Упр-ние персоналом - это комплексн, целенаправл процесс, по созданию благопр условий, по создан творчес, инициатив труда.
Цели управлен персоналом:
1.направленность на потребителя
2.ориентация на прибыль
3.ориентация на развитие
4.ответственность перед обществом
5.ориентация на работника.
Схема упр-ния персоналом:
1.Орг-ция упр-ния:
1)структура персонала:
-опред-ние квалификации работников,
-сложность труда,
-кол-во работников в основн, вспомог пр-ве,
-кол-во инженерных работников и т.п..
2)технология и стиль упр-ния:
-распредел-ся фун-ции упр-ния,
-опред-ся методы пр-ва работ,
-опред-ся стиль упр-ния
3)орг-ция труда:
-необходимо предусмотреть меры по совершенствованию орг-ции производственных процессов
- ~ по ликвидации простоя
- ~ по опред-нию режима труда и отдыха
- ~ по орг-ции бизнес-процесса как в производств подразделе-ниях, так и в аппарате упр-ния
2.Руководство персоналом:
4)планирование потребностей:
-выбор методов, опред-щих потребности работников в зависимости от выработки на 1-го рабоч
- ~ исходя из площади помещ
- ~ исходя из паспорт данных оборудования
5)подбор кадров:
-опред-ся методы подбора
-опред-ся методы расстановки и планирования карьер
6)адаптация кадров: помощь приспособиться новому работнику в новом коллективе
7)мотивация: исп-ть различ методы для мотивации и стимулир труда сотрудников
8)оценка персонала: предусматр-ть оценку труда сотрудников
9)инф-ция о персонале: обеспечить обратн связь о персонале
Руководство персоналом и орг-ция упр-ия персоналом
Управляющие персоналом- самост. Группа профессион. Специалистов-менеджеров,главные цели кот.-повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала, разработка и реализация программы развития кадров орг-ции.Отдел чел-ких рес-сов явл-ся функциональным или вспомогательным подразделением орг-ции.Задача состоит в том, чтобы кадровые службы постепенно превращались в центры по разработке и реализации стратегии орг-ций по труду.
С учётом изменений в сис-ме упр-ия персоналом выделяют четыре группы ф-ров:
1.технико-технологические(непрерывное повышение квалификации и переподготовка персонала;создание комплексных сис-м управления кач-вом работы.
2.личностные
3. экономические и соц-политические
4. развитие теории управления
Преимущества и недостатки различных источников подбора кадров
Источники подбора кадров: внешний и внутренний.
1.Ввнутренние источники(внутри орг-ции):
+min затраты
+быстрое замещение должности
+хорошие возможности для продвиж по службе
+знание сотрудника
+знание пр-ва
-маленький выбор
-появл-ся затраты на повышение квалифик
-производственная слепота (привыкаешь к недостаткам)
-разочарование коллег
-трудно сказать «нет» своим сотрудникам
2.Внешние источники (вне орг-ции)
+прием на работу непосред удовлетв спрос в кадрах
+большие возможн для выбора
+перенос знаний из другого предприятия.
-большие расходы на подбор
-медленное замещение должности
-отриц воздействие на климат в коллективе
-нет знаний данного пр-ва
- длительный испытательный срок
Необходимость оценки сотрудников,цели и методы оценки.Создание резерва кадров
Оценка персонала- это целенаправ процесс установления соотв-вия деловых и личн качеств личности требованиям должности.
С пом оценки решаются след задачи:
-выбор места в орагизац структуре
-разработка возможных путей совершенствования
-опред-ние степени соов-вия заданным критериям
-установление обратной связи
-удовлетв потребности работника в оценке собственного труда
Методы оценки персонала:
1.прогностический: исп-ся анкетные данные, хар-ки, мнения и отзывы с прежнего места работы, личные беседы, психол тесты
2.практический: проверяется пригодн работника к выполн служебн обязанност на основе результатов его практ деят-ти. Исп-ся техника пробных перемещений.
3.имитационный: претенденту предлагают решить конкретн ситуацию. В конечном итоге провод экспертн оценка св-в и делов кач-в личности
4.балльный: отдельные критерии работника оцениваются его коллегами с пом анкет, и опред-ся средняя оценка по каждому критерию и суммарная оценка в целом
5.оценка сильных и слабых сторон
Оценка работника служит 3-м основным целям:
-админ (повыш по службе, перевод, прекращ труд догов)
-инфор (работн узнает сильн и слаб сторон своей труд деят-ти)
-мотивацион (определ сильн работн их можно вознаградить)
Необходимость и цели повышени квалификации