Трактат о Космическом Огне, т.2




 

На физическом плане Солнечной системы наблюдается тот же процесс, что и в физическом теле человека, или в его плотном проявлении. В случае человека четвертый подплан является фокусом позитивной силы. На этом плане находятся эфирные центры человека, которые в эволюционном процессе и в работе направления силы имеют такое же значение для его физического тела, какое имеют группы Эго на ментальном плане для плотного физического тела Логоса. Это глубокий оккультный намек.

В словах «прана» и «эфирное тело» (или жизненная сила и форма) имеем ключ к тайне солнечных и лунных Питри и намек относительно места физического тела во всеобщей схеме (c.617).

 

Эфирные центры, или фокусы силы, Небесного Человека находятся в четвертом космическом эфире, или на буддхическом плане. Астральный план тесно связан с буддхическим, и по мере того, как, например, эфирные центры нашего Небесного Человека становятся полностью активными, сила передается через астральное соответствие к четвертому физическому эфиру, в котором находятся центры человека (с.635).

 

Агничайтаны – дэвы физического плана

Эти дэвы являются совокупностью субстанции физического плана. Последний, как известно, разделен на две части:

Четыре эфира, четыре подплана.

Три наиболее конкретных, или плотных, подплана.

Так подразделяется седьмой подплан Космического физического плана; этот план является низшим проявлением и делится на сорок девять подпланов, или состояний активности. В соответствии с целями активной работы дэвы системы также разделены на сорок девять групп – сорок девять огней. Агничайтаны, в свою очередь, также разделены на сорок девять групп, тем самым отражая целое (с.635).

Группа Б Агничайтанов. Изучая вторую группуы Агничайтанов – Группу Б – мы имеем дело с той важной группой дэв, которые обозначены в некоторых произведениях как «дэвы теней». Их деятельность в основном четверична, они – основа движения, или активности, на всех планах, причем активность эта вызывается взаимодействием между негативным и позитивным аспектами Брахмы, проявленного Бога.

Во-первых, они – строители эфирных тел всех чувствующих существ и, в первую очередь, эфирных тел всех людей.

Во-вторых, они – передатчики праны.

В-третьих, они исполняют весьма определённую функцию в эволюционном процессе по соединению между собой четырёх царств природы, будучи по сути трансмутаторами и передатчиками низшего в высшее. Они выстраивают между всеми царствами – минеральным, растительным, животным и человеческим – то, что в каждом случае соответствует антахкаране, или мосту, соединяющему высший и низший манас, и что является, следовательно, каналом передачи жизни из низшего, человеческого царства в высшее, духовное (с.643).

 

…Мы обсуждаем дэв на эволюционной дуге, которых можно разделить, среди многих прочих, на следующие классы:

Класс 1. Специальные агенты магии. Они своеобразно чувствительны к строительным вибрациям семи Лучей.

Класс 2. Группа Агничайтанов, проявляющихся как электричество физического плана. Эта группа частично поступает под контроль человека и будет всё более им управляться.

Класс 3. Группа, образующая ауры здоровья всех трёх средних царств природы (растительного, животного и человеческого), как коллективные, так и индивидуальные. Человек всё больше контактирует с ними в области медицины и начинает в какой-то мере их распознавать. Одна из больших ошибок человеческого семейства заключалась в назначении минеральных снадобий для человека в медицинских целях. Она привела к такому сочетанию дэва-субстанций, которое никогда не предполагалось. Связь человека с низшими царствами, особенно с животным и минеральным, привнесла необычные условия в мир дэв и способствовала усложнению дэва-эволюции. Употребление животной пищи (и в меньшей степени – минералов в качестве лекарств) вызвало смешение дэва-субстанции и вибраций, не созвучных друг другу. Растительное царство находится совершенно в другом положении, и часть его кармы состоит в том, чтобы обеспечивать человека пищей. Это приводит к нужной трансмутации жизни этого царства в более высокую стадию (животную), то есть к её цели. Трансмутация растительной жизни обязательно должна происходить на физическом плане. Отсюда её пригодность для пищи. Трансмутация жизни животного царства в человеческое происходит на кама-манасических уровнях. Отсюда непригодность, в эзотерическом смысле, животной пищи для человека. Этот аргумент в пользу вегетарианства требует должного рассмотрения.

Класс 4. Очень важный (в том, что касается человека) класс эфирных дэв, являющихся субстанцией, составляющей центры. Они занимают это положение по кармическим причинам и являются во многих отношениях самыми высокоразвитыми из дэв теней. Они различаются по своей способности особым образом отзываться на конкретный набор планетарных вибраций, а также и по своей сокровенной сущности; в собственной особой сфере они позволяют человеку реагировать на стимуляцию, идущую от Лучей. Каждый центр находится под влиянием той или иной из планет. В этом факте заключается возможность для человека в конце концов – через посредство своих центров – войти в контакт с семеричной Душой Мира.

Класс 5. Он представлен очень важной группой дэв, которые особенно активны и эзотерически доминируют в этом круге. Это Агничайтаны, которые образуют центр, вибрирующий в такт Кундалини во всем множестве её форм и проявлений; это центр у основания позвоночника. В этом центре очень ярко выражены две полярности, поскольку лепестки центра, являющегося местом обитания Кундалини, негативны, а огонь жизненности, оживотворяющий их, соответственно, позитивен. Этот центр имеется в той или иной форме у всех чувствующих существ, и от него в большой мере зависит:

а) Сознание на одной из семи его стадий.

б) Непрерывность существования.

в) Сохранение видов, или воспроизводство, на том или ином плане.

Интересно отметить, что данный центр в буквальном смысле является четверичным излучением. «Крест Святого Духа», или равноконечный Крест, – его символ. Этот четырехлепестковый лотос является результатом эволюции. В первом, минеральном царстве природы, через которое проявляется особая Сущность, этот центр являет собой единство на эфирных уровнях, так как виден только один лепесток. В растительном царстве, если рассматривать его как выражение великого Существования, активизируются два лепестка. В третьем царстве, животном, центр у основания позвоночника имеет три лепестка, тогда как у человека этот лотос вибрирует четверичным образом. При каждом посвящении того великого Существа, Которое проявляется через нашу планету, один из этих лепестков раскрывается на эфирных уровнях, поэтому при индивидуализации стали активными уже четыре лепестка, и Его самосознательная активность была перенесена прямо на физический план. Можно увидеть аналогию с тем Его великим Посвящением, которое имело место в Четвертом круге в третьей коренной расе. Соответствие между третьим и четвертым царствами и порождение ими эзотерической семерки является одним из направлений изучения для оккультиста.

По мере того как начинает вибрировать каждый из лепестков эфирных центров, или в дэва-субстанции достигается единение, происходит активизация на соответственных уровнях в космическом эфирном теле Планетарного Логоса, а также Солнечного Логоса. Выявляются некоторые соответствия в лепестках эгоических лотосов различных единиц человеческого семейства, а также (на космических уровнях) в солнечных и планетарных эгоических телах (сс.645-647).

 

Эти дэвы, особенно дэвы четвертого эфира, настолько тесно связаны с человеком, что одно из ближайших предстоящих ему раскрытий выразится в пробуждении у него осознания их существования и в постепенном обретении контроля над ними. Такой контроль явится результатом нескольких факторов, но станет полным лишь после того, как человек сможет функционировать в четвёртом космическом эфире, на буддхическом плане. Одно из усилий, которое Иерархия на настоящей стадии пытается совершить, направлено на замедление пробуждения у человеческих масс этого осознания, так как подобное событие привело бы к необходимости множества урегулирований и вначале могло бы породить большое количество явно вредных последствий. Развитие физического глаза – процесс, протекающий согласно Закону, и неизбежно вся человеческая раса в конечном счете добьется того двойственного фокусирования, которое позволит человеку видеть и плотные, и эфирные формы. На настоящей стадии его неспособность к этому в значительной мере объясняется недостатком пранической жизненности. Это, в основном, результат неправильных условий жизни и злоупотребления пищей. Нынешняя общая тенденция к более правильным и чистым условиям, возвращение человека к более простому и здоровому образу жизни, распространенная тяга к купанию, свежему воздуху и солнечному свету, растущая склонность к растительной пище неизбежно приведут к лучшему усвоению пранических токов. Это приведет к определенным изменениям и улучшениям в состоянии физических органов и повышению жизненности эфирного тела.

Поэтому тех из нас, кто в какой-то мере видит План, призывают распространять знание Религии Мудрости, а более всего – освобождаться от предвзятых догм довоенного времени. Здесь необходимо указать, что война была великим оккультным событием, вызвавшим существенные изменения во многих планах и установках Иерархии. Появилась потребность в корректировке, и некоторые события пришлось отложить, тогда как другие – ускорить. Одно из самых глубоких последствий войны отразилось на дэвах теней, и в первую очередь – на дэвах четвертого уровня. Эфирная паутина, или эфирная ткань, предохранявшая некоторые группы в человеческом и животном царствах, была в разных местах прорвана, и возникла необходимость как-то компенсировать результаты такого несчастья. Другое следствие, оказанное на дэв войной, наблюдается среди дэв Группы А, или дэв, которые являются (в оккультном смысле) физическими постоянными атомами всех самосознательных существ. Четвертая спирилла подверглась колоссальной стимуляции, и её эволюция ускорилась в чрезвычайной степени, так что у некоторых мало развитых людей из-за стресса, вызванного опасностями и переживаниями, эта четвертая спирилла догнала и обогнала по своему развитию четвертую спириллу обычных людей. Благодаря такой стимуляции четвёртой спириллы единицы четвёртой творческой Иерархии в нынешнем Четвертом круге, на четвертом глобусе, в нашей четвёртой схеме совершили гигантский скачок вперед по эволюционному пути, и тем самым одна из великих целей войны была достигнута. Еще более ужасающая стимуляция была проведена в четвёртой коренной расе во время тогдашней войны; в результате той стимуляции на Путь Посвящения встали многие из тех, кто в нормальных условиях и сейчас были бы лишь на пути к нему. Подобного эффекта можно ожидать и в наше время, когда Иерархия готовится принять большие потоки энергии внепланетного происхождения, опираясь на почти полную готовность сравнительно большого числа сынов человеческих. Мы не должны забывать, что стимуляция спирилл действует на аспект материи, или дэва-субстанцию. Человек – это буквально дэва-субстанция и Бог, будучи таким образом истинным отражением Солнечного Логоса (сс.651-652).

 

С буддхического плана (в планетарном или солнечном смысле) приходит жизненность и импульс, гальванизирующий плотный физический проводник для целенаправленного и согласованного действия; поэтому именно на ментальном плане этот импульс ощущается в первую очередь и контакт между двумя планами осознаётся. Здесь содержится намёк, который, если над ним подумать, послужит своей цели. Учащемуся необходимо осмыслить место и назначение ментального плана и то, как этот план соотносится с Планетарным Логосом и Солнечным Логосом. По мере все более глубокого исследования природы своего собственного эфирного тела, он должен распространить это знание на высшие уровни и стараться понять состав той большей сферы, частью которой он является. Когда им будет лучше понята природа его собственных центров и эффективность их воздействия на его плотное физическое тело, он придет к более полной оценке соответствующего процесса в теле Логоса.

Именно на ментальном плане (отражении в трёх мирах третьего и пятого состояний Плеромы*) ощущается полная сила самой эфирной жизненности. Намек на значение этого факта можно обнаружить в том, что эфирное тело человека принимает и передает прану непосредственно в физическое тело и что жизненность физического каркаса определяется, главным образом, состоянием и работой сердца. Сердце распределяет жизненность по мириадам клеток, составляющих плотную физическую оболочку. Нечто аналогичное видно в утверждении о том, что огненные дэвы – это «Сердце в теле Дхиан Чохана»,[6] поскольку их энергия поступает из Духовного Солнца, так же как энергия пранических дэв эфирного тела поступает из физического Солнца. Эта энергия Агнишватт проявляется на ментальном плане, газообразном подплане Космического физического плана, также как энергия эфирных центров, расположенных на четвертом эфирном подплане, в первую очередь и наиболее мощно воздействует на газообразную материю физического тела. Вот почему Сыны Мудрости, воплощающие буддхический принцип, жизненную силу, или аспект любви, тем не менее известны на пятом плане как самосознательные принципы; буддхи использует манас в качестве своего проводника, и оккультные авторы зачастую говорят в терминах этого проводника. Эго, или самосознательная Индивидуальность, в сути своей – поистине Любовь-Мудрость, но проявляется оно в первую очередь как мыслящее сознание (сс.683-684).

 

Эфирное тело – это лишь свёрнутое кольцами (или спиралью) удлинение одного аспекта сутратмы, или нити, которую выпускает Эго изнутри каузального тела, подобно тому как паук ткёт свою паутину. Её можно сокращать или удлинять актом воли, и как только принято решение о пралайе, эта нить света, или солнечного огня (отметьте слово «солнечный»), удаляется и возвращается на атомный подплан, где она будет по-прежнему энергетизировать постоянный атом и удерживать его внутри каузального тела. Жизненные импульсы при этом – в том, что касается физического плана – центрируются внутри атомной сферы (с.734).

 

С точки зрения низшего «я» два самых важных момента в работе перевоплощающегося Эго следующие: когда ментальная единица снова насыщается энергией для очередного цикла своей активности, и когда насыщается жизнью эфирное тело. При этом центр у основания позвоночника соединяется с определенной точкой физического мозга через селезенку. Это касается исключительно физиологического ключа.

Теперь мы можем коснуться очень интересного момента, относящегося к плотному физическому телу, то есть заняться тем, что не считается принципом ни в макрокосме, ни в микрокосме. Как известно, человек – это в сущности ментальный человек и астральный человек; затем оба они принимают эфирную оболочку с целью выполнения объективной работы. То есть истинный низший человек – это эти двое в эфирном теле. Но позже – чтобы познавать и на самом низшем плане – человек облекается в одежду кожаную, как сказано в Библии, надевая на себя поверх эфирного тела ту внешнюю иллюзорную форму, которая нам так хорошо известна. Это его низшая точка объективности, его прямое «заточение». Такое присвоение Эго плотной оболочки обусловлено весьма специфической частью кармы, связанной с четырьмя Кумарами, или Небесными Людьми, составляющими логоический Кватернер. В схемах, относящихся к логоической триаде (или схемах трёх главных Лучей, или Небесных Людей) плотное физическое воплощение не происходит, и человек в своем низшем проявлении функционирует в эфирной материи.

Присвоение низшего тела в некоторых чертах отличается от принятия остальных оболочек. С одной стороны, нет никакого постоянного атома, который нужно оживлять. Физический план – это полное отражение ментального; низшие три подплана отражают абстрактные подпланы, а четыре эфирных подплана отражают четыре ментальных конкретных подплана. Проявление Эго на ментальном плане (или каузальное тело) – не результат энергии, эманирующей из постоянных атомов как ядер силы, но результат различных сил и, в первую очередь, групповой силы. Это проявление отмечено преимущественно действием внешней силы, и причина его теряется в тайнах планетарной кармы. То же верно и для низших проявлений человека. Они – результат обратного действия и основываются на силе группы эфирных центров, через которые функционирует человек (как совокупность жизней). Активность этих центров порождает ответную вибрацию в трёх низших подпланах физического плана, и взаимодействие между двумя этими причинами приводит к сцеплению с эфирным телом, или скоплению вокруг него, частиц того, что мы ошибочно именуем «плотной субстанцией». Этот тип энергетизированной субстанции увлекается водоворотом силовых потоков, исходящих от центров, и не может из него вырваться. Таким образом, эти единицы силы собираются согласно направлению энергии вокруг и внутри эфирной оболочки до тех пор, пока не закроют её всю, в то же время взаимопроникая. Непреложный закон, закон самой материи, вызывает этот процесс, и избежать действия жизненности своих собственных центров могут лишь те, кто определённо являются «Владыками Йоги» и могут – благодаря сознательной воле своего собственного существа – уйти из-под непреодолимой силы Закона Притяжения, работающего на низшем космическом физическом подплане (сс.788-789).

 

Эфирные центры – это силовые вихри, образованные в эфирной материи астральным импульсом, переданным через астральные центры. Астральные же центры, в свою очередь, – проводники еще более высокой энергии, поэтому утверждение о том, что эфирные центры – это источник психической энергии человека и, следовательно, на них влияет раскрытие лепестков, технически верно. Каждый лепесток является силовым центром, и эманирующая из него энергия воздействует на эфирные центры, порождая всевозможные типы истинной психической энергии.

 

У дэв эфиров на лбу полупрозрачный символ в форме полумесяца, и по нему ясновидящие могут отличить их от астральных дэв.

Изучая дэв эфиров, мы обнаруживаем, что они естественно разделяются – в том, что касается проявления – на две основные группы. Каждая группа представлена на каждом из четырёх подпланов, и такая разбивка должна рассматриваться как всего лишь один метод дифференциации из множества возможных. Это, во-первых, дэвы-передатчики праны всем формам жизни. Они – группа дэв-посредников, которых можно считать поставщиками энергии разных видов. Во-вторых, это дэвы, образующие эфирные тела любой проявленной формы. Они составляют большинство малых дэв (с.915).

 

Непостижимым для современных мыслителей образом Мать, или божественный Стремящийся к мистериям космического брака, была (в предыдущей, первой системе) доминирующим фактором. В нынешней системе, по отношению к субстанции, доминирующим фактором является Святой Дух. Поэтому, именно работа на эфирных уровнях и приходящая оттуда энергия и активность в первую очередь ответственны (на физическом плане) за всё осязаемое, объективное и проявленное. Появление материи вокруг жизненного тела и уплотнение субстанции вокруг жизненного эфирного ядра – сами по себе результат взаимодействия и заключительного обмена вибрациями между тем, что можно назвать остатком предыдущего проявления, и вибрацией нынешнего.

Именно здесь, изучая отношения между позитивной электрической энергией в её четверичной дифференциации и троичной восприимчивой низшей субстанцией, учёные смогут наконец прийти к определённым выводам и открыть:

а) Тайну самой материи, той, какой мы её знаем и видим;

б) Ключ к процессу творения на физическом плане и метод, которым на трёх низших уровнях достигается переход в твёрдое и плотное состояние;

в) Формулы органической трансмутации, или ключ к процессам, посредством которых элементы, какими мы их знаем, могут разъединяться и воссоединяться (сс.916-917).

 

Можно заметить, что при перечислении этих двух главных групп мы не упомянули о большой группе Строителей, которые эзотерически называются «Те, кто передает Слово». Я описал лишь две группы, образующие «Воинство Гласа». Обусловлено это тем, что в этой части мы разбираем только то воинство, или тех строителей, больших и меньших, которые активизируются при звуке Слова физического плана. «Передатчики Слова» на первом подплане, или атомном уровне, – это те, кто подхватывают вибрационный звук, достигающий их с астрального плана, и – пропуская его через свои тела – посылают его на остальные подпланы. Для ясности можно считать, что этих передатчиков семь. В своей совокупности они образуют атомные физические тела Раджа Владыки плана, и в своеобразном оккультном смысле эти семь образуют (в своих низших дифференциациях на эфирных уровнях) полную сумму эфирных центров всех человеческих существ, точно так же на космических эфирных уровнях находятся центры Небесного Человека (с.919).

 

Строители человеческой личности в свою очередь делятся на семь основных групп. Все дэвы, как и в случае человеческих Монад, подпадают под тот или иной из семи Лучей и отзываются на тот или иной из семи логоических потоков огненной энергии. Каков эгоический Луч человека, таков будет и тип дэва-субстанции, подвергающейся его влиянию.

Эти строители работают с определенными элементалами, представление о природе и работе которых может быть дано только применительно к физическому плану. Эти элементалы – малые сущности, которые, исполняя воплощаемый строителями план, не осознавая конструируют ткань тела и формируют оболочки, через которые будет происходить выражение Эго. На эфирных планах они выстраивают настоящую «форму» из эфирной субстанции и производят оболочку сложной фактуры из переплетённых огненных прядей, в действительности представляющую собой продолжение сутратмы, или нити жизни. По мере сплетения, оболочка оживляется жизненной энергией, нисходящей от Эго, так же как Шива, Отец, передает Сыну реальный «биос», или жизнь, в то время как Мать согревает, выстраивает и питает тело. Работа эфирных элементалов достигает своего главного завершения, когда сутратма соединяется с тремя центрами физической природы внутри черепа: шишковидной железой, гипофизом и центром альта. В оккультном отношении самое значительное соединение – это вход сутратмы в центр вверху головы, тот центр, через который удаляется жизнь эфирного тела в момент смерти. Это жизненно важная точка. В этом месте «нить» жизни к семи годам разделяется на три ветви, расходящиеся к трем центрам. Осознание этого факта окажется в конце концов очень полезным для ученых. Обнаружится, что причина слабоумия или задержки в развитии в большой степени кроется в характере эфирной связи с этими тремя центрами. Эфирная паутина буквально представляет собой тонкое сплетение огненных нитей, которое окутывает центр, занимая довольно большое пространство. Она разъединяет два тела: астральное и физическое. Аналогичная область будет найдена и в Солнечной системе. Через эту область в различные планетарные схемы должны проходить космические силы (сс.943-944).

 

Свет Души

 

30. Препятствиями познанию Души являются: телесное расстройство, умственная инерция, неправильная постановка вопросов, беспечность, лень, отсутствие бесстрастия, ошибочное восприятие, неспособность сосредоточиться, неудача в удерживании медитативного состояния.

Препятствие I. Телесное расстройство.

Интересно, что первое препятствие связано с физическим телом. Стремящимся стоит помнить об этом и постараться привести свой физический проводник в соответствие с требованиями, которые будут впоследствии к нему предъявляться. Необходима обширная подготовка, и она состоит из четырех пунктов:

1. Приведение тела в состояние, неуязвимое к болезням и недомоганиям. Сам этот процесс тройной и включает:

а) Искоренение имеющихся болезней.

б) Утончение и очищение тела, с тем чтобы в конечном итоге полностью перестроить его.

в) Защиту тела от будущих атак болезней и использование его в качестве проводника Души.

2. Укрепление и утончение эфирного тела с целью так развить его, чтобы работа по овладению силами могла предприниматься безопасно. Ученик должен пропускать силы, используемые в своей работе, через свое тело.

3. Раскрытие и пробуждение центров эфирного тела, сосредоточение огней тела и их надлежащее продвижение вверх попозвоночнику для соединения с огнем Души.

4. Координация обоих подразделений физического тела и его последующее выравнивание с Душой через Сутратму, или нить, которая является магнетической связью между ними.

Преобразования, указанные в третьем пункте, могут безопасно предприниматься только после использования и овладения первыми тремя средствами Йоги. К ним относятся:

1. Пять Заповедей, (См.: Книга II, Сутры 28 и 29.)

2. Пять Правил, (См.: Книга II, Сутры 32-46.)

3. Правильная позиция. (См.: Книга II, Сутры 46-48.)

Важность этих средств стремящиеся к Йоге часто забывают; отсюда неприятности и беды, так часто наблюдаемые среди тех, кто преждевременно занимается пробуждением центров и поднятием «змеиного» огня. Только тогда, когда все отношения стремящегося в обществе улажены (с чем имеют дело Заповеди), только тогда, когда обязанности по очищению и урегулированию тройственной низшей природы исполнены (как намечено в Правилах), и только тогда, когда уравновешенное и контролируемое состояние эмоциональной природы осуществлено и правильная позиция достигнута, стремящийся к Раджа Йоге может безопасно приступить к более эзотерической и оккультной работе, связанной с огнями своей малой системы. Этот момент невозможно переоценить. Только на очень продвинутой стадии ученичества человек без опасности для себя может сознательно иметь дело с жизненными огнями и направлять их правильное продвижение вдоль позвоночника. Все еще мало тех, кто «соблюдает Закон и Заповеди» (сс.62-63).

 

Карма Йога имеет особое отношение к активности физического плана и проявлению всех внутренних импульсов в объективной манифестации. В своей древней простейшей форме это была Йога третьей, Лемурийской, коренной расы, и двумя ее самыми известными выражениями являются:

а) Хатха Йога,

б) Лайя Йога.

Первая специализируется на работе с физическим телом, его сознательными (но не подсознательными и автоматическими) функциями и включает всё разнообразие практик, дающих человеку контроль над различными органами и всем механическим аппаратом физического тела. Вторая предназначена для работы с эфирным телом, с расположенными в нем силовыми центрами, или чакрами, с распределением силовых потоков и пробуждением огня Кундалини.

Отметим, что, если мы разделим корпус человека на три части, то можно утверждать:

Карма Йога приводит к пробуждению четырех центров под диафрагмой;

Бхакти Йога приводит к их трансмутации и переносу в два центра над диафрагмой, но все еще в пределах корпуса, – в сердечный и горловой.

Раджа Йога синтезирует все силы тела в голове и оттуда распределяет и контролирует их (сс.121-122).

 

Средство IV.

Правильный контроль жизненной силы. Пранаяма. Задержка дыхания. Регулирование дыхания. Это средство относится к контролю, регулированию и удержанию жизненного флюида, к дыханию и силам, или шакти, тела. В действительности это приводит к такой организации жизненного, или эфирного, тела, что жизненный поток и силы, эманирующие из Эго, или Духовного человека на его собственном плане, могут правильно передаваться физическому человеку в объективном проявлении (с.182).

 

Для прояснения некоторых базовых понятий, воплощенных в Сутре, перечислим их следующим образом:

1. Каковы мысли человека, таков он и есть. То, что проявляется в физическую объективность, – это всегда мысль, и в соответствии с этой мыслью, или идеей, будет проявляться форма и жизненная цель.

2. Мысли бывают двух видов: те, что направлены к формообразованию, ограничению, выражению на физическом плане, и те, что устремлены от низших трех планов и, следовательно, от аспекта формы, как мы знаем его в трех мирах, и ведут к объединению (Йоге, единству) с Душой, аспектом Христа.

3. Когда обнаруживается, что мысли, развиваемые привычным образом, влекут за собой астральные или физические реакции и результаты, необходимо осознать, что они враждебны Йоге; они мешают процессу единения.

4. Тогда следует развивать мысли, обратные им; их легко определить, так как они будут прямо противоположны препятствующим мыслям.

5. Развитие мыслей, направленных к Йоге и ведущих человека к познанию своего Реального «Я» и последующему соединению с ним, включает тройной процесс:

а) Необходимо определить и рассмотреть новое мысленное понятие, четко сформулированное и противоположное прежнему течению мысли.

б) Следующим идет использование воображения, с тем чтобы привести мысль к проявлению. Оно приводит в сферу желаний и, следовательно, воздействует на астральное (эмоциональное) тело.

в) Затем следует отчетливо визуализировать следствия того, что мыслилось и воображалось, как это будет проявлено в жизни на физическом плане.

Будет обнаружено, что при этом вырабатывается энергия. Это означает, что новый поток мыслей оживляет, энергетизирует эфирное тело, вызывая определенные трансформации и реорганизацию, которые, в конечном счете, ведут к полной перемене в активности человека. На физическом плане постоянное культивирование этой техники вызывает полное преобразование тройственного низшего человека, и наконец становится ясной истинность христианского изречения: «только Христос видим и слышим», – виден становится только Реальный, Духовный человек, выражающий себя через физического посредника, как это сделал Христос через Свой инструмент и ученика – Иисуса (сс.191-192).

 

Эфирное тело – это магнетический проводник на физическом плане и притягивает (согласно своей природе и составу) те атомы и частицы субстанции, из которых строится плотное физическое тело. Когда качество восприятия чувств утончается благодаря очищению, а вибрационное состояние жизненного тела надлежащим образом отрегулировано, то Реальный человек достигает полного господства и контроля над органами чувств и в конечном счете входит в контакт с двумя высшими подпланами физического плана, в то время как у обычного человека Душа не может наладить контакт с тем, что находится ниже последнего астрального подплана. Правильный порядок установления контроля над органами физического восприятия, или пятью чувствами, следующий:

1. Правильное интеллектуальное восприятие идеала на ментальном плане.

2. Чистое желание, свободное от любви к форме, на эмоциональном, или астральном, плане.

3. Правильное использование и развитие пяти центров, расположенных вдоль позвоночника (в основании позвоночника, сакрального центра, солнечного сплетения, сердечного и горлового центров), каждый из которых расположен в эфирном теле и связан с тем или иным из пяти чувств.

4. Последующая правильная реакция органов чувств на требования Истинного, или Духовного, человека (сс.205-206).

 

Нервные сплетения, ганглии, известные традиционной медицине, - это отражения, или тени, более жизненных сплетений. Учащийся не слишком ошибется, если будет считать, что жизненное, или эфирное, тело состоит из общей суммы праны в человеческом теле. Эфирное тело целиком образовано потоками энергий и является субстратом из жизненной субстанции, который составляет основу плотной физической формы.

Один из терминов, применяемых к этой энергии, – «жизненные флюиды». Прана пятерична в своем проявлении и соответствует, таким образом, пяти состояниям ума, то есть Пятому принципу и пяти видоизменениям этого мыслящего принципа. В Солнечной системе прана проявляется как пять Великих состояний энергии, которые мы называем планами и которые являются посредниками сознания. Они таковы:

1. Атмический, или Духовный, план;

2. Буддхический, или Интуитивный, план;

3. Ментальный план;

4. Эмоциональный, Астральный, или Камический, план;

5. Физический план.

Пять дифференциаций праны в человеческом теле таковы:

1. Прана, распределяется от носа до сердца и имеет особое отношение ко рту и речи, к сердцу и легким.

2. Самана, распределяется от сердца до солнечного сплетения; она имеет дело с пищей и питанием тела с помощью еды и питья и имеет особое отношение к желудку.

3. Апана, контролирует область от солнечного сплетения до подошв ног; она имеет дело с органами выделения, воспроизведения, имея к ним, таким образом‚ особое отношение.

4. Удана находится между носом и макушкой головы; она имеет особое отношение к мозгу, носу и глазам и при надлежащем контроле осуществляет координацию жизненных флюидов и правильное управление ими.

5. Вьяна – термин, применяемый к общей совокупности пранической энергии, равномерно распределенной по всему телу. Ее инструментами являются тысячи нади, или нервов, расположенных в теле, и она имеет особую отчетливую связь с кровеносными сосудами, венами и артериями.

В данной Сутре нам говорится, что при подчинении четвертого жизненного флюида достигаются определенные результаты, и их будет интересно узнать. Подчинение его становится возможно только при понимании и овладении системой Раджа Йоги, так как она предполагает умение функционировать в голове и контролировать всю природу из точки в мозгу. Когда человек поляризован в ней, то нервная сила, или энергия, находящаяся в верхней части головы, активизируется; при правильном контроле и подчинении ее становится возможным правильное направление пран тела и человек достигает освобождения; благодаря этому происходит прекращение контактов в трех мирах (сс.329-330).

 

Существует тесная связь между умом и нервной системой, так что мы имеем интересную тройку:

1. Ум,

2. Мозг,

3. Нервная система,

– и учащийся Раджа Йоги на начальной стадии работы должен уделять ей большое внимание. Впоследствии его внимание будет привлечено другой тройкой:

1. Мыслитель,

2. Ум,

3. Мозг,

– но это произойдет после осуществления определенной работы.

Благодаря пониманию метода энергетизации нервов Мыслитель может побуждать свой инструмент к активности во время воплощения и аналогичным образом вызывать транс, Самадхи или смерть (сс.327-328).

 

Оккультист никогда не считает важным плотный физический проводник. Он считает эфирное тело истинной формой, а плотное – просто материалом, используемым для заполнения этой формы. Эфирное тело является истинной реальной формой, каркасом, строительной арматурой, которой неизбежно соответствует плотное тело. Эта форма должна быть симметричной, то есть построенной в строгом соответствии с расчетом и замыслом, и ее основным отличием должна быть геометрическая точность всех ее частей (сс.348-349).

 

Трактат о Белой Магии

Жизненное тело является проявлением энергии души и имеет следующее назначение:

1. Оно объединяет и связывает в одно целое совокупность всех форм.

2. Оно придает каждой форме ее особое качество благодаря:

а) типу материи, задействованному в этой конкретной ча­сти ткани жизни;

б) положению в теле Планетарного Логоса;

в) витализируемому определенному царству природы.

3. Оно, с чисто физической точки зрения, представляет со­бой принцип интеграции и связующую силу проявления.

4. Эта ткань жизни есть субъективная аналогия нервной си­стемы, и начинающие изучать эзотерические науки, помня об этом, могут представлять себе сеть нервов и нервных сплетений, охватывающу



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: