Материальное обеспечение




1. Лекция на тему: «Теоретические основы безопасности жизнедеятельности».

2. Желибо Е. П., Заведуха Н. М., Зацариний В. В. - «Безопасность жизнедеятельности» учеб. пос. для студентов высших учебных заведений образования 1-ІV уровней аккредитации; К: - «Каравелла», Львов, «Новый мир -2000», 2007.

3. Желибо Є. П., Зацариный В. В. «Безопасность жизнедеятельности», учеб. пособие для дистанционного обучения К., «Украина», 2005.

4. Ярошевская В.М. «Безопасность жизнедеятельности», учебник, К, ВД «Профессионал», 2004.

5. Пистун І. П. «Безопасность жизнедеятельности», учеб. Пос., Суммы, вид. «Университетская книга», 2000.

6. Кузниченко О.Б. М, Кузниченко О. В. «Основы охраны труда», учебн. пос., Харьков, «Еспада», 2005.

 

 

Проблема защиты человека от опасностей появилась вместе с появлением на Земле человечества. На протяжении всей истории цивилизации каждый отдельный человек заботился о собственной безопасности и безопасности своих близких, равно как и человечеству приходилось проникаться безопасностью своего существования.

«Безопасность жизнедеятельности» как учебная дисциплина появилась в конце 80-х лет прошлого столетия как реакция общества на усиление на Земле глобального системного кризиса, который охватил не только социальную, а и естественную сферу, и оказалась в ухудшении экологической ситуации, растет количества естественных и техногенных катастроф, террористических актов и т.п. Объектом изучения БЖД есть «человек - окружающая среда». Основной постулат БЖД говорит в том, что все процессы взаимодействия человека с окружающей средой на всех стадиях жизненного цикла потенциально опасные.

Что такое «безопасность», «опасность», которые нас окружают, источник (носитель) опасности. Безопасность и опасность - центральные понятия в БЖД. Эти понятия многогранны, используются в разных сферах деятельности человека, поэтому существует несколько их определений. Есть, например такое определение опасности: «Опасность - это негативное свойство живой и безжизненной материи, которое способно служить причиной вреда самой материи, людям, естественной среде, материальным ценностям». Есть и другое определение: «Опасность - это явления, процессы, объекты, информация и сами люди, которые могут вызвать нежелательные последствия и привести к ухудшению состояния здоровья или смерти человека, нанести ущерб окружающей среде и объектам хозяйственной деятельности».

Безопасность - это сбалансированное согласно экспертной оценке состояние человека, социума, государства, естественных антропогенных систем и т.п.

Источниками опасностей являются естественные процессы и явления, техногенная среда и человеческие действия.

По источникам происхождения опасности можно классифицировать на:

· естественные, которые связаны с явлениями природы, стихийными бедствиями;

· техногенные - это опасности, связанные с использованием легковоспламеняющихся, взрывоопасных материалов, использованием электрической энергии, разных видов излучения;

· социальные - это опасности, вызванные низким духовным и культурным уровнем: алкоголизм, пьянство, курение, проституция, неудовлетворительное материальное положение и др.;

· политические - это конфликты на межнациональном и межгосударственном уровнях, духовное угнетение, политический терроризм, вооруженные конфликты, войны.

Самое большое количество опасностей составляют комбинированные опасности - природно-техногенные, природно-социальные и другие.

Опасность происходит в результате действия на человека нежелательных факторов. Фактор (лат. factor - действующий) - причина, движущая сила дорогого процесса, который определяет его характер или отдельные его черты. Все факторы делятся на впечатляющие, опасные и вредные. За характером и природой действия все опасные и вредные факторы делятся на 5 групп: физические, химические, биологические, психо-физиологические и социальные.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. «Безопасность жизнедеятельности» как учебная дисциплина.

2. Что является объектом изучения БЖД?

3. Дайте определение понятию «безопасность» и «опасность»

4. Назовите источники опасностей.

5. Классифицируйте опасности по источникам происхождения.

В процессе самостоятельной работы дайте ответы

на нижеприведенные тестовые задачи:

Определить утверждения, которые полнее освещают задачу БЖД:

a) Обеспечение полной безопасности

b) Выявление положительных и негативных аспектов взаимодействия человека с экзо- и эндогенными факторами

c) Выявление негативных аспектов взаимодействия с техническими средствами

d) Защита населения от массового поражения

2) Основной постулат БЖД говорит о том, что:

Все процессы взаимодействия человека с окружающей средой на всех стадиях жизненного цикла потенциально опасные

a) Нагрузка на природу должна быть минимальна

b) Самую большую опасность представляют стихийные бедствия, когда освобождается огромное количество энергии большого потенциала

3) Объектом изучения БЖД есть система:

a) Производственная среда

b) Естественная среда

c) Человек – окружающая среда

d) Человек – техника – производственная среда

4) Фактор, действие которого в определенных условиях приводит к травмам или к внезапному ухудшению здоровья человека называют:

a) Риск

b) Опасный

c) Вредный

5) Фактор, действие которого может привести к заболеванию и снижению трудоспособности человека, называют:

a) Риск

b) Вредный

c) Опасный

Наиболее удачной классификацией опасностей является классификация по источникам происхождения, согласно которым все опасности делятся на четыре группы:

· естественные,

· техногенные,

· социальные (социально-политические),

· комбинированные.

Первые три группы принадлежат к элементам жизненной среды, которая окружает человека – естественной, техногенной и социальной. К четвертой группе принадлежат опасности, источниками которых является комбинация разных элементов жизненной среды.

ФАКТОРЫ
Опасность оказывается в результате действия на человека нежелательных факторов. Все факторы делятся на поражающие, опасные и вредные.

 

 


Распределение факторов на поражающие, опасные и вредные довольно условно. Один и тот же фактор может быть причиной гибели человека, заболевания или нанести ущерб здоровью человека. Все зависит от индивидуальных особенностей. Вредные и опасные факторы подразделяются на пять групп: физические, химические, биологические, психофизиологические, социальные.

Риск – это осознанная возможность опасности или же вероятность опасности, которая определяется как отношения количества событий с нежелательными последствиями к максимально возможному их количеству за конкретный период времени.

R=n/N, где

n - количество событий с нежелательными последствиями,

N – максимальная возможность их количества за конкретный период времени.

В охране труда для характеристики уровня травматизма используется коэффициент частоты, который показывает количество травмированных или погибших на 1000 работающих.

Определите риск бытового травматизма в Украине со смертельными исходами за 1998 ч. Если по статистическим данным:

- в бытовой сфере погибло 68271 человек,

- общее количество населения 50100000 человек.

 

ТЕМА 2. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ

«ЧЕЛОВЕК - ВНЕШНЯЯ СРЕДА»

Вид учебного занятия

Самостоятельная работа

Задачи

Студент должен знать:

- человек, как биоэнергетическая система;

- физиологические особенности организма человека;

- медико-биологические и социальные проблемы здоровья;

- роль анализаторов организма человека в оценке факторов системы «человек - среда существования», закон Вебера-Фехнера;

- психологические факторы, которые определяют личную безопасность человека;

- роль биоритмов в обеспечении жизнедеятельности человека



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: