Прогнозирование преступного поведения.




В целях достижения результативности в борьбе с преступностью необходимо определять заранее причины и меры предупреждения отдельного преступного поведения. Определение вероятности совершения в будущем преступления тем или иным конкретным лицом составляет прогнозирование индивидуального преступного поведения. Главное внимание при этом переносится на особенности личности.

 

Основная задача прогнозирования индивидуального преступного поведения распадается на две части: установление вероятности совершения преступления со стороны лица, которое ранее было осуждено за совершенное преступление (прогноз рецидивного преступного поведения) и определение вероятности преступного поведения со стороны лица, которое ранее не совершало преступления, но по многим характеристикам склонно к совершению преступления (прогноз первичного преступного поведения).

 

Поведение любого человека – это результат взаимодействия различного рода обстоятельств, среди которых важную роль играет сама личность. Развитие личности зависит от развития общества, точно так же, как и поведение личности связано с поведением членов общества. Это и облегчает решение проблемы прогнозирования индивидуального преступного поведения.

 

Прогнозирование будущего поведения человека, ранее не привлекавшегося к уголовной ответственности, не осужденного к лишению свободы, представляет значительную трудность, хотя в принципе такое прогнозирование возможно. Эту трудность можно преодолеть посредством глубокого изучения всех или основных действующих на него внешних и внутренних факторов.

 

Поведение человека определяется множеством различных обстоятельств, а чтобы их знать, предвидеть, необходимо глубокое и всестороннее изучение личности на протяжении более или менее длительного времени. Поэтому гораздо легче прогнозировать будущее поведение осужденного к лишению свободы. Во время отбывания наказания изучением его личности активно занимается прежде всего начальник отряда и весь коллектив работников ИК – выясняются связи осужденного, его характер, цели, стремление, желание, воля. Анализируются также обстоятельства, которые могут положительно или отрицательно повлиять на его поведение как во время, так и после отбытия наказания.

 

Среди них более важными считаются следующие:

 

– отношение к труду;

 

– дисциплина;

 

– отношение к работе в самодеятельных организациях осужденных;

 

– отношение к обучению;

 

– наличие специальности или отношение к учебе на профессионально-технических курсах;

 

– наличие семьи и характер связи с ней;

 

– наличие родственников и отношение к ним;

 

– отношение к совершенному преступлению, приговору суда;

 

– количество судимостей;

 

– тяжесть совершенного преступления;

 

– срок наказания по приговору суда и фактически отбытый срок лишения свободы;

 

– наличие связи до осуждения с лицами, ведущими антиобщественный образ жизни;

 

– место жительства (город, район, село);

 

– место работы после освобождения;

 

– продолжение учебы после отбытия наказания;

 

– различного рода социально полезные связи.

 

В литературе прогноз, даваемый работниками КУИС, получил название «интуитивный».

 

Большое значение для достижения высокого качества прогнозирования индивидуального преступного поведения имеет так называемое обобщение независимых характеристик, когда одного и того же осужденного характеризуют независимо друг от друга представители разных служб колонии.

 

В настоящее время наиболее исследованной является проблема индивидуального прогнозирования рецидива со стороны лиц, ранее осуждавшихся к лишению свободы.

 

Криминологами разрабатываются типовые модели признаков, по которым можно было бы судить о поведении лица в будущем для ранее судимых, лиц находящихся под административным надзором или подлежащих административному надзору, несовершеннолетних правонарушителей, лиц, совершающих преступления в семейно - бытовой среде и т.д.

 

Базой для решения такой прогностической задачи становится научная статистическая группировка и типологизация личности, определение степени криминогенности той или иной категории лиц.

 

При индивидуальном прогнозировании речь вдет не об однозначном прогностическом выводе, а о наиболее вероятных вариантах возможного поведения в будущем.

 

Большую определенность в этом отношении представляет прогнозирование рецидива со стороны лиц, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы. Здесь важно учитывать, что изучение личности отбывшего наказание в определенной мере уже проводилось, начиная с предварительного расследования, в стадии судебного рассмотрения дела, в процессе отбывания наказания. В материалах расследования преступления и главным образом в обвинительном заключении и специальной справке, прилагаемой к оконченному уголовному делу, содержатся данные, характеризующие личность обвиняемого. Изучение личности подсудимого является также одной из задач судебного следствия, и это находит отражение в материалах судебного разбирательства.

 

При освобождении лица, отбывшего наказание, администрация учреждения, исполняющего наказание на основе изучения личности осужденного, наблюдения за его поведением в процессе отбытия наказания и оценки эффективности, применяемых к нему исправительных мер, дает каждому освобожденному соответствующую характеристику степени его исправления. Этот документ по сути дела содержит прогноз вероятного поведения лица после освобождения и, в частности, вероятности преступного рецидивного поведения. Поскольку данный прогноз не основывается на научно обоснованных методиках оценки личности освобождаемого, такие вероятностные суждения принято называть интуитивным прогнозом. Однако игнорировать их не следует. Криминологическим наблюдением за большой группой лиц, освобожденных из исправительных учреждений, замечено, что по истечении семи лет после освобождения, 67% отбывших наказание впервые и 60% рецидивистов, в отношении которых в характеристиках указывалось, что они не совершат новых преступлений, действительно не допустили рецидива; 49% отбывших наказание впервые и 55% рецидивистов, в отношении которых прогноз был неблагоприятным, совершили повторные преступления.8

 

Опыт прогнозирования индивидуального преступного поведения показывает, что наиболее полные данные о ранее судимых лицах можно получить на основе комплексного изучения (включая все стадии уголовного судопроизводства, а также изучение поведения лиц после отбывания наказания, то есть в обычных жизненных условиях).

 

Возникают дополнительные трудности при прогнозировании поведения лица, ранее не совершавшего преступлений, но криминогенная направленность которого не вызывает сомнений. В этом случае объем прогностической работы не только увеличивается, но и значительно усложняется. Тем не менее, отказываться от него нельзя, поскольку имеются реальные возможности получить важную информацию профилактического характера.

 

Отклоняющееся поведение (в частности такие его формы, как аморальные поступки, систематические нарушения общественного порядка, злостное уклонение от общественно полезного труда, пьянство, поддержание тесных связей с так называемыми маргинальными группами) при определенных условиях с большой степенью вероятности может перерасти в преступления.

 

4. Понятие планирования предупреждения преступлений. Его виды.

Предупреждение преступности —- это совокупность различных, взаимосвязанных между собой мер, проводимых как государственными, так и общественными организациями, направленная на то, чтобы предотвратить преступления и причины их порождающие. Предупреждение преступности состоит из иерархически взаимосвязанных между собой задач.

 

Социальная профилактика — профилактическое воздействие на динамику, структуру, причины преступности в целом. Решение такой задачи входит в рамки криминологии и является составной частью общественной практики вообще.

 

Криминологическая профилактика — предупреждение видов и форм преступного поведения, предупреждение преступлений в определенных сферах общественной

 

жизни, предупреждение преступлений отдельными социальными группами лиц и т.д.

 

Индивидуальная криминологическая профилактика — предупреждение совершения преступлений отдельными лицами.

 

В зависимости от характера решаемых задач классифицируются меры профилактического воздействия: общие, специализированные, индивидуальные. Специфика задач и особенности профилактических мер определяют субъекты профилактики, их компетенцию и взаимодействие друг с

 

другом, т.е. систему предупреждения преступлений, которая выполняет следующие основные функции. Регулятивная: создание условий, которые позволили бы людям решать возникающие у них противоречия и конфликты в рамках требований закона.

 

Предупредительная: одна из гарантий обеспечения принципов верховенства закона.

 

Охранительная: ограждает свободы и права граждан от правонарушений, защищает социально-значимые ценности (в этом проявляется гуманистическая направленность предупреждения преступлений). Воспитательная: использование методов убеждения, коррекция поведения людей, приведение их поступков в соответствие с требованиями права и гуманистической морали.

 

Необходимым элементом системы являются субъекты профилактики преступлений. В криминологии их делят на три основные группы.

 

Субъекты, которые непосредственно ведут индивидуальную профилактику. К ним относится семья, трудовые и учебные коллективы, образуемые ими объединения граждан, а также организационные структуры раннего и непосредственного предупреждения преступлений в рамках правоохранительных органов. Эти субъекты непосредственно воздействуют на человека, условия его жизни и воспитания, снимают криминогенные ситуации, предотвращают преступления, пресекают перерастание антиобщественных действий в общественно опасные деяния, выясняют, устраняют их причины и условия, предупреждают рецидив преступлений. Субъекты, осуществления профилактики в ходе выполнения своих контрольных и правоохранительных функций — система правоохранительных органов (суд, прокуратура, органы внутренних дел, налоговая инспекция, налоговая полиция).

 

3. Субъекты, занятые преимущественно руководством или координацией деятельности по предупреждению преступлений.

 

Организацией профилактики преступлений обязаны заниматься местные органы власти и самоуправления. В пределах их компетенции должны издаваться правовые акты, регулирующие предупредительную деятельность, осуществляться контроль за соблюдением законов в профилактической деятельности государственных и общественных структур. Местные органы власти призваны разрабатывать и организовывать исполнение комплексных планов предупреждения преступлений, органы исполнительные и распорядительные — осуществлять непосредственное руководство деятельностью государственных органов и общественных организаций по борьбе с преступностью на своей территории.

 

Социально-экономические и организационные основы предупреждения преступлений.

 

Управление профилактикой преступлений включает в себя:

 

сбор и анализ информации; принятие на этой основе решений;

 

прогнозирование и разработка планов борьбы с преступностью;

 

реализация этих планов;

 

оценка достигнутых результатов.

 

Оптимальность решений любого субъекта профилактики зависит в первую очередь от того, обладает ли он достаточно объективной и достоверной информацией для выполнения задач в пределах своей компетенции. Информация должна быть дифференцированной с учетом конкретных задач и

 

компетенции субъекта предупредительной деятельности. На основе анализа информации принимают решения о проведении профилактических мероприятий. Они могут носить самый разный характер:

 

оперативный — внесение корректив и дополнений в индивидуальную и криминологическую профилактику;

 

тактический — изменение в первоочередности профилактических задач, использование новых методов с учетом анализа конкретной криминогенной ситуации;

 

долгосрочный — разработка комплексных планов предупреждения преступлений.

 

Криминологический прогноз: основанное на анализе и данных расчета вероятное суждение о вариантах будущего состояния преступности с учетом осуществления предполагаемых мер борьбы с ней и профилактики преступлений. В зависимости от объема информации, сроков и других данных используются три метода прогноза.

 

Экстраполяция — используется для краткосрочных

 

прогнозов: будущие изменения определяются на основе показателей, характеризующих преступность в прошлом и на стоящем.

 

Экспертная оценка для более длительного прогноза: группе высококвалифицированных криминологов передаются вопросы, требующие количественной оценки возможных

 

изменений, их удельного веса в шкале соответствующих факторов.

 

3. Моделирование: анализируются факторы, влияющие на преступность и с помощью соответствующих криминологи ческих правил и математических формул формируются про

 

граммы, обсчитываются с помощью компьютера.

 

Планирование позволяет осуществлять согласованные мероприятия социально-экономического, воспитательного, организационного, профилактического, государственно-правового характера. В данном случае план — это программа, состоящая из заданий, реализация которых призвана обеспе­чить разрешение конкретных задач.

 

В зависимости от широты и характера мероприятий, а также от круга субъектов планирования различают:

 

комплексные планы, которые включают в себя решение экономических, социальных, воспитательных, организационно-правовых и чисто криминологических задач;

 

ведомственно-отраслевые планы — планируются специальные меры предупреждения преступлений, осуществляемые органами внутренних дел, судами, прокуратурой, юстицией. Обеспечивается взаимодействие социального планирования с осуществлением мер криминологической профилактики.

 

По времени планирование бывает: текущим — строится с учетом конкретной обстановки борьбы с преступностью, решает задачи рассчитанные на небольшой срок времени;

 

перспективным — рассчитанным на длительный срок при составлении учитывается не только то, что сразу дает практический результат, но также то, что подготавливает его.

 

Разработка планов складывается из трех взаимосвязанных этапов.

 

1. Определение задач, которые предстоит решить в определенный период времени.

 

2. Разработка и координация программ, мероприятий в целях более эффективного решения задач.

 

3. Распределение сил по выполнению программ в целом и отдельных мероприятий в строго установленные сроки.

 

Ресурсное обеспечение профилактики преступлений.

 

Прежде всего нужны специализированные криминологические службы со своими профессионально подготовленными кадрами, системой материально-технического снабжения. Система профилактики нуждается в компьютерном обеспечении.

 

Отсутствие такового сдерживает развитие специализированных профилактических служб. Меры профилактики не могут унижать честь и достоинство человека, причинять ему физические и моральные страдания. Правовые гарантии — необходимое условие реализации принципа законности в предупредительной деятельности.

 

 

5. Основные методологические требования, предъявляемые к планированию предупреждения преступлений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: