Организационно-экономическая характеристика предприятия.




Могилевский молочный комбинат введен в эксплуатацию в 1979г. Его главной задачей является комплексная безотходная переработка сырья (молока) в регионе и производство широкого ассортимента молочной продукции для жителей г. Могилева, а также для обеспечения поставок масла животного, сухого обезжиренного молока и казеина за пределы Республики Беларусь. ОАО "Могилевский молочный комбинат» образовано в соответствии с приказом № 180 от 29 сентября 1995 года Могилевского областного исполнительного комитета по управлению государственным имуществом и приватизации в ходе преобразования государственного предприятия Могилевский молочный комбинат. ОАО «Могилевский молочный комбинат» зарегистрировано Октябрьским районным исполнительным комитетом города Могилева 25.10.95 года, регистрационный номер 12/1179-1217-10.

В 2002 году к ОАО «Могилевский молочный комбинат» посредством объединения в одно акционерное общество были присоединены два молочных завода: Круглянский и Краснопольский, получившие статус отделений без образования юридического лица.

В состав комбината входят 4 цеха основного производства: цельномолочный, маслоцех, цех производства сухих молочных продуктов, цех мороженого; 5 вспомогательных цехов: ремонтно-механический, ремонтно-строительный, котельная, компрессорный цех, электроцех; одно сепараторное отделение.

Сырьем для производства продукции служит молоко цельное, сливки и молоко обезжиренное, поступающее из закрепленной сырьевой зоны: хозяйств Могилевского, Круглянского и Краснопольского районов, а также от других районов, колхозов и молочных заводов.

Проектная мощность комбината составляет (тонн в смену): объем переработки молока - 500 тонн, производство цельномолочной продукции -150 тонн, производство масла животного - 14,7 тонн, производство сухого обезжиренного молока - 10 тонн, производство казеина - 1 тонна.

Технологическое оборудование цехов основного производства представлено оборудованием как отечественного, так и импортного производства. Основная часть его эксплуатируется с момента пуска комбината и на сегодняшний день требует замены. Износ оборудования составляет более 50%.

Основными видам производимой продукции являются масло животное, цельномолочная продукция, сухое обезжиренное молоко и казеин. Продукция выпускается в крупной и мелкой расфасовке. Комбинат является монополистом по цельномолочной продукции. Объем продаж цельномолочной продукции равен объему выпуска. Доля комбината на рынке молочной продукции достигает 90 %. Поставка масла производится согласно нарядов УКПП «Мясомолпром» на основании разнарядки Минсельхозпрода. Основной рынок сбыта - внутренний. Поставка сухого обезжиренного молока и казеина осуществляется на основании разнарядки комитета по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкома и УКПП «Мясомолпром». Основными получателями сухого обезжиренного молока являются колхозы, совхозы, комбинаты хлебопродуктов.

Основным видом деятельности предприятия является производственная. Основные показатели работы предприятия приведены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Показатели производственной деятельности предприятия.

 

Показатели 2002 г 2003 г 2003 г в % к 2002 г
Стоимость товарной продукции в сопоставимых ценах, млн.руб.   2300208,8 377,4
Объём производства по видам, т: мороженое цельномолочная продукция сыр масло   313,2 133,03   32240,2 61,8 1434,8   83,5 47,5 107,8
Стоимость реализованной продукции, млн.руб. 12798,0   14,8
Затраты на производство, млн.руб. 12648,0   134,7
Прибыль от реализации продукции и услуг, млн.руб. 408,0   5,4
Балансовая прибыль, млн.руб. 274,0 -59 -21,5
Чистая прибыль, млн.руб. 128,0 -88 -68,6
Рентабельность, % 2,2 -0,3 -2,5

 

Увеличение производства товарной продукции в сопоставимых ценах на 1 тонну перерабатываемого сырья является положительной тенденцией при ежегодном сокращении объемов перерабатываемого сырья. Этот рост осуществляется благодаря увеличению производства новых и более рентабельных видов продукции, однако, выработка социально-значимых видов при этом не сокращается. Каждый год на ОАО «Могилевский молочный комбинат» разрабатываются и внедряются новые виды продукции; нерентабельные не социально-значимые снимаются с производства. В 2002 году производился выпуск новых видов: молоко «Берестье», творог 13 % «Берестье», сметана «Берестье», сырки глазированные с какао, с орехами, с маком, мороженое, 2 вида сыра: «Добрай рашцы» и «Майский», бифидокефир «Троицкий». Всего на сумму 4099,7 млн. рублей, удельный вес новых видов в общем объеме производства составил 33,2 %.

В 2003 году освоены новые виды продукции: напиток «Фантазия» на основе молочной сыворотки; майонез «Троицкий»; майонез «Европейский»; творог 4% с фруктами нетермизированный; творог 4 % с фруктами термизированный; глазурь «Соти»; мороженое в ароматической глазури; мороженое с плодами и ягодами; молоко пастеризованное «Йодис»; молоко витаминизированное; йогурт питьевой «Изюминка»; напиток фруктовый «Винни-Пух»; крем шоколадный «Фантазия». Всего на сумму 1517,9 млн. рублей, удельный вес новых видов в общем объеме производства составил 8,5%.

Однако, при этих положительных тенденциях, ввиду нехватки сырья, производственные мощности основных цехов используются не полностью. Изменения в использовании мощности цехов напрямую зависят от изменения объемов производства той или иной продукции.

 

Анализ сбыта продукции.

Основной задачей перерабатывающих предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельности предприятия.

 

Таблица 2 – Структура ассортимента выпускаемой продукции.

 

Ассортиментные группы Ассортиментные подгруппы Объём производства, т
     
1 Масло 1.1 Масло животное 1434,8
2 Мороженое 2.1 Мороженое сливочное  
3 Цельномолочная продукцию   3.1 Молоко 3.2 Кефир 3.3 Ряженка 3.4 Йогурт 3.5 Сметана 3.6 Творог 3.7 Мусс 3.8 Творожная продукция 32240,2 6992,1 2062,3 3652,6 5900,2
4 Сыр жирный   4.1 Мягкий 4.2 Плавленный 61,8 54,2 7,6

 

Из таблицы 2 следует, что предприятие выпускает 4 основных группы продукции, две из которых имеют насколько подгрупп. По объему производства лидирует цельномолочная продукция (32240,2 т), которая имеет наибольшее количество ассортиментных подгрупп (8).

Важное значение имеет анализ реализации продукции. Реализация продукции является завершающей стадией кругооборота средств предприятия. От ее величины зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его финансовое положение, платежеспособность, показатели оборачиваемости и рентабельности.

Процесс реализации охватывает не только движение готовой продукции на предприятии, но и в сфере обращения. Он отражает движение стоимости, признание потребителем поставленной ему продукции. Момент реализации не совпадает с моментом поставки. Кроме того, поставленную продукцию не всегда можно считать реализованной, так как возможны отказы от нее потребителей. Объемы поставок и реализации не совпадают и количественно.

Расчет объема реализации (Vp) осуществляется в следующей последовательности. Для этого составляется баланс товарной продукции (таблица 3).

 

Таблица 3 – Баланс товарной продукции.

 

Показатели 2002 год 2003 год
мороженое цельномолочная продукция сыр масло мороженое цельномолочная продукция сыр масло
Остатки готовой продукции на складе на начало отчётного года, т     0,6 5,8 16,5 671,9 0,7 26,1
Произведено за отчётный период, т 313,2     1469,5   32240,2 61,8 1434,8
Реализовано, т 304,7 38023,1 129,9 1449,2 288,5 32836,2 62,5 1612,8
Остатки готовой продукции на складе на конец отчётного периода, т 16,5 168,1 0,7 26,1     ––  

 

Анализируя таблицу 3 видно, что продукция ОАО «Могилевский молочный комбинат» реализовывается не полностью, имея значительные остатки на начало и конец отчетного периода, что говорит о плохой работе отдела сбыта, которая не реализовывает всю продукцию, создавая тем самым остатки на складах. Только производство и реализация сыра мягкого осуществляется с минимальными остатками. Объемы производства и реализации можно проследить на графике (рис. 2.). Объемы даны в натуральном выражении по кварталам за 2001, 2002, 2003 годы (табл. 4).

 

Таблица 4 – Исходная информация о производстве и реализации мороженого в тоннах.

 

Квартал 2001 год 2002 год 2003 год
Производство, т Реализация, т Производство, т Реализация, т Производство, т Реализация, т
I 17.3 13.3       48.5
II 29.4 27.2 98.3 94.7    
III 26.3 25.3        
IV 13.7 12.9        

 

– производство

--- реализация

 

Рисунок 2 - Объем производства и реализации мороженого

 

Анализируя представленный график (рис. 2), можно сделать вывод о том, что в 2002 и 2003 году наблюдается тенденция увеличения производства, а следовательно, и реализации мороженого по сравнению с 2001 годом. На графике видно, что наименьшие объемы сбыта приходятся на I и IV кварталы каждого года, это объясняется тем, что мороженое - сезонный продукт, т.е. мороженое больше всего потребляют в жаркое время года, а зимой его потребление резко падает.

 

Таблица 5 – Исходная информация о производстве и реализации цельномолочной продукции в тоннах.

 

Квартал 2001 год 2002 год 2003 год
Производство, т Реализация, т Производство, т Реализация, т Производство, т Реализация, т
I            
II       12009,1    
III         10003,2 10003,2
IV   8700,5        

 

– производство

--- реализация

 

Рисунок 3 - Объем производства и реализации цельномолочной продукции

 

Из приведенного графика (рис.3) видно, что с каждым годом производство цельномолочной продукции снижается. В 1-ых кварталах каждого года объемы производства и реализации значительно снижаются, это объясняется тем, что в зимне-весенний период очень снижаются поставки сырья (молока) для выработки продукции. Объемы производства и реализации практически совпадают.

 

Таблица 6 – Исходная информация о производстве и реализации сыра жирного мягкого в тоннах.

 

Квартал 2001 год 2002 год 2003 год
Производство, т Реализация, т Производство, т Реализация, т Производство, т Реализация, т
I 26,1   30,6   13,4  
II 28,9 30,5 31,2   16,2 16,5
III 32,3 31,3 37,4 37,3 16,9  
IV 29,0   30,8 30,6 15,3  

 

 

– производство

--- реализация

 

Рисунок 4 - Объем производства и реализации сыра жирного мягкого.

 

Анализируя данный график (рис. 4) можно сделать вывод о том, что в 2001 и 2002 году наблюдается рост объемов производства и реализации с небольшим спадом в IV квартале 2001 года, а в I квартале 2003 года произошло значительное падение объемов. Реализация незначительно отличается по объемам от производства. Наибольший объем производства и реализации был отмечен в III квартале 2002 года, после чего объемы упали, а наименьший объем производства и реализации отмечен в I квартале 2003 года, что отрицательно сказалось на финансовом положении предприятия.

 

Таблица 7 – Исходная информация о производстве и реализации масла животного в тоннах.

 

Квартал 2001 год 2002 год 2003 год
Производство, т Реализация, т Производство, т Реализация, т Производство, т Реализация, т
I 367,2 367,3   369,4 365,4 399,2
II     330,5     400,3
III           406,2
IV     333,8 331,8 328,4 407,1

 

 

– производство

--- реализация

 

Рисунок 5 - Объем производства и реализации масла животного

 

Что касается масла, то здесь ситуация другая. На графике (рис. 5) видно, что объем реализации намного выше объема производства. Это объясняется тем, что на предприятие поступает продукция других производителей, в связи с нехваткой собственных производственных мощностей. Объемы совпадают лишь в I и IV кварталах 2001 года и в IV квартале 2002 года. Наибольшее несовпадение наблюдается в IV квартале 2003 года, где отмечается наибольший объем реализации и наименьший объем производства за три года.

Как видно из приведенных графиков (рис. 2-5) реализация и производство продукции ОАО «Могилевский молочный комбинат» за 2001, 2002, 2003 годы имеет четко выраженные сезонные колебания.

Продукция ОАО «Могилевский молочный комбинат» реализуется по всей Республике Беларусь (кроме Брестской области) для удовлетворения потребностей населения. Это можно видеть из следующих данных (табл. 8).

Данные таблицы 8 говорят о том, что наибольший удельный вес в реализации цельномолочной продукции занимает Могилевская область -, 96,2 % в 2002 г, 97 % в 2003 г. Объем реализации в 2002 году незначительно снизился (на 0,2 %), а в 2003 году увеличился по Могилевской области. Наибольшее снижение реализации цельномолочной продукции в 2003 году по сравнению с 2002 годом наблюдается по экспорту на 0,8 %, такая же тенденция наблюдается по всем областям РБ. Постоянного, т.е. устойчивого повышения объемов продаж не наблюдается.

 

 

Таблица 8 – Рынки сбыта продукции (цельномолочной продукции)

 

Наименование области     2002-2003 изменения
Натуральные показатели, т Удельный вес, % Натуральные показатели, т Удельный вес, % Натуральные показатели, т Удельный вес, %
Могилёвская   96,2 31810,1   -4711,9 0,8
Минская 698,4 1,8 535,4 1,63 -163 -0,2
Витебская 55,3 0,14   0,09 -23,3  
Гомельская 293,5 0,8 407,1 1,24 113,6 0,4
Брестская ––– ––– ––– ––– -72,4 -0,2
Гродненская 72,4 0,2 ––– ––– -318,9 -0,8
Экспорт 325,7 0,8 3,8 0,02 ––– –––
Итого реализовано 39767,3   32791,4   ––– –––

 

Проведя анализ сбытовой деятельности на ОАО «Могилевский молочный комбинат», можно сделать вывод о том, что объемы производства продукции из года в год снижаются, служба сбыта работает неэффективно, сбыт продукции осуществляется не в полном объеме. Все это отрицательно сказывается на финансовом положении предприятия. Чтобы улучшить ситуацию, необходимо провести ряд мероприятий, которые будут изложены в следующем разделе.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: