Иностранец, временно пребывающий в России




Здесь необходимо выделить две категории иностранных граждан:

1) первая - это иностранцы, находящиеся временно в России в визовом порядке;

2) иностранцы, пребывающие на территории страны в безвизовом порядке.

Перечень стран с указанием установленного для граждан каждого иностранного государства режима въезда в Россию приведен в Письме МИД России от 27 сентября 2006 г. N 32253/19 "О перечне стран и режиме въезда их граждан на территорию Российской Федерации".

В частности, без визы вправе въезжать на территорию России граждане большинства стран ближнего зарубежья (в частности, Азербайджана, Армении, Молдовы, Украины, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии). А вот граждане Грузии и Туркменистана должны получать визы для въезда в Россию.

Кроме того, право въезжать в Россию без виз предоставлено лицам без гражданства, проживающим в Латвии и Эстонии и ранее состоявшим в гражданстве СССР. Об этом сказано в Указе Президента РФ от 17 июня 2008 г. N 977.

Кроме того, на основании соглашений между странами без визы могут въезжать граждане таких стран, как Хорватия, Босния и Герцеговина, Сербия, Черногория, Республика Македония.

Наиболее усложненный режим приема на работу иностранца, временно пребывающего в России, установлен для тех, кто прибыл в России в визовом порядке.

Для трудоустройства данных лиц необходимо:

1) обратиться в службу занятости населения. Сделать это необходимо, чтобы в дальнейшем получить разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы. В службу занятости обращаются, чтобы подтвердить целесообразность привлечения и использования иностранных граждан.

На первом этапе необходимо обратиться в службу занятости с целью поиска российских граждан для замещения вакантных должностей организации, на которые планируется привлекать иностранцев. Нетрудно догадаться, что если на эту должность найдутся российские работники, в привлечении иностранца будет отказано. Это следует и из положений п. 60.3 Административного регламента, который утвержден Приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. N 1/4/1/2 (далее Административный регламент N 1/4/1/2).

 

Обратите внимание! Порядок обращения за поиском работников среди граждан России, а также формы подаваемых сведений о потребности в работниках и заявления-анкеты о содействии в подборе персонала установлены в Административном регламенте, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 3 июля 2006 г. N 513;

 

2) подать заявку о потребности в иностранных работниках. Когда первый этап будет позади и на вакантную должность среди российских граждан специалистов не найдено, работодателю нужно будет подать заявку о потребности в иностранных работниках. Форма такой заявки утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 13 июля 2010 г. N 514н. В этом же документе можно найти и Порядок заполнения данной формы.

Важно отметить, что подобную заявку подавать можно раз в год до 1 мая. Подготовка заключений межведомственной комиссией о целесообразности привлечения иностранных работников осуществляется в срок до 10 июля.

О результатах решения межведомственной комиссии работодатель будет письменно уведомлен:

- в случае отклонения заявки полностью или частично - в 10-дневный срок с даты решения. Работодатели вправе обжаловать данное решение в законодательно установленном порядке;

- в случае вынесения положительного решения - в месячный срок с даты решения.

Такой порядок установлен в п. п. 7, 17, 19 и 20 Правил определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. N 783);

3) оформить разрешение на привлечение и использование в работе иностранных граждан.

Оформление разрешения производится в ФМС России или ее территориальных подразделениях. Длительность оформления составляет не более 30 календарных дней со дня подачи необходимых документов (п. 58 Административного регламента N 1/4/1/2). А документы понадобятся следующие:

- заявление о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранцев;

- копия свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ;

- копия свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции по месту регистрации;

- проект трудового (гражданско-правового) договора;

- квитанция об уплате госпошлины. Она составляет согласно пп. 23 п. 1 ст. 333.28 Налогового кодекса РФ 6 тыс. руб. на каждого привлекаемого иностранного работника.

Такой перечень содержится в п. 43 Административного регламента N 1/4/1/2.

Принятое решение о выдаче или отказе в выдаче разрешения направляется организации в письменной форме либо по почте, либо выдается на руки уполномоченному лицу. Срок уведомления о принятом решении такой:

- в течение трех рабочих дней после принятия решения, если принято положительное решение;

- в течение пяти календарных дней, если направляется мотивированный отказ.

Такие правила предусмотрены в п. 26 Административного регламента N 1/4/1/2.

При этом отказ в выдаче разрешения можно обжаловать в досудебном и судебном порядке в соответствии с требованиями, изложенными в разд. V Административного регламента N 1/4/1/2.

Разрешение на привлечение и использование в работе сотрудников-иностранцев выдается сроком на один год (п. 3 ст. 18 Закона N 115-ФЗ). Важно учитывать, что разрешение нельзя передать другой организации, также нельзя перевести в другую организацию привлекаемых на его основе сотрудников-иностранцев.

 

Обратите внимание! Если работодатель не получит разрешения на привлечение и использование иностранных работников и примет их на работу, то ему грозит административная ответственность. Так, на основании ч. 2 ст. 18.15 КоАП может быть наложен штраф на организацию в размере от 250 до 800 тыс. руб. или административное приостановление деятельности до 90 суток. Для должностных лиц организации предусмотрен административный штраф в размере от 25 до 50 тыс. руб. Важно отметить, что ответственность наступает в отношении каждого иностранного работника, незаконно привлеченного к трудовой деятельности;

 

4) оформить разрешение на работу иностранным гражданам. Это следующий этап всей процедуры.

Разрешения на работу иностранным гражданам оформляет ФМС России или ее территориальные подразделения. За разрешением на работу для каждого сотрудника-иностранца обращается непосредственно организация (п. 107 Административного регламента N 1/4/1/2). Решение о выдаче разрешения миграционная служба принимает в течение 30 дней со дня подачи организацией необходимых документов. На этом этапе понадобятся следующие документы:

- заявление;

- цветная фотография привлекаемого иностранца размером 30x40 мм;

- копия документа, удостоверяющего личность иностранного работника;

- копия документа о профессиональном образовании, квалификации, полученных иностранцем в своем государстве, или справка об эквивалентности такого документа российскому диплому (свидетельству) о профессиональном образовании;

- медицинские справки, подтверждающие, что иностранный гражданин не страдает наркоманией;

- медицинские справки, подтверждающие, что иностранный гражданин не имеет инфекционных заболеваний из Перечня, который утвержден Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2003 г. N 188;

- сертификат об отсутствии у иностранца ВИЧ-инфекции;

- копия специального разрешения на въезд иностранного гражданина на территорию организации или объекта из Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2002 г. N 754;

- документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина (или его копия), срок действия которого должен оканчиваться не ранее шести месяцев со дня подачи заявления;

- документ, удостоверяющий личность официального представителя организации, срок действия которого должен оканчиваться не ранее шести месяцев со дня подачи заявления;

- квитанция об уплате госпошлины. Ее размер - 2 тыс. руб. (пп. 24 п. 1 ст. 333.28 Налогового кодекса РФ).

Такой перечень предусмотрен в п. 45 Административного регламента N 1/4/1/2.

Положительное решение или отказ предоставляются организации в письменном виде в трехдневный срок со дня его вынесения (п. 116 Административного регламента N 1/4/1/2). При этом отказ можно обжаловать в досудебном или судебном порядке.

Имейте в виду, что выдача разрешений на работу иностранцев осуществляется в пределах установленной квоты. Об этом сказано в п. 6 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ. Однако существует Перечень профессий, на которые квота не распространяется. Он приведен в Приложении к Приказу Минздравсоцразвития России от 24 января 2011 г. N 22н.

Важно помнить, что на основании выданных разрешений на работу, иностранный сотрудник вправе работать только в том регионе, в котором было выдано это разрешение. Однако такие территориальные ограничения не распространяются на иностранцев, профессии которых включены в перечень, приведенный в п. 1 Приложения к Приказу Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. N 564н. При этом должно выполняться и другое условие. Общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу при направлении в служебную командировку. А в случае, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором, - 60 календарный дней.

 

Обратите внимание! За привлечение к работе иностранного гражданина без разрешения на работу предусмотрена административная ответственность. Так, ч. 1 ст. 18.15 для организаций предусмотрено наложение административного штрафа в размере от 250 до 800 тыс. руб. или административное приостановление деятельности до 90 суток. Должностные лица могут быть оштрафованы за указанное административное правонарушение на сумму от 25 до 50 тыс. руб. Также следует иметь в виду, что в случае административного выдворения иностранца, работающего без разрешения, средства, затраченные из бюджета на обеспечение его выезда, взыскиваются в судебном порядке с организации-работодателя (п. 5 ст. 18 Закона N 115-ФЗ);

 

5) следующим этапом будет оформление приглашения на въезд в Россию иностранных граждан, которые находятся за границей. Такие приглашения выдает миграционная служба. Форма приглашения утверждена Приказом ФМС России от 6 июня 2008 г. N 142 (далее Приказ N 142).

О том, как оформить приглашения на въезд иностранцам и (или) лицам без гражданства, пребывающим в России в визовом порядке, рассказано в ст. 16 Закона N 115-ФЗ, а также в Постановлении Правительства РФ от 8 октября 2007 г. N 655 и Административном регламенте, утвержденном Приказом N 142.

Так, согласно правилам работодатель должен встать на миграционный учет, представив такие документы, как:

- заявление о постановке на учет (форма утверждена Приказом N 142);

- копия документа, подтверждающего государственную регистрацию организации;

- копия свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции;

- копия разрешения на привлечение и использование иностранных граждан (для организаций, зарегистрированных за пределами России, но ведущих свою деятельность на ее территории).

Для получения приглашения организация должна представить в миграционную службу следующие документы:

- письменное ходатайство, составленное на русском языке (форма утверждена Приказом N 142);

- копию документа, удостоверяющего личность приглашаемого иностранного гражданина;

- гарантийные письма приглашающей стороны о принятии на себя обязательств по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашаемого иностранного гражданина на период его пребывания в России;

- квитанцию об уплате госпошлины. За выдачу приглашения госпошлина составляет 500 руб. за каждого приглашенного. Об этом сказано в пп. 17 п. 1 ст. 333.28 Налогового кодекса РФ;

- копии разрешения на привлечение и использование иностранцев в работе, разрешения на работу либо копию заявления с отметкой, подтверждающей прием от организации документов на оформление разрешения на работу.

Встать на миграционный учет и обратиться за приглашением можно одновременно.

Факт передачи документов на рассмотрение подтверждает справка, которая выдается приглашающей стороне. Ее форма утверждена также Приказом N 142.

О результате рассмотрения заявки миграционная служба сообщает работодателю в следующий срок:

- в случае положительного решения в течение 30 дней после сдачи документов оформляется приглашение на въезд;

- в случае отрицательного решения мотивированный отказ в письменной форме сообщается в течение 10 дней с момента принятия такого решения;

6) после въезда иностранца нужно поставить на миграционный учет.

После прибытия иностранца на территорию России он обязан:

- при въезде через границу получить и заполнить миграционную карту;

- не позже семи рабочих дней со дня въезда встать на миграционный учет.

Об этом сказано в ст. 25.9 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Закон N 114-ФЗ) и ст. 20 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ).

В свою очередь работодатель должен не позже семи рабочих дней со дня въезда иностранного сотрудника направить уведомление о его прибытии в миграционную службу. Уведомление направляется в соответствии с Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 (далее - Правила N 9).

Срок пребывания иностранного гражданина на территории России ограничен сроком действия визы. По истечении срока пребывания иностранный гражданин обязан выехать из России. Об этом сказано в ст. 5 Закона N 115-ФЗ.

 

Обратите внимание! Организация и ее должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности за неисполнение обязанности по миграционному учету (ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ). За указанное правонарушение на организацию (принимающую сторону) может быть наложен штраф в размере от 400 до 500 тыс. руб. Для должностных лиц организации штраф составляет от 40 до 50 тыс. руб. А в том случае, если нарушения установлены в отношении двоих и более иностранцев, ответственность наступает в отношении каждого иностранного лица.

 

Далее с иностранным работником можно заключать трудовой или гражданско-правовой договор.

Также важно иметь в виду, что, оформляя документы, связанные с привлечением (использованием) иностранных граждан, прибывших в Россию в визовом порядке, организация должна уведомить об этом налоговую инспекцию по месту своего учета. Форма уведомления законодательно не установлена. Но можно использовать форму, рекомендованную совместным Письмом Минфина России и ФНС России от 24 августа 2007 г. N ГИ-6-04/676@.

Уведомление необходимо направить в течение 10 дней с момента наступления одного из следующих событий:

- подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения для осуществления трудовой деятельности;

- приезда иностранного гражданина к месту работы или местопребыванию;

- получения иностранным гражданином разрешения на работу;

- заключения с иностранным гражданином нового трудового договора (договора гражданско-правового характера).

Также налоговую инспекцию нужно уведомить в течение 10 дней, если:

- действие разрешения на привлечение и использование иностранцев приостановлено или аннулировано;

- разрешение на работу, выданное иностранцу, аннулировано.

Об этом говорится в пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ.

 

Обратите внимание! За неисполнение обязанности уведомления налоговой инспекции об оформлении документов, связанных с привлечением иностранных граждан к работе, предусмотрена административная ответственность. Согласно ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ на организацию может быть наложен штраф в размере от 400 до 800 тыс. руб. или административное приостановление деятельности до 90 суток. Для должностных лиц организации предусмотрен штраф в размере от 35 до 50 тыс. руб. Кроме того, учтите, если нарушения установлены в отношении двоих и более иностранцев, ответственность наступает в отношении каждого.

 

Прием на работу иностранца, временно пребывающего на территории России в безвизовом порядке, несколько проще. Дело в том, что трудоустраивая иностранцев, приехавших в безвизовом порядке и имеющих статус временно пребывающих, получать разрешение на их привлечение и использование не нужно (п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). А значит, процедура привлечения таких иностранцев к труду состоит из следующих этапов:

1) оформления приглашения на въезд. Причем это необходимо не всегда. Так, гражданам большинства республик бывшего СССР, которые могут въезжать в Россию без визы, оформлять приглашение не требуется. Обычно информацию о том, нужно ли оформлять приглашение на въезд того или иного иностранного работника, можно найти в международном договоре России со страной гражданства иностранца;

2) получения разрешения на работу. Процедура аналогична той, что описана выше в отношении иностранцев, въезжающих в Россию в визовом режиме. При этом, например, гражданам Республик Беларусь и Казахстан разрешение на работу получать не нужно. Это следует из положений Соглашения от 19.11.2010 "О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей" (далее - Соглашение);

3) постановки иностранца на миграционный учет. Здесь для безвизовых иностранцев также есть особенности. Например, гражданам Республик Беларусь и Казахстан (и членам их семей) разрешено не вставать на миграционный учет в течение 30 суток с даты въезда в Россию (Соглашение).

По общему правилу срок пребывания иностранного гражданина, временно пребывающего на территории России в безвизовом порядке, ограничен сроком в 90 суток. Однако сотруднику-иностранцу этот срок может быть продлен на срок действия трудового (гражданско-правового) договора, но не более чем на один год с даты въезда. По истечении срока пребывания иностранный гражданин обязан выехать из России. Это установлено в ст. 5 Закона N 115-ФЗ.

Опять же для граждан Республик Беларусь и Казахстан действует особый порядок. Срок их временного пребывания определяется сроком действия трудового договора (Соглашение). В случае если после истечения 90 суток пребывания такого работника в России трудовой договор с ним расторгнут, человек может сразу не выезжать. В таком случае гражданам Республик Беларусь и Казахстан отводится еще 15 дней на заключение нового трудового договора, в том числе и с другим работодателем;

4) после заключения трудового или гражданско-правового договора с иностранцем, отправки уведомления об этом в миграционную службу и службу занятости. Форма такого уведомления утверждена Приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. N 147 (далее - Приказ N 147).

Помимо сообщения о заключении договоров (гражданско-правового или трудового), уведомлять службы нужно и о:

- предоставлении иностранцам отпусков без сохранения зарплаты продолжительностью более одного календарного месяца в течение года;

- расторжении трудовых (гражданско-правовых) договоров с иностранными сотрудниками.

Формы указанных уведомлений также утверждены Приказом N 147. В этом же документе можно найти и Порядки заполнения уведомлений.

Такие правила установлены в п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ.

Уведомление следует направлять в течение трех рабочих дней с даты соответствующего события.

 

Обратите внимание! За неуведомление миграционной службы и службы занятости о заключении трудового (гражданско-правового) договора с иностранцем организацию и ее должностных лиц могут привлечь к административной ответственности согласно ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ. На организацию может быть наложен штраф в размере от 400 до 800 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Для должностных лиц организации предусмотрен штраф в размере от 35 до 50 тыс. руб.

 

Спорным является вопрос о необходимости уведомления налоговой инспекции при привлечении к труду иностранцев, прибывших в Россию в безвизовом порядке. Дело в том, что в Обзоре законодательства и судебной практики, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16 сентября 2009 г., сказано, что уведомить инспекцию нужно вне зависимости от режима, на основании которого иностранный гражданин прибыл в Россию (в визовом или безвизовом порядке).

А вот Президиум ВАС РФ в Постановлении от 2 февраля 2010 г. N 11773/09 указал, что положения, предусмотренные ст. 18 Закона N 115-ФЗ, не применяются в отношении всех иностранных граждан, прибывающих в Россию в безвизовом порядке. Ведь по общему правилу на таких граждан не нужно оформлять приглашение на въезд. Исключением из данного правила являются граждане тех стран, с которыми заключены международные соглашения, прямо предусматривающие оформление таких приглашений (п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ). Кроме того, порядок привлечения к работе иностранных граждан, прибывающих в Россию в безвизовом порядке, установлен ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ. Положениями данной статьи предусмотрена обязанность работодателей уведомлять о привлечении и использовании иностранных граждан только ФМС России и службу занятости (п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ). Требование об уведомлении налоговой инспекции нормами данной статьи не установлено. Таким образом, организация не обязана уведомлять налоговую инспекцию о привлечении и использовании иностранных граждан, прибывших в Россию в безвизовом порядке.

Таким образом, уведомлять или не уведомлять налоговую инспекцию, в данной ситуации организация должна решать самостоятельно, опираясь на приведенные доводы.

В любом случае уведомлять налоговую инспекцию о приеме на работу граждан Республики Беларусь не нужно. В отношении таких сотрудников установленный порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы не применяется (п. 1 Решения Высшего совета Сообщества Республики Беларусь и России от 22 июня 1996 г. N 4, Письмо ФМС России от 20 декабря 2007 г. N МС-1/9-25552).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: