г.о.Троицк в г.Москве разрешений на строительство объектов в лесу и утверждению документации по планировке лесных территорий в качестве территорий коммунальной/складской/общественно-деловой застройки.

 

12. Департаменту городского имущества г.Москвы провести ревизию постановки на кадастровый учет земельных участков, входивших в границы ООЗТ, установленные лесоустроительной документацией Федерального агентства лесного хозяйства по состоянию на 2012г. и постановлением Правительства Москвы от 22.08.2012г. № 424-ПП, однако поставленных на учет в качестве участков с назначением и видами разрешенного использования, предполагающими их застройку.

 

13. Департаменту городского имущества г.Москвы

а) в кратчайшие сроки поставить на кадастровый учет в качестве ООЗТ (Особо охраняемых зеленых территорий) залесенные земельные участки, имеющих данный охранный статус в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 22.08.2012г. № 424-ПП, в границах, установленных лесоустроительной документацией Федерального агентства лесного хозяйства по состоянию на 2012г., и до настоящего времени на кадастровый учет не поставленных (пример: лесные кварталы 24, 53, 54, 57 бывшего Малинского участкового лесничества);

б) поставить на кадастровый учет все имеющиеся водные объекты.

 

14. Комитету по архитектуре и градостроительству г.Москвы, Департаменту развития новых территорий г.Москвы признать, что вырубка лесов, их фрагментация и превращение лесов в парки экологически ущербно, поскольку предполагает существенное снижение защитных функций природных территорий.

Одновременно необходимо отметить необходимость создания парков на незалесенных территориях, на месте пустырей и иных территорий, требующих благоустройства и озеленения.

15. Комитету по архитектуре и градостроительству г.Москвы внести в проект изменений в Генеральный план г.Москвы в отношении территорий, присоединенных к г.Москве и проект Правил землепользования и застройки территорий, присоединенных к г.Москве, имеющиеся в действительности границы водоохранных зон. При разработке проектов планировки территорий Новой Москвы предусмотреть строительство автодорог через водотоки вместо дамб с коллекторами предусмотреть мосты, выполняющие функции экокоридоров. При строительстве автомагистралей предусмотреть создание тоннелей для прохода небольших животных.

16. В связи с необходимостью создания единого полицентрического городского пространства Москвы, а не города-спутника на присоединенных к г.Москве территориях,

Комитету по архитектуре и градостроительству г.Москвы

а) сформировать единую дорожно-транспортную сеть, обеспечив дополнительные транспортные связи новых территорий с исторически сложившейся территорией города в пределах МКАД;

б) предусмотреть приоритет развития внеуличного рельсового транспорта -
минимально, по сравнению с другими видами транспорта, фрагментирующим природные территории;

в) существенно переработать либо отменить проекты линейных объектов улично-дорожной сети, при разработке которых нарушен баланс между экономической эффективностью и экологической безопасностью, пересмотреть коридоры прохождения проектируемых автомагистралей для обеспечения баланса при развитии транспортных коммуникаций, с одной стороны, и развитии жилых и природных территорий – с другой стороны.

 

17. Комитету по архитектуре и градостроительству г.Москвы при планировке территорий ввести мораторий на изменение параметров разрешенной высотности и плотности застройки, установленных на момент изменения границ Московской области и города федерального значения Москвы, а также мораторий на использования Особо охраняемых зеленых территорий для любых видов строительства до утверждения нового Генерального плана города Москвы, а также Правил землепользования и застройки для всей территории Москвы в целом.

 

18. Правительству Москвы внести изменения в Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в г.Москве, утвержденное постановлением Правительства Москвы от 30.12.2008г. № 1258-ПП в части определения перечня документов, подтверждающих право на участие в публичных слушаниях по вопросам градостроительной деятельности различных категорий участников публичных слушаний, предусмотренных ч.2 ст.68 Градостроительного кодекса г.Москвы.

 

19. Правительству Москвы уделить особое внимание развитию анклавов Новой Москвы, осуществляя планирование с учетом их специфических территориальных, экологических и инфраструктурных особенностей, совместно с органами исполнительной власти Московской области.

 

 

 

____________________________________

__________________

_________

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: