Методические рекомендации по выполнению теоретической части контрольной работы




 

Приступая к выполнению теоретической части контрольной работы, сту­дент должен иметь четкое пред­ставле­ние относительно ее вида, структуры, со­держания и оформления, поскольку теоретическая часть контрольной работы должна пред­ставлять собой законченную разработку, все части которой логиче­ски взаимосвя­заны. Преподаватель при ее проверке оценивает не только содер­жание, но и ее оформление. Оформля­ется текстуальная часть теоретической части контрольной работы согласно общим требованиям к текстовым до­кумен­там (ГОСТ 2.105-95) и правилам оформления отчетов по НИР (ГОСТ 7.32-2001).

Обязательным требованием к выполнению теоретической части кон­трольной работы, имеющей научно-исследова­тель­ский характер, является ис­пользование научного, а не популярного (разго­ворного, литературного) стиля из­ложе­ния. Недопустимо ме­ханическое перепи­сывание учеб­ников и других ис­точников. Работу следует выполнять самостоя­тельно. В против­ном случае она не будет до­пущена к защите.

Подготовка к выполнению теоретической части контрольной работы включает в себя ряд этапов:

- изучение материалов, изложенных в настоящих мето­дических указа­ниях;

- ознакомление с тематикой теоретической части контрольной работы;

- выбор темы из перечня тем или формули­рова­ние инициативной темы;

- подбор литературы по теме теоретической части контрольной работы.

Выбор темы теоретической части контрольной работы производится ди­пломником самостоятельно на основа­нии имеющейся тематики (см. пункт 4.1). Перечень тем является пример­ным, и студент может предложить свою тему, обосновав и согласовав целе­сообразность ее разработки с преподавателем. В процессе работы над теоретической частью контрольной работы ее тема может быть уточнена или изменена по согласованию с преподавателем.

Написанию теоретической части контрольной работы должен предшест­вовать подбор и глубокое изучение литера­туры, а так же нормативно-правовых актов и научных публикаций по выбранной теме. Подбор и изучение литера­туры позволяет установить необходимый для иссле­дования во­проса конкрет­ный перечень источников, помогает глубже уяснить тему теоретической части контрольной работы. Подбор литературы к работе осуществляется на ос­нове литературы, рекомендуемой по дисциплине «Экономика недвижимости», пере­чень которой отражен в учебной программе данной дисциплины, а также само­стоя­тельно с помощью руководителя. Сту­дент должен уметь пользо­ваться ка­талогами библиотечного фонда, электрон­ными информаци­онно-правовыми системами. Подбор литературы может вклю­чать несколько этапов:

- просмотр библиотечных каталогов. Книги и статьи следует подбирать с ис­пользованием систематических указателей литературы, находя­щейся в библиотеке ВУЗа или города. При изу­чении периодических изданий в це­лях ускорения поиска необходимого номера лучше всего использо­вать по­следний в году номер журнала, где помещается указа­тель статей, опубли­кованных за год;

- ознакомление со справочной литературой (энциклопедиями, слова­рями, справочниками и т.д.), в которых после отдельных коротких статей поме­щаются небольшие перечни литературы;

- ознакомление в отобранных источниках прикнижных списков литера­туры и литературы, указанной в сносках;

- просмотр библиографических указателей и других периодических биб­лио­графических изданий, аннотированных фундаментальными библиотеками, а также учетно-регистрационых изданий, наиболее полно, точно и досто­верно освещающих все аспекты интересующей проблемы.

Осуществлять подбор источников и знакомиться с их содержанием целе­сооб­разно в сле­дующей последовательности: нормативные документы (вна­чале законы, затем подзаконные акты), научные издания (первоначально книги, затем периоди­ческие издания), статистические данные. При подборе нормативно-правовых актов целесооб­разно использовать возможности компь­ютерных справочно-информаци­онных систем, таких как «Консультант плюс», «Кодекс» и др. Их использование облегчает тематический поиск документов, а также позволяет быстро найти доку­мент при наличии инфор­мации об органе, принявшем документ, дате принятия, номере документа и его примерном на­звании. Кроме того, документы в данных электронных системах содержат коммен­тарии и отсылки к другим нормативным актам. При знакомстве с ис­точ­никами в периодической печати (статьями) вначале целесообразно изучить самые свежие публикации, затем – прошлогодние, потом – двух­годичной дав­ности и т.д.

Сформированный справочно-библиографический аппарат позволяет су­дить об обоснован­ности выдвигаемых автором поло­жений трудами других ав­торов. Следует про­смотреть весь список литературы, приводимый в конце из­дания, а также биб­лиографические ссылки в тексте. Изучив спи­сок литера­туры, можно получить информацию о про­веденных в источнике исследова­ниях. Иллюстративный ма­териал источника позво­ляет в кратчайший срок уяс­нить основ­ные положения по исследуемым проблемам.

Текстовая часть теоретической части контрольной работы должна быть выполнена в объеме, составляющем 10-12 страниц машинописного текста, т.е. набранного на ма­шинке или на компьютере (с ис­пользованием MS WORD, MS EXCEL); 14 шрифтом, через интер­вал 1,0 (пт) и включать следующие содержа­тельные составные части:

- титульный лист;

- содержание;

- введение;

- разделы;

- заключение,

- список использованной литературы,

- приложение(я).

Титульный лист является первым листом пояснительной записки. Обра­зец титульного листа представлен в приложении А.

В содержании отражается наименование всех разделов и параграфов, (если они имеют наименование), заключение, перечень использованной литера­туры и приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы.

Во введении обосновывается актуальность для исследования выбранной темы теоретической части, определяются цель, задачи исследования, подлежа­щие ре­шению в процессе написания теоретической части контрольной работы, формулируются объект и предмет ис­следования. Рекомендуемый объем – не более одной страницы машино­писного (набранного на компьютере) текста.

Актуальность темы. Обосновывается значимость выбранной темы тео­ретической части контрольной работы для экономики недвижимости в сло­жившейся эконо­мической конъюнктуре (экономических условиях). Рекомен­дуемый объем актуальности темы – 2-3 абзаца.

Цель исследования. Должна отражать основной его результат. Цель ис­следо­вания обычно выражается темой исследования, исходя из объекта и пред­мета иссле­дования. Например, если темойтеоретической части контрольной работы является «Государственный технический учет и техническая инвента­ризация объектов недвижимости», то цель исследования – рассмотреть порядок, условия и нормативно-правовую базу государственного технического учета и технической инвентаризации объектов недвижимости.

Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо ре­шить определенные задачи исследования, которые должны быть логически взаимо­связаны. Состав задач должен быть подчинен достижению цели и доста­точен в том смысле, что результаты их решений в совокупности будут соответ­ствовать постав­ленной цели исследования. Формулировка задач осуществля­ется на основе содер­жания теоретической части контрольной работы. При этом ис­пользуются такие ключевые слова, как: исследовать факторы; изучить этапы (основные методы, тенденции, технологии); провести анализ и выявить спе­цифику (сущность, источники) про­блемы; показать; разработать; обосно­вать вари­анты (показатели, мероприятия, струк­туру, методику, понятийный или ме­тодический аппарат, практические или мето­дические рекомендации, концеп­цию и т.д.); провести оценку; уточнить и система­тизировать основ­ные функции; сформулировать понятийный или методический аппарат; сфор­му­лировать определе­ние и обосновать его содержательные элементы и т.д.

Напри­мер, если первый раздел теоретической части контрольной работы «Государственный технический учет и техническая инвентаризация объектов недвижимости» называется «Определение и порядок государственного техни­ческого учета и технической инвентаризации объектов недвижимости», то со­ответствующая ему задача на исследование – сформулировать по­нятие «госу­дарственный технический учет и техническая инвентаризация объектов не­движимости» и определить порядок их осуществления. Если же второй раздел теоретической части контрольной работы называется «Условия технического учета и технической инвентаризации объектов недвижимости», то соответст­вующая ему задача – выявить условия технического учета и технической ин­вентаризации объектов недвижимости. Если третий раздел теоретической части контрольной работы имеет название «Нормативно-правовая база госу­дарственного технического учета и технической инвентаризации объектов не­движимости», то соответствующая ему задача на исследование – провести ана­лиз и систематизировать нормативно-правовую базу государственного тех­нического учета и технической инвентаризации объектов недвижимости.

Объект исследования. В общем случае, объект исследования – это то, что ис­следуется, т.е. область (сфера) конкретного практического приложения осу­ществ­ленных исследований. В нашем примере объектом исследования высту­пает государственный технический учет и техническая инвентаризация объ­ектов недвижимости.

Предмет исследования. Предмет исследования – это та сторона (свой­ство) объекта, на которую направлено исследование. В качестве предмета ис­следования может выступать: процесс; вид управленческой деятельности; ме­тод; экономические отношения; методологические и методические проблемы управления; сама система управления; организационно-экономический меха­низм управления; организацион­ная структура управления и пр. Так, для пре­дыдущего примера, предметом иссле­дования является порядок, условия и нор­мативно-правовая база государственного технического учет и технической инвентаризации объектов недвижимости.

Основная часть теоретической части контрольной работы должна со­держать данные, от­ра­жающие существо и основные результаты выполненных исследований. В зависи­мости от особенностей выполненного исследования, ос­новную часть из­лагают в виде текста, таблицы, сочетания иллюстраций и таб­лиц или сочетания текста, иллю­страций и таблиц. Материал основной части де­лится на разделы и параграфы. Количество разделов не боле двух – трех. В свою очередь, каждый параграф может включать пункты, количеством также не менее 2-х, и не более 3-х.

В заключении приводятся основные результаты исследования, оценива­ется степень полноты решения поставленных задач. Формулируются важней­шие вы­воды и предложения. Раскрываются перспективы дальнейших исследо­ваний дан­ного направления. Заключение по объему должно уклады­ваться в 0,5 – 1 страницу.

В перечень использованной литературы включаются все источники, ис­пользованные при выполнении теоретической части контрольной работы, в том числе и те, на которые имеются ссылки в тексте. Перечень использованной литературы должен составляться в алфавитном порядке, начиная с заглавной буквы фамилии автора книги, жур­нальной статьи, картографического издания и т.д. Перечень начинается с нор­мативных документов (вначале законы, затем подзаконные акты), затем науч­ные издания (первоначально книги, затем пе­риодические издания), далее – статистические данные, затем отече­ственные интернет-источники и заканчива­ется перечень использованной литера­туры за­рубежными источниками (вклю­чая интернет-источники), текстуальное оформ­ление которых осуществлено на иностранных языках. Этот способ формиро­вания перечня использованной ли­тературы является обязательным при напи­сании теоретической части контрольной работы. Примеры описания ис­пользо­ванных литературных источников представлены в приложении Б При состав­лении списка необходимо иметь в виду следующее:

- нумерация источников производится арабскими цифрами;

- название книги или статьи пишут с прописной (заглавной) буквы и в конце ставят точку;

- места издания Москва и Санкт-Петербург пишут сокращенно, осталь­ные – полностью и в конце ставят запятую;

- год издания указывают после запятой без слова «год» или сокращения «г»;

Приложения включают материал, дополняющий основной текст. При­ложениями могут быть, например, графический материал, таблицы большого формата, расчеты, описания аппаратуры и приборов, описания алгоритмов и программ задач, решаемых на ЭВМ, распечатки этих программ и инструкций по пользованию ими, а также иной вспомо­гательный материал, например, до­пускается в качестве приложения использовать самостоятельно выпущенные конструкторские документы (габаритные чертежи, схемы и др.).

Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквоз­ную нумерацию страниц. В тексте основной части на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте. Согласно правилам оформления отчетов по научно-исследовательским работам (ГОСТ 7.32-2001) в работах научно-исследовательского характера каждое при­ложение начинается с новой страницы с указанием наверху посередине стра­ницы слова «Приложение» и его обозначения условными буквами русского ал­фавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слов «Прило­жение» следует буква, обозначающая его последовательность. Допуска­ется обозначение приложений буквами латинского языка за исключением букв I и O. В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов до­пускается обозначать приложения арабскими цифрами. Если в теоретической части контрольной работы одно при­ложение, то оно обозначается как «Прило­жение А».

Каждое приложение должно тематический заголовок, который запи­сы­вают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной стро­кой. Текст каждого приложения, при необходимости, может быть также разделен на разделы и подразделы. Перед номером ставится обозначение этого приложения.

При выполнении теоретической части в ее тексте должны применяться на­учно-технические термины, обозначения и определения, установленные стан­дартами, а при их отсутствии – общепринятые в научно-технической ли­тера­туре. Сокращения слов в тексте и подписях под иллюстрациями не допуска­ются. Исключения состав­ляют сокращения слов, установленные прави­лами русской орфографии и пунктуа­ции, такие как: руб., ед., т.д., т.п., др., пр., г. (год, город) и др.

При первом упоминании в тексте иностранных фирм, учреждений, ор­ганизаций, названий изделий, собственных имен и т.п. названия пишут как в рус­ской транскрипции, так и на языке оригинала (в скобках). Аббревиатуры типа ГОСТ, ЗИП следует употреблять без наращиваний (ГОСТ, а не ГОСТа). Не следует допускать выражений: текущего года, прошлого года, сего года. Годы следует ука­зывать цифрами, а при определении времени суток – исхо­дить из 24-часового исчис­ления.

В ходе написания работы свои мысли автор формулирует в предложениях по­средством построения слов и словосочетаний, в основе которого необходимо использовать ряд правил. Так, для описания действий в основном употребля­ется изъявительное на­клоне­ние глагола (например, «рассмотрим»), редко – со­сла­гательное наклоне­ние (например, «рассмотрели бы») и почти совсем не употребляется повели­тельное на­клоне­ние (например, «рассмотрите»). В одном словосочетании не следует употреб­лять не­сколько существительных и не ста­вить рядом более двух существительных. Например, нецелесообразно употреб­ление следующей конструкции словосочетаний: «особенности динамики пока­зателей оценки...».

При изложении требо­ваний, обязательных к исполнению, в предложениях при­меняются следующие слова и словосочетания: «должен», «следует», «необ­ходимо», «требуется, чтобы», «разрешается только», «не допускается», «запре­щается», «не следует». При изложении других (необязательных) положений приме­няются сле­дующие слова и словосочетания – «могут быть», «как пра­вило», «целесообраз­но», «при необходимости», «может быть», «в случае» и т.д.

Для выражения логических связей между словами и словосочетаниями ис­пользуются указательные местоимения, прилагательные и причастия («дан­ные», «этот», «эти» «такой», «названные», «указанные» и др.). На­пример: «Эти данные служат достаточным основанием для вывода...». Однако ме­стоимения «что-то», «кое-что», «что-нибудь» в силу неопределенно­сти их зна­чения в тек­сте работ не используются.

Для текста, тре­бующего аргументации и вы­явления причинно-следст­вен­ных отношений, характер­ны сложные предложения различных видов. По­этому следует использовать состав­ные союзы: «благодаря тому, что», «между тем, как», «так как», «вместо того, чтобы», «ввиду того, что», «оттого, что», «вслед­ствие того, что», «после того, как», «в то время, как» и др.; употреблять пред­логи «в течение», «в соответствие с», «в ре­зуль­тате», «в отличие от», «наряду с», «в связи с» и др.

Кроме того, важнейшим средством выражения логи­ческих свя­зей в тексте теоретической части контрольной работы являются элементы, указывающие, во-первых, последовательность развития мысли («вначале», «прежде всего», «затем», «во-первых», «во-вторых», «значит», «итак» и др.); во-вторых, проти­воречивые от­ношения («однако», «между тем», «в то время как», «тем не ме­нее» и др.); в-третьих, при­чинно-следственные отношения («следовательно», «по­этому», «благодаря этому», «сооб­разно с этим», «вследствие этого», «кроме того», «к тому же» и др.); в-четвертых, переход от одной мысли к другой («прежде чем пе­рейти к...», «обратимся к...», «рассмот­рим», «ос­тановимся на...», «необходимо рассмотреть» и др.); в-пятых, отражающие итог, вывод («итак», «таким образом», «значит», «в заклю­че­ние отметим», «все сказанное позволяет сде­лать вы­вод...», «подведя итог, следует сказать...» и др.).

Слова «действительно» или «в самом деле» указыва­ют, что следующий за ними текст предназначен служить доказательством, слова «с другой стороны», «напро­тив» и «впрочем» готовят к восприятию противопоставления, «ибо» – объяснения. Данные и подобные им слова яв­ляются указателями, которые пре­дупреждают о по­воро­тах мысли студента, выполняющего исследование. Од­нако использование таких слов не украшает текст, поэтому злоупотреблять ими не стоит.

В современных работах на­учно-исследовательского характера при вы­сказывании сту­дентом своего личного мнения по какой-либо проблеме стало правилом, когда он выступает во множественном числе и вместо «я» употреб­ляет «мы», считая, что выражение формаль­ного кол­лек­тива придает больший объективизм изложению. Целесообразно в работе следовать данно­му правилу. Однако частого употреб­ления местоимения «мы» тоже быть не должно. По­этому можно использовать конст­рукции, исключающие употребление этого ме­стоимения, например: «вна­чале производят отбор факторов для анализа (а не «мы производим отбор факторов для анализа…), или «автор полага­ет...», или «рассмотрен комплексный подход к оценке недвижимости...».

Объективность изложения – основная черта исследовательской работы. Отсюда воз­никает необходимость использова­ния в тексте вводных слов и слово­сочета­ний, ука­зывающих на степень достоверности сообщения, таких как «ко­нечно», «разуме­ется», «действительно» (вполне достоверный), «видимо», «на­до полагать» (как предполагаемый), «возможно», «вероятно» (как воз­мож­ный). Обязательным условием объективности изло­жения материала является указание на то, каков источник со­общения. В тексте это следует реализовы­вать посредством использования специальных вводных слов и словосочетаний («по сооб­щению», «по сведениям», «по мнению», «по данным», «по нашему мне­нию» и др.). При использовании норма­тивно-правового материала (законов, по­ста­новлений Правительства, актов мини­стерств и т.д.) необходимо давать точ­ные ссылки на соответствующие акты. При этом следует использовать пер­воис­точник, а не воспроизводить акты из текста учебной литературы.

Завершив написание текста, следует прочитать текст целиком и оце­нить его на предмет соответствия составных частей друг другу. Сделать это целесо­образно не сразу, а по прошествии некоторого времени (может быть, несколь­ких дней) после окончания написания. Если такой возможности нет, то можно отложить данную работу на несколько ча­сов, а затем – вернуться к ней снова. Необходимо обратить внима­ние на соответствие указанной информацион­ной базы исследования факти­чески используемому материалу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: