Раздел 1. Уголовный закон




Содержание

 

Предисловие

Часть I. ЧЕЛОВЕК. ПРИРОДА. ОБЩЕСТВО

Глава I. Что такое человек

Тема 1. Что делает человека человеком?

Тема 2. Что человеку нужно?

Тема 3. Ваши способности — в вашей власти

Тема 4. Человек и человечность

Тема 5. Человек и культура

Тема 6. «Вечные вопросы»

Глава II. Человек и природа

Тема 7. Общество и природа

Тема 8. Место человека в природе

Тема 9. У роковой черты

Тема 10. Можно ли преодолеть экологический кризис?

Тема 11. Экология и нравственность

Глава III. Человек среди людей

Тема 12. Что такое межличностные отношения?

Тема 13. Радости и сложности общения

Тема 14. Малая группа

Тема 15. Бесценный дружеский союз

Тема 16. Самое утреннее из чувств

Тема 17. Психологический климат в семье

Тема 18. Ежели вы вежливы...

Глава IV. Человек в обществе

Тема 19. Человек и общество

Тема 20. От хозяйства Робинзона к экономике

Тема 21. Человек в мире экономических отношений

Тема 22. Государство и экономика

Тема 23. Социальная сфера жизни общества

Тема 24. Нации и национальные отношения

Тема 25. Связь поколений

Тема 26. Политика и политическая жизнь

Тема 27. Гражданин и государство

Тема 28. Культура. Наука. Искусство

Тема 29. Современный мир

Часть II. ЛИЧНОСТЬ. МОРАЛЬ. ПРАВО

Глава V. Личность и мораль

Тема 30. Личность и моральная ответственность

Тема 31. Что такое мораль

Тема 32. Добро и зло

Тема 33. Роль морали в жизни человека и общества

Тема 34. Долг и совесть

Тема 35. Нравственные основы любви, брака и семьи

Тема 36. Нравственная культура

Глава VI. Гражданин. Государство. Право

Тема 37. Роль права в жизни человека, общества, государства

Тема 38. Право выше власти

Тема 39. Правовое государство: основные признаки

Тема 40. Конституция России

Глава VII. Права человека и гражданина

Тема 41. Гражданин — человек свободный и ответственный

Тема 42. Всеобщая декларация прав человека

Тема 43. Международное гуманитарное право

Тема 44. Частная и публичная жизнь гражданина

Тема 45. Труд и собственность

Тема 46. Духовная жизнь

Тема 47. Свобода совести

Тема 48. Правовые основы брака и семьи

Тема 49. Домашнее строительство

Тема 50. Социальные права человека

Тема 51. Гражданские и политические свободы

Тема 52. Право на образование

Итоговые уроки

 

 

Предисловие

Предлагаемые вниманию читателя дидактические материалы призваны способствовать реализации требований образовательного стандарта по обществознанию, повышению качества обучения и воспитания, углублению знаний, развитию мышления учащихся, формированию у них общеучебных и специфических для общественных наук умений, лучшей ориентации подростков в окружающей их социальной жизни; постепенно (особенно учитывая, что речь идет о первых частях курса обществознания) разъяснять учащимся значение документа, помогать им глубже и разносторонне осознавать его сущность и значение, вырабатывать не только умения работы с документом, но и понимание подростками ценности обществоведческого образования.

Сборник является важной составной частью учебно-методического комплекта по курсу «Введение в обществознание». Ведущим звеном средств обучения предмету является учебник «Введение в обществознание»1. Структура предложенной книги соответствует структуре этого учебника.

Составители книги стремились решить двуединую задачу: обеспечить педагогически обоснованный подбор свойственных обществознанию письменных носителей информации о жизнедеятельности человека и общества, о различных сферах социальной действительности; помочь учителю оптимально организовать на базе представленных в книге документов учебную работу с ними, способствующую основательному овладению важнейшими идеями и понятиями курса, доступными методами анализа и оценки общественных явлений, выработке гуманистической жизненной позиции.

К числу источников, представленных в книге, относятся: фрагменты произведений мыслителей прошлого и настоящего (преимущественно философского плана); отрывки из научных и научно-популярных трудов по базовым наукам; нормативные документы (законы Российской Федерации, международные политико-правовые документы); информационные, публицистические материалы, а также личные документы (письма, дневники и т. п.).

Рассчитанная на преподавателей и учащихся основной школы, книга может быть также использована преподавателями и студентами высших педагогических учебных заведений, слушателями курсов переподготовки и повышения квалификации учителей обществознания.

Для учителя предлагаемое пособие может стать настольной книгой, постоянное обращение к которой полезно как при подготовке к урокам, так и на самих занятиях. Привлечение в процессе обучения документов обладает большим педагогическим потенциалом. Оно способствует знакомству с источниками общественных наук, методами научного познания человека и общества; конкретизации, углублению изучаемого содержания; приданию большей доказательности положениям и выводам курса; выработке умений понимать, оценивать тексты, с которыми человек и гражданин встречается в практической деятельности, сопоставлять документы между собой и с другими источниками информации2.

Первое знакомство учителя с книгой носит общий (обзорный) характер. Дальнейшее обращение к ней целесообразно при подготовке к каждой учебной теме. В отведенное на курс учебное время преподаватель, конечно, не сможет организовать в классе самостоятельную работу учащихся со всеми воспроизведенными в книге документами. Возможны различные пути ее использования в каждой подтеме, совпадающей с соответствующим параграфом учебника: включение содержания документа в изложение учебного материала учителем (или его цитирование), организация фронтальной, групповой или индивидуальной работы учащихся над отдельными текстами.

Главное назначение данного пособия — создать условия для организации на уроках обществознания систематической самостоятельной работы учащихся с документами. Наличие в школьном кабинете не менее двух десятков этих книг даст возможность всем учащимся, по замыслу учителя, обращаться к текстам, представленным в пособии, выполнять задания, которые сопровождают каждый из документов. Включение такой работы в ткань урока, как при первичном изучении учебного материала, так и на стадии его углубления и закрепления, позволяет, наряду с использованием познавательных и практических задач, изменить характер учебного процесса по курсу обществознания, обеспечить активизацию интеллектуальной деятельности учащихся, изжить догматизм и механическое заучивание материала, сделать знания оперативными, сформировать умение применять их в новых ситуациях.

При отборе текстов составители стремились учитывать интегративный характер курса и по возможности представить в подтемах документы, относящиеся к разным базовым наукам, создающие возможности для решения различных образовательно-воспитательных задач. Так, в подтеме «Труд и собственность» первый документ характеризует роль труда в жизни индивида («человековедение»), второй — сущность частной собственности и ее роль в творческом напряженном труде, необходимом для народного хозяйства (философские и экономические знания). Далее следуют документы о праве собственности (область права) и последний документ — об этике бизнеса (моральный фактор).

Следует учитывать, что в целях уровневой дифференциации обучения в книгу включены тексты различной сложности. Следовательно, выбор способа работы с текстами зависит от педагогического замысла проведения занятия, интересов учащихся, уровня их подготовки к самостоятельному анализу документа. Приведем пример. Подтема «Что человеку нужно?» включает 5 текстов. В классах среднего уровня можно, например, тексты 2 и 3 предложить учащимся для фронтальной работы, текст 4 — для индивидуальной работы повышенного уровня, а тексты 1 и 5 привлечь в рассказе учителя.

Как уже отмечалось, в пособии представлены в едином блоке фрагмент произведения и задания для работы с ним. Задания носят дифференцированный характер, и учитель по каждому тексту может определить вопросы и задания, которые предлагаются всему классу, и задания, рекомендуемые сравнительно более подготовленным учащимся.

Школьникам, участвующим в занятиях по выбору, где преобладает историко-обществоведческая тематика, целесообразно иметь предлагаемые материалы в постоянном личном пользовании. Для этих учащихся желательно более обстоятельное изучение текстов, выполнение всех предложенных заданий. Изучение каждого параграфа учебника должно сопровождаться выполнением заданий по анализу текстов.

Тексты к итоговым урокам могут быть использованы по усмотрению учителя как на заключительных занятиях по курсу, так и при изучении любой из предшествующих тем.

Преподавателям педагогических университетов и институтов, особенно ведущим занятия по методике обществознания, обращение к дидактическим материалам поможет повысить качество подготовки будущих учителей.

На курсах повышения квалификации желательно проведение специального занятия, посвященного методике работы с документами.

Составители будут благодарны за отзывы на это издание, за критические замечания и предложения. Наш адрес: 119435, Москва, ул. Погодинская, д. 8, Институт общего среднего образования, лаборатория обществоведческого образования.

 


1 Введение в обществознание: Учеб. пособие для 8—9 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. Л. Н. Боголюбова. — 1—5-е изд. — 1995—2000.
2 Подробнее о функциях документов в учебном процессе, приемах работы с ними см.: Боголюбов Л. Н. Работа с документами в процессе обществоведческого образования // Обществознание в школе. — 1998. — № 4.

 

Часть I.
ЧЕЛОВЕК. ПРИРОДА. ОБЩЕСТВО

Глава I. ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК

Тема 1. ЧТО ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ

Текст 1. Сила или разум?

Из книги, составленной последователями древнекитайского мыслителя Ле Цзы (V в. до н. э.)

Ян Чижу сказал: «Человек — самое разумное среди всех существ, наделенных жизнью. И в то же время ногти и зубы человека недостаточно сильны, чтобы обеспечить ему охрану и защиту; мускулы и кожа недостаточно крепки, чтобы оборонять его и отражать удары; ноги недостаточно быстры, чтобы унести от опасности. У человека нет ни шерсти, ни перьев, защищающих его от холода и жары, и, чтобы прокормиться, он должен полагаться не на силу, а на разум. Поэтому человек высоко ценит разум и с пренебрежением относится к силе, ибо разум сохраняет его существование, а презренная сила вершит насилие над внешними вещами».

Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии: Древний мир — эпоха Просвещения. — М., 1991. — С. 35.

Вопросы и задания: 1. Объясните, как разум человека возмещает недостаток силы и естественных средств защиты. 2. Сегодня, спустя 25 веков после создания книги последователями Ле Цзы, можно ли сказать, что все люди соответствуют той характеристике человека, которая дана в приведенном отрывке? 3. Согласны ли вы с тем, что человека характеризует разум, а не сила?

Текст 2. О человечности

Н. А. Бердяев (1874—1948) — русский философ

Подлинная человечность есть богоподобное, божественное в человеке... Для того чтобы походить вполне на человека, нужно походить на Бога... Человечен не человек, а Бог... Человечность и есть богочеловечность. Человек гораздо более реализует в себе образ звериный, чем образ Божий...

Образ звериный в человеке совсем не означает сходства со зверем, прекрасным Божьим твореньем. Ужасен не зверь, а человек, ставший зверем. Зверь безмерно лучше звероподобного человека. Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек. В звере есть ангелоподобие. Он также несет в себе искаженный образ ангела1, как человек несет искаженный образ Бога. Но в звере никогда не бывает такого страшного искажения своего образа, какое бывает в человеке. Человек ответствен за состояние зверя в этом мире, зверь же не ответствен... Если Бога нет, то человек есть усовершенствованное и вместе с тем ухудшенное животное...

Бердяев Н. А. О назначении человека. — М., 1993. — С. 311.

Вопросы и задания: 1. Какова главная мысль этого фрагмента? 2. Имеет ли значение предложенный фрагмент только для человека верующего или также и для человека нерелигиозного? Поясните свою точку зрения. 3. Согласны ли вы с утверждением: «Ужасен не зверь, а человек, ставший зверем»? Как вы его понимаете? 4. В чем смысл утверждения: «Для того чтобы походить вполне на человека, нужно походить на Бога»? Какие черты человечности характеризуют образ Бога? Можно ли сказать, что Бог — идеал человека?

Текст 3. Что такое человек?

Э. Фромм (1900—1980) — немецко-американский социолог и психолог

Одни полагают, что люди — это овцы, другие считают их хищными волками. Обе стороны могут привести аргументы в пользу своей точки зрения. Тот, кто считает людей овцами, может указать хотя бы на то, что они с легкостью выполняют приказы других людей, даже в ущерб себе...

Великие инквизиторы и диктаторы основывали свои системы власти как раз на утверждении, что люди — это овцы...

Однако если большинство людей — овцы, то почему они ведут жизнь, которая этому полностью противоречит? История человечества написана кровью. Это история никогда не прекращающегося насилия, поскольку люди почти всегда подчиняли себе подобных с помощью силы... Разве мы не сталкиваемся повсюду с бесчеловечностью человека — в случае безжалостного ведения войны, в случае убийства и насилия, в случае беззастенчивой эксплуатации слабых более сильными?

...Может быть, ответ прост и заключается в том, что меньшинство волков живет бок о бок с большинством овец? Волки хотят убивать, овцы хотят делать то, что им приказывают... А может, речь вообще не должна идти об альтернативе? Может быть, человек — это одновременно и волк, и овца или он ни волк, ни овца?

...Вопрос о том, является ли человек волком или овцой, — это лишь заостренная формулировка вопроса... является ли человек по существу злым и порочным, или он добр по своей сути и способен к самосовершенствованию.

Фромм Э. Душа человека. — М., 1992. — С. 16—17.

Вопросы и задания: 1. Согласны ли вы с мнением автора? 2. Как бы вы ответили на поставленные Э. Фроммом вопросы? Приведите примеры из истории, или из литературы, или из собственного опыта, или из современной жизни. 3. Сопоставьте вопросы Э. Фромма с размышлениями о человечности других философов. Кто ближе к идеалу человечности — человек-«овца» или человек-«волк»? Может быть, ни тот ни другой? Свои выводы объясните.

Текст 4. Фундамент человечности

Из книги современных российских философов

В какой бы район земного шара мы ни попали, мы встретим там человеческих существ, о которых правомерно утверждать, по крайней мере, следующее:

— они умеют изготовлять орудия при помощи орудий и использовать их как средства производства материальных благ;

— они знают простейшие нравственные запреты и безусловную противоположность добра и зла;

— они обладают потребностями, чувственными восприятиями и умственными навыками, развивавшимися исторически;

— они не могут ни сформироваться, ни существовать вне общества;

— признаваемые ими индивидуальные качества и достоинства суть общественные определения, которые отвечают тому или иному типу объективных отношений;

— их жизнедеятельность имеет не изначально запрограммированный, а сознательно-волевой характер, вследствие чего они являются существами, у которых есть способность самопринуждения, совесть и сознание ответственности.

Введение в философию. — М., 1989. — С. 236—237.

Вопросы и задания: 1. Какие черты, характеризующие человека, вы встречали в других текстах? Какие черты вы встретили впервые в этом тексте? 2. Указанные черты свойственны только человеку или другим существам тоже? Выскажите свое мнение по каждой из названных черт в отдельности и аргументируйте его. 3. Какую из перечисленных черт вы считаете самой важной и почему? 4. Как вы понимаете слова «фундамент человечности»? Какие человеческие качества вы бы построили на этом фундаменте? 5. Какой из названных признаков вам не совсем понятен? Попросите учителя разъяснить его.

Тема 2. ЧТО ЧЕЛОВЕКУ НУЖНО?

Текст 1. Нужда и потребность

Я. Л. Коломинский — современный психолог, академик Белорусской академии образования

В психологии различают нужду и потребность. Нужда — это объективная необходимость, которую сам человек может не переживать и не осознавать. Например, только что родившийся ребенок объективно нуждается во взрослом человеке (без него погибнет!), но сам он, субъективно, этого не только не осознает, но и не чувствует, не переживает...

Организм человека постоянно нуждается в кислороде, который поступает в кровь благодаря дыханию. Но потребностью эта нужда становится только тогда, когда возникает какой-либо дефицит: заболевают органы дыхания, снижается содержание кислорода в атмосфере. В этом случае человек страдает от нехватки кислорода, предпринимает какие-то действия, чтобы ее устранить, радуется, когда может вздохнуть полной грудью. Объективное состояние — нужда — преобразовалось в психологическое состояние — потребность...

Потребности, которые отражают нужды нашего организма, называют органическими; потребности, связанные с нуждами развития личности, — духовными или социогенными (порожденными обществом). Органические потребности (в пище, кислороде, воде, продолжении рода, самосохранении) есть и у человека, и у животных. Но даже эти потребности человека на протяжении истории значительно изменились, преобразовались, так сказать, очеловечились. Историческое развитие потребностей в данном случае выражается в том, что меняются предметы и способы удовлетворения потребности. В отличие от животных человек сам производит продукты, удовлетворяющие его потребности.

Коломинский Я. Л. Человек: психология. — М., 1980. — С. 190.

Вопросы и задания: 1. Опираясь на текст, поясните, чем объективное состояние — нужда — отличается от психологического состояния — потребности. 2. Какие потребности отражают нужды человеческого организма? Какие потребности связаны с развитием личности? Пользуясь текстами учебника и документа, приведите примеры тех и других потребностей. 3. Какие потребности свойственны и человеку, и животному? 4. Есть ли основание утверждать, что органические потребности людей очеловечены? Отвечая на этот вопрос, рассмотрите, с помощью чего и каким способом человек их удовлетворяет.

Текст 2. Что человек может иметь всегда?

Эпиктет (ок. 50 — ок. 140) — римский философ

Знай и помни, что если человек несчастен, то он сам в этом виноват. Несчастны бывают люди только тогда, когда они желают того, чего не могут иметь; счастливы же тогда, когда желают того, что могут иметь.

Чего же люди не могут всегда иметь, хотя желают, и что могут всегда иметь, когда желают этого?

Не всегда могут люди иметь то, что не находится в их власти, не принадлежит им, то, что другие могут отнять у них, — все это не во власти людей. Во власти же людей только то, чему никто и ничто не может помешать.

Первое — это все блага мирские: богатство, почести, здоровье. Второе — это наша душа, наше духовное самосовершенствование. И в нашей власти как раз все то, что нам нужнее всего для нашего блага, потому что ничто, никакие мирские блага не дают истинного блага, а всегда только обманывают. Истинное же благо дают только наши усилия приближаться к духовному совершенству, а усилия эти всегда в нашей власти.

Цит. по: Толстой Л. Н. Путь жизни. Кн. 2. — Тольятти, 1995. — С. 320—321.

Вопросы и задания: 1. О каких потребностях человека говорится в документе? Какие из них относятся к материальным, какие — к духовным, какие — к социальным? 2. Удовлетворение каких потребностей, по мнению автора, делает людей счастливыми? Разделяете ли вы эту точку зрения? 3. Опираясь на текст, попробуйте определить, какими были ценностные ориентации Эпиктета. 4. Как бы вы ответили на вопрос, являющийся названием документа?

Текст 3. Дело — источник удовлетворения

С. Т. Шацкий (1878—1934) — российский педагог

Я ищу хотя бы маленького дела, но такого, которое по существу своему, если в него углубиться, могло бы дать удовлетворение. Я хочу научиться пониманию того, как отыскивать и находить цель и смысл в деле, хотя бы сравнительно ничтожном, потому, что грандиозное, яркое, бьющее в глаза дело, ясное для всех, создающее известность, о чем мы всегда мечтаем, пока молоды, состоит из многих незначительных по размеру деятельностей.

Ведь не в том сила, чтобы захватить побольше, удовлетвориться известностью и в этой известности находить награду (а после, привыкнув, делать дело только ради этой самой славы), а в том, чтобы твердо, бескорыстно выполнять настоящее жизненное дело ради него самого.

Шацкий С. Т. Студенческие годы // С. Т. Шацкий: работа для будущего. Документальное повествование / Сост. В. И. Малинин, Ф. А. Фрадкин. — М., 1989. — С. 68.

Вопросы и задания: 1. О какой своей потребности пишет автор? К потребностям какого вида ее можно отнести: материальным, социальным или духовным? 2. Как вы думаете, какой смысл вложен в каждое слово выражения «настоящее жизненное дело»? 3. В чем автор видит силу человека? Приведите примеры, подтверждающие его точку зрения.

Текст 4. Значение труда для жизни человека

К. Д. Ушинский (1824—1870 / 71) — русский педагог

Отец, человек, проложивший сам себе дорогу, трудится, бьется из всех сил, чтобы избавить своих детей от необходимости трудиться, и, наконец, оставляет им обеспеченное состояние. Что же приносит это состояние детям? Оно весьма часто не только бывает причиной безнравственности в детях, не только губит их умственные способности и физические силы, но даже делает их положительно несчастными, так что если сравнить счастье отца, тяжким упорным трудом нажившего состояние, и детей, проживающих его без всякого труда, то мы увидим, что отец был несравненно счастливее детей...

Из всех этих примеров мы видим, что труд, исходя от человека на природу, действует обратно на человека не одним удовлетворением его потребностей и расширением их круга, но собственной своей, внутренней, ему одному присущей силой, независимо от тех материальных ценностей, которые он доставляет. Материальные плоды трудов составляют человеческое достояние, но только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности, и счастья. Это животворное влияние имеет только личный труд на того, кто трудится. Материальные плоды трудов можно отнять, наследовать, купить, но внутренней, духовной, животворящей силы труда нельзя ни отнять, ни наследовать, ни купить за все золото Калифорнии: она остается у того, кто трудится.

Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Пед. соч. В 6 т. — М., 1988. — Т. 2. — С. 10—11.

Вопросы и задания: 1. Что говорится в отрывке о воздействии труда на человека? 2. Какие потребности человек удовлетворяет с помощью труда: материальные или духовные? Приведите фрагменты текста, подтверждающие ваш ответ. 3. Как вы думаете, возможно ли абсолютно независимое друг от друга проявление и удовлетворение материальных и духовных потребностей? Подберите примеры, поясняющие вашу точку зрения.

Текст 5. О ценностных ориентациях

Л. П. Буева — современный философ, академик Российской академии образования

В системе ценностных потенциалов, которые характеризуют нравственную атмосферу общества, на первый план выдвигаются такие ценности, как деньги, вещи, власть...

Самым опасным является деструкция2 глубинных человеческих ценностей, к которым относятся вера, надежда и любовь, — как это ни странно. Довольно часто идут разговоры о том, как нам готовить нового человека. Нам бы не потерять старого человека, его гуманистическое основание. Вот вопрос о вере. Мы проводили исследования, данные которых свидетельствуют о том, во что верит современный человек, в первую очередь молодежь. Скорее всего, в случай, в чудо и в деньги. Все остальные параметры находятся на очень низком уровне. И основным якорем спасения они считают материальное обеспечение.

Семейные ценности, любовь еще не ушли из системы человеческих ценностей, но они сильно деформированы. Любовь-жалость, любовь-сострадание постепенно уходят из структуры. На первый план выдвигается любовь-секс, и при вступлении в коммерцию товаром становятся человеческое тело, человеческие отношения.

Буева Л. П. Проблемы нравственной культуры и развитие детей России // Государство и дети: реальности России: Материалы международной научно-практической конференции. — М., 1995. — С. 47—50.

Вопросы и задания: 1. Чему посвящен данный текст? Какова его основная идея? 2. Найдите в учебнике определение ценностных ориентаций. Опираясь на текст фрагмента, приведите примеры ценностей. 3. Разрушение каких ценностей, по мнению автора, является самым опасным? Как вы думаете, почему? 4. Представьте, что вашему классу задали вопрос: «Во что верит современная молодежь?» Какими могли бы быть ответы? Как вы лично ответили бы на этот вопрос?

Тема 3. ВАШИ СПОСОБНОСТИ — В ВАШЕЙ ВЛАСТИ

Текст 1. Что такое способности

Б. М. Теплов (1896—1965) — российский психолог, академик Академии педагогических наук РСФСР

Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах3, в отношении которых все люди равны.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям4, навыкам5 или умениям6, которые уже выработаны у данного человека.

Теплов Б. М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий: Тексты. — М., 1982. — С. 129—130.

Вопросы и задания: 1. Как вы понимаете слова «индивидуально-психологические особенности»? 2. Кратко сформулируйте основные признаки понятия «способности». 3. Составьте не менее трех собственных вопросов к данному тексту. 4. Приведите свои примеры проявления способностей, связанных с успешностью художественной, научной, литературной деятельности выдающихся людей.

Текст 2. Задатки и способности

Я. Л. Коломинский — современный психолог, академик Белорусской академии образования

Ребенок рождается не с готовыми способностями, а с задатками, т. е. такими особенностями строения мозга, органов чувств и достижения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Задатки многозначны, т. е. на базе одних и тех же задатков могут возникнуть различные способности в зависимости от требований соответствующей деятельности. Так, острая наблюдательность и хорошая зрительная память могут войти в структуру способностей художника, следователя, геолога. Не повредят эти качества и специалистам в десятках других областей.

Разовьются ли задатки в способности, зависит не только от индивидуальных особенностей личности, но и от исторических условий, от потребностей общества. Те или иные способности развиваются тогда, когда в них появляется общественная необходимость.

Рассмотрим с этой точки зрения такую воображаемую ситуацию. Где-то на далеком острове в Тихом океане родился мальчик с выдающимися музыкальными задатками. Кем может он стать, если учесть, что люди его племени не знают никакой иной музыки, кроме одноголосного пения, и никакого другого музыкального инструмента, кроме барабана? В лучшем случае этот мальчик войдет в историю острова как самый замечательный барабанщик. Иными словами, он достигнет такого уровня развития своего музыкального таланта, который возможен в определенных социальных условиях. Совсем иначе сложилась бы его судьба, если бы он оказался в стране с высокоразвитой музыкальной культурой и попал там к хорошим педагогам.

Коломинский Я. Л. Человек: психология. — М., 1998. — С. 222.

Вопросы и задания: 1. Что такое задатки? 2. Какова связь между задатками и способностями? 3. От чего зависит развитие задатков в способности? Какие, по вашему мнению, условия необходимы для такого развития? Ответ аргументируйте. 4. Предположите, как может сложиться судьба одаренного мальчика с далекого тихоокеанского острова, если он попадет в страну с развитой музыкальной культурой. Составьте небольшой рассказ о его судьбе.

Текст 3. Три стороны образа «Я»

А. В. Петровский — российский психолог, академик Российской академии образования

Попробуем осуществить анатомию «Я-образа». Представления человека о его внешности, способностях, умениях, социальной значимости и т. д. — результат познавательного... процесса. Другими словами, это открытие собственных личностных качеств и особенностей. Если человек вырос в семье, где господствует культ вещей7 и он сам со временем стал служителем этого культа, то в его «Я-образе» на первом плане окажутся вещи с яркими фирменными ярлыками. <...>

Вторая существенная сторона «Я-образа» — эмоциональная8. Наличие или отсутствие самокритичности, самоуважения, себялюбия, самоуничижения и т. д. <...>

И, наконец, третья сторона «Я-образа» — волевое начало9: стремление завоевать симпатии, уважение, повысить свой статус10, рискуя, проверить свои возможности или же наоборот: желание остаться незамеченным, уклонившись не только от критики, но и вообще от какой-либо оценки, «уйти в тень», скрыть свои недостатки и слабости. Тем самым волевая сторона «Я-образа» может быть активной, характеризующейся уходом от деятельности и общения.

Петровский А. В. Что мы знаем и чего не знаем о себе. — М., 1988. — С. 142—143.

Вопросы и задания: 1. Назовите основные стороны «Я-образа», которые характеризует автор данного фрагмента. Кратко определите каждую из сторон «Я-образа». 2. Найдите в тексте параграфа учебника место, соответствующее данному фрагменту. В чем вы видите связь учебного текста и данного фрагмента? 3. Почему «Я-образ» многосторонен? Можно ли представить себе одномерное «Я»? Ответ аргументируйте, привлекая материал из учебника. 4. Определите особенности собственного «Я-образа» с точки зрения места в нем разума, чувств, волевого начала.

Тема 4. ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ

Текст 1. Нравственные заповеди11 христиан

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на Земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

Библия. Исх. 20, Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. — М., 1996. — С. 79.

Вопросы и задания: 1. Чему учат приведенные выше заповеди? 2. Почему, несмотря на давнее происхождение этих заповедей, люди не всегда им следуют? 3. Почему большинство заповедей начинается с отрицания «не»? Ответ аргументируйте. 4. Чем вы можете объяснить тот факт, что близкие по смыслу правила можно найти не только в священных книгах христиан, но и в других религиях?

Текст 2. Добро и зло в жизни человека

Дж. Локк (1632—1704) — английский философ

Что такое добро и зло? <...> Добром мы называем то, что способно вызвать или увеличить наше удовольствие, либо уменьшить наше страдание, или же обеспечить либо сохранить нам обладание каким-нибудь другим благом или же отсутствие какого-нибудь зла. Злом, напротив, мы называем то, что способно причинить нам или увеличить какое-нибудь страдание, либо уменьшить какое-нибудь удовольствие, либо лишить нас какого-нибудь блага...

Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Соч. В 3 т. — М., 1985. — С. 280—287.

Вопросы и задания: 1. Как английский философ XVII в. объясняет, что такое добро? 2. Проиллюстрируйте собственными примерами такие проявления добра, как способность доставить удовольствие, уменьшить страдание, обеспечить обладание иным благом. 3. Почему Локк считает, что отсутствие зла — добро? Какие дополнительные аргументы вы можете привести для доказательства этого суждения? 4. Какое отношение текст о добре и зле имеет к проблеме нравственности? Свой ответ обоснуйте. 5. Возможна ли, по вашему мнению, человечность без стремления увеличить добро и уменьшить зло? Ответ аргументируйте.

Текст 3. О морали и нравственности

Н. И. Козлов — современный российский психолог и писатель

Если бы морали не было, ее следовало бы выдумать. Это не самое гуманное изобретение, но управление массой и нормальная социальная жизнь иначе невозможны. В моральных нормах есть, как правило, глубокий смысл, они выверены столетиями, и даже у абсурдных12 установок есть непререкаемое достоинство — они работают. Воинственно рушить мораль так же опасно, как подкапывать гору, которая может на тебя же и свалиться.

Но становиться ее рабом?!

Ребенка надо учить морали. Но бездумное следование морали для духовно и душевно развитого человека — уже безнравственно.

Мораль и нравственность употребляются как синонимы только в дурных философских словарях. Мораль — это принятые каким-то кругом для себя или другого круга людей готовые мнения о том, как людям жить надо. Нравственность же — это другое. В нравственности нет готовых формул. Это поиск, это путь, где известно только направление: забота о людях, об их здоровье и счастье.

Козлов Н. И. Философские сказки для обдумывающих житье, или Веселая книга о свободе и нравственности. — М., 1994. — С. 173—174.

Вопросы и задания: 1. Согласны ли вы с мнением автора, что мораль — гуманное изобретение? В чем заключается гуманизм такого изобретения? 2. В чем может заключаться парадоксальное, или противоречивое, содержание моральных норм? Поясните на примере (можно использовать заповеди, приведенные в тексте 1). 3. Как автор данного текста определяет мораль? Что он понимает под нравственностью? 4. Найдите в учебнике определение человечности. Сопоставьте это толкование с понятиями «мораль» и «нравственность», используемыми автором данного фрагмента. Сделайте выводы.

Тема 5. ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА

  Текст 1. Был ли культурным первобытный человек?

Дж. Фрезер (1854—1941) — английский религиовед, этнолог, этнограф

На долю культуры первобытного общества слишком часто выпадают только презрение, насмешки и осуждение. Между тем в числе благодетелей человечества, которых мы обязаны с благодарностью чтить, многие, если не большинство, были первобытными людьми. В конечном счете мы не так



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: