Основные противоречия системы




Предлагаемая статья посвящена рассмотрению сетевой модели управления и организации деятельности систем дополнительного образования муниципального и регионального уровней. В целях координации и согласования деятельности в сфере дополнительного образования по мысли авторов целесообразно создание новых единиц сети — сетевых ресурсных центров дополнительного образования детей. Что это такое и как работает — читаем в статье.

Происходящие социально-экономические изменения в образовательной политике обусловили необходимость модернизации системы дополнительного образования детей, что нашло отражение в основных программных документах последних лет.

Дополнительное образование детей рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации образовательной системы, являясь «одним из наиболее активно развивающихся сегментов рынка образовательных услуг с растущим объемом инвестиций со стороны частного сектора, высоким уровнем инновационной активности». (Проект Межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.) Проект Межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.

Основным системообразующим элементом данной образовательной системы сегодня становится дополнительная общеобразовательная программа.

Интеграционный и межведомственный характер системы дополнительного образования детей позволяет реализовывать дополнительные общеобразовательные программы в разноуровневых образовательных организациях:

— учреждениях дополнительного образования,

— общеобразовательных школах,

— дошкольных учреждениях,

— колледжах и вузах.

Таким образом, дополнительное образование охватывает различные сферы и направления деятельности: собственно образование, культуру и искусство, физическую культуру и спорт, науку и технику, расширяя доступность получения данного вида образования.

Услугами дополнительного образования в настоящее время пользуются 49,1% детей в возрасте от 5 до 18 лет.

Основные противоречия системы

Дополнительное образование детей действительно находится в системном кризисе, связанном с определением его ценностного, целевого, функционального назначения в государстве, обществе, образовании.

Основные противоречия системы
Присущая дополнительному образованию детей логика неформального образования (свобода выбора, отсутствие жесткой регламентации и т. п.) и формализованный, регулируемый государством процесс создания возможностей освоения детьми дополнительных образовательных программ
Необходимость увеличения к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70–75% и отсутствие единой системы координации реализации этих программ в сети образовательных учреждений округа, региона
Разноаспектное понимание предназначения доп. образования детей и необходимость его системного определения в реально действующей образовательной сфере
Многообразие и вариативный характер содержания дополнительного образования детей и непроработанность показателей результативности, параметров и критериев эффективности дополнительных общеобразовательных программ
Усиление объективных требований к качеству реализации дополнительных образовательных программ и инертность включения образовательных учреждений в решение этой задачи
Необходимость всестороннего учета динамично меняющихся потребностей на образовательные услуги в сфере дополнительного образования детей и отсутствие системы изучения и формирования социального заказа в пределах конкретной территории
Расхождение между самооценкой качества реализуемых образовательным учреждением дополнительных общеобразовательных программ и оценкой этих программ потребителем, а также их соответствием приоритетам государственной политики в сфере образования
Увеличение числа образовательных учреждений, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, нарастание между ними конкурентной борьбы и объективная неспособность многих из них предоставить качественную услугу
Преобладание художественно-эстетической и физкультурно-спортивной направленностей дополнительного образования детей и недостаток конкретно предметных областей образования, в том числе технического, естественно-научного профиля и т. п.
Острая потребность в специалистах дополнительного образования, способных работать в новых условиях, и небольшой профессиональный рынок труда, неспособный компенсировать нехватку квалифицированных специалистов для данной сферы

 

Качество и количество

Разрешить существующие противоречия представляется возможным за счет повышения уровня качества услуг дополнительного образования детей с одновременным расширением доступности к ним.

Модернизация образовательных программ в системы дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации, возможна лишь при минимизации «стихийных» процессов при их создании и методическом сопровождении.

Новое качество дополнительного образования детей должно обеспечиваться не отдельной образовательной организацией, а сетью в целом.

Это продиктовано прежде всего требованием экономически целесообразного целевого распределения всех видов ресурсов при совершенствовании современных организационно-экономических механизмов управления образованием.

Сегодня дополнительное образование детей на конкретной территории, как правило, представляет собой разнородную совокупность образовательных организаций.

При этом горизонтальные взаимодействия между образовательными организациями в решении общих задач (важнейшая характеристика сетевой организации образовательного пространства) практически отсутствуют.

Ресурсы региональной системы дополнительного образования детей используются далеко не рационально. Каждое образовательное учреждение стремится быть самодостаточным, вместо того чтобы использовать образовательные ресурсы других учреждений, ведомств и организаций (например, предприятий и организаций реального сектора экономики).

При этом абсолютно очевидно, что в этой деятельности учреждения дополнительного образования детей не выдерживают конкуренцию с общеобразовательными учреждениями по причине нормативно-правовой и статусной неопределенности, а их материально-техническое оснащение не обновляется в соответствии с задачами, которые они решают.

В то же время мировые тенденции развития образования свидетельствуют о том, что учебное заведение перестает быть единственным источником образования, а работает рядом и вместе с другими структурами.

В таком взаимодействии оно объединяет и использует не только внутренние, но и внешние образовательные ресурсы (кадровые, информационные, научно-методические, материально-технические, информационные и др.).

Сеть в целом должна предоставлять возможность различных форм и способов освоения дополнительных общеобразовательных программ.

Стоит отметить, что основным критерием развития сферы дополнительного образования детей, отмеченным и в указах президента, и в государственной программе «Развитие образования в Российской Федерации до 2020 года», становится охват детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих услуги дополнительного образования. Это, в свою очередь, требует от исполнительных органов власти учета, анализа, прогноза и своевременной деятельности по обеспечению и коррекции данного показателя.

Вместе с тем сегодня во многом задачи по развитию системы дополнительного образования детей перераспределяются на региональный уровень, и от того, насколько эффективно выстроена организационная модель системы, будет зависеть успех развития сферы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: