Перевод экономики СССР на военное положение




Победа советского народа над фашистской Германией обусловливалась не только боевыми действиями Красной Армии, партизан и подпольщиков, но и героическими усилиями тружеников тыла, которые обеспечивали фронт вооружением, военной техникой, боеприпасами, топливом, продовольствием, обувью, одеждой, медикаментами и т. д.

Нападение Германии на СССР потребовало от страны перевода экономики на военные рельсы. Начало коренной структурной перестройки экономики положил принятый 30 июня 1941 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР мобилизационный народнохозяйственный план на III квартал 1941 г. Так как перечисленные в нем меры по переориентации экономики СССР на нужды фронта осуществить не удалось по причине оккупации многих районов Советского Союза, срочно был разработан «Военно-хозяйственный план на IV квартал 1941 г. и на 1942 г.», утвержденный постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) 16 августа 1941 г. Этим планом предусматривалась организация и увеличение производства всех видов вооружения и боеприпасов в тыловых, в т. ч. восточных, районах страны, широкое использование экономического потенциала Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии, перевод на Восток предприятий оборонной промышленности и машиностроения.

Перестройка народного хозяйства в 1941 г. была осложнена решением огромной по своим масштабам задачи перебазирования основных производительных сил из районов, которым грозила оккупация, на Восток страны. С первых же дней войны правительство СССР приняло меры по организации эвакуации в тыл страны населения, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, транспортных средств, научных учреждений, оказавшихся в прифронтовой полосе.

Эвакуация осуществлялась в два этапа: лето – осень 1941 г. и лето – осень 1942 г. Особенно тяжелым был первый этап, так как у руководства страны не было опыта в подобных мероприятиях. Зачастую эвакуация происходила под яростным воздушным налетом противника. Например, в период с 24 июня по 25 августа 1941 г. только на Белорусской железной дороге 49 раз прерывалось движение поездов. Но, несмотря на все сложности, эшелоны с населением и промышленным оборудованием уходили на Восток. В 1941 г. вглубь страны было эвакуировано 7 млн 417 тыс. человек.

Широкомасштабное перебазирование производительных сил из районов, которым угрожала оккупация в глубокий тыл, стало возможным благодаря материально-техническому оснащению железнодорожного транспорта, а также накопленному опыту и квалифицированному уровню его рабочих кадров. Достаточно отметить, что перемещение в тыл в течение второго полугодия 1941 г. огромных масс гражданского населения, промышленного оборудования 2593 предприятий, сырья, топлива, ресурсов сельского хозяйства и других материальных и культурных ценностей потребовало от железнодорожного транспорта свыше 30 тыс. поездов, или 1,5 млн вагонов. Построенные в одну линию, эти вагоны превысили бы путь от Бискайского залива до Тихого океана.

В комплексе мероприятий по укреплению советского тыла и переводу всей экономики на военные рельсы решалась проблема трудовых ресурсов, т. к. из-за мобилизации в армию трудоспособного населения, оккупации западных регионов страны резко сократилась численность рабочих на производстве. Летом 1941 г. количество рабочих и служащих в промышленности уменьшилось на 5 млн человек, к ноябрю этого же года – на 11,4 млн, а в 1942 г. – на 12,8 млн человек по сравнению с 1940 г. Нехватка трудовых ресурсов могла привести к срыву своевременных поставок фронту боевой техники и боеприпасов. Необходимо было срочно и рационально распределить оставшиеся трудовые резервы, вовлечь новые силы в производство. В конце 1941 г. был принят указ об ответственности рабочих и служащих военной промышленности за самовольное оставление рабочего места и опоздания. Все занятые на таких предприятиях считались мобилизованными на трудовой фронт. В феврале 1942 г. Президиум Верховного Совета СССР издал приказ «О мобилизации трудоспособного городского населения для работы на производстве и в строительстве на период военного времени». Огромное значение в решении этой проблемы имел приход на предприятия женщин, студентов, кадровых рабочих-пенсионеров, которые становились к станкам, чтобы сменить на этом посту своих мужей, отцов, сыновей и братьев, ушедших на фронт. Доля женщин, занятых на производстве, резко возросла и составила в 1942 г. более половины (53 %) всех работающих. В этом же году в составе рабочего класса СССР находилось 15 % молодежи в возрасте до 18 лет. Большую роль в восполнении решающих отраслей военной экономики квалифицированными кадрами сыграла созданная перед войной система государственных трудовых резервов, учебные заведения которой в годы войны подготовили свыше 2 млн молодых рабочих.

В середине 1942 г. на новых местах действовали 1200 эвакуированных заводов и фабрик. Однако намеченные сроки восстановления не всегда выдерживались, т. к. не все оборудование удалось вывезти. Часто одно предприятие было рассредоточено в нескольких городах. Всё это усугублялось нехваткой рабочих рук, кадров инженерно-технического персонала и материальных ресурсов. По этим причинам только на Урале к концу 1942 г. не была налажена работа 55 крупных эвакуированных предприятий.

Одновременно велось интенсивное строительство новых предприятий оборонного назначения. Уже в середине 1942 г. СССР располагал слаженным военным хозяйством, что позволило повысить производство военной техники, оружия и боеприпасов. В 1942 г. по сравнению с 1941 г. выпуск военной продукции значительно вырос: танков – на 274 %, самолетов – на 62 %, орудий – на 213 %, минометов – на 357 %, винтовок и карабинов – на 67 %, ручных и станковых пулеметов – на 139 %, боеприпасов – на 60 %. Это позволило уже к ноябрю 1942 г. ликвидировать превосходство фашистской Германии в производстве основных видов вооружения. При этом осуществлялся планомерный переход на производство новой и модернизированной военной техники, боеприпасов и другого военного снаряжения.

Вопросы создания новых образцов оружия и усовершенствования старых постоянно рассматривались на заседаниях Государственного комитета обороны. К работе над новыми видами вооружения привлекались лучшие научные и конструкторские силы. Результатом напряженных поисков, новаторства и экспериментов стали достижения в авиастроительстве. В годы войны конструктор С. В. Ильюшин создал замечательные самолеты-штурмовики Ил-2, Ил-4 и Ил-10. Бомбардировщики Пе-2 (В. М. Петлякова) и Ту-2 (А. Н. Туполева) превосходили немецкие «Хенкель» и «Юнкерс», а новые истребители Як-7 (А. С. Яковлева) и Ла-5 (С. А. Лавочкина) – германские «Мессершмитт» и «Фоке-Вульф».

Значительных успехов труженики тыла достигли в производстве танков, в особенности, прославленного на полях сражений Т-34 конструкции М. Н. Кошкина. В 1942 г. было выпущено 13 тыс. таких машин. В годы войны широкую известность получили реактивные установки «Катюша», впервые использованные 14 июля 1941 г. в Беларуси под г. Орша. Выпуск боевых машин реактивной артиллерии и снарядов к ним значительно возрос с августа 1941 г. В 1942 г. советская промышленность выпустила 3237 таких установок.

Одной из сложнейших задач для советского руководства являлось обеспечение фронта и тыла сельскохозяйственной продукцией.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: