Метод «стандарт-костинг»




Метод стандарт-костинг («standart costing»: «стандарт» - количество необходимых для производства единицы продукции затрат; «костинг» - денежное выражение этих затрат) - это система учета затрат и калькуляции себестоимости с использованием нормативных затрат. До 1919 года данный метод назывался методом нормативной себестоимости, сметной себестоимости или себестоимости, скалькулированной предварительно.

Основы метода стандарт-костинг были заложены американским экономистом Гаррингтоном Эмерсоном. Г. Эмерсон считал, что подлинная цель учета должна состоять в том, чтобы увеличивать число и интенсивность предостережений, необходимых для определения правильного целевой функции предприятия. Суть предостережений заключается в фиксации всех отклонений от нормы. Учет должен быть обращен в будущее, так как предвидеть - значит предупреждать. Следовательно, весь хозяйственный процесс должен быть строго проконтролирован еще до его реализации. Идеи, высказанные Г. Эмерсоном, получили развитие и трансформировались в два основные положения:

1) все понесенные расходы должны быть соотнесены со стандартными (нормативными) расходами;

2) увеличение и уменьшение при сравнении реальных расходов со стандартными должно быть дифференцировано по их причинам.

В основе системы «Стандарт-костинг» лежит предварительное нормирование затрат по статьям расходов (то есть нормирование затрат до начала производственного процесса):

А) основные материалы;

Б) оплата труда основных производственных рабочих;

В) производственные накладные расходы (заработная плата вспомогательных рабочих, вспомогательные материалы, арендная плата, амортизация оборудования и др.);

Г) коммерческие расходы (расходы по сбыту, реализации продукции).

Предварительно рассчитанные нормы рассматриваются как твердо установленные ставки, с тем чтобы привести фактические затраты в соответствие со стандартами путем умелого руководства предприятием. При возникновении отклонений стандартные нормы не изменяют, они остаются относительно постоянными на весь установленный период, за исключением серьезных изменений, вызываемых новыми экономическими условиями, значительным повышением или снижением стоимости материалов, рабочей силы или изменением условий и методов производства. Отклонения между действительными и предполагаемыми затратами, возникающие в каждом отчетном периоде, в течение года накапливаются на отдельных счетах отклонений и полностью списываются не на затраты производства, а непосредственно на финансовые результаты предприятия.

Систему учета «Стандарт-костинг» можно представить с помощью следующей схемы:

1. Выручка от продажи продукции.

2. Стандартная себестоимость продукции.

3. Валовая прибыль (пункт 1 минус пункт 2).

4. Отклонения от стандартов.

5. Фактическая прибыль (пункт 3 минус пункт 4).

Преимущества метода стандарт-костинг:

1) формирование необходимой информационной базы для анализа и контроля затрат;

2) наглядность в отражении отклонений от плана в процессе формирования затрат;

3) минимизация учетной работы, связанной с калькулированием себестоимости;

4) своевременное обеспечение менеджеров информацией об ожидаемых затратах на производство.

Недостатки метода:

1) возможность применения только для периодически повторяемых затрат;

2) успешность применения данного способа зависит от состава и качества нормативной базы;

3) невозможность установить нормы по отдельным видам затрат.

Метод «директ-костинг»

Метод калькулирования себестоимости на основе прямых затрат (direct-сosting) был разработан американским экономистом Джонатаном Гаррисоном. В основе данной системы лежит идея о безусловности и неизбежности осуществляемых накладных затрат в планируемом периоде, что обуславливает отношения к ним как фиксированным условно-постоянным затратам периода. Следовательно, распределение косвенных затрат на производство продукции не осуществляется, и косвенные расходы периодически списываются на финансовый результат. Исчисление неполной себестоимости продукции и проведение анализа прямых расходов дает возможность получить дополнительный инструментарий для принятия управленческих решений в области безубыточности производства, ценообразования.

По способу включения в себестоимость продукции затраты организации в системе учета «Директ - костинг» подразделяются на:

1) прямые затраты, предусмотренные технологией производства конкретного вида продукции, работ, услуг, которые могут быть непосредственно отнесены на себестоимость объекта калькулирования в момент их совершения или начисления прямо на основании данных первичных документов;

2) косвенные затраты, связанные с производством всех или группы объектов калькулирования, которые могут быть отнесены на себестоимость объекта калькулирования только установленными методами распределения.

Косвенными являются затраты, связанные с организацией и обслуживанием производственного процесса, управлением подразделениями.

Современная система «Директ - костинг» предлагает два варианта учета:

1 способ - простой «Директ - костинг», при котором в составе себестоимости учитываются только прямые переменные затраты;

2 способ - развитой «Директ - костинг», при котором в себестоимость включаются прямые переменные и прямые постоянные расходы.

Исходя из определения сущности «Директ - костинга» как системы управленческого учета, основанной на делении расходов на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства, выделяют следующие особенности, плюсы и проблемы данного метода:

1) главной особенностью метода является то, что себестоимость продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собирают на отдельном счете и с заданной периодичностью списывают непосредственно на дебет счета финансовых результатов, например, счет 99 «Прибыли и убытки»;

2) постоянные расходы не включают в расчет себестоимости изделий, а списывают с полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены как расходы данного периода; по переменным расходам оцениваются остатки готовой продукции на складах на начало и конец года, и незавершенное производство;

3) при системе «Директ – костинг» схема построения отчетов о доходах многоступенчатая. В них содержатся, как минимум два финансовых показателя: маржинальный доход и прибыль;

4) благодаря данному методу можно изучать взаимосвязи и взаимозависимости между объемом производства, затратами (себестоимостью) и прибылью. Для обеспечения этих аналитических расчетов необходимо вести раздельный учет переменных и постоянных расходов с подсчетом маржинального дохода по изделиям.

Основное достоинство данной системы учета заключается в том, что на основе получаемой информации можно принимать различные оперативные решения по управлению предприятием. В первую очередь это касается возможностей проводить эффективную ценовую политику.

С учетом по системе «Директ – костинг» также связана возможность проведения демпинговой политики, расчета и выбора различных комбинаций цены на товар и объемов его реализации.

Имея учетные данные об ограниченной себестоимости и суммах покрытия (маржинальном доходе) по изделиям, можно решать такие управленческие задачи, как оптимизация ассортимента выпускаемой продукции, целесообразность принятия дополнительного заказа по ценам ниже обычного, производство комплектующих внутри предприятия или наоборот закупка их на стороне, определение оптимального размера партии или серии продукции, выбор и замена оборудования и другие.

Еще одно важное достоинство системы - это то, что ограничение себестоимости продукции лишь переменными расходами позволяет упростить нормирование, планирование, учет и контроль резко уменьшившегося числа статей затрат: себестоимость становится более «наглядной», а отдельные затраты - лучше контролируемы. Так как чем больше контролируемых объектов, тем сильнее рассеивается внимание между ними, тем слабее становится контроль.

Однако организация производственного учета по системе «Директ - костинг» связана с рядом проблем, которые вытекают из особенностей, присущих этой системе:

- возникают трудности при разделении расходов на постоянные и переменные, поскольку чисто постоянных или чисто переменных расходов не так много;

- ведение учета себестоимости по сокращенной номенклатуре статей не отвечает требованиям российского учета, одной из главных задач которого до последнего времени являлось составление точных калькуляций;

- необходимо в ценах, устанавливаемых на продукцию предприятия, обеспечивать покрытие всех издержек предприятия.

- значительное искажение общей суммы прибыли за текущий период, поскольку остатки незавершенного производства оцениваются в разрезе лишь переменных производственных расходов;

- несоответствие размера действительной себестоимости выпущенной продукции с показателем «сокращенной» себестоимости, исчисленной по статьям переменных затрат, что резко снижает достоверность учета;

- несовпадение результатов финансового учета (и финансовых отчетов) с результатами производственного учета, вследствие чего снижается доверие контролирующих органов - финансового, налогового управления и других - к руководству фирмы, что ведет к негативным последствиям;

- нерешенность проблемы распределения постоянных (косвенных) расходов, которые также участвуют в процессе производства продукции, а значит, должны быть включены в себестоимость;

- сложность в определении номенклатуры элементов калькулирования или деления расходов на переменные и постоянные.

Метод «таргет-костинг»

Родиной концепции таргет-костинг считают Японию. Впервые она была применена в корпорации Тойота (Toyota) в 1965 году, хотя, более примитивные её формы ещё в 1947 году использовала компания Генерал Электрик (General Electric).

Первым, кто употребил современную формулировку метода был Тоширо Хиромото. Ранее термин "таргет-костинг" в англоязычной деловых и профессиональных изданиях не употреблялся.

Система таргет-костинг - это целостная концепция управления, поддерживающая стратегию снижения затрат и реализующая функции планирования производства новых продуктов, превентивного контроля издержек и калькулирования целевой себестоимости в соответствии с рыночными реалиями.

На протяжении многих лет система таргет-костинг используется на производственных предприятиях, особенно в инновационных отраслях, где постоянно разрабатываются новых модели и виды продукции. Таргет-костинг использует приблизительно 80 процентов крупных японских компаний (Toyota, Nissan, Sony, Cannon), а также значительная часть известных американских и европейских компаний (Chrysler, Procter & Gamble). Кроме сферы производства инновационных продуктов, таргет-костинг всё чаще применяют предприятия, задействованные в сфере обслуживания.

Суть данного метода заключается в том, что на основании известной (или заданной) цены реализации изделия на рынке и желаемой величины прибыли устанавливается целевая себестоимость, которая в дальнейшем обеспечивается усилиями всех служб предприятия, прежде всего технических.

Последовательность действий при применении данного метода выглядит следующим образом:

1) определяется цена продукции на рынке (здесь возможны самые разнообразные варианты: максимально возможная или наиболее целесообразная);

2) в соответствии с определенной ценой и желаемой нормой прибыли определяется целевая себестоимость продукции. Полученная величина себестоимости будет являться плановой для производства продукции, а порядок действий, принятых для ее расчета - алгоритмом действий подразделений предприятия в выполнении плана.

3) определяется цена за единицу продукции, при которой фирма может продавать планируемое количество товаров и при этом сохранять прибыль на желаемом уровне.

4) полученную величину принимают за критерий, которым сотрудники компании будут руководствоваться при разработке, производстве и продвижении продукта.

В итоге предприятие выйдет на нужную себестоимость не за счет ухудшения качества продукции, а в результате эффективной работы и поиска альтернативных резервов снижения затрат.

Преимущества метода таргет-костинг:

1) обеспечивает реализацию целей стратегии снижения затрат;

2) позволяет не просто минимизировать затраты, но и привести их к необходимому уровню;

3) обеспечивает получение планового финансового результата в условиях существующей конъюнктуры рынка;

4) предполагает превентивный контроль издержек и калькулирование целевой себестоимости в соответствии с требованиями рынка. Иными словами, предполагает постоянное ориентирование на требования рынка и клиентов, в том числе к качеству продукции и срокам ее изготовления;

5) обеспечивает максимизацию финансового результата предприятия за счет максимизации цены, при которой, однако, будет возможной реализация запланированного объема продукции, а также за счет постоянного снижения себестоимости выпускаемой продукции;

6) обеспечивает контроль затрат еще на стадии разработки продукции, когда вносить изменения гораздо легче, чем на стадии производства.

Недостатки данного метода:

1) требует значительного времени или серьезных инвестиций, которые потребуются для снижения себестоимости до заданного предела. В ряде случаев это окажется экономически невыгодным. Иногда просто технические возможности предприятия не позволяют в необходимой мере снизить затраты на производство изделия;

2) вызывает необходимость предъявлять высокие требования к надежности плановых показателей цены и объема реализации и предполагает постоянное, целенаправленное и непрерывное снижение затрат;

3) не учитывает такие факторы, как качество продукции.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: