Анализ основных конкурентов компании «Игрем»




Исследование деятельности конкурентов и сравнение результатов с деятельностью анализируемой компанией для корректировки выбранной стратегии - это одно из самых важных действий с маркетинговой точки зрения.

На томском рынке существует более 30 различных по размеру фирм, сферой деятельности которых является торговля компьютерной техникой и ее ремонт. Число этих компаний с каждым годом увеличивает, не смотря на то, что не все компании остаются на рынке. Среди существующих компаний есть как широко известные фирм, такие как «Игрем», «Интант», «Стек» и другие, и мало известные – «Ривьера», «Улисс» и так далее.

Для более подробного анализа деятельности компании «Игрем» необходимо не просто составлять матрицу SWOT-анализа, а изучать как в соответствии с изменением ситуации на рынке, изменяются возможности и угрозы, а также сравнивать как изменяются сильные и слабые стороны компании, делать выводы в правильном ли направлении движется компания и при необходимости изменять стратегии развития. представлены в таблице 3.

Таблица 3 - SWOT-анализ компании «Игрем»

  Сильные стороны Слабые стороны
Внутренняя среда 1. Широкий ассортимент продукции 2. Высокий контроль качества продукции 3. Высокая квалификация персонала 4. Хорошая мотивация персонала 5. Достаточная известность фирмы 6. Наличие системы повышения лояльности покупателей 7. Наличие большого числа постоянных покупателей 8. Хорошая рекламная компания 9. участвует в аукционах, тендерах на поставку оборудования, оказание услуг; заказ на товар или услуги можно сделать по телефону, в Интернет-магазине, по электронной почте или в магазине. 10. Наличие корпоративной культуры и имиджа компании 11. Хорошие и длительные отношения с поставщиками 12. Выгодное географическое положение 13. Опыт работы на рынке более 16 лет 1. Средний уровень цен 2. Неучастие персонала в принятии управленческих решений 3. Недостаточный контроль исполнения распоряжений 4. Слабый анализ рынка 5. Отсутствие полноценного контроля за товаром на витринах 6. Недостаток квалифицированных инженеров в сервисном отделе 7. Отсутствие перспектив карьерного роста для персонала 8. Отсутствие возможности значительного расширения помещения 9. В компании «Игрем» нет отдела маркетинга. Некоторые функции отдела маркетинга выполняют сотрудники отдела по обработке заказов и руководство компании.
  Возможности Угрозы
Внешняя среда 1. Развитие отрасли 2. Появление новых технологий 3. Появление новых поставщиков 4. Снижение цен 5. Снижение числа конкурентов 6. Менее эффективная деятельность конкурентов 7. Рост числа покупателей 8. Увеличение уровня жизни населения 9. Открытие филиалов 10. Сотрудничество с неторговыми организациями (вузы и так далее) 11. Развитие отдела маркетинга 1. Сбои в поставке продукции 2. Снижение уровня жизни населения 3. Рост темпа инфляции 4. Увеличение конкурентных преимуществ конкурентов 5. Появление новых конкурентов 6. Недобросовестная конкуренция 7. Не выявление интересов потребителей 8. Изменение вкусов потребителей 9. Сезонные колебания спроса 10.Нестабильность политической и экономической ситуации в стране 11. Повышение налогов и пошлин

 

Основная задача SWOT - анализа является решение о том, как преобразовать угрозы в возможности, слабые стороны в сильные. При этом необходимо основные усилия направлять на использование возможностей. В этой связи по результатам анализа можно сделать следующие предложения:

 

Был проведен мониторинг конкурентов компании «Игрем» в 2005 и 2007 годах. Сбор информации проходил со стороны клиента, то есть основные критерии оценки работы компаний были именно те моменты, на которые в первую очередь смотрит потенциальный покупатель, выбирая компанию, а именно:

· репутация, надежность и долговечность компании;

· наличие сертификатов, грамот и прочее;

· место расположения офиса;

· наличие и разнообразие путей обратной связи с клиентом;

· график работы фирмы;

· наличие представительств и филиалов и их место нахождение;

· дизайн офиса;

· мерчандайзинг и информационная оснащенность офиса;

· менеджеры и их работа с клиентами как по телефону так и при личном контакте;

· наличие дополнительных услуг (например, оформление кредитов);

· скорость обслуживания.

В 2005 году для исследования были взяты 20 наиболее крупных фирм. Как оказалось, не все фирмы имеют сайт или он просто не работает. В случаях его наличия, не всегда он удобен в использовании по мере поиска информации. Существенным недостатком фирмы «Фокс» оказался тот факт, что номер телефона, на момент проведения исследования, не был найден. А в больших фирмах существует проблема, что при наличии нескольких телефонов, все равно сложно дозвониться.

Важным критерием для привлечения покупателей является место расположения офиса. По этому критерию большинство крупных компаний выигрывают, так как они находятся либо в деловом центре города, либо не далеко от него. Но ряд маленьких фирм, такие как «Компас» или «Хаб2000», у которых маленькие офисы, а находятся они в больших зданиях, сталкиваются с проблемой как облегчить поиск места нахождения фирмы для клиента, уже не по городу, а по этажам и коридорам здания.

Что касается ценового фактора, то цены во всех фирмах примерно одинаковы. Также везде постоянно проводятся либо розыгрыши призов, либо какие-то акции и скидки. Во многих фирмах существует возможность оформить кредит на месте. Наиболее часто встречающиеся банки – это Сибакадем банк, Росбанк или HOME CREDIT.

В исследовании 2007 года была собрана информация о 12 компаний-конкурентов, которые являются наиболее крупными, а следовательно и более конкурентоспособными. Критерии оценки предприятий остались теми же, что в исследовании 2005 года, что облегчает в дальнейшем сравнение полученных результатов для выявления динамики развития отрасли.

Сокращение числа исследуемых компаний объясняется тем, что некоторые фирмы как, к примеру, «Фаэтон 1» или «ТД Добро», прекратили свое существование на рынке. Или потеряли свои позиции и не являются основными конкурентами для компании «Игрем», как, например, фирма «Маяк».

В таблицах Е1 и Е2 (Приложение Е) представлена собранная информацию по каждой из исследуемых фирм-конкурентов с кратким комментариями.

В лидеры, как и ожидалось, вошли такие фирмы как: «Игрем», «Интант», «Стек» и «Димедиа». Эти фирмы собрали наибольшее количество баллов по оцененным вопросам и разница в баллах между ними не значительна. Поэтому дальнейшие пояснения в работе в основном будут касаться именно этих фирм.

Для более наглядной оценки исследуемых компаний по критериям были проставлены баллы от 0 до 5, где 0 – отсутствие искомого, а 5 – хорошая подготовка фирмы. Результаты оценки представлены в диаграммах 1 и 2, где по оси Х расположены компании, а по оси У - набранное количество баллов, все фирмы представлены по мере убывания баллов. Диаграммы представлены отдельно по годам:

Диаграмма 2 - Рейтинг компаний-конкурентов в 2007 году  
Диаграмма 1 - Рейтинг компаний-конкурентов в 2005 году  

 

 

По имеющейся информации, можно сделать вывод, что лидером на сегодняшний день является фирма «Игрем», в силу правильно выбранной стратегии работы и развития фирмы, а также по причине доступности информации, как и о самой фирме, что складывает хорошую репутацию, так и о предлагаемой фирмой товара и услуг. Но практически на одном с данной фирмой уровне существуют такие фирмы как «Интант» и «Стек». На данный момент эти три фирмы находятся в наиболее жесткой конкуренции. А в числе отстающих, то есть наименее конкурентно способных, оказались фирмы «Хаб 2000» и «Ривьера».

Наиболее полную информацию о комплектующих частях компьютера и объяснения почему нам был предложен тот или иной компонент предоставила фирма «Димедия», но идеальной работой с клиентом это не назовешь по причине того, что информации было слишком много, причем она содержала слова свойственные только людям, хорошо разбирающимся в компьютерной техники, вследствие чего иногда сложно было понять о чем вообще говорит менеджер. Но «Димедия» вышла в лидеры в основном по тому, что именно в ней удачно были использованы приемы мерчандайзинга, хорошо оформлен сайт и присутствует высокая доступность информации.

Фирма «Интант» занимает вторую строчку рейтинга компьютерных фирм по той же причине что и «Димедия», за исключением того, что менеджер, с которым работали мы, совершенно не располагал к общению. Он не дал никакой поясняющей информации и не дал возможности задать вопросы. В остальном нареканий к фирме нет.

Фирма «Стек» так же является одной из лидирующих. Главное отличие данной фирмы в том, что она скорее направлена на работу с теми людьми, которые знают что им нужно, то есть сами хорошо разбираются в технике. Так как практически весь торговый зал занят под розницу. Мест, где можно было бы присесть и все подробно обсудить, точнее для общения с другим типом покупателей всего два. По ассортименту представленного на витринах товара замечаний нет.

Во всех мелких фирмах присутствует проблема выкладки товара на витрины, его представлено очень мало даже в тех случаях, когда витрин достаточно много. Хотя частично проблема есть по тому, что маленькие помещения не позволяют поставить достаточного количества витрин, но в большинстве случаев и имеющееся место использовано не рационально.

Так же многие мелкие фирмы абсолютно не умеют работать с клиентом при личном контакте. Все менеджеры не обращали на нас внимание, составляя комплектацию компьютера. А нам показывали только конечный результат, практически или вообще ничего не поясняя.

Банки, предоставляющие кредит клиентам сменились. По сравнению с 2005 годом, «HOME CREDIT» уже не где не встречается, а на лидирующие позиции вышел «Русский стандарт».

Наилучшая репутацию из представленных фирм имею «Игрем», «Интант», «Стек» и «Элекс.Ком». Именно эти фирмы сумели хорошо зарекомендовать себя на рынке, имеют 14-ти и 15-ти летнюю историю существования, а так же имею большое число сертификатов и лицензий. Наиболее тут выделяется фирма «Игрем», которая владеет сертификатом на систему менеджмента качества ISO 9001:2000.

Вернемся к описанию одной из лидирующих фирм, которую мы не затронули ранее. К общему расположению витрин ООО «Игрем», по сравнению с другими фирмами, претензий нет, витринами заставлено максимально возможное пространство, с учетом удобства передвижения покупателей по торговому залу. Но по отношению к количеству товара находящегося на витринах, есть недостаток по сравнению с фирмой «Стек» в том, что там предложен наиболее широкий ассортимент. Но это связанно с тем, что помещение фирмы «Стек» по сравнению с фирмой «Игрем» значительно больше. Если обратить внимание именно на правила выкладки товара, то во всех просмотренных нами фирмах нет существенных различий. Наиболее заметным минусом почти везде является наличие пустых мест на витринах или лежащий в куче мелкий товар, особенно бросается в глаза, когда их много. Так же в некоторых фирмах витрины были очень пыльные, что является не допустимым.

Так же очень важным как для клиентов, так и для самой компании является ценовая политика компании. Для оценки ее эффективности и выявления правильности выбора поставщиков проводился мониторинг цен конкурентов компании «Игрем». Был проведен сравнительный анализ цен не только основных конкурентов, то есть таких же крупных компаний, но и взята более мелкая компания «Компстар», так как именно эта фирма славилась на момент исследования самыми низкими ценами и обыгрывает фирму «Игрем» по цене на конкурсах по доставки техники государственным предприятиям.

 

По результатам мониторинга видно, что в среднем уровень цен в четырех обследуемых фирмах расходятся с ценами в фирме «Игрем» на 1-2%. Что является не существенной в некоторых группах товарах, так как в денежном выражении это составляет несколько рублей. Самая существенная разница в разделе программного обеспечения. Но здесь сказывается тот факт, что на рынке были изменения цен в целом на программное обеспечение, а не все фирмы в Томске отразили это изменение в прайс-листах на товары.

Победа фирмы «КомпСтар» на конкурсах может объясняться тем, что они предоставляют цены не по розничной цене, а по цене свои поставщиков, то есть не включая наценку.

Что касается совпадения ассортимента товаров, то из обследуемых позиций товара совпадений ни в одной фирме – конкурента нет в 17 случаях, что составляет 9% от общего числа интересующих нас позиций.

Так как компьютерная техника и комплектующие имеют у производителей большую, как и глубину, так и ширину ассортимента, то такой процент не совпадений является совершенно не значительным и вполне ожидаемым.

Заключительным этапом анализа основных конкурентов компании можно считать составление оценочной таблицы стратегических факторов успеха шести лидирующих по результатам исследования фирм-конкурентов. В таблице 4 оцениваются по пятибалльной шкале такие факторы как ассортимент, уровень цен, политика распределения и политика продвижения.

 

Таблица 4 - Оценочная таблица стратегических факторов успеха фирм-конкурентов

Организация Игрем Интант Димедия Стек Веллком Элекс.Ком
СФУ
Ассортимент            
Уровень цен            
Политика распределения            
Политика продвижения            
Итого:            
Среднее значение 4,75 4,75 3,75 4,5 4,25 3,25

 

Исходя из таблицы, можно сделать выводы, что фирмы «Игрем» и «Интант» являются лидерами на рынке, но у них разные недочеты в работе. Фирма «Веллком» занимает третье место по рейтингу, ее недостатком является плохая политика продвижения. А замыкает шестерку «Димедия» и «Элекс.Ком», которые в свою очередь имеют по мимо прочих недоработки в рекламной политики и требуют увеличение ассортимента, что является важным для успешной деятельности компании.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: