Тема 2. Административно-правовой статус физических лиц




1. Административно-правовой статус граждан. Основные права и обязанности граждан в государственном управлении.

2. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

3. Особенности административно-правового статуса беженцев.

 

Понятие «физическое лицо» имеет обобщающее значение. Под физическим лицом понимают граждан, иностранцев и лиц без гражданства. Содержание административно-правового статуса физического лица, в том числе гражданина, включает комплекс его прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права, реализация которых обеспечивается определенными гарантиями.

Административно-правовой статус граждан является частью их общего правового статуса, определенного Конституцией и законами, в частности законом «О гражданстве», международными договорами, другими законодательными актами.

Граждане – это наибольшая группа субъектов административно-правовых отношений. Конституция предоставляет преимущество интересам, правам и свободам граждан перед интересами, правами и свободами других участников правовых отношений, исходя из приоритета общечеловеческих ценностей. Человек, его жизнь, здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются наивысшей социальной ценностью. Граждане являются равными перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии и других признаков. Равноправие граждан обеспечивается во всех отраслях экономической, политической, социальной и культурной жизни.

Правовой статус гражданина включает в себя:

1) основные права (или права и свободы человека и гражданина);

2) комплекс прав и обязанностей, закрепленных в Конституции, нормами разных отраслей права, в том числе административно-правовыми нормами;

3) гарантии реализации этих прав и обязанностей, а также механизм их охраны государством.

К основным правам (кроме неотъемлемых: на жизнь, здоровье, честь, достоинство и т.д.) можно отнести: свободу слова, миграции, собственности, пользования средствами транспорта, политические права и др. Комплекс прав и обязанностей в разных отраслях исполнительной деятельности составляют права на предпринимательство и создание предприятий, на землю, на образование, на пользование достижениями культуры и т.д. Гарантии реализации этих прав и обязанностей, а также механизм обеспечения их государством находит свое отображение в Конституции и законодательных актах.

Административно-правовой статус граждан обуславливается объемом и характером его административнойправосубъектности, которую составляют административная правоспособность и административная дееспособность. Основой административно-правового статуса гражданина является его административная правоспособность, т.е. способность иметь права и исполнять обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения и прекращается с его смерть. Объем устанавливается и изменяется с помощью административно-правовых норм. Административная правоспособность не может быть отчуждена. Только на основании приговора или постановления суда правоспособность может быть ограничена при совершении преступления или административного правонарушения.

Административная дееспособность – это признанная законом возможность граждан своими действиями приобретать и реализовывать права и исполнять обязанности административно-правового характера (полная – 18, неполная – 16, административная дееспособность может возникать и до достижения 16 лет – право на труд).

По своему содержанию права граждан в сфере государственного управления можно разделить на три группы:

1) на участие в государственном управлении и социально-политическую активность: право на государственную службу, внесение предложений, получение необходимой информации и документов в установленной форме, проведение митингов, демонстраций, создание общественных объединений или вхождение в них и т.д.;

2) на получение помощи от соответствующих компетентных организаций: право на медицинскую, санитарно-эпидемиологическую помощь, бесплатное пользование благами (библиотеками, парками и т.д.), пользование транспортом, получение услуг и т.д.;

3) на права, которые защищаются: в административном порядке (административная жалоба, административное производство), судебномпорядке (жалоба, иск, заявление), непосредственногражданином (необходимая оборона).

Взаимодействуя с органами исполнительной власти, граждане реализуют прежде всего права: на участие в управлении, на объединение, на проведение митингов, на индивидуальные и коллективные обращения к государственным органам, на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов (должностных лиц) и т.д.

Также, права граждан можно классифицировать на три вида: личные, политические и социально-экономические.

Личные права и свободы гражданина — это возможности удовлетворения их личных потребностей. К личным правам относятся: право на уважение достоинства, право на свободу и личную неприкосновенность, свободу передвижения, право свободного выбора местожительства, право свободно покидать территорию ы; право на тайну переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции; право на опровержение недостоверной информации о себе и членах своей семьи и тому подобное.

Политические права и свободы граждан выражаются в их возможностях реализовать свои волеизъявления по объединению в политические партии, проведению сборов, митингов и демонстраций, о чем заблаговременно извещаются органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, и другие права и свободы.

Социально-экономические права граждан также становятся возможными в связи с использованием норм административного права. Это обеспечение возможности занятия предпринимательской деятельностью, реализации права на труд, отдых, социальную защиту, достаточный жизненный уровень, образование и здоровье.

В административно-правовой статус также входят обязанности граждан. Обязанности граждан в сфере государственного управления можно разделить на две группы:

1) абсолютныеобязанности, которые не зависят от конкретных обстоятельств и вытекают из норм Основного закона и законодательных актов государства. К ним относятся обязанности: соблюдать Конституцию, законы, государственную дисциплину; охранять интересы государства, содействовать укреплению его могущества и авторитета; защищать Родину; охранять природные богатства; платить налоги и т.д.

2) относительныеобязанности, которые возникают из правомерных, а иногда и из неправомерных действий, направленных на приобретение прав или их сохранение. Такие обязанности не являются постоянными – права абитуриента, читателя библиотеки и др. К обязанностям граждан относятся и такие, которые возникают в связи с правонарушениями (например, оплатить штраф, возместить убытки).

Конкретный объем обязанностей регулируется многочисленными нормативными актами административно-правового характера, в том числе уставами, положениями, служебными характеристиками.

Неисполнение обязанностей может привести к применению к виновным лицам мер юридической ответственности.

 

2. Иностранцами признаются иностранные граждане, т.е. лица, которые принадлежат к гражданству иностранных государств и не являются гражданами. Лицами без гражданства являются лица, которые не принадлежат к гражданству любой страны.

Иностранные граждане по своему правовому статусу несущественно отличаются от лиц без гражданства. Объем прав и обязанностей этих субъектов у же, чем у граждан, нопо общему правилу они пользуются теми же правами и на них возлагаются те же обязанности, что на граждан. Отличия связаны с отсутствием гражданства у рассматриваемой категории лиц, которое является самым важным компонентом административно-правового статуса лица. Административнаяправосубъектность у этих лиц возникает с момента прибытия в страну и заканчивается с момента, когда лицо покинет ее территорию. Административно-правовой статус иностранных граждан регламентируется законом «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства», другими нормативно-правовыми актами, а также международными соглашениями. Для иностранцев обязательными являются нормы Конституции и других законов; общеобязательные правила, касающиеся охраны природы, санитарии, пожарной безопасности, общественного порядка, пользования транспортными средствами, въезда и выезда т.п.. Вместе с тем эти лица не пользуются частью прав и обязанностей, которые составляют группу исключительных прав и обязанностей граждан (избирательное право, право иметь паспорт гражданина и т.д.).В целом основные ограничения для иностранцев и лиц без гражданства сводятся к следующим:они не могут занимать некоторые должности;они не имеют доступа к должностям государственных служащих, деятельность которых связана с государственной тайной;эти лица не могут служить в Вооруженных силах;для них допускаются ограничения в передвижении и нахождении в определенных городах;для них установлены определенные правила паспортного режима, поступления в учебные заведения и др.;установлена специальная деликтоспособность.При регулировании правового статуса иностранных граждан исходят из принципа взаимности, который применяется в отношениях с другими государствами. Административно-правовой статус лиц, которые имеют дипломатические привилегии, определяются кроме законодательства также международными правилами и международными соглашениями.

 

3. В соответствии с законодательством беженцем является лицо, которое не является гражданином и вследствие полностью обоснованной боязни стать жертвой преследований по признакам расы, вероисповедания, национальности, гражданства (подданства), принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, пребывает за пределами страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие такой боязни, или, не имея гражданства (подданства) и пребывая за пределами страны своего предыдущего постоянного проживания, не может или не желает вернуться в нее вследствие перечисленной боязни. Вопросы, связанные с административно-правовым статусом беженцев, регулируются Конституцией, вышеназванным законом, другими нормативно-правовыми актами, а также международными договорами. Лица, которые с намерением приобрести статус беженца пытались незаконно пересечь или незаконно пересекли государственную границу, должны незамедлительно обратиться в соответствующий орган миграционной службы через уполномоченного этого органа или должностное лицо Государственной пограничной службы или органа внутренних дел с заявлениями о предоставлении им статуса беженца, а также предоставить должностным лицам Государственной пограничной службы объяснения о причине попытки незаконно пересечь или незаконного пересечения государственной границы. Если у таких лиц отсутствуют документы, удостоверяющие личность, или такие документы являются подделанными или фальшивыми, они должны уведомить об этом в заявлении о предоставлении статуса беженца, а также изложить причины данной ситуации. Данные лица должны быть направлены должностными лицами Государственной пограничной службы в орган миграционной службы.

Статус беженца не предоставляется лицу, которое: совершило преступления против мира, военные преступления или преступления против человечества;совершило тяжкое преступление неполитического характера за пределами до прибытия в государство с целью приобретения статуса беженца;виновно в совершении деяний, которые противоречат цели и принципам ООН;которое до прибытия в государство было признано беженцем или получило убежище в другой стране, др.

Оформление документов для решения вопроса о предоставлении статуса беженца проводится на основании личного заявления иностранца (его представителя), которое подается в орган миграционной службы по месту временного пребывания заявителя. Орган миграционной службы в проводит собеседование с заявителем, оценивает предоставленные в анкете сведения, другие документы и принимает решение о предоставлении статуса беженца или об отказе в оформлении документов для решения данного вопроса. Рассмотрение заявления о предоставлении статуса беженца осуществляется органами миграционной службы. Решение по заявлению о предоставлении статуса беженца принимается специально уполномоченным центральным органов исполнительной власти по делам миграции в течение месяца со дня получения личного дела заявителя и письменного заключения органа миграционной службы, который рассматривал заявление. На основе всестороннего изучения и оценки всех документов и материалов специально уполномоченный центральный орган принимает решение о предоставлении статуса беженца или об отказе в предоставлении статуса беженца. Свидетельство беженца выдается сроком на один год. Лица, которым предоставлен статус беженца, являются иностранцами, которые пребывают в государстве на законных основаниях. Такие лица пользуются такими же правами и свободами, а также несут такие же обязанности, как и граждане, - за исключением случаев, установленных Конституцией и законами, а также международными договорами. Лицо, которому предоставлено статус беженца, имеет равные с гражданами права на: передвижение, свободный выбор места проживания, свободу оставления территории; труд; предпринимательскую деятельность; охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование; отдых; образование; свободу мировоззрения и вероисповедания и т.п. Обязанностибеженцев: уведомлять в течение 10 рабочих дней орган миграционной службы по месту проживания об изменении фамилии, состава семьи, семейного положения, места проживания, приобретения гражданства или другой страны, предоставления убежища или разрешения на постоянное проживание в другом государстве; в случае переезда в другую административно-территориальную единицу сняться с учета и стать на учет в соответствующем органе миграционной службы; проходить ежегодную перерегистрацию в сроки, установленные органом миграционной службы по месту проживания. Данный перечень прав и обязанностей не является исчерпывающим.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: