А теперь прочитайте текст.




Прибежали ребята на кухню и дверь за собой захлопнули.

-Я ухожу! - говорит Володя.

-Куда?

-Пойду к себе домой.

-Почему?

-Шляпы боюсь. Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате расхаживала.

-А может быть, её кто-нибудь за верёвочку дёргает?

-Ну, поди, посмотри.

-Пойдём вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я её кочергой тресну.

-Постой, я тоже кочергу возьму.....

Б) Правило второе.

Прочтите внимательно первую фразу в этом диалоге. Какие знаки ставятся после реплики перед словами автора?

Оформим это схематически:

-РП! - а

В) Правило третье

Прочтите текст.

Котька пришёл домой радостный и говорит:

-Мама, я тебе огурцов принёс!

-Где ты их взял? - строго спросила мама.

Как оформлен диалог в этом тексте? Изобразим синтаксически.

А:

-РП!

-РП? - а.

Задание: Составьте предложения с прямой речью, используя в авторских словах глаголы(см. ниже). Составьте связный текст в виде диалога.

Глаголы: возразить, воскликнуть, вспомнить, вставить, говорить, закричать, заметить, крикнуть, напомнить, начать, обратиться с вопросом, обратиться с просьбой, обратиться со словами, ответить, подтвердить, подумать, попросить, пояснить, прервать, рассказать, сказать, согласиться, спросить.

Прочтите текст.

......Мальчишка стал возражать:

-Да, нет же! Ты неправильно меня понял!

Петька прервал его. Отчаянно жестикулируя, начал говорить:

-Нет, ты не представляешь, что натворил?! - в изнеможении потряс головой. Сказал:

-Право слово, свяжись только с тобой!

Витька стал продолжать в прежнем духе:

-Право слово, право слово, - передразнил он. Пафосно промолвил:

-Я думал ты мне друг!

-Ну, а что было делать? - крикнули в ответ.

Рыжий Витька иронично заметил:

-Как что? Соврать! - и пояснил, - в этой библиотеке ведь ничего интересного нет, одни книги....

Петька лишь обречённо вздохнул.....


ДИАЛОГ

 

Диалог — это разговор двух или нескольких лиц.

- Слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строки.

- Перед ними ставится тире.

- Если реплика сопровождается словами автора, то ставятся те же знаки, что при прямой речи (но без кавычек).

ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЕ

Упражнение №1. Составьте диалог по предложенной схеме.

- РП? РП?

- РП.

- РП? РП! - а.

Упражнение №2. Вставьте подходящие по смыслу слова, избегая повторения слова, сказал, затем перепишите.

- Здравствуй, Ваня! Куда ты идёшь? -....... Катя.

- К Пете. Он болен, -........ Ваня.

- А что с ним случилось? -........ Катя.

- Помогал соседке тушить пожар и обжёг руку, -....... Ваня.

- Ты к нему надолго? -........ Катя.

- На весь вечер, -....... Ваня.

Для справок: спросить, сказать, ответить, проговорить, поинтересоваться.

Упражнение №3. Запишите как диалог; поставьте знаки препинания.

Разрешите обратиться, произнёс Ваня, стараясь как можно больше походить на солдата. Ну что ж, обратитесь, сказал капитан весело. Дяденька вы начальник? Да. Командир. А что? А вы над кем командир? Над батареей командир. Над солдатами своими командир. А над капитанами вы тоже командир? Над капитанами я не командир. А для чего тебе это? Мне надо дяденька такого командира, чтобы он мог всем капитанам приказывать. (В. Катаев.)

Упражнение №4. Переставьте предложения так, чтобы можно было понять разговор детей. Запишите его в форме диалога.

1. «На юг. Там зимы не бывает», - объяснил Павел. 2. «Что это?» - спросил вдруг Костя.

3. Павел прислушался и сказал: «Это кулички летят, посвистывают». 4. «А разве есть такая земля?» - продолжал спрашивать Костя. 5. «Куда же они летят?» - опять спросил Костя. 6. «Есть. Далеко, далеко, за тёплыми морями», - ответил Павел.

(По И. С. Тургеву.)

 

Упражнение №5. Продолжите и запишите телефонный разговор

- Здравствуйте! Попросите, пожалуйста, Колю.

ГАЗЕТНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Прочти тексты.

 

Репортаж

 

По сводкам МЧС

Как сообщает наш корреспондент Пухов И. за прошедшие сутки в городе, по при­чине неосто­рожного обращения с огнём, по улице Мира, около домов № № 13 и 14, сгорело 10 са­раев.

Пожар начался около 15 часов вечера. Всё имущество, находившееся в сараях, сго­рело.

По странному стечению обстоятельств в этот же день, 20 января, на этой же ули­це, только теперь уже у дома № 11 в 22.30 тоже горел сарай.

 

Корреспонденция

 

Наша афиша

 

Английский клуб в Пензе

У наших земляков появилась возможность освоить разговорный английский за несколько месяцев. Английский клуб принимает всех желающих. Занятия проводит преподаватель из Великобритании. Они проходят в игровой форме, общение только на английском языке. Приходите в клуб! Посредством языка вы приобщитесь к англо­говорящему миру!

Материалы подготовила Юлия Марьяшева.

 

Фельетон

 

Сила слова!

- Чух, чух, чух, - пыхтел паровоз.

-З-з-з, - звенела муха в тамбуре.

-Бэл, бэл, бэл.... - бормотал кочегар Лёха Сажин.

-Это ты, на каком языке спикаешь? - удивился машинист Паша Дымов.

-А не на каком. Я просто балуюсь, языком мотаю, - ответил Лёха и показал маши­нисту свой язык.

-Ух, ты! - изумился тот.

-Это ещё что! Бывают языки и похлеще моего, - скромно заметил кочегар.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: