Возникшее во Франции, рококо в области архитектуры сказалось главным образом в характере декора, приобретшего подчеркнуто изящные, утонченно-усложненные формы.




 

Распространяясь в зодчестве других стран Европы, рококо часто выступало как местный вариант позднего барокко.

 

Преимущественно декоративный характер имела богатая тонкими переливами цвета и одновременно несколько блеклая по колориту живопись рококо (картины и росписи Франсуа Буше, Джованни Антонио Гварди, Никола Ланкре).

 

Франсуа Буше. Модистка

 

Франсуа Буше. Триумф Венеры.

Франсу Буше. Фонтан любви

 

Живопись рококо, тесно связанная с интерьером, получила развитие в декоративных и станковых камерных формах. В росписях плафонов, стен, наддверных панно (дессюдепорт), в гобеленах преобладали:

- пейзажи

- мифологические и современные галантные темы, рисовавшие быт аристократии

- пасторальный жанр (пастушеские сцены)

- идеализированный портрет, изображающий модель в образе мифологического героя. Образ человека утрачивал самостоятельное значение, фигура превращалась в деталь орнаментального убранства интерьера.

 

 

 

Художникам рококо были присущи:

- тонкая культура цвета

- умение строить композицию слитными декоративными пятнами

- достижение общей легкости, подчеркнутой светлой палитрой

- предпочтение блеклых, серебристо-голубоватых, золотистых и розовых оттенков.

 

Самой распространённой формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы; в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придаёт произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность.

 

Одновременно с развитием живописи рококо усиливалась роль реалистического направления достигли расцвета портрет, натюрморт, бытовой жанр, пейзаж.

 

Одним из основоположников стиля рококо был талантливый живописец Антуан Ватто, давший наиболее совершенное воплощение принципам этого стиля.

Эмоциональность и меланхолическая мечтательность придают характерам персонажей картин Ватто особую утонченность.

 

Антуан Ватто. Танец.

 

Антуан Ватто. Пасторальные танцы

Антуан Ватто. Гамма любви

 

Непосредственными последователями мастера, которые по большей части превратили манеру Ватто в изысканную и поверхностную моду, являлись художники Никола Ланкре, Жан Батист Патер, Кийар и другие живописцы.

 

Никола Ланкре. Танцы в павильоне.

Никола Ланкре. На качелях

 

Крупнейшим мастером собственно рокайльного (характерный для асимметричного архитектурного декора рококо, например, диагональные переплетения с крупным просветом, ребристые завитки морских раковин, прихотливо изогнутые, разветвленные и сплетенные побеги плодовых растений) искусства стал живописец Франсуа Буше, мастер занимательных любовных сюжетов, великолепный колорист и рисовальщик.

Франсуа Буше. Портрет маркизы де Помпадур

Скульптура рококо во Франции менее значительна и своеобразна, чем живопись. Большое распространение в искусстве рококо и всего 18 столетия получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц, нимф, амуров, их ставили в парке, украшали ими беседки, салоны, купальни.

 

Крупнейшие скульпторы рококо: Лемуан Жан Батист, Фальконе Этьен Морис, Пажу Огюстен, Клодион Клод Мишель.

Жан-Батист Лемуан. Меркурий

 

Этьен Морис Фальконе. Амур

Этьен Морис Фальконе. Купальщица

 

В скульптуре рококо других европейских стран также преобладали предназначенные для украшения интерьеров рельефы и статуи, небольшие статуэтки, в том числе из терракоты и фарфора. Прихотливое изящество отделки, частое заимствование экзотических декоративных мотивов китайского искусства, виртуозное выявление выразительных возможностей материала присущи рокайльному декоративно-прикладному искусству.

 

Для архитектуры рококо характерно то, что главное внимание зодчего сосредоточивалось на интерьере.

 

Планы зданий рококо большей частью асимметричны и строятся часто на круглых, овальных и восьмиугольных комнатах; резкий прямой угол избегается даже между стеной и потолком, а линия соединения маскируется рельефным орнаментом, неподвижная плоскость стены дробится, углубляется, комнаты тем самым получают еще более нарядную причудливую форму. Стены окрашиваются в светлые, воздушные тона и украшаются живописными панно, резными панелями, зеркалами в вычурных золочёных рамах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: