Роль биоритмов в обеспечении жизнедеятельности человека




Связь человека с окружающей средой оказывается в определенной зависимости от изменений характера и интенсивности ее биологической активности, которая называется биологическими ритмами.

Все материальные объекты во Вселенной осуществляют циклическое движение. Так, месяц оборачивается вокруг Земли приблизительно за 28 дней, а Земля вокруг Солнца - за 365. Период обращения Солнца вокруг центра Галактики составляет близко 200 млн. лет.

Ритмы присущи также всем объектам микромира и человеку в частности. Они пронизывают все живое на Земле на клеточном, тканевом, функциональном уровнях.

Выдающийся хронобиолог Ф. Хальберг разделил все биологические ритмы на три группы:

- ритмы высокой частоты с периодом, который не превышает получасовой интервал. Это ритмы сокращения сердечных мышц, дыхание, биотоков мозга, перистальтики кишечника;

- ритмы средней частоты с периодом от получаса до 7 суток. Сюда входят: изменение сна и бодрости, активности и покоя, суточные изменения в обмене веществ, колебание температуры тела, артериального давления, частоты деления клеток, состава крови;

- низкочастотные ритмы с периодом от четверти месяца до одного года: недельные месячные и сезонные ритмы. К биологическим процессам этой периодичности принадлежат эндокринные изменения, зимняя спячка, половые циклы.

Наименьший отрезок времени, на которое может реагировать мозг человека и его нервная система, представляет от 0,5 до 0,8 с. Поэтому не случайно, что сокращение нашего сердца в среднем достигает 0,8 с. Приблизительно такой же темп движения наших ног, рук во время походки. Интервал времени 0,5 - 0,7 соответствует скорости реакции наших слуховых и зрительных рецепторов.

Кроме этих малых ритмов, установлена еще одна распространенная периодичность, которая равняется 3О мин. Сюда принадлежит цикл сна, сокращение мышц желудка, колебание внимания и настроения.

Экспериментально установлено, что существуют еще и суточные ритмы. Для примера: образование желчи в печени чередуется с образованием гликогена. В первой половине дня образовывается больше желчи, а во второй половине дня печень накапливает гликоген и воду; в утренние часы усиливается перистальтика кишечника и моторная функция желудка, происходит очищение кишечника; вечером у почек более всего выраженная функция выделения, минимум ее приходится между 2 часами ночи и 5 часами утра; установлено, что с 5 до 6 часов утра происходит самый большой подъем и потенциально наивысшая трудоспособность человека; после 12 часа дня наступает первый период дневной активности. Ощущается усталость, реакции человека замедляют; в 16 часов начинается новый суточный подъем, организм испытывает потребность в движениях, но психическая активность постепенно угасает, организм становится более чувствительным до боли; после 18 часа возрастает давление крови, мы становимся нервными, легко начинаем ссориться из-за мелочей; после 20 часов наше психическое состояние снова стабилизируется. Это состояние лучшее для заучивания текстов, поскольку улучшается память, можно приводить и много других примеров. Суточный ритм физиологических функций есть биологическим и уместным. Человек, учитывая это, может напряженно работать в часы оптимального состояния организма и использовать периоды сравнительно низкого уровня активности функций для возобновления сил.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия «жизнь».

2. Проанализируйте основные отличия между человеком и животным миром.

3. Дайте определение понятия «усталость», «работа».

4. Назовите и дайте оценку значению анализаторов для безопасности жизнедеятельности человека.

5. Какая роль нервной системы в обеспечении жизнедеятельности человека?

6. Определите сущность понятия «здоровья, назовите основные признаки здоровья.

7. Дайте характеристику биоритмам и определите их значение для жизнедеятельности человека.

 

Анализаторы - это совокупность взаимодействующих образований периферической и центральной нервной системы, которые осуществляют восприятие и анализ информации о явлениях, которые происходят как в окружающей среде, так и внутри самого организма.

 

 


 
 

 

 


 

 


У всех людей с момента их рождения действуют ритмы: 23 - суточный физический, 28 - суточный эмоциональный. Именно от этих ритмов зависит вероятность заболевания или смерти. Колебаниям с 23 - суточным периодом подвергаются такие проявления человека, как храбрость, стойкость, воля, физическая сила; колебаниям с 28 - суточным периодом - чувствительность, эмоциональная возбужденность, интуиция.

Инженер с Инсбрука Фридрих Тельчер, анализируя результаты экзаменов в высшем учебном заведении, где он излагал, и сравнивал с датой рождения, установил, что успехи студентов колеблются с 33 - суточным периодом.

Ведь у каждого человека наблюдаются три ритма - физический (период 23суток), эмоциональный (период 28 суток) и интеллектуальный (период 33суток), начальные фазы которых совпадают с его рождением.

Каждый цикл делится на 2 равные части: первая часть называется положительным периодом, вторая – отрицательным периодом. В положительном наполпериоде физического ритма человек характеризуется приливом сил, энергией, выносливостью, повышением трудоспособности. В негативном наполпериоде - наоборот.

В так называемые критические дни цикл «меняет» знаки, то есть изменение наполпериодов. В такие дни вероятность непринужденных ошибок, неадекватных действий и неверных решений будет максимальной.

Строгая математическая определенность ритмов позволяет по известной дате и времени рождения человека высчитать положительную, негативную фазу, критические дни. В такие дни человек должен воздержаться от принятия сложных решений, обходить опасные места и т.п. Поэтому теория биоритмов предупреждает человека от непринужденных ошибок, уменьшает риск деятельности и др.

Особенности состояния человека в положительном и негативном наполпериоде всех трех циклов, а также в критические дни приведены в таблице.

 

Виды, циклы и объяснения биоритмичных циклов (дне)

Цикл Сферы влияния Положительная фаза Критические дни Негативная фаза
Физический (23 времени) Двигательная активность, физическая сила, выносливость, стойкость к болезням и влиянию неблагоприятных физических факторов   2-11 1 и 12 13-23
Максимальная сила, выносливость, наивысшая стойкость к влиянию экстремальных факторов. Нестабильность физического состояния. Существует вероятность травм, аварий, обострений хронических заболеваний, головной боли. Сниженный физический тонус, быстрая утомляемость, снижение сопротивляемости организма к заболеваниям.
Эмоциональный (28 суток) Настроение, сила, богатство и стойкость, творческое настроение, интуиция 2-14 1 и 15 16-28
Наиболее благоприятное время для общения, контактов, прохождение тестов и испытаний. Эмоциональная нестойкость, склонность к снижению реакций, плохого чувства, ссор. Повышенная напряженность, часто плохое настроение.
Интеллектуальный(33 времени) Мышление, память, логика, сосредоточенность, остроумие, гибкость ума 2-16 1 и 17 18-33
Творческие дни, благоприятное время для решения сложных вопросов, изобретений. Склонность к снижению внимания, ошибочных выводов, ухудшение памяти. Процесс мышления вялый, прерывчатый.

 

Определите, пользуясь таблицей, свой биоритм по состоянию на
«_»_____ 2010 года.

Пример решения задачи

Необходимо определить биоритм лица, которое родилось 6 марта 1981 года по состоянию на 1 октября 2001 года.

1. Определяем количество дней, которые прожил данный индивидум на 1.10.2001. Искомая продолжительность прожитых дней составляет 7514

2. Определяем количество полных биоритмичных циклов с начала жизни до последнего цикла:

- эмоциональный 7514: 28 = 268,357; продолжительность последнего цикла: 0,357 * 28 = 10 дней.

- физический 7514: 23 = 326,696; продолжительность последнего цикла 0,696 * 23 = 16 дней.

- интеллектуальный 7514: 33 = 227,697;продолжительность последнего цикла 0,697 * 33 = 23 дня.

Таким образом интеллектуальный цикл приходится на 23 день с 33, эмоциональный на 10 с 28, физический, на 16-му с 23. По информации таблицы полученные значения дают возможность попутно оценить состояние человека.

Полученные результаты показывают, что физические и интеллектуальные способности рассмотренного лица 1 октября 2001 года слабые, а эмоциональные на довольно высоком уровне.


ТЕМА 3. ЗНАЧЕНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫВ СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК - ВНЕШНЯЯ СРЕДА»

Вид учебного занятия

Самостоятельная работа

Учебные задачи

Студент должен знать:

• Объяснение и характеристику вредных виброакустических факторов;

• Основные характеристики ионизирующих излучений;

• Общую характеристику электромагнитных полей и излучений;

• Химические факторы опасностей (общую характеристику химических веществ);

• Биологические факторы опасности (общую характеристику биологических объектов);

• Методы и средства защиты человека;

• Особенности состояния экологической безопасности Украины.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: