Задание 3. Подсчет питательной ценности суточного рациона




Упрощенным расчетным методом определите калорийность, химический состав суточного рациона собственного питания на примере одного дня.

Начертите таблицу:

Продукт или блюдо (название) Вес в г (или порция) Белки, г Жиры, г Углеводы, г Калорий ность, ккал
Завтрак: 1. 2. 3. Итого             (1)
Обед: 1. 2. 3. Итого             (2)
Полдник: 1. 2. 3. Итого             (3)
Ужин: 1. 2. 3. Итого             (4)
Всего за день         (5)

 

При расчетах пользуйтесь таблицей питательной ценности продуктов (приложение 6), составленной на основе таблиц «Содержание основных пищевых веществ и энергетической ценности пищевых продуктов». Обратите внимание на то, что на стр.15-21 приводится содержание килокалорий, белков, жиров и углеводов на 100 г продукта, а далее на обычную порцию. В чае и кофе только сахар. Расчет ведем по количеству чайных ложек на стакан. В 1 чайной ложке 10 г углеводов, а килокалорий 40. Если в нашем приложении нет нужного Вам блюда или продукта, воспользуйтесь информацией, наносимой на товарные этикетки.

В практической деятельности врачи разных специальностей могут рекомендовать пациентам для оценки рационов индивидуального питания такие пособия, как калькулятор «Рацион» и «Здоровье».

 

Задание 4. Оценка фактического питания

4.1. Определите соответствие суточного рациона питания индивидуальной норме. За норму принимается индивидуальная потребность в нутриентах, рассчитанная Вами ранее. Составьте таблицу:

Оценка рациона

Показатели Индивидуальная норма Фактическое содержание в Вашем рационе Отклонение от нормы в %
Калорийность        
Белки, г в т.ч. животные      
Жиры, г в т.ч. растительные      
Углеводы, г      

 

4.2. Оцените свое питание:

- адекватность, т.е. соответствие фактической калорийности, белков, жиров, углеводов Вашей индивидуальной норме. Выводы;

- сбалансированность (соотношение б:ж:у, при этом количество белков принимаем за единицу). Например, б – 64 г, ж – 70 г, у – 200 г. Соотношение будет 1:70/64: 200/64, т.е. 1: 1,1: 3;

- режим питания – это распределение калорийности по отдельным приемам пищи: завтрак, обед, полдник, ужин. Для этого значения калорийности (1-4) делите на общую за день (5) и выражаете в процентах. Выводы.

- разнообразие питания, т.е. повторяемость блюд и продуктов в течение недели. Отметьте, какие продукты употребляются часто, какие редко и как это может сказаться на пищевом статусе (здоровье). Выводы.

 

4.3. В изученном рационе за день перечислите источники основных нутриентов:

- животного белка

- ПНЖК

- ПРВ

- витамина С

- витамина В1

- витамина А

- железа

- кальция

- калия

- йода

Считаете ли Вы, что ваше меню обеспечивает поступление в организм этих нутриентов?

Задание 5. Рекомендации по коррекции индивидуального питания.

 

5.1. Вы оценили свой пищевой статус, определили недостатки своего питания. Находите ли Вы связь между особенностями состояния организма и сложившимися особенностями реального питания? Обоснуйте ответ.

5.2. Сформулируйте необходимую направленность Вашего питания, цель, которую Вы хотели достичь его коррекцией

5.3. Сделайте рекомендации по коррекции своего питания (какие продукты ограничивать, какие включить, каков должен быть режим питания и т.п.).

 

 

Вопросы к итоговому контролю

Вопросы к итоговому тестовому контролю:

1. Что учитывается при расчете индивидуальной потребности в энергии и пищевых веществах?

2. От каких факторов зависит величина основного обмена?

3. Как изменяются абсолютные (относительные) значения суточной калорийности рационов питания детей (взрослых) с увеличением возраста?

4. Как изменяется доля животного белка в рационах детей с увеличением возраста?

5. Как изменяется потребность в белке у взрослых с увеличением возраста?

6. Какую долю от общего количества белка должны составлять белки животного происхождения в питании взрослого населения

7. Какое понятие отражает качество белкового компонента пищевых продуктов?

8. Какая доля должна приходиться на растительные жиры от общего количества жиров в питании взрослого населения?

9. Какое количество растительного масла необходимо для удовлетворения физиологической потребности взрослого в полиненасыщенных жирных кислотах?

10. Калорический коэффициент белков, жиров, углеводов

11. Основные поставщики энергии в организме

12. Наиболее благоприятное соотношение в рационе взрослого человека и ребенка раннего возраста между солями кальция и фосфора.

13. Каково значение формул сбалансированного питания?

14. Выберите верные утверждения, характеризующие суть теории адекватного питания.

15. Последствия применения преимущественно рафинированных продуктов в рационах питания здоровыми людьми.

16. Обеспеченность какими нутриентами наиболее важна для оптимального функционирования микробиоценоза пищеварительного тракта

17. Какие задачи решаются при построении лечебных рационов?

18. Особенности лечебно-профилактического питания

19. Как называются количества нутриентов, вызывающие у 50% (100%) населения признаки недостаточности питания?

20. Как называются количества нутриентов, при потреблении которых у 100% населения не наблюдаются признаки недостаточности питания?

21. Как называются количества нутриентов, при потреблении которых у населения наблюдаются признаки избыточности питания?

22. К Вам обратился пациент (женщина, мужчина, ребенок) в возрасте … лет, с ростом …см, весом …кг, индексом массы тела …, работает … (пенсионер), здоров (страдает заболеванием …, в стадии …). Какой вид питания необходимо назначить?

 

Вопросы, включенные в билеты к курсовому экзамену

1. Рациональное питание. Гигиенические требования к организации. Значение формулы сбалансированного питания для организации питания коллективов, разработки продовольственных программ. «Пирамида» здорового питания.

2. Физиологические нормы питания взрослого трудоспособного населения. Принципы нормирования, актуальные проблемы. Оценка формулы сбалансированного питания с современных позиций.

3. Гигиеническое значение белка в питании. Методы расчета потребности для индивидуального питания. Оценка адекватности. Источники белка в пище.

4. Гигиеническое значение в питании жиров. Физиологические нормы, методы расчета потребности для индивидуального питания. Оценка адекватности.

5. Гигиеническое значение углеводов в питании. Физиологические нормы, методы расчета потребности для индивидуального питания. Оценка адекватности.

6. Гигиеническое значение в питании макро- и микроэлементов. Принципы нормирования. Симптомы недостаточного и избыточного потребления (2 вещества по выбору). Источники поступления.

Литература для подготовки:

Основная литература:

1. Гигиена: Учебник / Под ред. акад. РАМН Г.И. Румянцева. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2000. - с.. (лечебно-профилактический факультет)

2. Пивоваров Ю.П, Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека: Учебник для студ. высш. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2004. –. с. (педиатрический факультет).

3. А.М.Лакшин, В.А.Катаева. Общая гигиена с основами экологии человека: Учебник. - М.: Медицина, 2004. – с. (стоматологический факультет).

4. А.М.Большаков, И.М.Новикова. Общая гигиена: Учебник. - М., Медицина, 2002. - с. (фармацевтический факультет).

Дополнительная литература

1. Королев А.А. Гигиена питания: Учебник для студ., обучающихся по спец. 040300 - Медико-профилактическое дело/ А. А. Королев. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Издат. центр "Академия", 2007. - 528с.

2. Справочник по диетологии/Под ред. В.А. Тутельяна, М.А. Самоснова М., Медицина, 2002.- 544 с.

3. Тутельян В.А., Попова Т.С.Новые стратегии в лечебном питании. - М., Медицина, 2002.- 144 с.

Тренировочные тесты

1. Как изменяются относительные значения суточной калорийности рационов питания детей с увеличением возраста?

а) увеличиваются

б) уменьшаются

в) существенно не изменяются

 

2. Как изменяется потребность в белке у взрослых с увеличением возраста?

а) увеличивается

б) уменьшается

в) существенно не изменяется

 

3. От общего количества белка белки животного происхождения в питании взрослого населения должны составлять

а) 35%

б) 45%

в) 55%

г) 65%

 

4. Какая доля должна приходиться на растительные жиры от общего количества жиров в питании взрослого населения?

а) 1/2

б) 1/3

в) 1/4

г) 1/5

 

5. Какая доля должны приходиться на полиненасыщенные жирные кислоты от общего количества жиров в питании взрослого человека?

а) 10%

б) 20%

в) 30%

г) 40 %

д) 50 %

е) 60 %

 

6. Основными поставщиками энергии в организме являются:

а) белки

б) витамины

в) жиры

г) минералы

д) углеводы

 

7. От каких факторов зависит величина основного обмена

а) возраст

б)масса тела

в) пол

г) физическая активность

д) энергетическая стоимость рациона питания

 

8. Как называются количества нутриентов, при потреблении которых у населения наблюдаются признаки избыточности питания?

а) Минимальные референсные дозы

б) Средние референсные дозы

в) Высокие референсные дозы

г) Нежелательно высокие референсные дозы

д) Минимально допустимые уровни потребления

е) Рекомендуемые уровни потребления

 

9. На профилактическом осмотре женщина в возрасте 41 год, экономист, рост 178см, вес 73 кг, индекс массы тела 23,0, страдает железодефицитной анемией, трудоспособность сохранена. Какой вид питания ей необходимо назначить?

а) адекватное

б) диетическое

в) лечебное

г) лечебно-профилактическое

д) направленное

е) рациональное

 

10. Выберите продукт с наиболее высоким содержанием витамина В12

а) зеленые овощи

б) крупы

в) молоко

г) печень животных

д) рыба

е) цитрусовые

 

11. На профилактическом осмотре рабочий 36 лет, здоров, рост 175 см, вес 75 кг, индекс массы тела 22,9, работа связана с постоянным ингаляционным воздействием свинца. Какой вид питания ему необходимо назначить?

а) адекватное

б) диетическое

в) лечебное

г) лечебно-профилактическое

д) направленное

е) рациональное

 

12. На профилактическом осмотре женщина 30 лет, физическое развитие среднее, гармоничное, заболеваний нет, 2-я половина беременности. Какой вид питания необходимо назначить?

а) адекватное

б) диетическое

в) лечебное

г) лечебно-профилактическое

 

13. На профилактическом осмотре пенсионер, 68 лет, рост 166 см, вес 85 кг, индекс массы тела 30,8, артериальная гипертония 1 стадии (с редкими кризами). Какой вид питания необходимо назначить?

а) адекватное

б) диетическое

в) лечебное

г) лечебно-профилактическое

д) направленное

е) рациональное

 

14. В стационар поступила студентка 20 лет с хроническим гиперацидным гастритом в стадии обострения, рост 175 см, вес 70 кг, индекс массы тела 22,9. Какой вид питания необходимо назначить?

а) адекватное

б) диетическое

в) лечебное

г) лечебно-профилактическое

д) направленное

е) рациональное

 

15. Содержание каких нутриентов необходимо увеличить в рационах пожилых людей?

а) белок

б) витамин Д

в) глюкоза

г) жиры

д) калий

е) магний

ж) хлорид натрия

 

 

Приложение 1

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: