ИСТЕЦ: Прокурор Курортного района




В СЕСТРОРЕЦКИЙ РАЙОННЫЙ СУД

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Судье Никитиной М.Я.

Дело № 2-606/2017

ОТВЕТЧИК: Дачный потребительский кооператив

«ДСК Дюны» (ДПК «ДСК Дюны»)

197730, Санкт-Петербург, п.Белоостров,

ул.Главная (Дюны), 28

+7(905) 221-34-45

ИСТЕЦ: Прокурор Курортного района

Санкт-Петербурга в интересах

неопределенного круга лиц

 

ОТЗЫВ НА ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

 

В производстве Сестрорецкого районного суда находится дело № 2-606/2017 по иску Прокурора Курортного района к ДПК «ДСК Дюны» (далее – Кооператив), содержащему требование обязать Кооператив в срок до 31.12.2017 г. получить в установленном законодательством порядке лицензию на право пользования недрами. Истец ссылается на действующую разведочно-эксплуатационную водозаборную скважину № 467, сооруженную для хозяйственно-бытового водоснабжения домовладений большей части жилой зоны поселка Белоостров Курортного района.

Требование истца полагаю необоснованным в силу следующего.

1. Кооператив является дачным некоммерческим объединением граждан и не является хозяйствующим субъектом. Некоммерческие объединения граждан, в частности, садоводческие, дачные, огороднические, не осуществляющие экономической деятельности – не являются не только правосубъектами административных отношений и административной ответственности, но также не являются и профессиональными участниками гражданского (предпринимательского) оборота. Выступление некоммерческих организаций в роли самостоятельных юридических лиц обусловлено необходимостью их материального обеспечения, что не связанно с участием в имущественных отношениях.

В связи с этим НКО в отличие от коммерческих организаций имеют целевую (ограниченную, специальную) правоспособность (п.1 ст.49 ГК РФ), но могут использовать имеющееся у них имущество в целях предпринимательской деятельности, которую они вправе осуществлять на добровольных началах.

Однако на балансе Кооператива какое-либо имущество отсутствует. Электросети до ввода в каждый дом принадлежат ПАО «Ленэнерго», газораспределительные сети принадлежат ПАО «Газпром» и находятся на балансе ООО ГРО «ПетербургГаз». Земельный участок 78:38:0021106:8 находится в собственности Санкт-Петербурга, проезды относятся к улично-дорожной сети Санкт-Петербурга и Курортного района. Водопроводные сети и водозаборная скважина № 467, а также водонасосная станция сооружены на средства граждан – как членов Кооператива, так и не являющихся его членами, то есть в целом – на средства жителей поселка Белоостров.

2. Таким образом, все приведенные в иске нормативные правовые акты, к положениям которых отсылает истец, применяются в отношении хозяйствующих субъектов, то есть – коммерческих организаций и некоммерческих организаций, извлекающих прибыль, и не распространяют свое действие на садоводческие/дачные некоммерческие объединения, следовательно, не могут являться основанием для возложения обязанностей на такие объединения. Такие объединения по закону не несут обязанностей, если не осуществляют предпринимательства, а только обладают правомочиями (ст.7 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ).

Кроме того, отсылка (наряду с отсылкой к иным нормативным правовым актам) к Федеральному закону о лицензировании отдельных видов деятельности в Представлении, внесенном прокуратурой района 05.12.2016 г., и в настоящем иске – неправомерна, так как лицензия выдается не на осуществление деятельности по добыче подземных вод, а на право пользования недрами; сама по себе деятельность по добыче вод не является лицензируемым видом деятельности.

3. В интересах какого неопределенного круга лиц выступает в данном деле Прокурор? Если тех физических лиц, в дома которых поступает вода из скважины, то это те самые лица, которые на свои средства соорудили скважину, и вынуждены были так поступить, потому что подвод воды к их домам от скважины, принадлежащей АО «РЖД», был перегорожен северным участком Западного скоростного диаметра. Это те самые физические лица, на средства которых содержится и ремонтируется насосная станция, оплачиваются заказы на химические, бактериологические, радионуклидные анализы воды, оплачен заказ на изготовление проекта зон санитарной охраны скважины, готовится пакет документов для получения лицензии.

Кооператив правообладателем скважины не является, пользование скважиной с целью извлечения прибыли не осуществляет. Не юридическое лицо, а группа (коллектив) граждан, проживающих рядом с действующей скважиной, является ее правообладателем. Правовой механизм возложения обязанностей на группу граждан отсутствует.

Кооператив, таким образом, не является надлежащим ответчиком по данному исковому требованию. Однако ввиду отсутствия правового регулирования сложившейся ситуации и ввиду позиции, занимаемой органами экологического надзора, органами прокуратуры, Кооператив вынужден добиваться получения лицензии на водопользование, чтобы исключить вероятность применения мер, направленных на консервирование скважины, питающей жилую зону.

4. Если же под защитой неопределенного круга лиц понимается то, что самовольная добыча подземных пресных вод без соответствующего учета и соблюдения требований по охране недр и окружающей среды является нерациональным использованием природных ресурсов, создает угрозу истощения недр и нарушает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и Закон РФ «О недрах» (и требует обязательного наличия лицензии на право пользование недрами безотносительно для каких целей используется добытая вода) - то надо отметить, что водоносному горизонту, с которого добываются подземные воды в поселке Дюны, согласно прогнозным экспертным оценкам, в частности, приведенным и в Постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 11.12.2013 № 989, не угрожает истощение.

5. Для получения лицензии на добычу подземных вод существует единственный практически безальтернативный способ: подготовка полного комплекта документов, прилагаемых к заявке на получение лицензии в соответствии с Административным регламентом Комитета по природопользованию, изготовление и подача на санитарно-эпидемиологическую экспертизу проекта зон санитарной охраны скважины предлагаются как коммерческая услуга специализированных лицензированных фирм. Стоимость такой услуги составляет около 1 миллиона рублей, срок исполнения – до полутора лет. В противном случае, если попытаться подать заявку самостоятельно, не обладая специальными знаниями в области гидрогеологии, это сводится к неоднократным посещениям Комитета, прием в котором сокращен до двух часов в неделю – для всех заявителей со всего города. Я обращалась несколько раз, не только письменно, но и посещала приемы в Комитете с пакетом документов, и каждый раз оказывалось, что либо не хватает какого-то документа, либо какой-то документ составлен так, что не удовлетворяет специалистов Комитета.

При этом нельзя не учитывать того, что в НКО (неважно, это СНТ, ДПК либо другая форма организации) решение по всем крупным расходам или сбору средств на конкретные цели принимается исключительно на общем собрании. И если собрание могло принять решение о сборе средств на сооружение скважины, то это совсем не означает, что собрание также примет решение о сборе этого миллиона рублей на услуги посреднической фирмы. Манипулировать же собранием с целью принятия конкретного решения неправомерно.

6. Проект зон санитарной охраны скважины, заказанный мною в ноябре 2016 г. в ООО «Экологические услуги», был готов только к июлю и направлен мне на ознакомление электронным письмом от 03.07.2017, что я могу доказать распечаткой электронного письма. То, что разработка проекта ЗСО завершена только недавно, с одной стороны, доказывает фактический и длительный срок его изготовления. С другой стороны, рациональнее для меня как для заявителя становится подача не той заявки на сквозную лицензию, пакет документов для которой я готовила с сентября 2016 года в отсутствие экспертного заключения по проекту ЗСО, а другой заявки, к которой будет приложено санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора и которая позволяет получить не «промежуточную» лицензию, а уже окончательную лицензию на добычу подземных вод.

По статье 51 проекта № 1160742-6 федерального закона о садоводстве, подготовленного ко второму чтению и предложенному для вступления в силу с 01.01.2019 года в Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 459-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предлагается внести следующие изменения: статью 5 дополнить пунктом 3 о том, что некоммерческие организации, созданные гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, вправе осуществлять добычу подземных вод для целей хозяйственно-бытового водоснабжения указанных некоммерческих организаций до 1 июня 2019 года без получения лицензии на пользование недрами.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

1. Информация, представленная Джеломановой Н.В. в Прокуратуру 06.01.2017.

2. Копия объяснений Джеломановой Н.В. от 24.06.2015.

3. Извлечения из Постановления Правительства Санкт-Петербурга № 989.

 

19 июля 2017 г. Джеломанова Н.В.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: