Обучение инновационной деятельности




 

В библиотечном деле не решена проблема позиционирования обучения инновационной деятельности. Пока не ясно — где и когда, главным образом, следует обучать инновационного менеджера — в вузе (и среднем учебном заведении), в структурах повышения квалификации или без отрыва от производства (при решении конкретных инновационных задач).

За пределами библиотечной деятельности сложилась иная ситуация. В последние годы, главным образом, в составе крупных политехнических вузов нашей страны создаются разнообразные образовательные структуры, ориентированные на подготовку и повышение квалификации кадров для осуществления инновационной деятельности. Особое место среди них занимает Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства (РГУИТП), основанный в 1999 г. под учредительством Министерства образования, Министерства науки и технологий и Министерства экономики Российской Федерации на базе государственного научного учреждения — Центра содействия развитию научно-технического предпринимательства в высшей школе Минобразования России. Этот университет является базовым элементом многоуровневой системы подготовки и переподготовки кадров для инновационной деятельности в научно-технической и промышленной сферах. Его деятельность осуществляется по принципу открытого образования, через филиалы и представительства в целом ряде регионов России благодаря использованию дистанционного обучения, корпоративной информационной сети и региональных учебно-научных центров инновационного предпринимательства. Двенадцать филиалов университета сегодня работают на базе ведущих региональных вузов в Санкт-Петербурге, Великом Новгороде, Иваново, Москве, Нижнем Новгороде, Воронеже, Самаре, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Томске, Красноярске и Хабаровске(214).

Таким образом, за пределами библиотечной деятельности важнейшей ступенью в подготовке специалистов для инновационной сферы является высшая школа. Особенности обучения рассмотрены в соответствующей литературе. Считается, что инновационное образование следует дифференцировать по направлениям (88):

 

· общее инновационное образование;

· инновационно-технологическое образование;

· инновационно-менеджерское образование.

 

Доказано, что общее инновационное образование должно входить в программы подготовки любых специалистов, учитывая специфику их отраслевой ориентации. Оно призвано сформировать общее представление об инноватике и инновационной деятельности, их роли и направлениях развития. Специалист должен понимать содержание соответствующих процессов, знать мировой уровень техники и технологий, а также их тенденции.

Инновационно-технологическое образование является техническим. В его основе лежит знание общей теории технологий в функциональном и предметном разрезах. Считается, что такой специалист должен овладеть методологией и навыками инновационного проектирования, обладать знаниями систем стандартов и методик управления качеством, экологических норм при проектировании новой техники и технологий. Ему необходимы глубокие знания основных тенденций развития техники и технологий. Он должен знать и понимать методику технико-экономических обоснований.

Инновационно-менеджерское образование обеспечивает подготовку менеджеров для науки, техники и инноватики. Подчеркивается, что в этом случае вузовские образовательные программы должны включать технологический, социально-экономический и юридический блоки. Такие специалисты должны владеть методикой функционально-стоимостного анализа, навыками инновационно-инвестиционного проектирования, знать общие основы и особенности финансового менеджмента в сфере инноваций, методологию и методику организации маркетингового обеспечения инновационной деятельности. Важным элементом подготовки инновационного менеджера считается формирование знаний, умений и навыков в области экономической психологии и психологии инноваций, а также основ этики в научно-технической сфере, норм и процедур охраны авторских прав и интеллектуальной собственности (88, с. 72).

В качестве целевых категорий обучающихся инновационной деятельности в научно-технической сфере принимаются:

· лица, получающие первое высшее образование;

· лица, получающие второе высшее образование;

· лица, проходящие подготовку к лицензированию для работы в инновационной сфере;

· аспиранты и докторанты;

· лица, пользующиеся модулями специализированных курсов для повышения квалификации.

Для каждой из указанных групп считается необходимым разрабатывать специализированный, а иногда и индивидуальный учебный план, так как инновационный потенциал данных категорий различен. Первые три категории в большей степени могут быть ориентированы на практическую инновационную деятельность.

Считается, что первая категория (студенты вузов) получает начальное обучение инновационной деятельности, поэтому образовательные программы должны содержать элементы тестирования, позволяющие выявить потенциальных новаторов. Суть такого тестирования состоит в выявлении пригодности к работе в инновационной сфере, в тоже время это тестирование позволяет выявить лиц, способных к выполнению рутинных операций, обеспечивающих условия для генерирования инноваций.

Подчеркивается, что инновационная деятельность требует подготовки специалистов специфического профиля, способных обеспечить создание инноваций их продвижение и экономическое обеспечение соответствующих процессов. По мнению специалистов в области обучения инновациям, эти задачи не могут быть обеспечены подготовкой одного «синтетического» специалиста, поскольку специфика каждой отрасли требует отраслевой профилизации и соответствующих отличий учебных планов (88).

В политехнических вузах ведется подготовка специалистов по двум специальностям: «Инновационные технологии» и «Экономика, организация и управление инновационной деятельностью».

В рамках первой специальности подготовка специалистов осуществляется по специализациям, соответствующим укрупненным отраслям (машиностроение и металлообработка, приборостроение и радиоэлектроника, строительство и строительные материалы, транспорт, связь и информационные системы и пр.), возможна и соответствующая детализация специализаций.

В рамках второй специализации подготовка специалистов осуществляется по специализациям «Экономика инновационной деятельности» и «Менеджмент инновационной деятельности». Считается, что учебные планы должны отличаться удельным весом дисциплин, принятых за профилирующие. «Экономика» в этом случае понимается расширительно за счет отнесения к ней финансов, учета и статистики, вопросов управления персоналом и организации труда и пр. Особое место в учебном плане отводится методологии анализа, оценок и прогнозирования.

Учебные планы для подготовки менеджеров по инновационной деятельности формируют на основе пяти блоков:

· общеобразовательные дисциплины;

· общеинженерные дисциплины;

· экономико-управленческие дисциплины;

· подготовка по профилю специализации;

· дипломное проектирование.

Ввиду того, что аналогов подготовки специалистов в области инноваций нет, считается неправильным формировать структуру учебных планов только инженерными или экономическими дисциплинами. Первый блок посвящают таким дисциплинам, без знания которых дальнейшая подготовка инженеров будет невозможна: высшей математике; философии; психологии и этике, иностранному языку, истории науки и технологий, инноватике и инженерной графики. Считается, что любой пробел в качестве их освоения приведет к сложностям в освоении дисциплин других блоков, к потере профессионального мироощущения.

Второй блок задуман в качестве общеинженерного с тем отличием, что применительно к инновационным технологиям его дисциплины относятся к «специальность - образующим», а для прочих они являются источником общетехнической грамотности: информатика; основы технологий; общая теория инновационных технологий; безопасность инновационных технологий, инновационно -функциональный анализ. Считается, что изучение этих дисциплин позволит будущим специалистам изучить законы и методологию инновационных технологий, что даст им возможность избегать неоправданных потерь и затрат, изучать и оценивать инновационную деятельность по соответствующим критериями, находить необходимую им информацию о достижениях и тенденциях технологического прогресса, потенциале инновационного поиска.

Третий блок учебного процесса призван вооружить специалиста знаниями и умениями в области использования методов мотивации персонала к инновационной деятельности. В данный блок дисциплин включены: экономика; управление и мотивации; маркетинг и право. Считается, что специалист должен представлять всю совокупность экономических отношений, возникающих на основе инноваций. Инновационная деятельность всегда сопряжена с возникновением и урегулированием вопросов интеллектуальной собственности, что требует юридической подготовки специалиста. Успешная подготовка по рассмотренным блокам позволит студенту приступить к изучению дисциплин специальной подготовки — четвертому блоку учебного процесса, который считается одним из самых трудоемких и информационно насыщенных.

В период специальной подготовки студент изучает отраслевые технологии (по избранным отраслям), приобретает навыки, необходимые при оценке состояния инновационной деятельности в конкретной отрасли при организации и проведении инновационного проектирования. В этот блок дисциплин включают: отраслевые технологии; оценку уровня инновационных резервов в определенной отрасли; инновационное проектирование; эффективность инновационных инвестиций. Для этого, помимо лекционных и практических (лабораторных) занятий, обучающемуся необходимо пройти курсовое проектирование и завершить работу практическими расчетами эффективности инновационных инвестиций.

И, наконец, пятый блок вмещает всю работу по проведению дипломного проектирования, государственных экзаменов, преддипломной практики, презентации результатов и защите дипломного проекта.

Таким образом, за пределами библиотечной отрасли определены особенности обучения специалистов инновационной деятельности, существует определенная система подготовки кадров, в вузах станы открыты специальности для подготовки кадров для инновационной сферы.

По всей видимости, аналогичные задачи будут решаться и в библиотечном деле, так как процесс совершенствования библиотечного образования и постобразования набирает силу, происходит стандартизация образовательной деятельности на всех уровнях образования: среднем, высшем, поствузовском. Проводятся значительные изменения в нормативных, организационных и научно-методических основах образовательной инфраструктуры, связанные с переходом к принципиально новому уровню подготовки специалистов всех специальностей, в том числе и библиотекарей.

В существовавших ранее стандартах и учебных планах вузов не предусматривалось специальных дисциплин, ориентированных на подготовку специалистов для работы по реализации инноваций в библиотеках, однако, каждый недавний выпускник библиотечно-информационного факультета вуза культуры и искусств получил базовые знания в области организации инновационной деятельности в библиотеках в курсах «Библиотечный менеджмент», «Библиотечное обслуживание» и пр. и по дисциплинам специализаций, ориентированных на управление библиотечной деятельностью и технологию работы библиотеки.

В 2002 г. приказом министерства образования Российской Федерации от 24 января за № 181 утверждена новая специальность высшего профессионального образования «Библиотечно-информационная деятельность» (вместо существовавшей ранее «Библиотековедение и библиография»). Идет активная работа над созданием новых стандартов среднего и высшего профессионального библиотечного образования, совершенствуется его программное, информационное и технологическое обеспечение.

В новом образовательном стандарте подготовку специалистов по специальности 052700 («Библиотечно-информационная деятельность») предложено осуществлять по альтернативным программам, позволяющим по окончании вуза присваивать выпускнику четко обозначенные квалификации:

 

01. Библиотекарь-библиограф, преподаватель;

02. Технолог автоматизированных информационных ресурсов;

03. Референт-аналитик информационных ресурсов;

04. Менеджер информационных ресурсов

 

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки выпускника по каждой квалификации при очной форме обучения составляет 5 лет.

Анализ стандарта дает основания определить требования к новому специалисту в области библиотечно-информационной деятельности в контексте решения им различных инновационных задач.

Инновационная деятельность пронизывает все процессы и операции библиотечной деятельности, поэтому к ее осуществлению необходимо готовить библиотекаря любой квалификации. Анализ нормативно-методических материалов образовательного стандарта позволяет определить, какие инновационные задачи могут решать выпускники вузов (исходя из требований стандарта к квалификационной характеристике специалистов) и какие курсы могут обеспечивать подготовку к их решению:

 

Квалификации Задачи профессиональной деятельности Специальные дисциплины
01.Библиоте-карь-библио- граф, препода- ватель Формирование и хранение документных фондов, аналитико-синтетическая переработка информации, обслуживание пользователей различных учреждений в системе документных коммуникаций     Библиотечный менеджмент; Библиотечное обслуживание; СПА библиотеки; Библиографическая деятельность  
02.Технолог автоматизиро- ванных информацион- ных ресурсов Постановка и решение задач проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных информационных систем; определение основных технико-экономических требований к автоматизированным информационным системам; создание и внедрение автоматизированных информационных систем; выбор интерфейсных средств при построении сложных автоматизированных информационных систем; системное проектирование и комплексирование локальных и глобальных сетей обслуживания пользователей информационных систем   Автоматизированные библиотечно-информационные технологии; Информационные сети и системы; Проектирование АПБИС; Программно-техническое обеспечение АБИС  
03. Референт- аналитик информацион-ных ресурсов Оценка современного состояния и выявление тенденций развития объекта на основе анализа и синтеза известной информации об объекте, создание информационных продуктов и услуг аналитического характера   Иформационно-аналитические технологии; Информационно-аналитические продукты и услуги; Организация информационно-аналитической деятельности  
04. Менеджер инфорационных ресурсов Стратегическое, тактическое и оперативное управление персоналом, структурными подразделениями библиотечно-информационного учреждения и направлениями библиотечно-информационной работы   Менеджмент библиотечно-информационной деятельности; Маркетинг библиотечно-нформационной деятельности; Управление библиотечной деятельности; Экономика библиотечно-ииформационной деятельностью; Инновационно-методическая работа библиотеки; Документацион-ное обеспечение управления  

 

Таким образом, квалификации 02, 03 и 04 в наибольшей степени нацеливают выпускника на инновации, на возможность и готовность к их осуществлению. Причем, 02 — больше на технологические, 03 — на продуктные и 04 — на управленческие инновации. По аналогии с характеристикой инновационного образования за пределами библиотечной отрасли можно предположить, что студенты 01 квалификации библио-течно-информационных специалистов должны получить в вузе общее инновационное образование. Инновационно-технологическое образование получают студенты квалификаций 02 и 03, а инновационно-менеджерское — квалификации 04.

В то же время, принимая во внимание масштабы и темпы развития библиотечных изменений, к их осуществлению должен быть подготовлен любой библиотечный специалист, не зависимо от получаемой в вузе квалификации. Нам представляется, что дисциплины, позволяющие сформировать начальное инновационное образование, должны входить в программы подготовки любых библиотечных специалистов, формировать общее представление об инноватике и инновационной деятельности, их роли в библиотечном развитии. Любой библиотечный специалист с высшим образованием должен понимать содержание инновационных процессов в библиотечном деле, знать мировой уровень развития библиотечно-информационной науки, техники и технологий, а также уметь отслеживать тенденции их развития.

Инновационно-технологическое образование библиотечно-информационных специалистов требует изучения особенностей реализации библиотечных инноваций в функциональном и предметном разрезах. Технолог автоматизированных информационных ресурсов или референт-аналитик информационных ресурсов должен владеть методологией и навыками инновационного проектирования в области создания АБИС и продуктовых инноваций, обладать знаниями в области управления качеством обслуживания в библиотечно-информационном деле, знать основные тенденции развития библиотечно-информационных технологий, методику технико-экономических обоснований библиотечных инноваций.

И, наконец, инновационно- менеджерское библиотечно-информационное образование нацелено на подготовку менеджеров в области библиотечно-информационной деятельности (менеджеров информационных ресурсов).

Безусловно позитивным фактом является включение в новый образовательный стандарт курса «Инновационно-методическая работа библиотеки». На его изучение стандартом рекомендовано отвести 366 часов, из них 184 аудиторных. Курс рекомендуется изучать с 6 по 8 семестр (итоговая форма контроля экзамен).

По нашему мнению, в программу данного курса можно включать следующие темы:

 

Тема 1. Инноватика как теория изменений

 

1.1. Инновационная деятельность библиотек в контексте новой общественной

реальности.

1.2. Инноватика: содержание и направления развития.

1.3. Библиотечная инноватика: основные проблемы изучения.

 

 

Тема 2. Инновационная политика в стратегическом управлении библиотекой

 

2.1. Цели и содержание стратегического управления изменениями.

2.2. Маркетинг в стратегическом управлении и реализации инновационной

политики.

 

Тема 3. Реализация инновационного процесса в библиотеке

 

3.1. Виды инноваций.

3.2. Последовательность осуществления инновационного процесса.

3.3. Разработка инновационных проектов.

3.4. Реализация продуктовых и сервисных инноваций.

 

3.4.1. Основные понятия, характеризующие продуктовые изменения в

библиотеках.

3.4.2. Ассортиментная политика и стратегия развития продуктовых изменений.

3.4.3. Определение групп целевых потребителей услуг/продукции библиотеки.

3.4.4. Определение свойств новых (модифицированных) услуг/продукции

библиотеки и механизм создания продуктовых инноваций.

3.4.5. Ассортиментное регулирование.

3.5. Реализация технологических инноваций.

3.5.1. Основные процессы библиотечной технологии и назначение

технологических инноваций.

3.5.2. Автоматизированная библиотечная технология: сущность, этапы,

принципы разработки и внедрения АБИС.

3.6. Реализация управленческих изменений.

 

Тема 4. Управление нововведениями в библиотеке

 

4.1. Создание инновационного климата.

4.2. Задачи и функции менеджера как лидера преобразований.

 

Тема 5. Научная и организационно-методическая поддержка инновационной деятельности библиотек

 

5.1 Научно-методическая работа библиотек и реализация инноваций.

Основные направления и функции научно-методической работы.

5.2. Инновационно-методические службы библиотек и организация

их работы.

5.3 Аналитическая деятельность библиотек. Направления и методика

изучения инноваций.

5.4. Организация работ по распространению и продвижению новшеств

Распространение и продвижение новшеств.

5.5. Организация повышения квалификации и переобучения руководителей и

персонала библиотек по вопросам управления изменениями.

 

Программа курса и тематический план приведены в Приложении 4.1.

Учитывая опыт подготовки инновационных менеджеров в научно-технической сфере, такие специалисты должны владеть методикой функционально-стоимостного анализа, навыками инновационно-инвестиционного проектирования, знать основы и особенности финансового менеджмента в сфере инноваций, методологию и методику организации маркетингового обеспечения инновационной деятельности, обладать знаниями, умениями и навыками в области психологии инноваций и этики творчества, норм и процедур охраны авторских прав и интеллектуальной собственности. Поэтому для формирования знаний, умений и навыков, обеспечивающих готовность и способность библиотечного менеджера к управлению библиотечными изменениями, предлагается в качестве дисциплин специализации и курсов по выбору в учебные планы включать такие дисциплины как: финансовый менеджмент; инновационно-функциональный анализ; управление и мотивации в библиотечном деле; охрана авторских прав и защита интеллектуальной собственности в библиотечно-информационной сфере; маркетинговые исследования; оценка уровня и инновационных резервов библиотечно-информационной деятельности; инновационное проектирование; общественные коммуникации библиотек; фандрейзинг и эффективность инновационных инвестиций. В качестве курсовых работ предлагается использовать инновационное проектирование, выполнение маркетинговых библиотековедческих исследований.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: