ограниченными возможностями здоровья




 

21. Содержание общего образования и условия организации обучения

учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяются

адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в

соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида*(18).

22. Исходя из категории учащихся с ограниченными возможностями

здоровья их численность в классе (группе) не должна превышать 15 человек.

23. В образовательных организациях, осуществляющих образовательную

деятельность по адаптированным образовательным программам начального

общего, основного общего и среднего общего образования, создаются

специальные условия для получения образования учащимися с ограниченными

возможностями здоровья:

а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети

"Интернет" с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением

их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов

(WCAG);

размещение в доступных для учащихся, являющихся слепыми или

слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых

потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий

(должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см)

рельефно-контрастным шрифтом (на белом или жёлтом фоне) и продублирована

шрифтом Брайля);

присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую помощь;

обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов

(крупный шрифт) или аудиофайлов;

обеспечение доступа учащегося, являющегося слепым и использующего

собаку-поводыря, к зданию образовательной организации, располагающему

местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого учащегося;

б) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных

занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции

субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с

учетом размеров помещения);

обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения

информации;

обеспечение получения информации с использованием русского жестового

языка (сурдоперевода, тифлосурдоперевода);

в) для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:

обеспечение беспрепятственного доступа учащихся в учебные помещения,

столовые, туалетные и другие помещения образовательной организации, а

также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней,

расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров

до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других

приспособлений).

24. Для получения без дискриминации качественного образования лицами

с ограниченными возможностями здоровья, создаются:

необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной

адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных

педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков,

методов и способов общения;

условия, в максимальной степени способствующие получению образования

определенного уровня и определенной направленности, а также социальному

развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного

образования лиц с ограниченными возможностями здоровья*(19).

25. В образовательных организациях, осуществляющих образовательную

деятельность по адаптированным образовательным программам для

слабослышащих учащихся (имеющих частичную потерю слуха и различную

степень недоразвития речи) и позднооглохших учащихся (оглохших в

дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь),

создаются два отделения:

1 отделение - для учащихся с легким недоразвитием речи,

обусловленным нарушением слуха;

2 отделение - для учащихся с глубоким недоразвитием речи,

обусловленным нарушением слуха.

26. В образовательной организации, осуществляющей образовательную

деятельность по адаптированным образовательным программам, допускается

совместное обучение слепых и слабовидящих учащихся, а также учащихся с

пониженным зрением, страдающих амблиопией и косоглазием и нуждающихся в

офтальмологическом сопровождении.

Основой обучения слепых учащихся является система Брайля.

27. В образовательных организациях, осуществляющих образовательную

деятельность по адаптированным образовательным программам для учащихся,

имеющих тяжелые нарушения речи, создаются два отделения:

1 отделение - для учащихся, имеющих общее недоразвитие речи тяжелой

степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также учащихся, имеющих

общее недоразвитие речи, сопровождающееся заиканием;

2 отделение - для учащихся с тяжелой формой заикания при нормальном

развитии речи.

В составе 1 и 2 отделений комплектуются классы (группы) учащихся,

имеющих однотипные формы речевой патологии, с обязательным учетом уровня

их речевого развития.

28. В случае если учащиеся завершают освоение адаптированных

основных образовательных программ основного общего образования до

достижения совершеннолетия и не могут быть трудоустроены, для них

открываются классы (группы) с углубленным изучением отдельных учебных

предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы.

29. В образовательной организации, осуществляющей образовательную

деятельность по адаптированным образовательным программам, допускается:

совместное обучение учащихся с задержкой психического развития и

учащихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное

развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития;

совместное обучение по образовательным программам для учащихся с

умственной отсталостью и учащихся с расстройством аутистического спектра,

интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью

(не более одного ребенка в один класс).

Учащимся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное

развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития, на период

адаптации к нахождению в образовательной организации (от полугода до 1

года) организуется специальное сопровождение.

Для успешной адаптации учащихся с расстройствами аутистического

спектра на групповых занятиях кроме учителя присутствует воспитатель

(тьютор), организуются индивидуальные занятия с педагогом-психологом по

развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального

развития таких детей из расчета 5 - 8 учащихся с расстройством

аутистического спектра на одну ставку должности педагога-психолога.

30. Реализация адаптированных основных образовательных программ в

части трудового обучения осуществляется исходя из региональных условий,

ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом

индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья,

возможностей, а также интересов учащихся с ограниченными возможностями

здоровья и их родителей (законных представителей) на основе выбора

профиля труда, включающего в себя подготовку учащегося для индивидуальной

трудовой деятельности.

В классы (группы) с углубленным изучением отдельных учебных

предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы

принимаются учащиеся, окончившие 9 (10) класс. Квалификационные разряды

выпускникам присваиваются только администрацией заинтересованного

предприятия или организацией профессионального образования. Учащимся, не

получившим квалификационного разряда, выдается свидетельство об обучении

и характеристика с перечнем работ, которые они способны выполнять

самостоятельно.

31. В образовательных организациях, осуществляющих образовательную

деятельность по адаптированным основным образовательным программам для

учащихся с умственной отсталостью, создаются классы (группы) для учащихся

с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

В классы (группы), группы продленного дня для учащихся с умеренной и

тяжелой умственной отсталостью принимаются дети, не имеющие медицинских

противопоказаний для пребывания в образовательной организации, владеющие

элементарными навыками самообслуживания.

32. При организации образовательной деятельности по адаптированной

основной образовательной программе создаются условия для

лечебно-восстановительной работы, организации образовательной

деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из

расчета по одной штатной единице:

учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 - 12

учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

учителя-логопеда на каждые 6 - 12 учащихся с ограниченными

возможностями здоровья;

педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными

возможностями здоровья;

тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 - 6 учащихся с

ограниченными возможностями здоровья.

33. Для учащихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов,

которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные

организации, на основании заключения медицинской организации и

письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по

общеобразовательным программам организуется на дому или в медицинских

организациях*(20)

Порядок регламентации и оформления отношений государственной и

муниципальной образовательной организации и родителей (законных

представителей) учащихся, нуждающихся в длительном лечении, а также

детей-инвалидов в части организации обучения по общеобразовательным

программам на дому или в медицинских организациях определяется

нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти

субъекта Российской Федерации*(21).

 

_____________________________

*(1) Часть 4 статьи 63 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание

законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19,

ст. 2326)

*(2) Часть 5 статьи 63 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание

законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19,

ст. 2326)

*(3) Часть 3 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание

законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19,

ст. 2326)

*(4) Часть 5 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание

законодательства Российской Федерации, 2012, N " 53, ст. 7598; 2013,

N 19, ст. 2326)

*(5) Часть 4 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание

законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19,

ст. 2326)

*(6) Часть 4 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание

законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19,

ст. 2326)

*(7) Часть 7 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание

законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19,

ст. 2326)

*(8) Часть 2 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание

законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19,

ст. 2326)

*(9) Часть 1 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание

законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19,

ст. 2326)

*(10) Часть 3 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание

законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19,

ст. 2326)

*(11) Часть 3 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание

законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19,

ст. 2326)

*(12) Часть 5 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание

законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19,

ст. 2326)

*(13) Часть 7 статьи 66 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание

законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19,

ст. 2326)

*(14) Пункт 10.1 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям

и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

"Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10",

утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 (зарегистрированы

Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 г.,

регистрационный N 19993), с изменениями, внесенными постановлением

Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29

июня 2011 г. N 85 (зарегистрированы Министерством юстиции Российской

Федерации 15 декабря 2011 г., регистрационный N 22637)

*(15) Часть 1 статьи 58 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание

законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19,

ст. 2326)

*(16) Часть 3 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание

законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19,

ст. 2326)

*(17) Часть 12 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание

законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19,

ст. 2326)

*(18) Часть 1 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание

законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19,

ст. 2326)

*(19) Пункт 1 части 5 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря

2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание

законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19,

ст. 2326)

*(20) Часть 5 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

N 273 -ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание

законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19,

ст. 2326)

*(21) Часть 6 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание

законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19,

ст. 2326)

ОБЗОР ДОКУМЕНТА

 

Начальное, основное и среднее общее образование: порядок организации и осуществления образовательной деятельности.

Утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам начального, основного и среднего общего образования. Он в т. ч. устанавливает особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Порядок обязателен для организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в т. ч. для кадетских школ, кадетских (морских кадетских) корпусов, казачьих кадетских корпусов) и реализующих указанные программы (в т. ч. адаптированные), включая ИП.

Общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также в формах семейного образования и самообразования.

Формы получения образования и обучения по конкретной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося с учетом его мнения.

При выборе семейного образования родители (законные представители) информируют об этом орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, в котором они проживают.

Обучение в формах семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательных организациях.

Допускается сочетать различные формы получения образования и обучения.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 октября 2013 г. Регистрационный № 30067.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: