Сочинение по темам, предполагающим




истолкование стихотворения.
Браться за такую тему рекомендуем ученикам, имеющим положительный опыт такой работы. Главное в такого рода сочинении не сбиться на перечисление художественных приемов – тропов, фигур речи, формальных признаков поэтического текста. Стихотворение должно быть интерпретировано по-своему, в скобках после темы указан ключ к анализу: восприятие, истолкование, оценка. Напоминаем, что стихотворения цитируются как в строчку (в кавычках, с разделением строк значком «/»), так и в столбик (посередине страницы, без кавычек). Предостерегаем от перегрузки сочинения стихотворными цитатами. Напоминаем о возможности и желательности сопоставлений при анализе поэтического текста (место произведения в контексте эпохи, в контексте творчества автора, в наше время, личное восприятие).
Основное, на что следует обратить внимание при написании сочинения по лирическому произведению, - это формулировка темы. Внимательно прочитайте формулировку темы. Не стоит, увидев знакомое название, просто излагать в своем сочинении все, что вы знаете об этом стихотворении. Без полного понимания того, что именно предлагается сделать с данным произведением, хорошего сочинения с грамотным анализом стихотворения не получится. Поэтому первое, что нужно сделать, приступая к разбору стихотворения – это попытаться понять и осмыслить то, о чем в нем говорится. Так же немаловажно разобраться в том, какова его форма, что потребует достаточно серьезного исследования содержательной стороны сочинения. Чтобы понять проблему работы, вы можете действовать по следующим пунктам:«просто» проанализировать стихотворение;

  • сопоставить его с каким-либо другим стихотворением (этого или другого автора);
  • проследить определенную идею или образ в лирике или творчестве автора;
  • объяснить роль каких-либо поэтических средств (тропов в стихотворении).

Для последовательного рассуждения по теме сочинения выделяем следующие элементы плана:

 

  • время и место создания произведения, история написания, связь с остальным творчеством автора;
  • предмет изображения (тема) стихотворения, жанр и его особенности, главная мысль (идея) произведения;
  • образы произведения и средства (тропы) их создания;
  • композиция стихотворения.
  • Последовательность изложения перечисленных элементов может изменяться в зависимости от самого произведения. Если в своем сочинении вы сопоставляете два стихотворения, то на первый план вы должны вынести общие черты и черты различия, разный подходы к одной общей идеи (например, тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова).
    Всегда нужно помнить, что сочинение является творческой работой, в которой вы показываете свое умение оформлять свои размышления на заданную тему, отбрасывая все лишнее.
  • Сочинение по темам, связанным с философской, нравственной, социальной проблематикой русской литературы сформулированным в виде проблемного вопроса или высказывания о произведении.
    Последней темой в каждом блоке всегда была тема свободная. Сочинение на свободную тему может стать выигрышным лишь для творчески развитых, сильных учеников, обладающих не только оригинальным мышлением, но и достаточно высокой степенью сформированности собственного стиля. Остальных свободная тема просто «потопит», ибо ни в каком другом сочинении так очевидно не выявляется отсутствие самостоятельных суждений и неспособность правильно и грамотно их оформить, как в сочинении на свободную тему. Собственно, и критерии оценки свободных сочинений предполагают, что высший балл получат прежде всего интересные, необычные, творческие и с точки зрения содержания, и с точки зрения языка – работы.
    В сочинениях на свободную тему не требуется пересказ, в самой теме заложен основной вопрос сочинения и нам остается дать логичный, последовательный ответ на этот вопрос. Обсудим возможные подходы к сочинению подобного рода на конкретных примерах.
    Например, тема «Пойми живой язык природы – и скажешь ты: прекрасен мир…» (И.С.Никитин) вовсе не предполагает обращение обязательно к творчеству И.С.Никитина. Предложенная цитата может быть ключевой в сочинении по пейзажной лирике Пушкина, Фета, Тютчева; по «Запискам охотника» Тургенева, по произведениям Паустовского, Пришвина. Можно трактовать эту тему шире: речь может идти о тургеневских «Отцах и детях» (путь Базарова от отношения к природе как к мастерской до понимания «живого языка природы»); о романе Толстого «Война и мир» («живой язык природы», доступный Наташе Ростовой и недоступный, например, Элен).
    Одним из возможных ходов сочинения (например, введение) является комментарий к цитате – формулировке темы (например, «Найти свою дорогу, узнать свое место – в этом все для человека, это для него значит сделаться собой…» (В.Г.Белинский). (По одному из произведений русской литературы ХХ века) В общем формулировка последней темы может быть привязана к уже рассмотренным темам, но требует большей субъективности, лиризма от автора сочинения.
    Что касается тем, сформулированным в виде проблемного вопроса или высказывания о произведении, то подход к ним аналогичный. Это либо развернутый, последовательный, логичный ответ на поставленный вопрос (например, «В чем противоречие теории Раскольникова?» (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»), либо доказательство или опровержение тезиса заданного высказыванием (например, «…Покупатель живой человеческой совести, Чичиков, - подлинный черт, подлинный провокатор жизни» (А.Белый). Оба варианта требуют самостоятельного мышления, неравнодушного, заинтересованного подхода к раскрытию темы.
    Важно выделить в теме сочинения основную мысль, ключевые слова, тогда вы не будете зависеть от формулировки. Она может быть довольно замысловатой, однако круг проблем сводится к так называемым «вечным» темам (добро и зло, правда и ложь, честь и бесчестие, сострадание и равнодушие; счастье, красота, патриотизм, смысл человеческой жизни…), которых и касается традиционно русская литература.

    9 Алгоритм написания сочинения.
    Любое сочинение начинается с тщательного продумывания темы и формулировки тезиса – основной мысли, организующий материал, доказательству которой, собственно, и подчинено сочинение. Поиск тезиса – чрезвычайно важная задача. Пишущий как бы определяет для себя некую цель, точку, к которой хочет привести читателя. Этот «маяк» позволит не сбиться с пути, удачно пересечь «бурное море» свободной темы, не потеряв курса. В сочинениях-рассуждениях тезис должен быть четко сформулирован и обозначен, в работах же творческо–художественного плана, написанных зачастую в необычном жанре – письма, дневника и т.п.(а наша тема предоставляет возможность такого подхода), -он может явно и не присутствовать, однако должен чувствоваться под тканью текста, организуя его на глубинном уровне. Сочинение, автор которого постоянно держит в голове подобную «руководящую идею», всегда будет производить впечатление стройности, собранности и гармоничности. Напротив, если пишущий берется за перо без предварительного продумывания цели своей работы, он серьезно рискует. Вспомним мысль древних: «Когда человек не знает, какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». У такого «плавца» сочинение, не основанное на внутренней логике, будет «расползаться по швам», сопротивляясь всем попыткам как-либо скрепить разваливающиеся части.
    Естественно, что тезис у каждого пишущего будет свой. Это должно быть самостоятельное суждение. Сколь угодно спорное, парадоксальное - но самостоятельное. Только в этом случае оно будет соответствовать формулировке темы: именно «мое понимание», а не чье-либо иное. Пишущему предстоит найти золотую середину между изложением известных, принятых точек зрения и сверхоригинальничаньем, порожденным лишь одним стремлением – быть не как все. Счастливо избегнет этих крайностей человек, который уже задумывался над подобного рода проблемами, которому действительно есть что сказать.
    После формулирования тезиса наступает следующий этап работы – поиск аргументов, доказательств тезиса. Этот этап обоснования главной мысли сочинения является чрезвычайно ответственным. От его результатов в основном и зависит мнение проверяющего. «Работать» на это мнение будет все: и проявляющееся в подборе документов широта, и серьезность взглядов ученика (к месту приведенное размышление по поводу произведения литературы, живописи, кино всегда «повышает рейтинг» пишущего), и умения композиционно организовывать текст, выстраивать доказательства в систему, и способность грамотно оформлять их с речевой точки зрения.
    В поисках аргументов пишущий всегда будет апеллировать к своему опыту – это неизбежно. От того, на сколько включены в этот опыт раздумья над произведениями искусства будут зависеть взвешенность и устойчивость позиции самого пишущего. Следует заранее продумать, на каких авторов можно будет «опереться» при рассуждении на ту или иную тему. Аргументы должны быть выстроены в систему. Желательно поэтому, чтобы все доказательства были предварительно записаны на одном листке (для удобства «их обозрения») – это позволит без труда определить место каждого из них в общей структуре текста, не перескакивать с одного на другое. Тщательно следует продумать и степень детальности, подробности словесного развертывания каждого доказательства. Если позволить себе увлечься разработкой какого-либо одного аргумента в ущерб другим, то сочинение потеряет стройность.

 

Особое внимание нужно обратить на выбор речевых средств для выражения мысли. Мысль должна формулироваться ясно и просто, без «архитектурных излишеств», затемняющих смысл. Чересчур длинные, перенасыщенные оборотами предложения затрудняют восприятие (и порождают к тому же большое количество ошибкоопасных мест). Следует, однако избегать и другой крайности – коротких, рубленных фраз.

При написании сочинения поразмышляйте над высказываниями известных мыслителей:

 

  • Истинное красноречие состоит в том, чтобы сказать то, что относится к делу, и только это. Ф.Ларошфуко
  • Воображение – горячий конь, часто сбрасывающий с седла своего всадника. Р.Саути
  • Не позволяй твоему языку опережать твою мысль. Хилон Лакедемонянин
  • Величайшее умение писателя – это умение вычеркивать. Ф.М.Достоевский

Автору сочинения перед тем, как непосредственно начать писать, нужно тщательно продумать вывод, итог размышлений, отсутствие которого создает ощущение незавершенности, неполноты работы. Нужно избегать механического дублирования тезиса в выводе. Тезис может быть воспроизведен, но на качественно новом уровне – ведь опыт и читателя, и автора уже претерпел те или иные изменения за время общения с текстом.
Образцы тем сочинений по литературе
Каждая тема будет формироваться в соответствии со следующей структурой:
1. Анализ стихотворения поэта ХIХ – ХХ веков или анализ эпизода из художественного произведения русской литературы ХIХ – ХХ веков (эпизоды указаны).

2.Тема, сформулированная в виде проблемного вопроса или высказывания о произведении (автор, произведение указаны).

3.Тема, связанная с творчеством писателя ХIХ века (автор, произведение указаны).

4.Тема, связанная с творчеством писателя ХХ века (автор, произведение указаны).

5.Тема, связанная с философскими, нравственными, социально-общественными понятиями (указан ХIХ или ХХ век; произведение русской литературы выбирает учащийся).

11 Образцы тем сочинений:

1.Дуэль Печорина с Грушницким. (Анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»).

2.«…Покупатель живой человеческой совести, Чичиков, - подлинный черт, подлинный провокатор жизни» (А.Белый).

3.Трагизм образа Базарова. (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»).

4.Проблема человека и цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

5.«Смех часто бывает великим посредником в деле отличия истины от лжи…». (В.Г.Белинский) (По произведению русской литературы ХХ века.)

6.Стихотворение А.А.Ахматовой «Родная земля» (восприятие, истолкование, оценка).

7.Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина.

8.Раздумья о Человеке в пьесе М.Горького «На дне».

9.«Пойми живой язык природы – и скажешь ты: прекрасен мир…» (И.С.Никитин). (По одному из произведений русской литературы ХХ века).

1. Что такое проблема?
Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

Как видим, сформулировать проблему можно двумя основными способами:

1.
^ Оценить объект проблемы (ответить на вопросы: «Чья это проблема?», «Что за проблема?»), например: «Автор затрагивает проблему «отцов» и «детей»; «В тексте поднимается проблема одиночества», «Текст Ю.Лотмана заставил меня задуматься над сложной проблемой восприятия художественного текста»;

2.
^ Определить проблему в виде вопроса (напомню, что проблема и есть вопрос, требующий решения). Этим путем целесообразно идти, если кратко сформулировать проблему текста невозможно. К примеру, проблему можно формулировать так: «Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал?» Этой сложной проблеме посвящен текст Ю.Нагибина.

Например, автор текста рассказывает о жизни ученого Алексея Федоровича Лосева, который прошел суровую жизненную школу: был арестован, выжил в нечеловеческих условиях лагеря, работал на стройке Беломор-Балтийского канала, практически потерял зрение, но не утратил оптимизма и воли к жизни, продолжал научную работу и добился мирового признания. Прочитав такой текст, стоит задуматься о том, что многим людям пришлось преодолевать трудности. Достаточно вспомнить биографию А.И.Солженицына, рассказавшего всему миру правду о сталинских лагерях. «Проблема данного текста может помочь человеку выжить в нечеловеческих условиях и не потерять своего достоинства?»

^ 2. Что значит «прокомментировать» проблему?
Подумайте о том, насколько актуально то, о чем пишет автор; кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой. В этой части сочинения возможны как минимум два способа изложения материала:
От частных фактов к формулировке проблемы. Например: «Начиная разговор на эту тему, автор буквально «наступает на больную мозоль». Действительно, кто из нас с подобным не сталкивался? На вопросы, которыми писатель предваряет свои размышления, тут же начинаешь мысленно отвечать: «И это случалось», «И это видели, а это простите, и сами по глупости делали». А потом и себе задашь вопрос: «Почему у нас такое творится, отчего происходит?» От невежества, глупости, бескультурья? А может быть, оттого что не научились уважать личность другого человека? Ведь пакостник никогда не думает о том, что кто-то старался, вкладывал силы, душу. А В.Даль как раз советует: «Всякую пакость к себе примени…»

От формулировки проблемы к комментарию. Например: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости. Так сказал однажды великий русский поэт А.С.Пушкин. Актуальна ли эта проблема в наше время? Многие ли могут оглянуться назад и с теплотой вспомнить то, что было в далеком прошлом, например в юности, в детстве? Именно о сказочной поре своего детства, о том времени, когда формируется характер и мировоззрение ребенка, закладываются те основы, с которыми ему придется жить в будущем, и рассуждает Ю.Нагибин в своем тексте».

1. Как выявить позицию автора?

Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Выявление авторской позиции в художественном тексте может потребовать от вас значительных усилий. Для того, чтобы выявить позицию автора, постарайтесь ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?». Например, в тексте В.Астафьева речь идет о дружбе. «Что такое настоящая дружба? Какую ценность имеет дружба по сравнению с самой важной, неотложной работой, профессиональными обязанностями человека? Как сохранить те сердечные добрые отношения, которые связывают человека с друзьями? Что значит для человека дружеская поддержка в трудные минуты его жизни? Об этом заставляет задуматься анализируемый текст».
Однако следует помнить, что от вас требуется не просто сформулировать позицию автора, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: