Психосинтез: теория и практика. От душевного кризиса к высшему «Я» / сост. В. Данченко. – Киев: PSYLIB, 2002. – 198 с.




5. Смолова Л.В. Методы работы с воображением. Основы психосинтеза / Л.В. Смолова. – СПб.: СПБГУ, 2008. – 87 с.

 

2.3 МЕТОДЫГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ

Гештальт-терапия представляет собой феноменологически-экзистенциональное течение в психологии, созданное Фредериком Перлзом в сороковых годах ХХ века. Технология психологического воздействия в гештальт-терапии основана на положении экзистенциональной психологии о том, что люди организуют свою жизнь, руководствуясь конвенциональными представлениями, препятствующими пониманию собственных необходимостей и отношений с миром. Цель терапии – освобождение человека от самообмана, достижение аутентичности, осмысленного и ответственного отношения к качеству собственной жизни. Экзистенциональная психология основана на убежденности в способности людей к изменению и самопознанию. Клиента рассматривают как партнера во взаимодействии, обладающего способностью восприятия и самонаблюдения, являющимися основными средствами самоисцеления. Психолог избегает объяснений и интерпретаций, не поддерживает склонность клиента к интеллектуализации, суждениям и оценкам. Работа сосредоточена на самом процессе - что мыслит, чувствует, делает человек в данный момент, а не на содержании того, что произошло или может произойти. Принцип «здесь и сейчас» - один из основных в проведении исследования. Актуализируемые неосознаваемые содержания исследуются путем диалога, сосредоточения на внутренней феноменологии, эксперимента.

Психолог организует взаимодействие в форме диалога, равноправного обмена, не стремясь продвинуть клиента к определенной цели. В диалоге восстанавливается модель отношений индивида со своей средой – контакт, улучшение качества которого является задачей психологической работы. Психолог помогает клиенту развить способность к самостоятельности, сохранению идентичности в поддержании желаемого контакта или ухода от нежелательного. При адекватном функционировании контактирование со средой сменяется отделением, утратой внимания к ней. Особенность невротика состоит в том, что он не способен ни к хорошему контакту, ни к правильному осуществлению ухода.

Потеря контакта связана с двумя противоположными состояниями – конфлюенция (слияние) и изоляция. В первом случае человек теряет автономность, границы размываются, отделение невозможно. При изоляции, напротив, граница становится непроницаемой, человек перестает осознавать необходимость другого в своей жизни. Эти базовые формы лежат в основе следующих способов прерывания контакта:

1. Ретрофлексия. Является формой изоляции. Буквально означает «оборачивание в противоположную сторону». Проблема связана с тем, что у человека не сформированы способности к адекватному выражению намерения по отношению к другому. Граница между собой и средой смещается внутрь самого себя. Человек взаимодействие со средой словно переносит внутрь себя – делает себе то, что хотел бы получить от среды (например, неосознанно поглаживает, обнимает себя руками), или то, что хотел бы сделать другому (покусывает губы, сжимает собственную руку и др.). Вербальные проявления ретрофлексии отражают эту направленность на себя как на замещающий объект («Я злюсь на себя», «Мне так себя жалко» и т. д.). Для восстановления контакта необходимо направить внимание клиента на совершаемое действие, усилить его, осознать выражаемые чувства и намерения. Затем направить работу на осознание реального объекта, на который чувство направлено, и поиск адекватных по отношению к нему форм поведения, реализующих потребности индивида.

2. Интроекция – это невротический механизм, посредством которого человек принимает в себя внешние послания о нормах, программы жизни, способы действия и мышления без должного анализа, критичности, соотнесения с личным опытом. Данный вид прерывания контакта является результатом реализации общепринятых способов обучения и воспитания, лишающего человека права и способности к выбору. При интроекции он сдвигает границу между собой и остальным миром далеко внутрь себя. Опасность интроекции двояка: во-первых, она является препятствием в развитии личности и самосознания; во-вторых, интроекция способствует развитию внутреннего конфликта и дезинтеграции личности. Лишенный зрелой системы внутренних ориентиров и регуляторов человек рассматривает как угрозу всякое несоответствие интроектам, теряется в ситуации внешних средовых изменений, что может способствовать различным деструкциям в поведении.

Психологическая работа направлена на возвращение человеку свободы выбора. Исследование направлено на распознавание интроектов, «возвращение» их субъекту, который является источником интроективных посланий (или воспринимается клиентом таковым). Далее в эксперименте моделируется ситуация контакта: интроект оформляется как послание клиенту со стороны другого человека, осознается реакция на это послание (эмоциональная, когнитивная), возвращается критичность, расширяется осознанность. Процедура направлена на ассимиляцию содержания послания – принятия ценностного для личности смысла и отвержения чуждого. Важная задача работы также – восстановление границ и полноценного контакта в отношениях клиента с субъектом воздействия (как правило, это родительские фигуры).

3. Проекция. Является противоположностью интроекции. При проекции человек неосознанно приписывает окружению собственные качества, чувства, намерения, которые не может принять и признать. Собственные черты он начинает видеть в других людях, снимая таким образом с себя ответственность. Граница в этом случае расширена в сторону среды. Психологическая работа направлена на «присвоение» проекции. Например, когда клиент говорит об отношении к себе другого, ему предлагается представить, что он сам чувствует к этому человеку такое же отношение, и выразить это отношение вербально (вместо «он мне завидует», «я завидую ему»). Актуализированные чувства помогут признать состояние и восстановить границы личности.

Техники гештальт-терапии являются средствами расширения осознания и обогащения опыта. При этом нет задачи привести клиента к определенному решению или изменить его отношение. К техникам гештальт-терапии относятся:

1. Техника сосредоточения. Направлена на сосредоточение внимания клиента на переживании в данный момент времени с помощью конкретных вопросов и установок: «Что вы сейчас чувствуете?», «О чем вы думаете в данный момент?», «Останьтесь с этим на какое-то время», «Почувствуйте это», «Побудьте с этим». Таким образом клиента поощряют к продлению переживания, углубленной работе над чувствами.

2. Воплощение переживания. Клиенту предлагают выразить свои чувства в действии, как правило, вербально. Например, если человек чувствует злость, его просят выразить злость словами конкретному человеку (воображаемому или лично, если человек присутствует), или выразить в словах наворачивающиеся на глаза слезы и др.

3. Преувеличение. Клиенту предлагают усилить позу, движение, чувство через движение и т. д., чтобы вызвать более интенсивное переживание.

4. Направленные фантазии. Применяется для того, чтобы рассказ о том-то… превратить в переживание того-то... Клиенту предлагается визуализировать ситуацию (прошлое событие, предполагаемое будущее, пугающие последствия и т. д.) так, как будто они происходят в настоящий момент, последовательно разворачивая сюжет.

5. Интегрирующие техники. Согласно гештальт-теории, человек воспринимает окружающий мир и самого себя через противоположности [39]. Если человек идентифицирует себя только с одним полюсом, он не может контролировать и осознанно строить поведение. Важно восстановить, осознать и воссоединить отщепляемые друг от друга элементы. Клиенту предлагается представить противоположность чего-либо: отношения, качества, чувства, образа и др. Затем выразить эти чувства, «оживить» образ, выразить отношение и т. д. В процессе происходит осознание и интеграция полярных установок.

6. Самораскрытие психолога. Специалист делится с клиентом своими чувствами, мыслями, переживаниями, используя Я-высказывания и не пытаясь навязать свое видение. Тем самым он помогает осознать скрытые для клиента элементы ситуации, даже если видение клиента не будет совпадать с высказанным психологом.

7. Фрустрация и поддержка. Психолог поддерживает клиента в процессе осознавания своей открытостью, вниманием и сопереживанием, принимая его переживания без осуждения, оценивания, руководства. Те же действия фрустрируют манипулятивные действия клиента: попытку переложить на психолога ответственность за решение, получить оценку действий своих или другого, получить «поглаживания» какого-либо рода. На манипуляции специалист отвечает сосредоточением внимания на их исследовании, но не осуждением или игнорированием.

8. Работа со снами в гештальт-терапии. Ф. Перлз рассматривал элементы сна как проявление различных неосознаваемых личностных содержаний. Задача психологической работы – осознание вытесненных содержаний, принятие отчужденных сторон личности и их интеграция. В отличие от психоанализа, сновидение не интерпретируется. С целью актуализации переживания, клиенту предлагается восстановить содержание сна в режиме настоящего времени, «оживить» наиболее эмоционально окрашенные элементы с целью осознания и присвоения проекций. Отождествление способствует ассимиляции отвергаемого опыта и росту интеграции личности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: