Строго для студентов филологов МГУ1 курса веч. отд. 2007.




Лекция 9

Рыцарский роман

(В лекции не оформлены все ссылки, публикация даже в Интернете некоректна)

Роман, как мы понимаем этот жанр, окончательно сформировался в XVIII веке в европейской (английской и французской) литературе. Одним из основных признаков романа является противопоставление героя и общества, возможны даже антагонистические отношения.

В рыцарском романе такой конфликт не может возникнуть, поскольку рыцарский роман посвящён жизни одного сословия – рыцарства. (см. Ауэрбах)

Герой должен быть идеальным представителем этого сословия, ценности сословия осваиваются им на очень глубоком уровне. (Михайлов А.Д.)

Другие сословия представлены отдельными персонажами и возникают эпизодически.

Англичане используют два термина: novel – роман в классическом понимании, сформировавшийся в XVIII веке, и romance – рыцарский роман. Мы используем громоздкий, омонимичный термин.

Рыцарский роман – синтетический жанр, оформившийся в период Высокого Средневековья в начале XII века. Генезис рыцарского романа связан с полемикой-противостоянием эпосу. Если эпос – устный жанр, роман сразу же возникает как письменный памятник. Само слово «роман» означает письменное произведение на романских языках. Таким образом, роман противопоставлен письменным текстам на латинском языке. Эпос анонимен, роман – авторский текст. Сочинение романа требовало от автора усидчивости, эрудиции, как в области античной литературы, так в понимании предназначения средневековых жанров. Недаром, роман, возникающий в Высоком Средневековье, является жанром, синтезирующим и эпическую героику, и духовность религиозной литературы, и высокую поэзию Прованса. Третье отличие от эпоса наиболее любопытно: в эпосе важнейшую роль играет историческая подоплёка событий. Собственно сам эпический пафос – утверждение национальной идеи – связан с конкретным историческим событием. Роман намеренно обращается к преданиям других народов. В центре событий романа находится герой-личность, внимание читателя не должно отвлекаться на исторический фон, поэтому используется нейтральный – античный, позже кельтский сюжет. Эпический герой является воплощением чаяний народа, романный герой предстаёт тоже идеальным рыцарем, прекрасным, смелым, самоотверженным, но ему необходимо на личном уровне доказать свою куртуазность и рыцарскую доблесть.

Эпос не имеет опыта раскрытия внутреннего мира чувств героя. Роман наследует традицию провансальской лирики и продолжает раскрывать психологию куртуазной любви. В лирике чаще всего перед нами раскрывался внутренний мир одного героя-поэта, в романе показано развитие любовного чувства двух людей, поэтому психологизм рыцарского романа более разработан, чем в лирике.

Также роман использует некоторые категории жанра сказки, поскольку ни эпос, ни лирика не выстраивают последовательно биографии героя, не выявляют его инициации и совершенствования.

В эпосе характер героя, как правило, задан сразу, а в лирике нет внешней объективной оценки подвигов действующего лица. Роман в достаточной мере опирается на сказку. Прежде всего, и в романе, и в сказке присутствует мотив испытания героя, его инициации. Можно заметить сходство системы персонажей. Как и в сказке, в романе есть субъект – герой, объект – дама, антагонист, герои-помощники и герои- вредители. Используются волшебные предметы: шапки-невидимки, оружие, целебные мази, бальзамы. Также в романе заимствуется хронотоп: сказочное пространство и время. Пространство в романе, как и в сказке, маркировано. Перекрёсток означает выбор добра или зла, правый путь – путь добра. Лес – место приключений. Природные катаклизмы: гроза, буря, ненастье, – предвещают важные события. Остаётся выяснить, чем же роман отличается от сказки. «Сказкой» является первая часть романа. Читая романы Кретьена де Труа, вы можете заметить, что свадьба состоялась, если не в начале повествования, как в «Эреке и Эниде», то в первой трети, например, в «Ивэйне». Специфический романный конфликт связан с уравновешиванием двух жизненных сфер рыцаря-героя: любовной куртуазной и рыцарского служения. Рыцарь должен найти идеальное золотое равновесие социального и куртуазного служения. Вначале обязательно происходит перекос в ту или другую сторону.

Сначала возникают «античные» рыцарские романы: «Роман о Трое» Бенуа де Сент-Мора, «Роман об Александре», «Роман о Бруте» Васа (1155), «Роман о Фивах».

«Роман о Трое»

Но античность в них представлена в форме внешних атрибутов. Осада Трои напоминает осаду феодального замка, герои – представители феодальной эпохи, нарядившиеся в античные одежды.

Основной корпус рыцарских романов представляет Бретонский цикл. Бретонский цикл разделяется на три части:

Романы о короле Артуре

Романы о святом Граале

Романы о Тристане и Изольде.

Во Франции центральной фигурой, определяющей закономерности жанра, является Кретьен де Труа. Важнейшие моменты биографии Кретьена это, «во-первых, юношеское увлечение Овидием, следы которого можно найти в его романах и других сочинениях, во-вторых, связь с феодальными кругами Северо-Восточной Франции (дворы Марии Шампанской, Филиппа Фландрского). В-третьих, многообразие жанров, к которым обращался Кретьен: пять романов, лирика, поэма «Филомена», агиографическая поэма «Вильгельм Английский». В-четвёртых, это энциклопедизм произведений поэта. При всей фантастичности и ирреальности изображаемого романистом артуровского мира, он воспроизвёл подробно и точно многие важные аспекты современной ему действительности – замковый и городской быт, феодальные отношения, праздники и будни, развлечения и повседневный труд своего современника. Поэта волновали и моральные проблемы. Прежде всего, проблема места человека (феодала, рыцаря) в обществе, проблема тех нравственных критериев, которые должны определить истинное значение человека, его достоинства как члена общества и как индивида. Привлекал его и интимный мир человеческих отношений».[1] Кретьен де Труа классически обработал кельтские легенды, которые и составляют сюжетную основу Бретонского цикла.

В каждой из частей представлена особая форма романа, и разные типы романного конфликта. Первым и классическим типом романа является роман о короле Артуре. Артуровское королевство Кретьена возникло бесконечно давно, оно вечно и не имеет связи с реальностью, не имеет и чётких границ. Артур царит там, где существует мир рыцарственности. Королевство Артура у Кретьена – поэтическая утопия, прежде всего моральная. В этом мире уместно фантастическое и чудесное. Сам король Артур не принимает участия в действии. Он стар, мудр и статичен. Герой находится в пути, в то время как Артур редко покидает королевскую резиденцию. Путешествие героя, его перемещение в пространстве означает перемещение по шкале ценностей[2]. Каждое последующее приключение возвышает его над предыдущими. Кретьен де Труа создаёт «Ивэйна или Рыцаря со львом» именно как такой роман из цикла о короле Артуре. Вначале, как в сказке, возникает ситуация нанесённого ущерба, когда Калогренан, двоюродный брат Ивэйна признаётся за пиршественным столом короля Артура, что был побеждён неизвестным Чёрным рыцарем и не смог отстоять свою честь в дальнейшем поединке, так как после боя рыцарь скрылся. Целый год Калогренан пытался разыскать Чёрного рыцаря, но так и не смог его найти и теперь вынужден признаться перед королём Артуром и королевой Гиневрой в своём позоре. Ивэйн вызывается отстоять честь кузена и отправляется в лес к источнику, смертельно ранит Чёрного рыцаря, Эскладоса, проникает в его замок. Героем-помощником является Люнетта, служанка хозяйки замка. Она прячет его до поры до времени, а после похорон уговаривает свою госпожу Лодину де Ландюк познакомиться с Ивэйном. «Сказка» заканчивается свадьбой Ивэйна и Лодины. Значительное место в романе занимает описание внезапно возникшего любовного чувства. Сначала Ивэйн влюбляется в Лодину, увидев её, оплакивающую мужа, затем Люнетта приводит Ивэйна к госпоже, и та покорена куртуазным обхождением героя. Сама невероятность возникновения любви к убийце мужа подчёркивает силу чувства героини. Но есть, также историческое объяснение подобного поступка Лодины. После смерти мужа замок и источник остались без защиты, и она не может оставаться вдовой. Победитель мужа в честном поединке, куртуазный рыцарь высокого рода, предлагает ей руку и сердце, а любой следующий завоеватель беззащитного замка может оказаться не таким любезным. Собственно романный конфликт между куртуазным служением и рыцарским самоутверждением героя формируется уже после свадьбы. Гавейн зовёт Ивэйна на рыцарские подвиги. Лодина просит напомнить о себе через год, иначе она расторгнет союз с ним. Ивэйн забывает не о Лодине, а о времени. Когда он узнаёт о её разрыве с ним, то сходит с ума. Важнейший эпизод романа – «безумие героя», потом будет воспроизведён в поэме Л. Ариосто «Неистовый Роланд», и в «Дон Кихоте» Сервантеса. По словам А.Д. Михайлова это – «вершинная точка романа и ось его симметрии»[3]. Первому рыцарскому опыту героя описанному кратко, соответствует второй, осмысленный, полезный, рассказанный подробно, а первым любовным сценам соответствует примирение с Лодиной в конце романа. Обретя разум, герой заново совершает подвиги, теперь его новой инициацией является спасение льва и получение нового имени. Ивэйн второй части противостоит Гавейну, совершающему подвиги из спортивного интереса. Недаром, неузнанные, Ивэйн и Гавэйн сходятся на поединке, который заканчивается счастливым узнаванием и примирением. Рыцарь со львом прославился многими замечательными подвигами, Лодина слышит о нём, восхищается им, не зная, что это Ивэйн. Герой оказывает новую услугу Люнетте, и она помогает ему вымолить прощение у госпожи. Значительное место в романе занимают сами подвиги героя. После его выздоровления он служит людям, воплощая принципы рыцарского кодекса. Служение рыцаря – доброта, обращённая к миру.

Второй тип романа у Кретьена представлен «Персевалем», неоконченным произведением, которое «продолжил» и блистательно завершил немецкий поэт, миннезингер Вольфрам фон Эшенбах в своём «Парцифале» (1210). Немецкие романы расцветают в начале XIII века. В них отражается спор династий Штауфенов и Вельфов за королевский престол, борьба в Западной Европе между папой и императором, когда особенно актуальным для рыцарства становится его утверждение в формировании религиозной нравственности, утверждении права на власть духовную, а не только светскую и моральную. «Расположение событий во времени и пространстве представляет взаимовторжение двух сфер – повседневного бытия, устроенного в соответствии с куртуазным кодексом (королевство Артура) и мира высокой духовности, в котором этот кодекс оттеснён принципами добра и всеобщего братства, а человек ощущает себя перед лицом Вседержителя (царство Грааля)».[4] Артуровское королевство мыслится, как социальное служение и совершенствование, тогда как герои царства Грааля призваны спасти мир. Постигнув куртуазный кодекс, высший подвиг Парцифаль совершит в королевстве короля Рыбака. Важна идея героя Простеца, что является противопоставлением сословной гордости Гавэйна, в то же время Простец-Парцифаль осваивает куртуазный кодекс. Но совершенствование героя направлено к обретению не столько куртуазности, сколько милосердия. Куртуазность оказывается слишком рассудочной, рациональной добродетелью, скорее механического порядка, в то время как милосердие – движение души. Грааль – мифологический кельтский образ, ассоциирующийся со скатертью-самобранкой, с рогом изобилия, очень убедительно соотносится с христианской символикой сакральной трапезы. Здесь сходятся языческие идеи о вечном источнике пищи, а значит и благоденствия и христианском обретении Божественной полноты бытия. Рыцарь Гавейн в «Парцифале опять играет роль оттеняющей параллели, подчёркивающей особенность главного героя.

Третий тип романа Бретонского цикла – роман о Тристане и Изольде восходит к кельтским легендам о любви сильнее смерти. Гармоничный и рациональный Кретьен де Труа во многом формировал свою психологическую и этическую концепцию любви, полемизируя с романом Тома о Тристане и Изольде. Кретьен создал «Клижеса» как противоположность роману о Тристане и Изольде. Куртуазный роман тяготеет к этой легенде и не может вместить её мятежную, страстную трагичность в свой уравновешенный, правильный изысканный универсум. Поэтому очень удобными были упоминания об эпизодах жизни героев. Т. Мэлори покажет сэра Тристана, как рыцаря Круглого стола, прославляющего свою даму Изольду. Гармонии и счастья в жизни Тристана и Изольды не было никогда. Только после смерти, они могут, наконец, соединиться, как это показывает «чудо с деревьями». Есть и роковые предначертания судьбы в этой легенде. Прежде всего, особенность характера Тристана, тайна которого раскрывается в его имени. «Печальным было его появление на свет». Уже в истории его родителей Ривалена и Бланшефлёр – сестры короля Марка, предвещается будущая трагедия. Их любовь, глубокая и сильная, длится недолго, Ривален погибает в сражении, а Бланшефлёр от горя и родовых мук. Тристан получает воспитание и образование лучше многих других рыцарей. «Сражается и на коне, и в пешем бою, и врукопашную. Владеет многими видами оружия, прекрасно держится в седле, тяжести доспехов не замечает. Высоко прыгает, быстро бегает. Прекрасный охотник. Мастер в области других «благородных забав». Играет на арфе и на роте (струнный музыкальный инструмент кельтского происхождения.), исполняет старые напевы и складывает новые (поэт), сочиняет любовные лэ. Владеет актёрским искусством и искусством гримёра: знает свойства трав и умеет изменять облик. То он жонглёр, то паломник, то юродивый. Говорит на семи языках, норвежские купцы использовали его как толмача. Играет в шахматы. Знает корабельное дело, строит часовню в честь Изольды, украшает грот. Но в отличие от других рыцарей Тристан находится вне сословных интересов и не стремится подтверждать свои достоинства. Он раскрывающийся герой, а не развивающийся»[5]. Тристан верен в дружбе, способен на огромное чувство. Изольда проявляет активную роль в любви, соответствуя женщинам из кельтских легенд, предпочитающих любовь и смерть постылому супружеству. Король Марк не похож на злодея-мужа, лишь однажды он теряет права на Изольду, приговорив её к страшной смерти и отдав прокажённым. После спасения героини, любящие проводят три блаженных года в лесу Моруа. Это самый чистый, гармоничный эпизод их жизни. А.Д.Михайлом приводит схему парных эпизодов романа: Лес Моруа

Женитьба Марка Изгнание Тристана

Любовный напиток Женитьба Тристана

И. узнаёт Тр. И. узнаёт от «измене» Тристана

Бой с драконом Бой с великаном

Знакомство с И. Тристан – нищий

Бой с Морхольтом Бой с рыцарями Марка

Бой с Морганом Последний бой

Норвежские купцы Корабль Каэрдина

Рождение Смерть

Ривален и Бланшефлёр Чудо с деревьями

 

Обрамляют легенду символы неодолимой любви: история Ривалена и Бланшефлёр и чудо с деревьями. Особое значение имеет образ моря. Это и метафора великого чувства героев и образ бессмертия и блаженства и страсть, несущая смерть. Морские путешествия связаны со всеми ключевыми событиями романа.

Любовный напиток – венчальное подтверждение любви. Герои любят друг друга до напитка. В опере Вагнера, Тристан и Изольда на корабле по пути к королю Марку хотят умереть. Они выпивают яд, который оказывается любовным напитком. В музыке необыкновенно красиво передаётся образ «томления» любви-смерти.

 


[1] Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман. М.: Наука, 1976. С.113.

[2] Там же. С 116-117.

[3] Михайлов А.Д. Там же. С. 120.

[4] Чавчанидзе Д.Л. Два романа штауфенской классики //Проблема жанра в литературе Средневековья. М.: Наследие, 1994. С. 88-107.

[5] Михайлов А.Д. История легенды о Тристане и Изольде//Легенда о Тристане и Изольде М.: Наука, 1976. С623-703.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: