В Г.НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
"УТВЕРЖДАЮ"
Директор филиала КГУ
__________ А.Н. Макаров
ПРОГРАММА ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
_____________________________________________________________________________ Цикл_________________ ______________________ ________________________________________
Специальность:__________ 080507.65 ____ ________ Менеджмент организации _________
Принята на заседании кафедры _______ менеджмента _________
(протокол № от " " ___________ 200 г.)
Заведующий кафедрой
_______________ (Г.А. Сульдина)
Утверждена Учебно-методической комиссией экономического факультета филиала КГУ
(протокол №____ от "____ " _______________ 200 г.)
Председатель комиссии ___________________ ()
Рабочая программа преддипломной практики
предназначена для студентов, обучающихся
по специальности: 080507.65 – Менеджмент организации
(номер специальности) (название специальности)
АВТОР:_____________ С.М. Имамутдинова
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ:
Преддипломная практика является завершающим этапом обучения студентов, предусмотренным учебным планом после освоения ими теоретического и практического обучения в высшем учебном заведении. Она предшествует дипломной работе и является первым этапом разработки данной работы.
Преддипломная практика студентов экономического факультета проводится в течение восьми недель для очной формы обучения (V курс) и четырех недель для заочной формы обучения (VI курс на базе среднего образования, III курс на базе среднего профессионального и высшего образования) в организациях города по профилю подготовки студентов.
Цель преддипломной практики:
- закрепление теоретических знаний, полученных студентами в процессе обучения;
- приобретение опыта в решении экономических и управленческих задач, а также в исследовании актуальных научных проблем;
- подбор необходимых материалов для выполнения дипломной работы.
Задания и примерный план преддипломной практики выдаются студентам руководителями дипломных работ.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
Организация и учебно-методическое руководство преддипломной практикой студентов осуществляют руководители практикой факультета и кафедрой менеджмента.
Ответственность за организацию практики на предприятии возлагается на работников предприятия, назначенных руководством предприятия.
Студенты направляются на места практики в соответствии с договорами, заключенными с предприятиями – базами практики или по запросу организаций.
Продолжительность преддипломной практики устанавливается: восемь недель для очной формы обучения и четыре недели для заочной формы обучения.
Рекомендуется следующий порядок распределения рабочего времени (в %-ном соотношении к общему времени практики):
- общее ознакомление с предприятием, заполнение дневника практики – 10%;
- изучение одного из структурных подразделений предприятия, сбор материала и проведение его анализа – 50%;
- изучение и анализ деятельности структурного подразделения по индивидуальному заданию – 20%;
- работа в качестве помощника специалиста организации – 10%;
- оформление отчета и получение отзыва у руководителя практики от предприятия – 10%.
Отчет о преддипломной практике составляется по основным разделам программы с учетом индивидуального задания. Объем должен составлять 25 - 30 страниц печатного текста (без приложений).
Студент, не выполнивший программу преддипломной практики и получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется на практику повторно или отчисляется из вуза.
РУКОВОДСТВО ПРЕДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКОЙ
Руководитель практики факультета:
- осуществляет организационное и методическое руководство преддипломной практикой студентов и контроль за ее проведением;
- обеспечивает выполнение подготовительной и текущей работы по организации и проведению практики;
- распределяет студентов по местам практики, готовит и представляет декану факультета списки студентов, их закрепление за организациями – базами практики;
- выдает студентам направление на практику;
- организует и проводит совместно с деканом факультета организационные собрания студентов перед началом практики (прил. 1);
- после окончания преддипломной практики в течение двух недель готовит отчет по итогам ее проведения и представляет его на заседание Ученого Совета факультета;
- организует выставку лучших отчетов студентов по практике в методическом кабинете;
- организует хранение отчетов по практике студентов.
Руководитель дипломной работы является руководителем преддипломной практики на весь период прохождения практики и дипломного проектирования (прил. 2).
Руководитель преддипломной практики:
- выдает задание на практику (прил. 3);
- оказывает научно-методическую помощь;
- рекомендует основную и дополнительную литературу;
- проводит индивидуальные консультации;
- ведет контроль за процессом прохождения преддипломной практики;
- принимает дифференцированный зачет по практике.
После прохождения практики студенты сдают на проверку руководителю преддипломной практики отчеты по практике в установленные руководителем практики факультета сроки.
Непосредственное руководство работой студентов осуществляет руководитель практики от предприятия. Он обеспечивает условия для выполнения студентами программы и индивидуального задания консультирует по вопросам производственного менеджмента, ведения дневника, составления отчета. По окончании практики им проверяются отчеты по практике, и оценивается работа студентов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
Наиболее общими задачами студентов при прохождении преддипломной практики являются:
- изучение структуры предприятия, основных функций экономических и управленческих подразделений;
- изучение и анализ планирования производства и сбыта продукции;
- анализ научно-исследовательской, опытно-конструкторской и технической подготовки производства;
- изучение материально-технического и кадрового обеспечения производства;
- оценка номенклатуры и качества выпускаемой продукции;
- определение финансовых результатов деятельности предприятия;
- оценка социальной эффективности производственной и управленческой деятельности;
- анализ информационного обеспечения управления предприятием;
- выработка вариантов, оценка и принятие управленческих решений по совершенствованию управления производством и персоналом;
- анализ организации выполнения управленческих решений и контроля за их исполнением;
- анализ управления с позиций эффективности производства.
Студент в период прохождения преддипломной практики должен собрать статистический материал, сделать необходимые выдержки из служебной документации предприятия, ознакомиться с информацией по теме дипломной работы, собрать и подготовить статистический материал.
Студенту рекомендуется ознакомиться с литературой, в которой освещается не только отечественный, но и зарубежный опыт деятельности фирм, организаций и предприятий.
Необходимо изучить инструкции, методические указания, нормативные документы, постановления, действующие в настоящее время и регламентирующие работу фирм, организаций и предприятий.
На заключительном этапе преддипломной практики студент должен обобщить материал, собранный в период прохождения практики определить его достаточность и достоверность для разработки дипломного проекта, оформить отчет по практике.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
- Общая характеристика предприятия.
- Организационная структура управления.
- Управление производством.
- Управление персоналом.
- Информационная система управления.
- Управление маркетингом.
- Правовое обеспечение производства.
По усмотрению руководителя преддипломной практики от вуза вместо некоторых разделов тематического плана студенту может быть предложено более глубокое изучение тех разделов, которые связаны с выбранной темой дипломной работы.
Примерный порядок подготовки разделов тематического плана преддипломной практики.
Общая характеристика предприятия.
Студент должен получить информацию и уточнить:
- историю предприятия;
- цели и задачи предприятия;
- масштаб деятельности предприятия;
- миссию и имидж предприятия;
- систему снабжения и сбыта;
- степень механизации и автоматизации производства и процессов управления;
- уровень специализации и концентрации производства;
- организационную структуру производства (организационно-правовые формы структурных подразделений и характер организационных отношений между ними);
- производственную структуру предприятия (технологический аспект);
- стратегию и тактику управления предприятием;
- уровень организационной культуры.
Организационная структура управления.
Данный раздел предполагает изучение:
- организационную структуру управления деятельностью предприятия с учетом ее организационно-правовой формы;
- характер организационных отношений между структурными подразделениями;
- компоненты организационной структуры: линейные подразделения (управление основным производством), функциональные структурные подразделения (совещательные функции и функциональные полномочия), обеспечивающие структурные подразделения;
- методы, применяемые на предприятии для совершенствования взаимоотношения между организационными структурами управления на каждом уровне;
- структуру и функции аппарата управления предприятием;
- регламентацию деятельности структурных подразделений, их внутреннюю структуру, связи с другими структурными подразделениями;
- эффективность и экономичность структуры управления, механизмы ее совершенствования.
Отчет по этому разделу студент должен дополнить схемами организационных структур управления предприятия, его структурных подразделений (отдела, цеха и т.д.), на базе которых выполняется дипломная работа. Студент должен обосновать основные мероприятия по совершенствованию организационной структуры базового предприятия.
Управление производством.
Данный раздел предполагает изучение:
- производственной функции предприятия;
- структуры организационной системы, включающей подсистемы обеспечения, планирования и контроля;
- оперативного планирования выпуска продукции;
- нормирования труда и управления запасами;
- календарного планирования и диспетчеризации производства;
- мотивации и стимулирования труда в целях активизации человеческого фактора;
- управления производством на уровне высшего руководства, руководителей среднего и низшего звена.
Студенту необходимо:
- ознакомиться с организацией учета, анализа и планирования производства на предприятии, методикой разработки планов, прогнозов, текущих производственных программ в целом по предприятию или какому-либо базовому производственному подразделению;
- изучить процесс планирования объемов выпуска продукции и разработки соответствующих программ маркетинга, обосновать необходимость их использования на данном предприятии;
- проанализировать методы и приемы, используемые при обосновании производственной программы, с учетом потребностей рынка, производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
- изучить систему показателей, характеризующих производственную деятельность, ее эффективность, а также научиться использовать их в процессе принятия управленческих решений;
- проанализировать систему организации производственных связей между звеньями и подразделениями предприятия, ее эффективность;
- ознакомиться с системой товародвижения, сбыта и продвижения продукции на предприятии (планированием товародвижения, выбором и оценкой каналов сбыта, формами организации торговли);
- дать комплексную оценку организации управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия;
- изучить систему управления маркетингом (на предприятиях с маркетинговыми службами) и дать ей оценку.
Управление персоналом.
Необходимо изучить кадровый потенциал предприятия и его формирование, в том числе:
- профессиональный состав, квалификационный и образовательный уровень кадров (по категориям персонала);
- планирование и прогнозирование потребности в рабочей силе по категориям персонала);
- систему материального и морального стимулирования;
- систему управления персоналом (найм, обучение, кадровое планирование, адаптация персонала и т.д.);
Информационная система управления.
По данному разделу студент должен изучить:
- массивы информации;
- коммуникационный процесс;
- коммуникации между уровнями управления и подразделениями;
- коммуникации между предприятием и внешней средой (органы государственного регулирования, потребители, поставщики и др.);
- характеристику общей схемы информационных потоков в организации;
- информационный процесс (передача, преобразование, характер, оценка и использование информации);
- организацию делопроизводства, рационализацию документооборота предприятия;
- совершенствование коммуникаций в организации.
Экономические службы и финансовый менеджмент.
По этому разделу студенту необходимо:
- изучить структуру и содержание деятельности экономических служб;
- ознакомиться с системой цен на выпускаемую продукцию и методикой их формирования;
- приобрести навыки составления финансового плана, баланса доходов и расходов предприятия;
- на основе бухгалтерского баланса уметь рассчитывать и оценивать показатели финансового состояния предприятия;
- изучить механизм формирования, распределения и использования прибыли, а также резервы увеличения прибыли и рентабельности;
- осуществить комплексную оценку финансового положения предприятия, определить основные финансовые проблемы;
- внести предложения по выработке соответствующих управленческих решений в области ценообразования и финансов по их реализации и контролю за выполнением принятых решений.
Управление маркетингом.
Студент должен отразить в отчете:
- задачи службы маркетинга;
- систему организации службы маркетинга;
- задачи и механизм действия подсистемы маркетинговых исследований рынка и возможностей фирмы;
- анализ маркетинговой среды фирмы;
- структуру и функции маркетинговой информационной системы;
- планирование продукции и товарную политику;
- управление качеством товара;
- стадии жизненного цикла, товара и функции маркетинговых служб;
- инновационную политику;
- ассортиментную политику предприятия и направления его ассортиментной стратегии;
- роль посредников в товародвижении;
- условия выбора и интенсивность каналов товародвижения и сбыта;
- требования к торговым посредникам;
- планирование движения товара на рынке;
- коммуникационную политику фирмы;
- основные методы реализации товаров (услуг);
- стратегию и тактику в области рекламы и ее эффективность;
- инструменты стимулирования сбыта;
- ценовую политику и конкуренцию;
- факторы, определяющие решения по ценам;
- ценовые гарантии и особые соглашения;
- определение цен на новые изделия и их соответствие требованиям рынка;
- систему оценки эффективности деятельности маркетинговых служб предприятия; предложения по повышению эффективности маркетинговой деятельности предприятия.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
Кроме ознакомления с перечисленными вопросами, студент выполняет индивидуальное задание, согласованное с руководством организации (прил. 4). Целью данного задания является развитие самостоятельности студента, расширение его научного кругозора как специалиста и проверка умения применять на практике теоретические знания, полученные в вузе, для решения конкретных задач и управленческих решений. Индивидуальное задание должно соответствовать теме дипломной работы. Индивидуальным заданием может быть анализ имеющихся моделей управления с точки зрения их адекватности, выработка предложений по корректировке действующих систем управления, анализ проводимых исследований.