Анализ темы добра и зла в русской философии




В русской средневековой философии две темы были центральными – историософская и антропологическая. Русских средневековых мыслителей интересовало понимание души человека, ее устремлений.

Обратимся к «Изборнику Святослава 1073 года» где говорится, что тело- одушевленная плоть. Все присутствующие в человеке изъяны, несовершенства и пороки оказываются связанными не с телом, но с плотью. Следовательно, зло мыслится не в самом телесном, но в испорченности плоти, вызванной грехопадением. Причина зла и греха, делается вывод, не в материи, а в воле. И, следовательно, цель спасения усматривается не столько в освобождении души от плоти, сколько в освобождении плоти от греховности, исправления ее через одуховление.

В ряде текстов содержатся попытки ответить на вопрос: почему в мире существует сила, способная нарушать волю Бога, почему в мире существует зло? Этот вопрос имел важнейшее значение для понимания смысла жизни человека. Авторы «Изборника Святослава 1073 года» объясняют, что Бог допускает существование зла со следующими целями: показать свое могущество, испытать силу любви к Нему, выявить тех, кому будет даровано бессмертие, побудить к выполнению норм, предписанных Им.Это одна сторона теодицеи, другая состоит в том, что человек сам повинен. Таким образом, ответственность за зло перекладывалась на каждого индивида. Который сам решает свою судьбу, так как воля человека свободна.

«Свое мнение по данному вопросу высказывает и Кирилл Туровский в «Притче о расслабленном». Автор указывает, что грехопадение имело два последствия. Во-первых, человек образ Божий в себе предал на тление. Во-вторых, вслед за человеком в грех была ввергнута и природа. Примером чему являются землетрясения, наводнения, другие природные катаклизмы.»[13]

Рассуждения о добре и зле, сосредоточенность на проблеме несовершенства окружающего мира, на его склонности к греху привели средневековых мыслителей к тому, что постепенно закреплялась тенденция к оценке всего в таких универсальных категориях, как добро и зло. Например,. по мнению авторов «Пчелы», человек может быть либо только лукавым и злым, либо добродетельным и правым, нравственные качества зависят от его естества. И все же человек в принципе может преодолеть в себе зло, способен воспитать потребность в добре. И наоборот, человек, по природе добрый. Может стать орудием лукавого, если не испытывает, что есть естеством добро и что есть зло.

В «Изборнике Святослава 1073 года» вся окружающая человека действительность представлена либо как зло, либо как добро. Добро существует как отрицание зла, они прямо противоположные явления. Добро выступает как совокупность космологических, социальных, психологических факторов, благоприятно влияющих на человека.

Средневековая Русь- эпоха классического расцвета монументального стиля в изображении человека.

Для меня представляет интерес «Поучение «Владимира Мономаха. Автор призывает к пониманию истинного смысла понятий правды и добра, христианских традиций. В своих «Поучениях» Мономах говорит о моральных устоях: думать о взаимоотношениях между людьми, не лгать, не осуждать других, не причинять никому зла; с уважением относиться к своим родителям, быть внимательными к окружающим; обязательно трудиться; помогать слабым, творить добро.

«Популярный публицист и философ Максим Грек утверждает, что человек. Обратившись к сердцу своему и разуму, должен понять свое высокое предназначение и устремиться к тому, чтобы достичь его. Много внимания уделяет Максим Грек рассуждениям о том, что добродетельным человек становится сам и что только Бог является помощником ему в этом пути совершенствования. Никакие внешние причины не влияют на человека и не могут руководить его волей. Если бы последние были бы причиной того, что человек добр или нет, то это означало бы, что Бог сотворил в мире зло. Но это не так.»[14]

Бог есть абсолютное добро и благо. Причина зла кроется в самом человеке. Русский мыслитель рассуждает так: «Вот причина всех наших зол и погибели нашей! Она заключается в том, чтобы немедленно и тотчас подчиниться, по подобию скотов, восстающим на нас бесплотным, плотским и душевным похотям и страстям и не желать противиться им, удерживать и обуздывать их данною нам свыше разумною силою, как и божественный Максим исповедник премудро и благочестиво учит, говоря приблизительно так: это есть не что иное, как только небрежение об умном по естеству делании; поэтому те, которые прилежно всегда упражняются в этом делании, делают всегда доброе, а злое никогда не делают».

Максим Грек дополняет свои рассуждения: «Три имеем мы побуждения к добру: естественную наклонность, святые силы и доброе произволение. Три также существуют побуждения к злу: страсти, бесы и злое произволение».

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, самые общие морально-нравственные представления общества на протяжении веков, начиная с древних времен, нашли отражение в таких категориях как добро и зло. Тем более актуальная данная проблема в наши дни, когда остро ощущается нехватка добра и преобладание зла. Часто под личиной добра, творит свои страшные дела зло.

Человечество дезориентировано под влиянием средств массовой информации, манипулирования общественным сознанием, пропагандой. Обслуживающей узкокорпоративные интересы тех или иных групп общества, а не из соображения блага для всех. Тем актуальнее вновь обратить свой взор на мыслителей прошлого, с тем, чтобы восстановить правильное понимание философских, этических категорий и верно следовать истинно человеческому и вечному, а не наносному и временному.

Свобода- свойство воли человека, а не разума. Это означает, что вполне рядовой является ситуация, когда разум знает, в чем состоит благо, и принимает его, а воля отвергает. По Августину, воля, следовательно, имеет свою автономию и, более того, она «иное» по сравнению с разумом. Выбор воли может быть иррациональным, несогласующимся с разумным пониманием.

Именно следствие этого и происходит измена добру, а значит измена Богу. Наиболее часто рассогласованность разума и воли происходит по причине высокомерия или желания величия: человеку свойственно стремиться возвышаться над людьми и хотеть стать вровень с Богом. Однако свободная воля подлинно свободна, когда не допускает зла.

. Следовательно, свобода состоит в направленности воли к выполнению божественных заповедей. Самостоятельные усилия, без помощи Божией, недостаточно для того, чтобы человек постоянно направлял свою волю к добру. Нужно употребить усилия воли, чтобы подчинить ее божественной благодати- в этом и состоит свобода воли. Божественная благодать не насилует волю, ибо воля может свободно подчиниться благодати. Свободной утвердиться в благодати- значит обрести высшую степень свободы.

Конечно, мы сопереживаем и поддерживаем сторону добра. И, если человек хочет прожить свою жизнь не зря, то у него есть только один путь – путь добра.

Жить сердцем достаточно сложно, но когда человек умеет чувствовать других людей и сочувствовать их бедам, помогает доброму человеку в работе над собой.

Еще Лев Николаевич Толстой писал: «Попытайтесь быть хотя бы немного добрее- и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок».

Я думаю. что нельзя делить людей на добрых и злых, поскольку людям свойственно ошибаться, а мир не идеален, и очень хороший человек может совершить плохой поступок. И негодяй может исправиться и начать все заново.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: