Эффективность воспитания военнослужащих




Эффективность воспитания военнослужащих следует понимать как достижение планируемого уровня воспитанности военнослужащих в установленные воспитательным процессом сроки.

Уровень воспитанности военнослужащих и воинских коллективов определяется на основе объективных критериев и показателей путем последовательного накопления, анализа и обобщения сведений о качествах военнослужащих, воинских коллективов, полученных в результате воспитательного воздействия.

При оценке эффективности воспитания военнослужащих учитываются:

оценка воспитательной работы, проводимой должностными лицами;

оценка морально-психологического состояния военнослужащих.

Основными критериями эффективности воспитания военнослужащих выступают следующие.

Степень обеспечения целенаправленности воспитательного процесса, представление воспитателя о системе и конечных целях воспитания; умение ставить конкретные воспитательные задачи на основе целей и добиваться желаемого результата; преемственность задач воспитания; направленность планирования и характер воспитательных мероприятий; умение анализировать и оценивать достижение целей.

Степень развития личностных качеств воспитателя, наличие и степень развития психолого-педагогической культуры, педагогического мастерства и педагогической этики; степень личной дисциплинированности; наличие мотивов к самовоспитанию и самообразованию.

Степень обеспечения единства процесса обучения и воспитания, использования воспитательного воздействия занятий по боевой и общественно-государственной подготовке, правильной организации повседневной деятельности воинской части (подразделения).

Степень дифференциации и индивидуализации воспитательной деятельности, знание психофизиологических особенностей личности, знание национальных черт и традиций личного состава, учет условий и результатов воспитания до службы в армии и во время ее, оказание конкретной педагогической помощи, организация взаимопомощи.

Степень развития коллективистских начал в воинских частях (подразделениях): наличие инициативы снизу; подготовленность младших командиров к проведению воспитательной работы с подчиненными; направленность актива, развитость самодеятельных начал у военнослужащих; контроль выполнения общественных заданий и поручений и др.

Степень сплочения воинских коллективов: отношение военнослужащего к коллективу и воинского коллектива к военнослужащему; коллективная оценка поступков и проступков военнослужащих; степень взаимопомощи в коллективе; степень сформированности общественного мнения, традиций, обычаев; место военнослужащего в коллективе.

Степень взаимосвязи и взаимодействия субъектов воспитания в воспитательном процессе: осуществление планирования, исключающего формализм в воспитательной деятельности; координация воспитательной работы; использование воспитательного потенциала общественных организаций и родителей военнослужащих; взаимодействие с военными и региональными средствами массовой информации; личные контакты с самими военнослужащими и др.

Степень взаимоотношения объектов и субъектов системы воспитания: соотношение в воспитательной работе мер поощрения и принуждения; уважение к личному и коллективному мнению; степень педагогического сотрудничества и сотворчества; доминирующая тональность во взаимоотношениях; гуманизация военно-служебных взаимоотношений и др.

Степень воспитательного аспекта в организации различных видов воинской деятельности военнослужащих, обеспечивающих развитие активности и творчества субъектов воспитания; создание условий для формирования приоритетов и мотивов сознательной воинской деятельности; степень вовлечения всех военнослужащих в совместную, коллективную деятельность; осуществление периодической сменяемости видов воинской деятельности; стимулирование инициативы и творчества и др.

Степень рационального использования времени, отводимого на воспитание: способность выделить главное в воспитательной работе; умение оптимально использовать все имеющиеся средства воспитания; недопущение шаблонов; участие командиров (начальников), должностных лиц Вооруженных Сил всех степеней в воспитательном процессе; достижение поставленных целей в установленные сроки.

Для оценки эффективности воспитательной работы, проводимой должностными лицами, необходимо проанализировать и установить следующие.

В информационно-воспитательной работе:

оказываются ли занятия по общественно-государственной подготовке (гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам в военно-учебных заведениях) основной формой информационно-воспитательной работы для военнослужащих;

в какой степени удается формировать у обучаемых научное мировоззрение, убеждения, представления, моральные нормы и принципы поведения;

наличие системы взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, средствами массовой информации, ведомственными, общественными и иными организациями в интересах формирования у военнослужащих высоких духовно-нравственных и психологических качеств, гордости за принадлежность к Вооруженным силам, готовности выполнить воинский долг, стремления в совершенстве овладеть военными знаниями и навыками;

качество проведения конкретных мероприятий, направленных на повышение престижа военной службы, авторитета Вооруженных Сил, объективность информации о примерах мужества и героизма военнослужащих;

проведение воинских ритуалов и мероприятий, посвященных дням воинской славы (победным дням) России, традициям вооруженной защиты Отечества, памятным датам в истории вида, рода войск Вооруженных Сил, военно-учебного заведения;

соответствие тематики текущего информирования информационным потребностям военнослужащих;

участие руководящего состава в информировании подчиненных;

наличие в распорядке дня времени для ежедневного просмотра и прослушивания информационных программ российского радио и телевидения;

организацию подписки на периодические печатные издания, регулярность их получения и распространение в воинской части (подразделении), военно-учебном заведении;

отражение в наглядной агитации военной и государственной символики России, боевых традиций, отечественной военной истории, опыта обучения и воспитания военнослужащих.

Состояние информационно-воспитательной работы оценивается «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».

В работе по укреплению правопорядка и воинской дисциплины:

эффективность работы должностных лиц воинской части (подразделения), военно-учебного заведения по укреплению правопорядка и воинской дисциплины, объективность в оценке состояния воинской дисциплины;

деятельность командования по сохранению жизни и здоровья военнослужащих, недопущению совершения правонарушений в отношении местного населения, по профилактике преступлений, связанных с хранением и сбытом наркотических средств, а также употреблением наркотиков и спиртных напитков;

наличие практической помощи должностным лицам воинской части (подразделения), военно-учебного заведения в поддержании правопорядка, укреплении воинской дисциплины, проведении анализа состояния воинской дисциплины и правопорядка, вскрытии причин происшествий, преступлений, грубых дисциплинарных проступков, подготовки выводов и предложений по их профилактике.

Состояние работы по укреплению правопорядка и воинской дисциплины оценивается в соответствии с требованиями Инструкции о порядке проведения проверок в Вооруженных Силах Российской Федерации на «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».

В военно-социальной работе:

выступает ли военно-социальная работа составной частью процесса воспитания и какова степень ее соответствия законодательству Российской Федерации, правовым актам Министерства обороны по социальным вопросам;

деятельность командования воинской части (подразделения), военно-учебного заведения по обеспечению прав, гарантий и льгот военнослужащих и членов их семей, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

изучение социальных процессов среди военнослужащих воинской части (подразделения), военно-учебного заведения, выработку предложений командованию по предупреждению негативных социальных явлений и участие должностных лиц воспитательной работы в их реализации;

проведение работы по разъяснению правовых актов Министерства обороны по социальным вопросам, правовому воспитанию военнослужащих;

своевременность рассмотрения жалоб и предложений;

проведение юридических консультаций и оказание адресной помощи в случае нарушения социальных прав военнослужащих.

Кроме того, проверяется наличие должностей и укомплектованность специалистами военно-социальной работы.

Цель оценки состояния в этой сфере определение уровня реализации установленных законодательством прав и льгот военнослужащих и членов их семей воинской части (подразделения), военно-учебного заведения.

Состояние военно-социальной работы оценивается «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».

В психологической работе:

ее влияние на формирование морально-психологической устойчивости и готовности военнослужащих к выполнению задач в любых условиях обстановки, высокой мотивации к овладению воинской специальностью (профессией), на поддержание здорового морально-психологического климата в воинской части (подразделении), военно-учебном заведении;

психологический анализ служебной деятельности, учебно-воспитательного процесса и выработку мер по повышению их эффективности;

изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих, социально-психологических процессов в воинских коллективах и прогнозирование их развития;

организацию психологической помощи и психологической реабилитации военнослужащих, получивших психическую травму;

психологическую профилактику нарушений воинской дисциплины, девиантного поведения;

организацию мероприятий психологического обеспечения караульной и внутренней служб;

методическое обеспечение занятий по боевой подготовке в интересах формирования психологической устойчивости военнослужащих;

наличие подразделений психологической помощи и реабилитации, укомплектованность специалистами психологической работы и эффективность их деятельности.

Психологическая работа оценивается «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».

В культурно-досуговой работе:

организацию и эффективность работы по формированию эстетическими, художественными средствами нравственно-этических и культурных качеств, воспитанию военнослужащих в духе патриотизма, верности военной присяге, воинскому долгу, беззаветной преданности своему народу и Отечеству;

наличие материально-технической базы культурно-досуговой работы (клуба, библиотеки, музея, читальных залов) и ее использование в культурном обслуживании военнослужащих;

систему взаимодействия военных учреждений культуры со средствами массовой информации, ведомственными, общественными и иными организациями в интересах культурно-досугового обслуживания военнослужащих;

уровень работы по приобщению военнослужащих и членов их семей к национальным и общечеловеческим культурным и нравственным ценностям, самодеятельному творчеству, организацию полноценного досуга курсантов и слушателей в целях поддержания на должном уровне их физического и морально-психологического состояния;

периодичность демонстрации художественных фильмов, их репертуарно-тематическую направленность в интересах воспитания военнослужащих, посещение театров, музеев, концертных залов, стадионов, других культурно-зрелищных и спортивных учреждений;

обеспеченность воинской части (подразделения), военно-учебного заведения техническими средствами воспитания, оборудованием по закрепленной номенклатуре, применение технических средств воспитания в воспитательном процессе;

правильность расходования денежных средств, выделенных на проведение воспитательной работы по соответствующим статьям сметы Министерства обороны.

Состояние культурно-досуговой работы оценивается «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».

По специальным методикам определяется и оценивается также морально-психологическое состояние военнослужащих.

Морально-психологическое состояние военнослужащих – это состояние психики отдельного военнослужащего или психологии воинского коллектива (формирования) в данное время и в конкретной обстановке, проявляющееся в боевой (служебной) активности военнослужащих, их готовности к боевым действиям.

Оно оценивается в соответствии с требованиями руководящих документов о порядке проведения проверок в Вооруженных Силах Российской Федерации «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».

В целом для успешного проведения воспитательного процесса в Вооруженных Силах необходимы:

систематическое изучение морально-психологического состояния личного состава;

своевременное принятие соответствующего решения по комплексному воздействию на субъект воспитания и постановка задач по его реализации;

осуществление мониторинга социально-экономического и бытового положения военнослужащих;

оказание помощи субъектам воспитания всех уровней со стороны соответствующих командиров (начальников), вышестоящих органов военного управления;

организация и осуществление непрерывного морально-психологического и информационного обеспечения мероприятий боевой подготовки и повседневной жизни;

повседневное исследование, выявление и активное предупреждение негативных явлений и тенденций во взаимоотношениях военнослужащих;

организация взаимодействия органов военного управления с органами государственной власти, органами местного самоуправления, ведомственными, общественными и иными организациями в интересах воспитания военнослужащих;

эффективное научно-методическое сопровождение функционирования и развития системы воспитания, морально-психологического и информационного обеспечения;

совершенствование и внедрение в практику новых образцов и систем технических средств воспитания;

организация эффективного контроля над воспитательным процессом и оценка состояния объекта воспитания согласно принятым критериям.

Таким образом, воспитание военнослужащих Вооруженных Сил в современных условиях реализуется в практической деятельности и представляет собой комплекс информационно-пропагандистских, психологических, правовых, социально-экономических, морально-этических, культурно-досуговых, спортивно-массовых и иных мероприятий, осуществляемых субъектами воспитания и направленных на формирование у военнослужащих необходимых морально-боевых и психологических качеств. Воспитательная работа предполагает единство и согласованность действий всех субъектов воспитания.

Необходимость совершенствования системы воспитания военнослужащих продиктована уроками и выводами из опыта проведения контртеррористических операций, выполнения миротворческих задач, анализа военно-политической обстановки в мире, характера современных войн и вооруженных конфликтов.

Одним из путей теоретических и практических обобщений, дальнейшего совершенствования воспитания военнослужащих в современных условиях является изучение богатого опыта развития теории и практики воспитания в различные периоды истории нашей страны.

III. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1. Выявлены и обоснованы тенденции формирования понятий субкультура, молодежная субкультура и др.

2. Обоснована сущность процесса социально-педагогической адаптации молодого пополнения различных субкультур к военной службе в частях ЖДВ, предполагающая комплекс социально-педагогической деятельности субъектов воспитания по приспособлению военнослужащих - носителей различных субкультур и призванных в железнодорожные войска к условиям армейской жизнедеятельности на основе реализации в повседневной служебной практике конструктивных элементов их персональной субкультуры или нейтрализации их деструктивного субкультурного поведения посредством создания адаптивно-мотивирующей среды в целях формирования их готовности к военной службе.

Раскрыто содержание процесса социально-педагогической адаптации молодого пополнения различных субкультур к военной службе в частях ЖДВ включающего в себя два ключевых комплекса направлений деятельности; первый ориентирован в основном на создания адаптивно-мотивирующей среды в целях формирования их готовности к военной службе. Погружение в систему социально-педагогической среды является существенным средством адаптации военнослужащего - носителя субкультуры к условиям жизнедеятельности в части ЖДВ; второй комплекс нацелен в основном на своевременное выявление предпосылок деструктивного субкультурного поведения носителей субкультур и принятие мер упреждающего (превентивного) характера.

Сформулирована структура социально-педагогической адаптации молодого пополнения различных субкультур, разработана и апробирована в опытно-экспериментальной работе целевая программа социально-педагогической адаптации молодого пополнения различных субкультур к военной службе в частях ЖДВ, включающая в себя комплекс последовательно реализуемых и согласованных по времени и месту проведения двух модулей мероприятий: 1-й - мероприятия по обеспечению такого качества адаптивно-мотивирующей среды части ЖДВ в шторой военнослужащий - представитель отдельной субкультурной общности может уточнить своё место в комплексе общей культуры; 2-й - мероприятия воспитательной деятельности, предусматривающие реализацию позитивных возможностей различных субкультур.

3. Проверенные экспериментальным путем основные критерии и показатели социально-педагогической адаптации молодого пополнения различных субкультур к" военной службе: мотивационно-целевой,

периодичность переработки основных требований и руководящих документов по организации военно-педагогического процесса; качественный уровень содержания занятий по боевой подготовке; качественный уровень культурно-досуговых мероприятий и др.; результ'ативно-деятельностный: содержание военно-профессиональной направленности; качество отработки нормативов по основным предметам боевой подготовки; уровень успеваемости - по общественно-государственной подготовке и др.

4. Выявлены основные пути повышения эффективности социально-педагогической адаптации молодого пополнения различных субкультур к военной службе в частях ЖДВ: развитие у молодого пополнения различных субкультур военно-профессиональной направленности, условиями реализации, которого являются совершенствование социально-педагогической среды, повышение уровня социального обеспечения; совершенствование организационно-педагогических основ воспитания молодого пополнения различных субкультур условиями реализации, которого являются совершенствование диагностики допризывной молодежи, совершенствование профилактики отклонения от военной службы;' оптимизация социально-культурной деятельности военнослужащих различных субкультур в ходе военной службы условиями реализации, которого являются, поддержание традиций воинской части, привитие гордости за свою родину и др.

IV. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Результаты исследования позволили практические рекомендации которые способствуют повышению эффективности социально-педагогической адаптации молодого пополнения различных субкультур:

2. Органам управления Вооружённых Сил и частей предлагается:

- осуществить сотрудничество Министерства обороны с Федеральным агентством России по делам молодежи, общественными и религиозными организациями по вопросам координации' патриотического и воинского воспитания молодежи, подготовке ее к службе в армии, возрождению высокого авторитета защитника Отечества в обществе; организовать взаимодействие с органами местного самоуправления и подчиненных воинских частей в целях обеспечения культурно-досуговой деятельности с привлечением творческих коллективов различных регионов. Систематически контролировать и анализировать внутриколлективные взаимоотношения молодого пополнения различных субкультур, в целях создания обстановки военно-профессиональной заинтересованности и состязательности; спланировать и издать, учебно-методическое пособие «Молодежные субкультуры современности и порядок работы с ее представителями в армейской среде».

3. Молодому пополнению различных субкультур как субъектам образовательного процесса активнее изучать правовые основы военной службы, использовать средства социально-культурной деятельности в ходе своей допризывной подготовки.

 

В учебное время основной упор сделать на изучение ответственности военнослужащего за нарушение воинской дисциплины и правопорядка.

Дальнейшее исследование социально-педагогической адаптации молодого пополнения различных субкультур к военной службе в частях ЖДВ целесообразно продолжать по следующим направлениям: социально-педагогическая система адаптации молодого пополнения различных субкультур к военной службе; развитие технологических основ адаптации молодого пополнения различных субкультур к военной службе в частях ЖДВ; оптимизация военно-педагогической деятельности командования части ЖДВ по социально-педагогической адаптации молодого пополнения различных субкультур к военной службе.

Основные выводы и предложения автора по теме диссертационного исследования изложены в следующих публикациях:

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в системе воспитания военнослужащих изложены основные идеи, раскрывающие:

- актуальность роли воспитания военнослужащих в современных условиях;

- основные цели системы воспитания и содержание процесса целеполагания;

- содержание системы воспитания в Вооруженных Силах РФ, примерные планы воспитательной работы по ее основным направлениям;

- характеристику субъектов и объектов системы воспитания военнослужащих;

- педагогическую технологию системы воспитания военнослужащих;

- характеристику управления и оценки результатов системы воспитания военнослужащих.

Реализация данных приложений в повседневной практике органов воспитательной работы, командиров частей, соединений Вооруженных Сил РФ, позволит существенным образом повысить результативность мероприятий организационного, содержательного и методического характера, призванных обеспечить качественное и результативное функционирование системы воспитания военнослужащих МО РФ.

В настоящее время преобразования, происходящие в ВС РФ, входят в число глобальных проблем страны. Их исследование и научно обоснованное решение становится задачей огромной важности.

Одной из центральных проблем, требующих новых теоретических и практических подходов в ситуации усложнения военной техники и вооружения, становится военный профессионализм. При сохранении обязательного призыва требования высокого профессионализма предъявляются и к военнослужащим, проходящим годичную службу в армии.

Реформирование армии в последние годы привело к ряду позитивных решений, обеспечивающих повышение профессионализма военнослужащих по призыву. В настоящее время военнослужащие по призыву освобождены от несвойственных военных обязанностей, что увеличивает время на профессиональную подготовку и профессиональную деятельность. Кроме того, внедряются новые методики обучения военному делу, больше внимания уделяется практическому знакомству с военной профессией. Во многих частях меняется режим труда и отдыха, устанавливаются постоянные интернет-связи с домом, что создает положительный психологический климат при освоении воинской специальности.

Вместе с тем остаются нерешенными проблемы эффективной профессиональной адаптации военнослужащих по призыву при переходе их из учебного подразделения в боевое. Наблюдается отрыв профессиональной и социальной адаптации, не учитывается адаптационный опыт военнослужащего, не ведется дифференцированная работа по профессиональной адаптации.

Исследуя проблему профессиональной адаптации военнослужащих по призыву мы пришли к следующим выводам:

1. Теоретико-методологическим основанием для изучения данного явления в ракурсе профессионального образования являются идеи теории адаптации, представленные в философских, социологических и социально-психологических работах. Они подтверждают усложнение самого понятия «адаптация» и позволяют нам рассматривать его как процесс и результат приобщения человека к инновационной ситуации путём нахождения адекватных способов воздействия на изменяющиеся обстоятельства и на самого себя при сохранении своей целостности и автономности.

2. Многоаспектность понятия «адаптация» приводит к необходимости выделения в ней определенных элементов для осуществления анализа в конкретной ситуации. Рассматривая профессиональную адаптацию как адаптацию в ситуации «общество - личность», мы обращаемся к таким ее разновидностям, как принудительная, встречная, ресурсная и фоновая адаптация. Принудительная адаптация оценивается как относительно пассивная, что определяет стихийно-реактивный характер адаптивной активности личности. При этом пассивность личности имеет не абсолютный, а относительный характер, ибо в процессе реактивной адаптации личность оперирует стратегиями адаптаций традиционного, а не инновационного типа. Встречная адаптация активизирует творческий приспособительный потенциал личности, проявляющийся в самостоятельном поиске и последующем применении инновационных по сути стратегий адаптации. Ресурсная адаптация определяется теми индивидуальными приспособительными ресурсами, которые она мобилизует при разрешении адаптивной ситуации, интерпретируемой ею в качестве значимой. В процессе фоновой адаптации оба участника приспособительного процесса остаются пассивными.

3. Профессиональная адаптация представляет собой один из видов адаптации, направленный на качественное освоение профессией и присвоение ценностей профессиональных знаний и личностной значимости профессионального сообщества. Адаптация к службе в армии является проявлением общего, универсального явления и процесса, направленного на поддержание гармонии между личностью и социальной средой.

4. Подчиняясь общим закономерностям социальной адаптации, профессиональная адаптация к службе в армии имеет свои особенности, в основе которых лежат профессиональная деятельность в армии, содержание учебного процесса (в целом всего процесса воспитания и обучения воина), нормы и требования воинского коллектива.

Анализ теоретических концепций, раскрывающий специфику профессиональной адаптации в армейских условиях, показал, что военную профессиональную адаптацию следует рассматривать как в широком, так и в узком смысле слова. В широком смысле слова военная профессиональная адаптация представляет собой многоплановый и комплексный процесс перестройки всей жизнедеятельности молодого человека под влиянием принципиально новых профессионально-средовых обстоятельств. В связи с этим профессиональная адаптация включает в себя и все другие виды адаптации, внося в них профессиональный оттенок. Молодой человек с первых дней призыва включается в такие виды широкой профессиональной адаптации, как профессионально-бытовая профессионально-средовая, профессионально-психологическая, профессионально-социальная. Целью широкой профессиональной адаптации выступает введение молодого призывника в новое профессиональное пространство, обеспечение мотивации служения Родине. В узком смысле слова профессиональная адаптация военнослужащего направлена на продуктивное овладение конкретной военной профессией.

5. В связи с этим в качестве критериев успешной профессиональной адаптации военнослужащих по призыву определяются: скорость (объективный критерий) и удовлетворенность (субъективный критерий) действий, направленных на продуктивное выполнение военной профессиональной деятельности и признание важности полученной военной профессии в жизнедеятельности после окончания сроков службы (объективно-субъективный критерий).

6. Показателями степени готовности к профессиональной адаптации в армии выступают: опыт социальной адаптации, полученный до призыва; степень психологической способности к адаптивным действиям; качество освоения военной профессией.

7. Адаптация молодых военнослужащих к условиям жизнедеятельности в армии выступает как процесс, который имеет сложную структуру, состоящую из элементов, представленных в виде адаптации к социальной среде воинского коллектива, новой социальной роли, организации учебного процесса, учебно-боевой деятельности, бытовой и досуговой адаптации. Он состоит из диагностики, разработки и реализации модели профессиональной адаптации и коррекции процесса профессиональной адаптации в течение всего срока прохождения службы.

8. Диагностика готовности к профессиональной адаптации в действующих армейских подразделениях ПВО по предложенным показателям выявила четыре группы новобранцев. К первой группе относятся те военнослужащие, которые показали высокий уровень освоения воинской профессии в учебном подразделении, проявили высокую степень психологической адаптивности и широко пользовались опытом социальной адаптации, накопленным до прохождения службы в армии. Ко второй - те призывники, которые показали высокий уровень освоения воинской профессии, но имеют слабую психологическую способность к адаптации и не имели широкого опыта социальной адаптации в гражданской жизни. В третью группу вошли военнослужащие, которым понадобилось дополнительное время для полного освоения воинской профессии, у которых есть проблемы с психологической готовностью к адаптации и у которых был проблемный опыт адаптации до прохождения службы в армии. Четвертую группу составляют призывники, трудно усваивающие военную специальность, имеющие низкий порог психологической адаптивности и опыт дезадаптации в допризывный период жизнедеятельности. По результатам диагностики в первую и вторую группы вошло 64,65 % молодых солдат, в третью - 22,96 %, в четвертую - 12,38 %.

9. Успешность профессиональной адаптации при переходе на службу в действующих частях достигается при помощи использования различных вариантов модели профессиональной адаптации. Для солдат-срочников, имеющих высокие адаптационные способности, следует использовать «мягкий» вариант модели профессиональной адаптации, ориентированный на межличностные отношения «солдат - командир - семья». «Жесткий» вариант модели, основанный на нормативно-нравственной триаде «военный устав - военный долг — ответственность перед семьей (домом в мировом смысле слова)», необходимо применять к солдатам со средними адаптивными способностями. «Более жесткий» и «очень жесткий» вариант моделей рекомендуется предлагать солдатам с низким уровнем адаптивных способностей, что означает организацию адаптации на принципах, «дисциплина - военная привычка — опыт», альтернативные домашним.

10. На основе анализа эффективности моделей профессиональной адаптации получены следующие результаты: данные модели жизнеспособны и рекомендуются для использования в войсковых подразделениях с целью ускорения процесса адаптации молодого пополнения, поступающего в действующие войска.

11. Реализация предложенных нами моделей в ходе проведенного анализа позволила: построить рабочие отношения в воинском коллективе; сформировать у военнослужащих убеждение в необходимости совершенствования качества знаний для успешной военно-профессиональной деятельности; успешно выполнять свои профессиональные воинские обязанности; реализовать личные адаптационные ресурсы.

12. Наибольший результат был получен в четвертой, самой сложной группе военнослужащих. Показатели степени их адаптированности к концу первого полугодия службы практически удвоились. Первая и вторая группы НПУ увеличились на 2 %. Третья группа возросла на 6 %. Всего успешно профессиональную адаптацию прошло более 95 % военнослужащих. Оставшиеся 32 человека (5,2 %) находятся под динамическим наблюдением командиров и начальников.

13. К педагогическим условиям обеспечения успешной реализации предложенной модели профессиональной адаптации военнослужащих по призыву следует отнести: учет социального опыта новобранца; степень психолого-педагогической устойчивости призывников к адаптационным процессам; использование для отдельных категорий военнослужащих различных вариантов профессиональной адаптации: встречной, ресурсной, фоновой, принудительной.

14. Благополучное протекание процесса адаптации молодых воинов способствует повышению их общего профессионализм, связанного с признанием ценностей военного труда и социальных ценностей профессии военного. Это поднимает личную значимость освоения военной профессии в ее широком смысле слова. Высокий уровень профессионализма в конкретной военной специальности может способствовать профессиональной ориентации после службы в армии или при решении вопроса о службе по контракту. Важно правильно выбрать модель профессиональной адаптации молодого бойца и гибко менять ее варианты на разных этапах службы по призыву.

15. Выработаны и внедрены рекомендации по педагогическому обеспечению профессиональной адаптации военнослужащих по призыву в частях и подразделениях ПВО, позволяющие добиться эффективного применения моделей профессиональной адаптации.

Настоящее диссертационное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы адаптации в условиях армейских подразделений. Результаты исследования охватили не весь спектр возможностей учебно-боевого процесса по решению проблемы адаптации военнослужащих и позволили увидеть лишь некоторые перспективы дальнейшего её изучения. В частности, актуальным представляется исследование данной проблемы относительно специальной подготовки и переподготовки офицеров (командиров и начальников), ориентированной на целенаправленное содействие адаптации молодых солдат. Важной является и проблема дальнейшей разработки альтернативных педагогических средств адаптации солдат по призыву. В этих направлениях нами и будет продолжено исследование.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абельс, X. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интер-претативную социологию / X. Абельс. СПб.: Алетея, 1999. - С. 50-51.

2. Агаджапян, H.A. Адаптация и резервы организма / H.A. Агаджапян // Физкультура и спорт. 1983. - №3. - 176 с.

 

3. Аксарина, И.Ю. Моделирование процесса адаптации первокурсников к обучению в вузе / И.Ю. Аксарина // Социально-гуманитарные знания. 2007. -№1.-С. 191-193.

4. Аксарина, И.Ю. Педагогические условия адаптации выпускников школ на этапе перехода от общего высшему профессиональному образованию: дис. канд. пед. наук / И.Ю. Аксарина. М., 2006. - 171 с.

5. Александровский, Ю.А. Пограничные психические расстройства / Ю.А. Александровский. -М.: Медицина, 1993. 237 с.

6. Алмазов, Б.Н. Психологические основы педагогиче



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: