Методические указания по изучению темы




Основные понятия темы: потребность, потребность социальная, институт, институциализация, институциональный образец, неформальный институт, формальный институт, функции институтов, явные и латентные функции, дисфункции социальных институтов, персонализация, деинституциализация, символ институциональный; агамия, агнация, билокальность, брак, брак вторичный, брак гражданский, брак групповой, брак договорной, брак морганатический, брак неформальный, брака образец, брачность, брачные круги, брачный возраст, возраст социальный, возраст фертильный, гетерогамия, гипергамия, гомогамия, демографический переход, когнация, левират, матрилокальность, моногамия, патрилокальность, полиандрия, полигамия, полигиния, промискуитет, семьи дезорганизация, семья, семья атомизированная, семья гетерогамная, семья кровнородственная, семья многопоколенная, семья неполная, семья нуклеарная, семья однопоколенная, семья партнерская, семья эгалитарная, сожительство, сорорат, экзогамия, эндогамия.

При самостоятельном изучении данной темы следует обратиться к конспекту лекции и рекомендованной литературе, последовательно отвечая на вопросы, предлагаемые для самоконтроля.

Самостоятельное изучение данной темы целесообразно начинать с определения социального института, как исторически сложившейся устойчивой формы организации совместной деятельности людей. Процесс упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений социологи называют институциализацией. Необходимо обратить особое внимание на ряд основных моментов, которые включает данный процесс, а именно: социальная потребность, вне- и надличность, организационное оформление. Институциональная социология, яркими представителями которой являются С. Липсет, П. Блау, М. Дюверже, Ч. Миллс, изучает устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. Институционализм трактует институты как группы людей, объединенные какой-либо идеей, чувством солидарности для выполнения какой-либо функции.

Затем необходимо изучить основные виды социальных институтов: экономические, политические, социокультурные и воспитательные, нормативно-ориентирующие. Особое внимание нужно обратить на процессы деинституциализации, называемые дисфункцией социальных институтов, и ее основные причины.

При изучении универсального социального института, в качестве которого выступает семья, обратите внимание на ее определение как объединения людей, основанного на кровном родстве, браке или усыновлении детей, людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью, прежде всего за воспитание детей. Затем переходите к рассмотрению и анализу основных функций семьи: репродуктивной, социализирующей, экономической, защитно-охранительной, первичного социального контроля, сексуальной, эмоциональной, духовной и др. Не забудьте, что социологи рассматривают семью в качестве малой социальной группы, социальной организации и универсального социального института общества. Рассмотрите основные исторические формы семьи и брака, которые взаимосвязаны.

В заключение обратите внимание на социальные факторы интеграции и дезинтеграции семьи, на основные направления государственной политики в области семейно-брачных отношений в Российской Федерации.

Литература

Основная: [139, гл. 9, 10, 11, с. 214-272]; [147, гл. 16, с. 269-291]; [206, гл. 9, с. 158-190]; [100, гл. 3, с. 89-110]; [187, Раздел 4, с. 215, Раздел 5, с. 314]; [107]; [129]; [189]; [110]; [11]; [38]; [41]; [56]; [90]; [107]; [115]; [151]; [155]; [166]; [177]; [207]; [215]; [18]; [3]; [22]; [153].

Дополнительная: [231]; [244]; [246]; [258].

Вопросы для самоконтроля

1. Что изучает институциональная социология?

2. Какие основные общественные потребности удовлетворяют социальные институты общества?

3. Какие основные институты общества вы знаете?

4. Каковы особенности «явных» и «латентных» функций социальных институтов?

5. Раскройте основные причины деинституциализации: политические, экономические, социокульные, технологические.

6. В чем отличие социальных факторов интеграции и дезинтеграции семьи от биологических и психологических?

7. Как государство регулирует семейно-брачные отношения?

 

Тема 6 Социальная структура общества. (Социальные группы и общности).

Понятие социальной структуры. Понятие социального статуса, его виды. Социальные группы и общности. Статусная и социально-групповая структуры. Малые группы. Виды социальных общностей. Этнические общности. Концепции социального неравенства и дифференциации. Факторы социальной дифференциация и неравенство в современном обществе. Социальная структура: классово-стратификационная, социально-территориальная. Процессы дезинтеграции социальных общностей: маргинализация, аномия, миграция. Стратификация и социальная мобильность. Концепция социальной мобильности. Стратификационная модель современного общества.

Целью изучения темы является: изучение социальной структуры общества, факторов социальной дифференциация в современном обществе.

По данной теме необходимо:

Знать: содержание понятий социальный статус, группы и малые группы, общности и их основные виды. Социальная дифференциация и социальное неравенство. Классификацию основных групп, классов, страт, общностей. Классовую и стратификационную теории. Процессы стратификации, социальной мобильности, процессы и факторы дезинтеграции социальных общностей. Стратификационную модель современного общества.

Уметь: использовать понятие "социальный статус, группа, общность, для определения критериев и показателей социальная дифференциация, неравенство и стратификации, факторов и социальных последствий изменения социальной структуры общества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: