Умение передавать «чистую» мысль.




«Чистая» мысль – стиль передачи самой сути высказываний (просьб, советов, требований, предложений и т.п.) без «примеси» характера, настроений, прежних впечатлений высказывающего.

«Нечистая» мысль содержит в себе оттенок плохого характера человека, передает партнерам по взаимодействию недоверие, несет отпечаток подозрительности, агрессивности, сарказма, ехидства, цинизма или негативного коммуникативного опыта. "Нечистая» мысль может передаваться особым подбором слов, мимикой, интонациями. В наибольшей степени она уязвляет адресата, когда выражается при помощи комплекса средств – слов, мимики, жестов, интонаций.

Пример. Стоматолог осуществляет манипуляции во рту у пациента, естественно, пациент постепенно устает и начинает прикрывать рот. Врач спокойно напоминает: «Держите рот шире». – Высказана «чистая» мысль.

А вот иной оборот речи: «Если вы будете закрывать рот, я вам ничего не сделаю!». В таком виде прозвучала «нечистая» мысль, поскольку к сути высказывания добавилась угроза и раздражение врача, возможно, проявилось неприятие данного пациента, эмоциональное выгорание.

«Нечистые» мысли высказываются по причине деструктивных личностных качеств врача – склонность к морализаторству, брюзжанию, поучениям, высокомерию, доминированию в ситуациях общения. Поэтому иные доктора отчитывают пациентов за плохую гигиену в полости рта, укоряют за несвоевременную явку на профилактические приемы, резко порицают за нарушение рекомендаций. Нередко в адрес пациента звучат нравоучения:

«Вы поступаете безответственно».

«Вы взрослый человек, а не понимаете простых вещей».

Иногда стоматолог противопоставляет себя пациенту: «Почему я должен решать за Вас, какой вариант лечения будем выполнять?». – Врач не понимает, что это он, профессионал, должен определить, что и как лучше лечить в данной ситуации, а не перекладывать принятие решения на пациента.

Встречаются обороты речи, принижающие чувство собственного достоинство личности:

«Миленький Вы мой, у Вас женские зубы! Кто Вам это делал? – говорит врач пациенту мужчине.

«Я вижу, Вы меня не понимаете». – Такой фразой врач фактически сказал пациенту: «Вы плохо соображаете». Можно было сказать иначе, не задевая самолюбие собеседника, например, так: «Я, наверное, нечетко сформулировал свою мысль, постараюсь повторить ее еще раз». Или так: «Я не точно выразился, позвольте, уточню свою мысль».

«Вы задали сложный вопрос, и вряд ли Вы поймете суть дела, поскольку здесь много профессиональных сложностей».- Врач уходит от ответа, а кроме того, не понимает, что расписывается в своей профессиональной несостоятельности, в неумении просто и ясно объяснить пациенту то, что его интересует. Как тут не вспоминать одного известного современного специалиста в области спонтанных афоризмов:

«На любом языке я умею говорить со всеми,

но этим инструментом я стараюсь не пользоваться».

Виктор Черномырдин

Негативные мысле-формы и «нечистые» мысли в речи врача могут быть следствием синдрома «эмоционального выгорания». Наиболее тяжелая его стадия – «отравление пациентами», когда врач чувствует хроническое утомление и перенапряжение в сочетании с «тихой ненавистью» к клиентам определенного типа.

Иные люди видят действительность преимущественно в «черном свете», и это провоцирует высказывание «нечистых» мыслей. Они настроены критически, готовы при любых обстоятельствах возмущаться, высказывать недовольство. Внутреннее состояние накладывает отпечаток на общение с окружающими, в том числе с субъектами профессиональной деятельности.

Иногда стоматолог использует «страшилки»:

«У Вас патология пародонта».- Слово «патология» следует заменить, термин «пародонт» лучше не использовать, например, выразить мысль так: «у вас есть заболевание тканей, окружающих зуб(ы)».

«Я должна Вас огорчить. Дело обстоит значительно хуже, чем Вы себе представляете».

«Если Вы не начнете лечение сразу, Вас ожидают серьезные неприятности».

«Все не так просто, как Вы себе представляете».

«Работа значительно сложнее, чем Вам кажется».

«Без брекетов Вы будете жить с таким уродством?».

«У Вас полная патология стираемости».

Особо жесткие негативные мысле-формы обусловлены антигуманными внутренними установками врача.

Например, на одном из занятии по психологии в стоматологии доктор рассказывала о коллеге, детском стоматологе. В адрес ребенка на приеме он угрожал: «Не перестанешь орать, начну сверлить зубы через ухо». - Вопиющий случай явной профссиональной деформации стоматолога.

5. Умение внушать пациенту положительные ожидания и эмоции.

 

Человеку важно верить в себя, в хорошие результаты лечения. Естественно, речь идет об обоснованных обстоятельствах внушения оптимизма. Надо научиться заменять слова и понятия, имеющие оттенок деструктивности, на слова и понятия, содержащие положительные, конструктивные мысли.

Не говорите: Говорите:
Не беспокойтесь, не бойтесь Положитесь на меня
Я Вам ничего не могу обещать Обещаю Вам сделать все возможное
В таких случаях гарантии не даются В таких случаях гарантируется точность выполнения технологий, использование сертифицированных материалов, безопасность лечения
Мы решим Вашу проблему Мы постараемся устранить выявленные нарушения в полости рта
Возможно, нам удастся избежать неприятностей Мы сделаем все возможное, чтобы получить положительный результат
У вас очень сложный случай, я не возьмусь за него Вам смогут помочь в клинике, где есть нужные специалисты и методики лечения
По моему мнению, этот зуб надо удалять, но, на всякий случай, приглашу коллегу для консультации Я приглашу для консультации коллегу, чтобы решить: можно ли сохранить этот зуб


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: