Слово в день святой великомученицы Варвары




 

Священный долг празднующих в честь свя­тых состоит в том, чтобы смиренно размыш­лять о делах их жизни, усматривать в них муд­рое водительство благодати Божией и их сми­ренную покорность сему водительству и потом, восхваляя благость Божию и их покорность, стараться стяжать первую и подражать после­дней, чтобы чествование, начавшись таким об­разом в уме размышлением, непрерывно про­должалось в жизни подражанием. Сей долг и на нас лежит, ныне празднующих в честь свя­той великомученицы Варвары. Всякий при­шедший в храм сей держит, без сомнения, в уме своем — вместе с прекрасным ликом вели­комученицы — и мудрый образ ее жизни. Ста­нем же смотреть на сей образ, станем восхва­лять благодать Божию, восхвалять подвиги ве­ликомученицы и поучаться в них.

И первее всего — видите ли премудрое во­дительство Божие? Видите ли, как оно творит добро из того, что человек делает не как доб­ро? Как оно не благие намерения заставляет споспешествовать своим благим определениям и зло делает средством к стяжанию истинного блага? Диоскор, сокрывая юную дщерь (дочь) свою на столпе, не простирал далее видов своих, как только до того, чтоб сохранить в ней девствен­ную чистоту сердца или, может быть, еще чтобы дать ей возможность беспрепятственнее научиться всему, что прилично и свойственно ее полу и возрасту. Он не видел ничего выше и далее земли и, может быть, в самом намере­нии мешал с родительскою любовью порочную ревнивость. Но чего не видел он, то дал Гос­подь, и чего не думал произвести, то произвела благодать. Укрытой от взора людей — она дала узреть Бога, ревнивостью сохраненную чисто­ту сердца — возжгла ревностью по славе Бо­жией. Сетовавшую о неестественном удалении от общения с людьми — утешила общением с Богом, удаленную от земли — привлекла к небу, уготовляемую в невесту человеку — уневестила Христу, учимую делам житейским — на­учила делам благочестия. Так, когда земной отец своими попечениями хотел возвести дщерь свою на возможное совершенство дщерей зем­ных, Отец Небесный благодатью Своею соделывал из нее прекрасную дщерь Неба — общницу Ангелов и святых и невесту Христу.

Наступило брачное время, и Диоскор с печалью увидел, что на леторасли (ростке), которую он хранил с такою заботливостью, расцвел цвет, совершенно им неожиданный, что та, которою он чаял стяжать большую славу, не ищет сла­вы, и которой хотел доставить возможное сча­стье на земле, не находит в нем ничего привле­кательного,— и начал разорять то, что прежде созидал; что прежде хранил, то предал на рас­хищение, что прежде было ограждал, от того теперь отъял всякую ограду и предал пагубе очей ту, которую укрывал от всех. Радовался мир, видя, как приносят ему столь богатую жертву, радовался ад, ожидая близкую себе добычу, радовался Диоскор, надеясь наконец увидеть плод своих трудов. Но радость их отъята от них. Благодать Божия посрамила на­дежды суетные! Лишенная всякого надзора — блюдется недремлющим оком Царя Небесно­го, всем открытая — покрывается кровом крыл Божиих, сведенная с столпа — вводится в ку­пель крещения, подаренная на время свободою суеты — приемлет вечную свободу во Христе на дела благие, объятая житейскою молвою — слышит сладчайшее слово Божие, окруженная прелестями мира — узнает сладости райские, и чаемая юношами невеста — уневещивается Христу. Видите ли, что имел в виду Диос­кор и что произвела благодать? Так и всегда Господь недобрые дела людей обращает на служение воле Своей к Своим благим намере­ниям.

Диоскор надеялся удалением из дома сбли­зить сердце дщери своей с целями, от коих несколько удалил его, как думал,— строгим своим блюстительством; но, возвратившись, нашел совсем не то, что чаял,— нашел, что совершенно похищена та, коею хотел больше возобладать, что своя ему уже не его, что рож­дение его перерождено, что в той, в коей кровь его, не его ум и не его сердце. И, не разобрав­ши, хорошо ли это или худо, предается ярости и, забыв законы естества, устремляется с ме­чом за тою, которую родил, терзает ее, морит голодом, предает на позор всему городу, с радостью смотрит на ее страдания и, наконец, становится сам ее палачом. Кто управлял его сердцем, как не ад, который вместил в него всю злобу, чтобы отмстить посрамление свое на той, которою посрамлен! Но под сими вне­шними делами тьмы какое сокрыто богатство Божественного света и сквозь ухищрение зло­бы какое зрится обилие благости Божией, по­срамляющей их! Святую великомученицу хотят уморить голодом, а ей дается хлеб небесный; ее хотят подавить тяжестью мучений, а она исполняется мужеством, сильным подъять тя­жесть всего мира; ей досаждают,— она благо­душествует, ее терзают,— она радуется, на нее злобствуют,— она молится, ее предают край­нему посрамлению, а ей ниспосылается ощуще­ние славы небесной и после является Сам Гос­подь славы; у нее отъемлют главу, а она возно­сится к главе Церкви — Христу, в страданиях, как злато в горниле, искушенная. Так Господь посрамил злобу ада!

Видите ли, как чудны дела Божий? Как непререкаемы намерения Его? Диоскор за­мышлял одно, а Господь произвел совсем дру­гое. Так и в жизни каждого человека; с тече­нием многоразличных обстоятельств, Он все­гда совершает то, что Ему угодно, только сего пути Промышления Божия никакой ум постиг­нуть, никакая мудрость определить не может. Мы видим только и в себе, и около себя, как действуют люди, а того, что производит Гос­подь людьми, не видим, разве только тогда, как в конце всего увидим плод мудрого води­тельства Божия — всегда в вечную нам пользу. Потому, при изменении обстоятельств своей жизни, нам не должно ни роптать, ни жало­ваться, а только, с совершенным преданием себя воле Божией, смиренно ждать,— что, на­конец, даст нам Господь.

Не многообразен и не долог путь жизни святой великомученицы Варвары, но обилен назиданием и потребует много трудов и време­ни от желающего подражать. Ибо, скажите, какой добродетели нет в ней? — Веры ли? Но она желала научить ей и отца своего, и научи­ла бы, если бы око ума его не было закрыто суеверием и злобою.— Упования ли? Но чем же отвлекла она сердце свое от всех надежд зем­ных, кои в таком привлекательном виде и так верно предлагал ей мир? — Любви ли? Но вспомните, о чем молилась она, когда меч был занесен над главою ее? — Мудрости ли? Но познать Бога в видимых тварях,— не муд­рость ли? Искать света истины среди суеты, найти его, последовать ему,— не мудрость ли? Уединенную жизнь употребить не в пользу плоти, а в назидание духа,— не мудрость ли? — Мужества ли? Но преодолеть естественную над сердцем власть отца и родных, предать себя страшным и опасным мучениям, нимало не колебаться от них, не видя им конца, радо­стно встретить смерть,— не есть ли это громо­гласное свидетельство ее высокого мужества? Но и вся добра есть прекрасная невеста Хрис­това — святая великомученица Варвара. Да удобрит же она и нас добротою своею и да научит нас подражать своему святому житию! Не можем и не будем отказываться от сего ни по высоте образца, ни по своей слабости. Ибо и она была человек с подобными нашим немо­щами, но возмогла о Господе. Господь же — всех есть Господь. Правда, мы не всегда мо­жем быть уединенными, как она; но не уедине­ние умудряет, а уменье пользоваться уединен­ными минутами дает возможность стяжевать мудрость. А разве мы никогда не бываем одни — с Богом, совестию и своею жизнью, а от сих трех чему нельзя научиться в несколько минут, особенно при сближении их? Даже если бы в самом деле были чрезвычайно обремене­ны необходимыми занятиями, то у самых нуж­ных дел нужно похищать, так сказать, по не­сколько минут для беседы с ними. Не имеем такой отрешенности от забот, такой живости и чистоты сердца, такой светлости ума, чтоб могли ощутить беспрепятственно бесконечные Божий совершенства, явленные в тварях? Но, братие, и из кремня выбивают искру, и из холодного дерева вытирают огонь. Чего не находим в душе,— это не значит еще, что того в ней и совсем нет. Оно есть, но только не раскрыто. Решимостью, напряжением воли, трудом, упражнением — из нее можно извлечь все, что видим у кого. Наблюдатель упражне­нием так приучает свой глаз, что он замечает наконец самые мелкие оттенки. Природа пред нами. Частым обращением с нею так можно приучить чувство, что оно во всякой малой вещи может ощущать бесконечную силу Божию. Что же касается до того, что святая великомученица, позванная Богом, неуклонно последовала Его внушению, что потом употре­била все усилия, чтоб точнее познать истину, что все вменила в уметы (ставила ни во что) Христа ради, что среди страданий возросла — в вере, любви, уповании, преданности, мужестве,— что, не­смотря на препятствия, не отказалась от веры, несмотря на ужасы мучений, не устыдилась исповедать Христа, чем всем обнаружила пре­имущественно смиренную покорность воли сво­ей воле Божией; то это такие добродетели, без которых никто не бывает истинным христиани­ном, если не в таком виде, то в другом, и если не во всех сих действиях в отдельности, то в неточной их причине — совершенной то есть покорности мановениям Божиим, как, когда и откуда бы они к нам ни приходили, которую стяжать да поможет нам молитвами своими святая великомученица! Аминь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: