БЕДНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.




ОСОБЕННОСТИ БЕДНОСТИ В СРЕДЕ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

М.И. Либоракина, Л.И. Овчарова

Из истории вопроса: была ли бедность в СССР?

В течение долгих лет в бывшем Советском Союзе вопрос о бедности не обсуждался в открытой печати. Считалось, что существовавшая система социальной поддержки при полной занятости трудоспособного населения в достаточной степени удовлетворяет нужды нетрудоспособных. Но это не означает, что в СССР не существовала проблема бедности.

По оценкам В.Г. Зинина[7], в 1975 г. в целом по стране среди семей рабочих и служащих доля имеющих доходы ниже черты бедности составляла 16%, а среди колхозников ‑ 39%. В 1985 г. (при пороге бедности в 75 руб.) ‑ соответственно 16,3% и 27,6%. Накануне реформ, в 1989 г., к категории бедных, по разным оценкам, относились 16‑25%[8] от общей численности населения.

Основными факторами бедности в советское время, помимо высокой иждивенческой нагрузки (многодетные семьи), являлись низкие пенсии нетрудоспособных и низкая заработная плата работников ряда отраслей. Это было показано в исследованиях на примере Таганрога, которые проводились каждое десятилетие, начиная с 1968 г.

Наличие бедности косвенно признавалось на уровне государственной социальной политики. В 1975 г. в Советском Союзе впервые ввели пособие на детей в малообеспеченных семьях. Малообеспеченной была признана семья с доходом ниже 50 рублей. К 1985 г. порог бедности был поднят до 75 рублей и служил критерием определения минимальной заработной платы и минимальной пенсии. При этом прожиточный минимум составлял половину медианного душевого дохода гражданина СССР.

Влияние реформ 1990-х годов

Начало экономических реформ было связано с обесценениванием и потерей сбережений, возникновением безработицы в открытой и скрытой формах; затем широкое распространение получили задолженности по выплате заработной платы, пенсий, пособий по безработице и детских пособий. Во многом это было связано с тем, что Россия, как и большинство бывших республик Советского Союза, в социальной сфере ориентировалась на стратегию, отличающуюся от той, что придерживались страны Восточной Европы с переходной экономикой. Известно, что ориентация на всеобщую занятость при социализме породила избыточную занятость. Большинство стран Восточной Европы в решении этой проблемы пошли по пути перераспределения и реструктуризации рынка труда через безработицу. В России же по преимуществу прошло замещение потенциальной безработицы, по меньшей мере в объеме около 1/3 занятого населения, умеренной официальной безработицей и гигантским снижением реальных заработков. Поэтому падение реальных доходов населения и рост их дифференциации ‑ это две основные тенденции в изменении уровня жизни в России за последние 10 лет. По данным Госкомстата России, реальная официально выплачиваемая работникам заработная плата в 1999 г. составила 33% от уровня 1990 г. Эти тенденции развивались, как уже отмечалось, на фоне сокращения количества благ и услуг, в прошлом предоставлявшихся бесплатно или почти бесплатно (в области здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства и общественного транспорта).

Несмотря на то что существенное падение доходов населения в ходе реформ в России признано всеми политиками и учеными, количественные оценки бедности значительно различаются и более того – противоречат друг другу. Например, в 1996 г. доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, по данным Госкомстата России, составляла 22%, по данным Всероссийского мониторинга экономического положения и здоровья семей (the Russia Longitudinal Monitoring Survey, RLMS) – 36,3%, по данным Института социально-экономических проблем народонаселения – 52,3% (на основе помесячных данных)[9]. Согласно данным Госкомстата России за годы реформ доля бедных среди населения страны уменьшилась с 33% до 22%, а по данным RLMS, наоборот, ‑ возросла с 11,1% до 36,6%[10]. Оценки уровня бедности в Российской Федерации неоднократно становились объектом политического манипулирования, поэтому, чтобы избежать предвзятости в мнениях, нужно предварительно разобраться в теории и методологии вопроса.

Как измерить бедность?

Бедность – характеристика уровня жизни, структуры и качества потребления, возможности реализовать основные потребности в еде, одежде, жилье и другие физиологические и социальные потребности. Она отражает не только индивидуальные особенности потребления, но также наличие и доступность различных общественных благ, например услуг здравоохранения. Строгого, однозначного и общепринятого определения бедности не существует. Это понятие постоянно конкретизируется и модифицируется. Наиболее известная классификация подходов к определению бедности выделяет четыре концепции: абсолютную, относительную, депривационную и субъективную.

Абсолютная (нормативная) концепция бедности основана на сопоставлении денежных доходов или расходов с прожиточным минимумом. Поскольку дать оценку качественным параметрам потребления трудно, в этой концепции оценивается не потребление, а доход как мера располагаемых потребительских ресурсов. Важнейшее значение при этом имеет методика оценки прожиточного минимума, который включает расходы на питание, непродовольственные товары, услуги, налоги и обязательные платежи и разрабатывается в целом по населению и по основным социально-демографическим группам: трудоспособные граждане, пенсионеры, дети (до 6 лет и от 7 до 15 лет).

Абсолютная концепция бедности является официальной методологией в Российской Федерации и служит основанием для государственной социальной политики. Закон «О государственной социальной помощи» говорит, что социальная помощь должна оказываться для поддержания уровня жизни малоимущих семей, и также малоимущих одиноко проживающих граждан, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного субъектом Российской Федерации.

С 2000 г. расчет величины прожиточного минимума в Российской Федерации ведется по новой методике. Субъекты Российской Федерации разрабатывают проекты потребительских корзин, Минтруд России проводит их экспертизу. После экспертизы регионы получают возможность утвердить свои проекты и установить величину регионального прожиточного минимума в соответствии с новыми требованиями.

Относительная концепция бедности основана на сопоставлении денежных доходов домохозяйства не с прожиточным минимумом (абсолютным показателем), а со средним уровнем дохода домохозяйств по стране (относительным показателем). В европейских странах домохозяйство считается бедным, если его доход составляет менее 50% среднего дохода домохозяйств. Например, в Ирландии в 1998 г. 20% населения проживало за чертой бедности[11].

Депривационная концепция бедности построена на основе измерения бедности с учетом отклонений от преобладающих в обществе стандартов потребления. Для этого необходимо определить базовый список деприваций (лишений) и построить индекс деприваций, который определит, какая концентрация лишений из базового списка ассоциируется с бедностью. Одним из примеров депривации является невозможность приобретать предметы гигиены. Более высокая концентрация лишений в домохозяйстве повышает вероятность его принадлежности к бедным.

Субъективная концепция бедности измеряет бедность на основе представлений населения о том, какие денежные ресурсы необходимы семье, чтобы не быть бедной. В вышеупомянутом исследовании респондентам задавался вопрос: «На что хватает ваших текущих доходов?» ‑ и семьи, которые, по их собственному признанию, не могли себе позволить ничего, кроме самой простой еды и расходов на жилье, были отнесены к бедным.

Существуют и другие подходы к оценке бедности. Например, UNDP (Программа развития ООН) при определении индекса человеческого развития использует показатели доступности общественных благ для беднейших слоев населения.

Можно осуществлять комбинированную оценку бедности на основе нескольких концепций. В условиях стабильного общества со сложившимися стандартами жизни линии бедности, построенные на основе различных концептуальных подходов, практически совпадают. Домохозяйство с доходом ниже прожиточного минимума испытывает несколько деприваций из списка базовых лишений и относит себя к бедным по субъективному ощущению. Так было в СССР, где прожиточный минимум совпадал с чертой бедности, определенной в пределах относительной концепции бедности.

Однако в условиях переходной экономики совокупность бедных семей, идентифицированная по различным концепциям бедности, имеет очень маленькую зону пересечения. Для стран с переходной экономикой характерны множественная занятость, концентрация доходов в неформальной экономике, широкое распространение натуральных (взамен денежных) форм оплаты труда. В сочетании с нерегулярностью выплаты заработной платы и социальных трансфертов эти особенности формирования доходов населения ставят под сомнение приоритетность метода идентификации бедности на основе сопоставления текущих денежных доходов с прожиточным минимумом, что является официальной для России методологией измерения бедности.

Вышеописанные четыре подхода дополняют друг друга и в совокупности позволяют идентифицировать наиболее бедные семьи следующим образом: в России к их числу нужно относить такие семьи, которые бедны сразу по нескольким критериям бедности, то есть в рамках и абсолютной, и относительной, и субъективной концепций.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: