РАЗДЕЛ 2. ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ




Социальная психология. Общение как форма реализации системы общественных и межличностных отношений. Специфика социально-психологического подхода к общению. Значение общения для развития индивида и социальных общностей. Общение и деятельность. Общение как: обмен информацией, выработка единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга. Виды общения: императивное, манипулятивное, диалогическое.

Коммуникативная сторона общения. Общение как обмен информацией. Специфика коммуникативного процесса между людьми. Коммуникативные барьеры, социальные и психологические причины их возникновения. Понятие о вербальных и невербальных средствах общения. Речь как средство коммуникации. Виды и техники слушания партнера по общению.

Интерактивная сторона общения. Общение как организация взаимодействия между общающимися индивидами. Виды социальных взаимодействий: сотрудничество, конкуренция, конфликт. Способы воздействия в процессе общения: убеждение, внушение, психологическое заражение, подражание.

Перцептивная сторона общения. Общение как восприятие и понимание друг друга партнерами по общению. Межличностное восприятие как основа для взаимопознания и взаимопонимания людей. Механизмы социальной перцепции: идентификация и рефлексия. Роль эмпатии в этих процессах. Эффекты межличностного восприятия: проекции, «ореола», стереотипизации, доминирующей потребности и др. Интерпретация причин поведения другого человека – явление каузальной атрибуции. Межличностная аттракция.

Понятие малой группы. Классификация малых групп.

Психологические характеристики группы: групповые интересы, потребности, нормы, ценности, цели. «Мы-чувство» как индикатор осознания принадлежности личности к группе. Феномен группового сознания. Социально-психологические характеристики положения индивида в группе: статус, позиция, роль, система связей и отношений, групповые ожидания. Динамические процессы в малой группе. Феномен группового давления. Явление конформизма в группе. Групповая сплоченность. Ценностно-ориентационное единство как показатель групповой сплоченности в условиях совместной деятельности. Уровни групповой сплоченности. Понятие социально-психологического климата группы и пути его оптимизации. Развитие малой группы. Стадии и периоды развития группы и критерии их выделения. Изменение связей и отношений в группе как критерий ее развития. Совместная деятельность как основание развития социальной группы. Социометрический метод исследования: цели и границы применения.

Психология конфликта. Конфликт как феномен социальной и духовной жизни человека. Сущностные свойства конфликта: наличие противоречий, различий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями субъектов; противодействие, противоборство субъектов конфликта; негативное эмоции и чувства. Основные элементы структуры конфликта: стороны (участники, субъекты) конфликта; предмет конфликта; условия протекания; образы конфликтной ситуации; мотивы участников, их действия; исход конфликтной ситуации. Профилактика, урегулирование и разрешение конфликтов. Стратегии конфликтного взаимодействия: сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление, соперничество.

Психология развития и возрастная психология. Младенчество. Автономная речь. Эгоцентрическая речь ребенка как промежуточная форма между внутренней и внешней речью. Дискуссия Л. С. Выготского и Ж. Пиаже о сущности и судьбе эгоцентрической речи. Становление и функционирование детской речи, развитие ее грамматических структур и коммуникативных функций. Механизмы усвоения речи ребенком.

Концепция детского интеллекта и этапов его становления по Ж. Пиаже; стадии сенсомоторного интеллекта, дооперационального мышления, конкретных и формальных операций. Ассимиляция и аккомодация. Феномены Ж.Пиаже, их экспериментальное изучение.

Детство: новорожденность, младенчество, раннее детство, дошкольное детство. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования. Кризис 1 года. Развитие речи. Кризис трех лет – кризис социальных отношений. Самосознание. Развитие произвольного поведения. Формирование морального сознания. Кризис семи лет; обобщение переживаний, возникновение смысловой ориентировочной основы поступка. Готовность к школьному обучению

Подростковый возраст. Социальная ситуация развития в отроческом возрасте. Переход от детства к взрослости как основное содержание подросткового возраста. Анатомо-физиологическая перестройка организма. Психическое и личностное развитие. Общение – ведущая деятельность в подростковом возрасте. Кризис подросткового возраста.

Юношеский возраст. Социальная ситуация и основные задачи развития в юношеском возрасте. Учебная деятельность и особенности общения в юношеском возрасте. Развитие самосознания. Позитивные тенденции в развитии: стремление к знаниям и профессионализму, расширение интересов. Развитие самосознания. Проблема выбора профессии. Личностное мировоззрение. Близкие и далекие планы.

Проблема периодизации развития взрослого человека. Социальная ситуация жизни человека в период взрослости. Молодость – период реализации возможностей саморазвития человека. Основные проблемы молодости: поиски себя, выработка индивидуальности, осознание себя как взрослого человека. Формирование целеполагания, перспективы жизни. Кризис 30-летнего возраста – кризис переоценки ценностей. Психология взрослого человека. Зависимость изменения интеллектуальных функций от характера профессиональной деятельности, уровня обучения. Период взрослости – период независимости. Зрелость человека - осознание человеком ответственности и стремление к ней. Средняя взрослость: консолидация социальных и профессиональных ролей, пик работоспособности. Поздняя зрелость: социальные и специальные роли; изменение структуры семейных отношений; смена иерархии мотивов. Психологические проблемы зрелости. Геронтогенез и его периодизация: пожилой возраст, старческий, долгожители. Особенности психических процессов в пожилом возрасте. Позитивные и негативные тенденции развития личности. Кризисы старения и их содержание. Личностное старение. Типы старости (по И.Кону, Д.Б. Бромлей).

Педагогическая психология. Проблема соотношения обучения и развития в психологии (У. Джеймс, Э. Торндайк, Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). Обучение и воспитание как всеобщая форма психического развития человека. Учение Л.С.Выготского о взаимосвязи обучения и развития. Понятие "зоны ближайшего развития" и ее значение для объяснения связи развития и обучения.

Основные психологические теории учения и обучения. Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина): умственное действие, его характеристики, этапы и условия формирования. Формы действия: материальное, перцептивное, внешне – речевое, умственное. Первичные и вторичные свойства действия. Теория развивающего обучения В.В. Давыдова. Принципы развивающего обучения: систематичность, преемственность, наглядность, научность, самоорганизация и т.д. Личностно- отчужденное и личностно – ориентированное обучение: цели, отбор содержания, способы организации обучающей среды (И.С. Якиманская). Тенденции развития педагогической психологии в современном мире (системы В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, Д.Б. Эльконина, школы М.Монтессори, Вальдорфские школы).

Воспитание как социальная категория. Воспитание, как процесс присвоения субъектом общечеловеческих ценностей. Воспитание, как процесс преобразования личности. Цели воспитания на современном этапе развития личности. Проблема выбора ценностных приоритетов. Воспитание как процесс передачи-освоения ценностей, норм, образцов поведения и деятельности в обществе и культуре. Понимание воспитания как процесса целенаправленного формирования личности в психологии. Психологические теории воспитания человека (Л.Колберг, К.Роджерс, Л.И.Божович, Д.И.Фельдштейн и другие).

Общая характеристика учебной деятельности: содержание, внешняя и внутренняя структура. Формирование структуры и субъекта учебной деятельности. Индивидуальный стиль учебной деятельности. Учебная мотивация: общая характеристика. Характеристики учебной мотивации: направленность, устойчивость, динамичность. Иерархическая структура учебной мотивации: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель учения, отношение к учению, интерес (по А.К. Марковой). Классификация мотивов учения: познавательные и социальные, внешние и внутренние. Ориентация учения на результат, на процесс; учение, как средство саморазвития личности. Учебные действия: общие и специальные. Основные виды и формы учебного взаимодействия. Совместно-раздельные формы учебной деятельности.

Гуманизация образования и деятельность педагога. Проблема профессиональной подготовки современных педагогов. Личностные свойства учителя и их место в структуре профессионально значимых качеств.

Методика преподавания психологии. Психологические различия традиционной и инновационной стратегий развития образования. Цели обучения психологии в области формирования и развития личности.

Роль и место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании школьников, студентов, педагогов. Специфика изучения психологии в школе. Специфика обучения психологии в ВУЗе. Особенности конструирования предметного содержания учебного курса психологии. Организационные основы преподавания психологии. Основные требования к содержанию учебного курса психологии. Влияние на конструирование курса психологии профиля профессиональной подготовки специалиста, уровня подготовленности преподавателя, его мотивации, условий его профессиональной деятельности.

Таксономия учебных задач по психологии как средство формирования разнообразных форм деятельности и сознания. Особенности организации лекций, семинаров, практикумов по психологии в вузе. Многообразие интеллектуальной деятельности и проектирование систем психологических задач в учебных курсах. Использование различных средств и методов стимулирования студентов, разнообразных форм контроля, взаимоконтроля, коррекции.

Психология труда. Психологическая характеристика труда. Продукты труда, их виды. Объекты труда и их основные разновидности (биологические системы, неживые природные и технические системы, социальные и знаковые системы, формы художественного отображения действительности). Предмет труда как социально фиксированная система признаков объекта труда. Цели труда. Объективно заданные и субъективно принятые цели труда, их разновидности, Цели труда как субъективные образы желаемого будущего. Средства, орудия труда и их основные разновидности. Вещественные орудия, функциональные средства труда (внешние и внутренние). Условия труда. Субъект труда как “многопризнаковая” разноуровневая система. Внутренние условия и средства деятельности субъекта труда: психические регуляторы трудовой деятельности (знания, умения, профессиональный опыт, представления, образы, ценностные ориентации, интересы, цели и мотивы, сознание “Я” и профессиональное самосознание); функциональное состояние профессионала в труде (трудоспособность, профессиональная работоспособность, особые психические состояния в труде); свойства индивидуальности субъекта труда (профессионально-важные качества - свойства интегральной индивидуальности разных уровней: способности, свойства психических процессов, темперамента, характера, личности, возрастные особенности).

Психологическое изучение профессий как путь построения “психологической картины” мира труда. Психологические типологии профессий. Классификация профессий, созданная в целях профориентации и профконсультации. Другие классификации: классификация гностических, социономических, артономических профессий; по степени тяжести труда, по степени интеллектуальной сложности; классификации профессий в целях профессиональной психодиагностики, построенные на основе факторного и кластерного анализа, метода распознавания образов; типологии трудовых задач в инженерной психологии и др. Принципы и схемы профессиографирования, способы фиксации профессиографического материала. Понятия: профессиография, психограмма профессионала.

Развитие человека как субъекта труда и профессиональный жизненный путь. Этапы (стадии) развития человека как субъекта труда в онтогенезе. Жизненный путь профессионала, варианты профессиональных карьер. Нормативные кризисы профессионального развития личности, биографический метод в изучении кризисов профессионального развития.

Профориентация как комплексная социальная проблема. Психологические аспекты профориентации молодежи и реориентации безработных. Типы профессиональных карьер. Выбор профессии, как проектирование профессионального жизненного пути. Психологическая и врачебная профконсультация. Анализ возможностей и ограничений в отношении точности и дальности профконсультационного прогноза.

Индивидуальный стиль трудовой деятельности. Концепция интегральной индивидуальности, уровни исследования индивидуальности. Индивидуальный стиль деятельности как системообразующая функция интегральной индивидуальности. Эффективный индивидуальный стиль трудовой деятельности и “псевдостиль”. Пути и способы формирования эффективного индивидуального стиля трудовой деятельности.

Специальная психология. Понятие нормы в психологии. Понятие психического дизонтогенеза. Параметры дизонтогенеза. Виды нарушений психического развития: недоразвитие, задержки развития, поврежденное развитие, искаженное развитие.

Методы организации корректирующего и восстановительного обучения. Функции психолога в психолого-медико-педагогической службе, его взаимодействие с другими специалистами. «Опыт Вальдорфской школы, школы Марии Монтессори в работе с детьми с особыми потребностями. Психологическое обеспечение эффективной интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное образовательное пространство.

Психология управления. Процессы принятия управленческих решений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: