РАЗДЕЛ 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ




Психологическое консультирование. Понятие психологической помощи. Психологическое консультирование, психотерапия, психодиагностика и психокоррекция в системе практической помощи населению.

Понятие психологического консультирования. Современные представления о видах психологического консультирования в различных направлениях. Цели и задачи психологического консультирования. Условия результативности психологического консультирования.

Основные подходы в психологическом консультировании и основания для их выбора. Проблемно-ориентированное консультирование. Личностно-ориентированное консультирование. Решение-ориентированное консультирование. Духовно-ориентированное консультирование. Разрушение полярности оценочной позиции.

Механизмы психологического консультирования. Осознание. Понимание конгруэнтного образа Я. Спонтанность. Понятие о внутренней свободе (Я. Морено). Переживание, как высшая степень осознания и принятия. Коммуникация и уровни ее установления.

Структура психологического консультирования. Модели структуры психологического консультирования. Эклектическая модель Р. Кочюноса. Четырехступенчатая модель. Шестишаговая модель А. Блазера. Понятие беседы в психологическом консультировании. Схемы беседы в психологическом консультировании. Специфичность проведения беседы на различных этапах психологического консультирования.

Процесс психологического консультирования. Модели в психологическом консультировании. Симптоматическая модель. Консультационная модель. Критерии и факторы разграничения моделей консультирования. Психотерапевтическая модель, ее отличительные особенности и возможность использования в практике психолога-консультанта.

Понятие и характерные особенности консультативного контакта. Консультативный контакт и теоретическая ориентация консультанта. Понятия вербального и невербального контакта. Правила невербального поведения консультанта. Понятие речевых высказываний и их роль в психологическом консультировании. Понятие активного и пассивного слушания. Понятие терапевтического климата, определение, значение. Физические и эмоциональные компоненты терапевтического климата. Требование к внешней обстановке консультирования. Требования к структурированию времени консультирования.

Основные техники и методы проведения психологического консультирования. Психологическая беседа. Речь консультанта. Приемы ведения беседы. Специальные и уточняющие техники задавания вопросов в процессе психологической беседы. Открытые и закрытые вопросы. Парадоксальные вопросы и возможности их использования. Эмоциональные техники в психологическом консультировании. Техника одобрения, принятия и успокоения клиента. Техника отражения чувств клиента. Техника самораскрытия консультанта. Понятие и суть техники молчания. Значение паузы. Правила использования техники молчания в психологическом консультировании. Сущность и достоинства техники структурирования. Способы осуществления техники структурирования. Понятие руководства в психологическом консультировании. Техника интерпретации в психологическом консультировании.

Понятие интерпретации. Особенности техники интерпретации. Факторы эффективности техники интерпретации. Виды интерпретации. Особенности поведения клиента при проведении техники интерпретации. Техника конфронтации в психологическом консультировании.

Понятие конфронтации в психологическом консультировании. Случаи применения техники конфронтации. Условия и правила применения техники конфронтации.

Групповые методы психологического консультирования. Пространственно-временные и организационные аспекты группового консультирования. Роль консультанта в групповом психологическом консультировании. Цели группового психологического консультирования. Нормы и принципы группового психологического консультирования. Отличительные особенности группового консультирования. Преимущества групповой формы работы. Виды группового взаимодействия. Психологический тренинг как форма психологического консультирования. Виды психологического тренинга. Тренинги развития саморегуляции. Коммуникативные тренинги. Тренинги личностного роста. Обучающие тренинги.

Основы психотерапии. Понятие о психотерапии: предмет и задачи психотерапии. Медицинская и немедицинская психотерапия.

Основные направления психотерапии. Психоанализ и психоаналитическая терапия. Юнгианский анализ. Основные положения и сферы применения психотерапевтической модели Адлера. Психосинтез Р. Ассаджиоли. Программа самоанализа по К.Хорни. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия. Когнитивная психотерапия Бека. Телесно-ориентированная психотерапия. Гештальттерапия. Трансакционный анализ. Гуманистическая психотерапия. Экзистенциональная психотерапия. НЛП – нейролингвистическое программирование.

Психология семьи и семейное консультирование. Теоретические основы семейного консультирования: психоаналитическая (Н.Аккерман, К.Сэджер и др.), когнитивно-поведенческая (Р.Дрейкурс, А.Эллис и др.), структурная семейная терапия С.Минухина, позитивная семейная терапия Н.Пезешкиана и др.

Основы семейного консультирования. Методы и приемы семейного консультирования. Классификация проблем консультирования и их характерные особенности. Формы и особенности организации консультирования супругов.

Добрачное и предбрачное психологическое консультирование. Формы, методы и специфика добрачного и предбрачного консультирования (информационное, телефон доверия, индивидуальное, групповое психологическое консультирование).

Консультирование семьи по поводу сложностей во взаимоотношениях с детьми. Методические приемы и формы психолого-педагогического обучения родителей. Особенности диагностики эффективности стиля воспитания и семейных отношений.

Психолого-педагогическое консультирование. Психолого-педагогическое консультирование: цели, задачи, особенности.

Консультирование по проблемам дошкольного возраста. Проблема социальной (материнской) депривации. Типы семейного воспитания и их влияние на психическое развитие ребенка. Проблемы эмоционального развития: нарушение сна, плач, страхи, заикание. Возрастные страхи. Проблемы формирования личности: тревожность, упрямство, негативизм.

Консультирование по проблемам готовности ребенка к школьному обучению. Консультирование по проблемам младшего школьного возраста: особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте, проблема отношения ребенка к учению; консультирование по проблемам адаптации ребенка к школе. Проблемы школьников, испытывающих трудности в обучении и общении, консультирование по проблемам дефицита внимания, леворукости, готовности учащихся к переходу в среднее звено школы.

Консультирование по проблемам подросткового возраста: консультирование по вопросам трудностей в учении в подростковом возрасте; подростки с личностными проблемами; подростки с нарушениями общения; консультирование по проблемам поведения в стрессогенных ситуациях; личностные и поведенческие расстройства у подростков (девиантность, бродяжничество, агрессия и т.д.).

Консультирование по проблемам подростков группы «риска»: акцентуации характера и психопатии, дебюты психических заболеваний, склонность к алкоголю, употреблению наркотических и токсических средств и т.д.

Консультирование по проблемам юношеского возраста: проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте; консультирование по проблемам личностной самореализации в юношеском возрасте; юноши и девушки группы «риска»: юношеская сексуальность, асоциальное поведение.

Психологическая коррекция. Психокоррекция как вид деятельности практического психолога. Проблема нормы как междисциплинарная проблема. Принципы психокоррекционной работы: единство диагностики и коррекции, нормативности развития, коррекции «сверху - вниз» и «снизу - вверх», системности развития психической деятельности, коррекции в активной деятельности клиента.

Психокоррекционные программы. Принципы составления психокоррекционных программ: системности коррекционных, профилактических и развивающих задач, единства коррекции и диагностики, приоритетности коррекции каузального типа, деятельностный принцип, учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента, комплексности методов психологического воздействия, активного привлечения ближайшего социального окружения, опоры на разные уровни организации психических процессов, программированного обучения, возрастания сложности, принцип учета объема, степени и эмоциональной сложности материала. Модели коррекции: общая, типовая и индивидуальная.

Основы профотбора и профконсультирования Понятие профориентационного консультирования. Принципы работы профконсультанта. Профориентация в школе: цели и задачи, принципы, условия эффективности. Методы профконсультации в школе. Развивающая профконсультация. Профконсультация взрослых людей.

Психологическая помощь в чрезвычайных ситуациях. Понятие и характеристики психологической травмы. Типы травматических ситуаций. Симптомы детской травмы. Особенности детских переживаний психотравмы. Психологические характеристики массовой травмы. Оценка эффективности экстренной психологической помощи.

Система экстренной психологической помощи. Содержание и методы экстренной помощи. Общность условий и цели оказания экстренной психологической помощи. Модель деятельности психолога. Группа организации работ. Группа селекции. Группа помощи специалистам. Группа завершения. Условия выбора методов экстренной психологической помощи.

Психологическая помощь при ПТСР. Психологическая помощь в переживании острого горя. Психологическая помощь в зоне боевых действий и послевоенный период.

Психология рекламы. Психология рекламы как отрасль психологии, основные понятия и определения. Психология рекламной коммуникации. Типы рекламной коммуникации (односторонняя коммуникация, с обратной связью, с обширными межличностными связями). Системный анализ рекламной коммуникации. Реклама и личность. Концепция рекламы как "коммуникации для коммуникаций".

Роль учета психологических особенностей потребителей в рекламе. Изучение влияния рекламы на "целевые группы". Сравнительный анализ суггестивного и маркетингового подходов. Реклама как "опредмечивание" потребностей. Социально-ориентированный подход в психологии рекламы. Изучение влияния рекламы на "нецелевые группы", на общество, культуру, на социальные нормы и ценности. Мотивация потребительского поведения. Концепция "рекламно-информационного комфорта". Теория установки и мотивация потребительского мышления и поведения. Когнитивный, аффективный и конативный компоненты социально-психологической установки в рекламе. Теория установки Узнадзе и теория социально-психологической установки. Парадокс Лапьера в рекламной деятельности.Психологическая экспертиза рекламы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: