Задания для самостоятельной проверки




И.В. Абаева

 

 

ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ
КОРРЕКЦИОННОЙ И КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАНИЯ

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Владикавказ

2017

ББК 88.4я7 А13 Печатается по решению учебно-методического совета ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт»

Рецензенты:

 

психолог высшей категории, директор Государственного бюджетного учреждения «Республиканский центр медико-социально-психологической помощи» Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия – Алания З.Х. Дзалаева;

кандидат психологических наук, доцент ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт» Е.П. Гиоева

 

 

Абаева И.В.

А13 Технологии и методы коррекционной и консультативной работы психолога образования: учебно-методическое пособие / И.В. Абаева; Сев.- Осет. гос. пед. ин-т. – Владикавказ: Издательство СОГПИ, 2017. – 89 с.

 

Учебно-методическое пособие содержит систематическое изложение технологий и методов практической деятельности психолога в условиях общеобразовательных учреждений, теоретико-методологическое обоснование использования современных методов психологической коррекции и психологического консультирования, рассмотрены содержательно-технологические аспекты работы психолога с детьми и взрослыми.

Пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» для подготовки по дисциплинам: «Методы коррекционно-развивающей работы психолога», «Формы и методы работы психолога в образовании», «Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса». Составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование.

 

Печатается в авторской редакции.

ББК 88.4я7

© Издательство СОГПИ, 2017

СОДЕРЖНИЕ

 

Введение................................................................................................ 4

1. Методологические принципы психологической коррекционной и консультативной работы.................................................................... 5

2. Методы психологического консультирования и психологической коррекции
2.1 Психоаналитические методы в психологии............................. 17

2.2 Методы и приемы психосинтеза................................................ 28

2.3 Методы гештальт-терапии.......................................................... 33

2.4 Психодраматический метод в психологии............................... 42

2.5 Транзактный анализ в психологической практике.................. 47

2.6 Методы нейро-лингвистического программирования.......... 61

2.7 Методы арт-терапии..................................................................... 70

Глоссарий.............................................................................................. 76

Библиографический список............................................................... 84

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемое учебно-методическое пособие направлено на формирование готовности к профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов и социальных педагогов в области психокоррекционной и психоконсультативной работы с детьми и взрослыми в условиях общеобразовательных учреждений.

В пособии дается обзор основных направлений зарубежной психологии с точки зрения профессионального психологического воздействия. Принципом построения пособия является связь теории с практикой, теоретические положения рассматриваются в качестве обоснования применения инструментария практической деятельности. Содержание пособия включает описание принципов коррекционной и консультативной деятельности; методов различных направлений психологии; контрольные вопросы для проверки степени усвоения учебного материала; списки рекомендуемой литературы. Составлен обширный терминологический словарь.

Назначение пособия – помощь будущим специалистам в освоении психологического консультирования и коррекции как методов оказания психологической помощи, формирование целостного системного представления о психокоррекционной работе, овладение навыками применения различных психокоррекционных методик и технологий. Предполагается формирование следующих знаний и умений студентов:

- ориентироваться в основных подходах, течениях в современной психологии, соотносить их с собственным мировоззрением и личностными предпочтениями;

- знать методологические основы психологической коррекции и психоконсультирования;

- уметь максимально эффективно организовывать процесс консультативной и коррекционной работы;

- владеть приемами и методами работы на различных этапах консультирования и психологической коррекции;

- уметь регулировать профессиональную деятельность в соответствии с этическими принципами психолога.

В пособии представлены методы различных психологических направлений современной психологии – технологий психоанализа, психосинтеза, гештальт-терапии, психодрамы, транзактного анализа, арт-терапии, нейро–лингвистического программирования.

При этом концептуальные положения той или иной модели изложены в рамках обоснования практического применения метода в работе педагога-психолога, не имеющего специальной подготовки в конкретном направлении психологии.

 

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ
И КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫ

Понятие «технология» активно используется в практике современной психологии, однако в психологической литературе термин имеет неоднозначный смысл и не раскрыт содержательно. Под технологией практической психологической деятельности мы понимаем совокупность приемов и методов психологического воздействия, объединенных единой целью и структурированных в логике определенной концептуальной модели.

Несмотря на творческий характер труда психолога, технология должна соответствовать следующим критериям:

1. Концептуальность. То есть должна быть основана на определенной научной концепции, включающей обоснование использования психологического инструментария в практической деятельности.

2. Системность. Технология должна отвечать характеристикам системы: логика процесса, целостность, взаимосвязь элементов.

3. Управляемость. То есть возможность планирования процесса воздействия, выбора и использования методов.

4. Эффективность. Технология должна способствовать достижению результата и быть оптимальной по затратам.

5. Воспроизводимость. Возможность использования (воспроизведения) технологии любым специалистом при соответствующей подготовке.

Характер работы практического психолога требует развития умений творческого применения различных технологий, методов и приемов, их комбинирования и модификации.

Метод – систематизированная совокупность приемов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу. Методы консультативной и коррекционной работы достаточно сложны, разнообразны и специфичны. Выбор психологом того или иного метода определяется теоретической позицией и подготовкой специалиста, установками клиента и, конечно, соответствием решаемым на данном этапе задачам.

Целевая направленность консультативной и коррекционной деятельности в работе психолога образования определяется необходимостью оптимальной реализации психологического потенциала жизнедеятельности личности, развития возможностей ее творческой адаптации и самореализации. В практике психологической работы оба вида деятельности, как правило, организационно и содержательно связаны задачей психологического воздействия и реализуются с использованием единого арсенала психологических методов.

Психологическая коррекция является видом практической деятельности психолога по исправлению особенностей психического развития, не соответствующих оптимальной модели, которая отражает возрастную норму и обуславливается индивидуальными возможностями ребенка [34]. Необходимость в организации коррекционной работы возникает в случае несоответствия личностных качеств, психической деятельности, состояний и поведения психологической или социальной норме. Эффективность проведенной коррекции оценивается в соответствии с достижением определенного норматива.

Суть консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку в раскрытии своего собственного внутреннего потенциала, помочь субъекту вырасти таким образом, чтобы он сам мог справиться с существующей, а также и последующими проблемами, будучи уже более интегрированной личностью [33]. Потребность в профессиональной психологической поддержке возникает в случае субъективно переживаемой индивидом невозможности реализации своих жизненных необходимостей. Хотя цель консультирования не столь конкретна и измеряема, как цель коррекции, в конечном итоге, смысл и того и другого – повышение качества и продуктивности жизни в конкретных условиях существования.

Принятые в отечественной психологии определения коррекционной деятельности вполне соотносимы и с содержанием психологического консультирования:

- «оказание психологической помощи клиентам, нуждающимся в устранении психической дисгаромонии, нарушений стройного сочетания психических функций, утраты их наилучшего взаимного соответствия» [48];

- «система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии и поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия» [36];

- «способ психологического воздействия на развитие ребенка на основе создания оптимальных возможностей и условий для его личностного и интеллектуального роста» [11].

Понятия «психокоррекция» и «психоконсультирование» семантически объединяет понятие «воздействие». Профессиональное психологическое воздействие направлено на развитие творческих адаптивных возможностей человека и, следовательно, развитие автономности, конгруэнтности, осознанности и ответственности. В сфере образования педагог-психолог, не имеющий специального клинического образования и психотерапевтической подготовки, обязан ограничить область психологического вмешательства границами психического здоровья, не вторгаясь в сферу проблем, связанных с нарушениями органической сферы или устойчивыми личностными нарушениями.

Организация и содержание воздействия определяются исходя из следующих позиций:

1. У человека всегда есть внутренний ресурс для того, чтобы вести удовлетворяющую и эффективную жизнь, но не всегда есть доступ к нему. Задача психолога – помочь человеку встретиться с собственными ресурсами.

2. Человек сам формирует свою личность с помощью творческой воли. Задача психолога - подвести клиента к принятию ответственности за свои поступки и за конечный итог своей жизни. Это не означает снятия ответственности со среды и тем более не предполагает обвинений. Речь идет об ответственности за улучшение качества своей жизни, признании реалий жизненной ситуации и осознании собственной роли в ее воспроизводстве.

Конечно, сам факт прихода к психологу свидетельствует о потребности в изменениях. Однако нередко смысл этих изменений клиент видит в приобретении возможностей влияния на окружение, не готов принять риски и потери, связанные с достижением автономности, ответственности в принятии решений и организации собственной жизни. Если психолог не учитывает значимость принятия ответственности и мотивации клиента, он, осознанно или нет, берет на себя ответственность за процесс и результативность работы, принимая нереалистичные цели и преодолевая сопротивление «беспомощного» клиента. Подобную позицию в отношениях принято называть «спасательством». Психологу следует развивать навык рефлексии установок на «спасательство». К ним относятся:

A. Стремление улучшить жизненные обстоятельства человека или решить его проблему.

B. Желание облегчить его задачу.

C. Избегание интенсивности негативного переживания.

D. Стремление убедить другого человека сделать правильный выбор.

E. Тревога по поводу недостаточно быстрого и легкого решение проблемы.

Осознание названных установок позволит вовремя выйти из роли спасателя в позицию партнера, эффективного помощника. Кроме того, характер распределения ответственности, предмет работы должны быть понятны и приняты клиентом и отражены в контракте, устном или письменном.

Отметим ряд позиций, прояснение которых необходимо для заключения эффективного контракта [50]:

A. Определение содержания ожидаемых в итоге работы психологических изменений клиента. Цель работы должна быть реально осуществима в условиях данной ситуации и имеющихся ресурсов и сформулирована в позитивной форме.

B. Цель должна быть конкретной и наблюдаемой.

C. Важно понимать, что клиент ждет в результате достигнутых изменений.

D. Необходимо осознавать, какой будет цена достигнутого изменения.

3. Работа должна отражать личностно значимые аспекты жизни клиента, направлена на обогащение опыта самосознания и деятельности, активную работу самого клиента в самоисследовании, переживании и поведении.

Используемые психологом в практической деятельности методы и приемы не могут быть эффективными сами по себе. Их инструментальные возможности определяются мастерством психолога в применении метода к конкретной индивидуальности в соответствии с ситуативным состоянием. Активное вмешательство в процессе взаимодействия возможно только на этапе, когда психолог уже имеет представление о связи между трудностями, которые испытывает клиент, ситуацией, в которой возникают эти трудности, и особенностями личности клиента, то есть определен психологический диагноз. Этапу разработки коррекционной работы предшествует первичное диагностическое исследование объекта, позволяющее выявить его характеристики, в соответствии с которыми определяются цели и задачи работы. Диагностический контроль сопровождает весь процесс индивидуальной или групповой работы, позволяя строить взаимодействие в соответствии с актуальностью. Следует подчеркнуть, что, несмотря на то, что психологическая коррекция определяется принципом нормативности развития, психолог учитывает «индивидуальную норму», которая позволяет наметить в пределах возрастной нормы развития программу оптимизации развития для каждого конкретного клиента с учетом его индивидуальности и самостоятельного пути развития [36, с. 11].

4. Человеку присуща потребность в отношениях, именно специальным образом построенные отношения в ситуации психологического вмешательства становятся условием результативности работы. Качество общения психолога с клиентом – решающее условие эффективности консультативной и коррекционной работы. Профессионально этичные, продуктивные отношения определяются терапевтическим намерением, ограничены рамками профессиональной роли, правилами, целевой направленностью и при этом предполагают прямоту, естественность, сочувствие, принятие всех проявлений переживаний человека как материала для анализа и информации об отношении.

5. Профессиональный ресурс психолога определяется возможностями предъявления, продуктивного использования собственного состояния как инструмента работы.

Психологу-практику необходимо: развить способности рефлексии собственных состояний, управления и использования собственной психической реальности в поле отношений; овладеть методами самопознания и самоподдержки, психогигиеной труда; научиться видеть личностные проблемы в работе и возможности их решения.

6. Психологическое воздействие осуществляется в контексте той или иной деятельности, понятной и естественной для клиента. Консультативная и коррекционная работа не должна быть простой тренировкой навыков и умений, а организовываться как осмысленная деятельность, отражающая повседневные жизненные отношения клиента. Приобретенные умения должны расширять возможности осознания и действия в жизненных ситуациях.

Моделью организации взаимодействия, направленного на развитие субъективных характеристик человека, является диалог. В коррекционной и консультативной деятельности в диалогическом взаимодействии образуется общность, в поле которой разворачивается процесс самораскрытия и самопредъявления сторон, воссоздается модель отношений человека с миром и происходит ее трансформация к более эффективным формам взаимодействия. Значимость диалогического взаимодействия более очевидна в одних и менее в других направлениях психологии, однако, использование методов, относящихся к этим направлениям в коррекционной работе, не обеспеченное должным качеством отношений, превращает процесс в совокупность формальных, непродуктивных действий.

 

Задания для самостоятельной проверки

 

1. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Специфика профессиональной психологической помощи заключается в том, что она осуществляется:

1) только в условиях специализированного учреждения, имеющего подготовленных специалистов и необходимые условия, обеспечивающие безопасность и доверие между клиентом и психологом;

2) при условии активного желания (мотивированности) человека к изменениям в своей жизни;

3) только на платной основе, исключающей возможность установления «приятельских» отношений с клиентом;

4) в отношении любого человека, оказавшегося в проблемной или кризисной ситуации.

2. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Коррекцию, как вид практической деятельности психолога, можно определить как:

1) совокупность психологических приемов, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия;

2) систему мероприятий, используемых психологом для повышения адаптивных возможностей человека;

3) исправление различных форм отклоняющегося поведения средствами профессионального психологического воздействия.

3. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Психологическая коррекция направлена на:

1) различного рода нарушения у людей, страдающих различными видами соматических или психических расстройств;

2) недостатки, не имеющие органической основы и не являющиеся устойчивыми качествами личности;

3) расширение ресурсов саморазвития и самореализации личности.

4. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов: Что из нижеперечисленного является обязательным условием для успешной психологической помощи?

1) регулярное участие психолога в супервизиях и профессионально-ориентированных тренинговых группах;

2) соблюдение требований экологичности психокоррекционного пространства;

3) установление хороших, психологически комфортных отношений между психологом и клиентом;

4) регулярное участие психолога в психотерапевтических сессиях с коллегами.

5. Исключите лишнее. Компоненты профессиональной готовности к психокоррекционной деятельности:

1) знание теоретических основ коррекционной работы;

2) владение конкретными методами и методиками коррекции;

3) опыт самостоятельной практической деятельности;

4) психологическая проработанность у психолога собственных проблем в тех сферах, которые он предполагает корректировать у клиента.

6. Исключите лишнее. Факторы, определяющие эффективность психокоррекции:

1) значение для клиента освобождения от имеющихся проблем;

2) характер проблем клиента;

3) готовность клиента к сотрудничеству;

4) возрастные особенности клиента;

5) профессиональный и личностный опыт психолога.

7. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Не является критерием эффективности коррекционного воздействия:

1) разрешение реальных трудностей развития;

2) достижение постановки целей и задач коррекционной программы;

3) эмоциональное удовлетворение клиента;

4) полная реализация содержания коррекционной программы;

5) субъективно-переживаемые клиентом изменения во внутреннем мире.

8. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Профессиональная психологическая помощь в конечном итоге предполагает:

1) эффективное использование внутренних ресурсов человека;

2) понимание и разделение чувств человека;

3) объяснение причин возникновения проблемы и способов избавления от нее;

4) безусловное принятие человека и его проблемы в процессе общения, протекающего в атмосфере доверия и безопасности.

9. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Не относится к целевым направлениям коррекционной работы:

1) оптимизация социальной ситуации развития;

2) развитие видов деятельности ребенка;

3) формирование возрастно-психологических новообразований;

4) оптимизация образовательной среды.

10. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Не относится к принципам психологической коррекционной работы принцип:

1) комплексности психологической кор­рекции;

2) единства диагностики и коррекции;

3) соответствия задачам воспитания;

4) лич­ностного подхода;

5) деятельностного подхода;

6) иерархический принцип психологической коррекции;

7) каузальный принцип.

11. Отметьте неверный вариант. Требования к постановке целей коррекционной работы:

1) формулировка цели в позитивной форме;

2) реалистичность;

3) конкретность;

4) социальная значимость.

12. Отметьте неверный вариант. Основные принципы составления психокоррекционных программ:

1) принцип единства коррекции и диагностики;

2) принцип приоритетности коррекции каузального типа;

3) деятельностный принцип коррекции;

4) принцип конфиденциальности;

5) принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента;

6) принцип возрастания сложности.

13. Отметьте неверный вариант. Условия избегания спасательства:

1) не помогать без контракта;

2) работать только за материальное вознаграждение;

3) возлагать основную ответственность на клиента;

4) учитывать свои интересы.

14. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Взаимопонимание между консультантом и клиентом относительно особенностей условий, процедур и параметров консультирования определяется как:

1) структура;

2) договор;

3) контакт.

15. Отметьте неверный вариант. К проявлениям спасательства можно отнести:

1) чувство абсолютной ответственности за решение проблемы другого человека;

2) желание облегчить клиенту задачу;

3) сочувствие и сопереживание клиенту;

4) чувство вины за действия другого человека.

16. Отметьте неверный вариант. Преимущества использования контракта в консультировании:

1) дает клиенту ощущение ясности и безопасности;

2) регулирует активность клиента;

3) гарантирует включенность в отношения консультирования;

4) оптимизирует условия труда консультанта.

17. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Что отличает задачи консультирования и бытовой психологической помощи?

1) облегчение тяжести гнетущих эмоциональных состояний или мыслей;

2) предоставление человеку возможности свободно обсудить свои проблемы и быть выслушанным;

3) принятие человека таким, каким он представляется в процессе оказания помощи;

4) поддержка и развитие навыков самостоятельной оценки жизненных обстоятельств.

18. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. К принципам психокоррекционной работы не относится принцип:

1) единства диагностики и коррекции;

2) нормативности развития;

3) деятельностный;

4) каузально-генетический.

19. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. К способам психологической помощи относятся все ниже перечисленные, за исключением:

1) психологического консультирования;

2) психологической защиты;

3) психологической коррекции;

4) психотерапии.

 

Ключ:

№ вопроса                                      
вариант ответа                                      

 

Рекомендуемая литература:

1. Балашова С.В. Основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии: пособие для самостоятельной работы для студентов факультета клинической психологии, для клинических психологов / С.В. Балашова. – Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2009. – 39 c.

2. Кочюнас Р. Психологическое консультирование: учебное пособие для вузов / Р. Кочюнас. – М.: Академический Проект, Трикса, 2015. – 224 c.

3. Логинова Л.И. Психологическое консультирование в образовательных учреждениях: учебное пособие / Л.И. Логинова. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2011. – 116 c.

4. Осипова А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов / А.А. Осипова. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 512 с.

5. О.В. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений / О.В. Хухлаева. – М.: Академия, 2001. – 208 с.

 

2. МЕТОДЫПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

2.1 ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫВ ПСИХОЛОГИИ

Фундаментальные положения психоанализа касаются сферы бессознательных психических содержаний, являющихся результатом вытеснения неприемлемых или травмирующих намерений, чувств, событий. Процедура психоанализа направлена на возвращение в сознание вытесненных элементов.

Механизм вытеснения определяется взаимодействием трех структурных элементов в модели личности З. Фрейда: «Оно» («Ид»), «Я» («Эго») и «Сверх-Я» («Супер-Эго») [54].

«Ид» обозначается сфера побуждений. В течение жизни оно пополняется вытесненными сознанием потребностями, чувствами, событиями. Вытеснение – результат конфликта Ид и Супер-Эго. Супер-Эго – результат усвоения человекам моральных, правовых, религиозных норм и иных культурно значимых эталонов, является основой нравственных установок. З. Фрейд выделяет в структуре Сверх – Я две составляющие – совесть и эго-идеал. Формирование совести он связывал с родительским воздействием по типу наказания, эго-идеал – с родительским одобрением и позитивным оцениванием, а также с опытом достижений и чувством самоуважения. Формирование Сверх-Я предполагает развитие способности к самоконтролю и, тем самым, освобождение от ориентации на внешний контроль. Супер-Эго обеспечивает возможности существования человека в обществе. Функция Оно – побуждение. Функция Сверх-Я – контроль. Содержание Ид и Супер-Эго преимущественно бессознательно. Эго - это наиболее осознаваемая сторона личности. Его задача – самосохранение, выбор средств согласования требований адаптации к условиям внешнего мира, противоречивых требований Ид и Супер-Эго. Достижение гармонии требований среды, Оно и Сверх-Я является свидетельством зрелого, оптимально функционирующего Я и психологического здоровья личности.

Нарушение функций Эго связано с превалированием одной из субличностей в ущерб другой. Доминирование Ид и игнорирование Супер-Эго приводит к различным формам своеобразного вызывающего и «бесстыжего» поведения, выраженность которого, как правило, определяется силой стремления к избеганию актуального чувства стыда и вины. Средством избегания является придание поведению приемлемого смысла (независимости, жертвенности, исключительности и др.).

Напротив, сильное Супер-Эго приводит к подавлению побуждений Ид и актуализации защит Я. Я защищается от неприемлемой с позиции Сверх-Я информации о себе, об отношении и от травмирующих переживаний.

Функционально психологическая защита определяется как специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояний тревоги и дискомфорта [45].

З. Фрейд и А. Фрейд определяют следующие типичные защитные реакции [56]:

1. Вытеснение – базовый защитный механизм, лежащий в основе всех невротических расстройств, создает бессознательное как таковое. Суть вытеснения заключается в отстранении и удержании вне сознания определенных психических содержаний. В результате вытеснения из сферы сознания человека исключаются некоторые элементы его психической жизни.

2. Регрессия – психологический возврат к более ранним формам реагирования, своеобразная возрастная регрессия от более поздних к более ранним моделям существования в мире.

3. Замещение. Возникает в ситуации, когда ослабление напряжения, вызванного реакцией на какой-либо объект, достигается смещением действия на иной объект.

4. Рационализация – придание приемлемых оснований неприемлемым желаниям, чувствам и поступкам (своим или чужим) в значимой ситуации.

5. Проекция – приписывание другим качеств, чувств, желаний и т.п., которые человек отвергает в самом себе.

6. Фиксация представляет прочную связь с определенными лицами или идеями, воспроизводство одного и того же способа удовлетворения, несмотря на его непродуктивность в изменившихся условиях.

7. Формирование противоположных реакций. Вытесняемые желания, чувства, отношения замещаются на прямо противоположные, как в сознании, так и в поведении.

8. Образование симптомов. Возникновение болезненных состояний как реакций на травмирующие обстоятельства, позволяющие избежать или, напротив, добиться чего-либо.

9. Сопротивление. Под этим понимаются любые неосознанные реакции противодействия воздействию другого человека. Причина сопротивления – угроза появлению болезненных или неприемлемых чувств, устойчивости самооценки и нарушению привычного образа жизни с его скрытыми вторичными выгодами.

5. Сублимация – трансформация энергии влечений в потребности социальной природы и приемлемую социально деятельность.

Отличие защитного процесса от лжи в неосознаваемом характере процесса. Содержание Оно не открыто для прямого наблюдения. Однако о нем можно узнать по сновидениям, ассоциациям, символам, оговоркам, опискам и другим ошибочным действиям. З. Фрейд выделил три группы ошибочных действий человека [54]. К первой группе он относит: оговорки, описки, очитки и ослышки. Во вторую входят временное забывание того, что человек хорошо знает; невыполнение в определенный момент намерения, о котором позднее вспоминает. Психоанализ доказал, что эти проявления не являются случайностями. Психоаналитику важно обратить внимание на ошибочное действие и попросить дать пришедшее в голову объяснение. Считается, что сказанное детерминировано важными внутренними установками и ассоциативно связано со скрытым содержанием. Особенность техники психоанализа состоит в том, чтобы получить решение от самого человека. Способность соотносить мысли, чувства, фантазии и поведение человека с предшествующими им бессознательными сигналами является важным качеством аналитика, основанном на четком знании и понимании теории психоанализа.

Еще одно направление психологического анализа – анализ сопротивления клиента. Сопротивление психологической работе определяется бессознательным стремлением человека к избеганию стыда, вины, болезненных переживаний, потери лица или изменений. Сопротивление является знаком приближения к скрытым содержаниям.

Проявления сопротивления:

1. Низкая вербальная активность клиента – наиболее наглядная форма сопротивления, означающая бессознательное противодействие раскрытию.

2. Трудности в осознании, возникшие на определенном этапе процесса.

3. Отсутствие эмоциональных проявлений в ситуации, когда человек говорит о значимых жизненных обстоятельствах.

4. Неподвижное тело, «застывшее» лицо, отсутствие жестикуляции, так же как и, напротив, чрезмерная активность, неадекватная значимости вербальной информации.

5. Многословие, увязание в незначительных деталях или событиях.

6. Избегание определенных тем, перескакивание с темы на тему.

7. Использование штампов, стереотипность и др. языковые приемы избегания, позволяющие изолировать аффекты и уйти от эмоциональных переживаний.

8. Опоздания, пропуски встреч, забывчивость.

9. Скука, сонливость.

10. Человек говорит о себе в третьем лице, как если бы речь шла о другом человеке.

11. Неадекватное ситуации приподнятое, легкомысленное настроение.

12. Отсутствие изменений, несмотря на тщательность работы.

Специалист должен выявить факт сопротивления и его смысловое содержание.

Следующим объектом анализа является перенос – наиболее важная работа в психоанализе [54].

Под переносом понимается такое отношение к человеку, которое определяется не реальным опытом отношений с ним, а опытом не пережитых отношений с другими людьми. Как правило, это люди, близкие в раннем детстве. Главной характеристикой реакции переноса является неуместность, а также связанные с ней повторение, интенсивность, противоречивость, непостоянство.

Работа со сновидениями – еще один путь в бессознательное. Элементы сновидения являются сигналами скрытых содержаний, подобно ошибочным действиям. Используя свободные ассоциации, можно узнать скрытое содержание сновидения. Образы сновидения создаются вытесненным желанием, исполнение которого реализуется в содержании сновидения, и встречным воздействием цензуры, искажающей информацию. В такой искаженной форме она допускается до сознания. Механизмы искажения: сгущение, смещение, вторичная обработка и образное изображение мыслей [54].

Сгущение – слияние различных представлений в одно составное, например, элемент, тема, персонаж в различных сюжетах; один персонаж в разных обликах и т. д. Иногда соединение различных образов может приводить к затушевыванию различий и усилению общих черт.

Смещение – механизм работы сновидения, когда переживание, связанное с одним объектом, переходит на другие, более слабые представления, связанные с первым цепью ассоциаций.

Вторичная обработка – перегруппировка и связывание содержаний.

Образное изображение мыслей – это превращение содержания ситуации, абстрактных понятий в зрительные образы.

Во время анализа (З. Фрейд назвал процесс «работа сновидения») устанавливаются ассоциации по каждому элементу сновидения. Связывая высказывания, специалист помогает клиенту интерпретировать сон. При этом важно: не следовать за явным содержанием сновидения; анализировать каждый элемент отдельно, не связывая его сразу с другими или со всем сновидением; ждать, пока скрытое не возникнет в сознании клиента [53]. На первом этапе интерпретации концентрируется внимание на более доступных переживаниях, связанных с недавними событиями. По мере возникновения и осознания сопротивления, защит и переносов раскрываются более глубокие содержания бессознательного.

В результате психоанализа человек идентифицируется с вытесненными сторонами душевной жизни, опыт незавершенных ситуаций актуализируется, осознается, переживается, человек освобождается от власти ранее неосознаваемых влечений, Эго восстанавливает функцию выбора, Я вбирает отщепленные стороны и интегрируется.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: