Характеристика и соотношение понятий «социальный процесс», «социальное развитие», «социальное изменение». Концепции социального прогресса.
Социальные изменения: понятие, теоретические подходы. Виды социальных изменений. Уровни и характер социальных изменений.
Социальные движения: типы и виды. Жизненные циклы социальных движений.
Революция как форма социальных изменений. Социальные реформы.
Социальные революции и реформы.
Мировая система и процессы глобализации.
Цель изучения темы: понимание социальной сущности коллективного поведения; форм и видов социальных и культурных изменений, в том числе, в контексте модернизации современных обществ и России; какие виды социальных процессов изучает социология.
По данной теме необходимо:
Знать какие типы социальных движений существуют, что влияет на их развитие и распространение, какие их жизненные циклы выделяют в социологии, что представляют собой процессы глобализации и их возможные риски, соотношение реформ и революций в общественном развитии.
Уметь оценивать достижения социального прогресса на основе знания исторического контекста социальных изменений и социальных реформ, в том числе в России; анализировать с социологической точки зрения основные социальные процессы в своей стране и за её пределами; находить и использовать социальную информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих социальных проблемах и происходящих социальных изменениях.
Методические указания по изучению темы
Основные понятия темы: «социальные изменения», «социальный прогресс», «социальный регресс», «социальная революция», «политическая революция», «социальные реформы», «социальные движения», «глобализация», «риски глобализации», «неравномерность социального развития», «социальная модернизация».
При самостоятельном изучении данной темы следует обратиться к конспекту лекции и рекомендованной литературе, последовательно отвечая на вопросы, предлагаемые для самоконтроля.
Необходимо остановиться на характеристике тех категорий, которые показывают, как изменяются социальные объекты, каковы особенности их развития.
Не отрицая в целом факт социального развития, многие исследователи истолковывают его по-разному: одни говорят о развитии, другие об эволюции, третьи об изменении; одни делают упор на прогрессе, другим везде представляется регресс и упадок; одни видят избавление от социальных «невзгод» в реформах, другие предпочитают говорить только о революции.
При строгом рассмотрении можно заметить, что все эти понятия и категории не противоречат, а взаимодополняют друг друга.
Изменения, являясь предпосылкой развития, пронизывают всю структуру общества. Взаимодействуя друг с другом, они как бы детерминируют друг друга; одни изменения вызывают другие, их накопление ведет сначала к незаметным, а затем к более существенным преобразованиям. Изменения оказываются той основой, на основе которой осуществляется процесс социального развития.
Одной из важнейших характеристик процесса социального развития является прогресс, неразрывно связанный с регрессом. Необходимо также подчеркнуть, что социальные изменения и социальное развитие могут быть как эволюционными, так и революционными. Изменения могут быть организованными и целенаправленными, в этом случае мы говорим о социальных реформах.
В развитии общества довольно часто возникают процессы, связанные с коллективными действиями людей, не входящих в состав формальных организаций или социальных институтов, и направленные либо на осуществление социальных изменений, либо на их предотвращение. Совокупность таких коллективных действий называют социальными движениями.
Следует отличать социальные движения от социальных институтов. Если социальные институты – это относительно устойчивые и стабильные образования, выполняющие функцию воспроизводства человека и определенных социальных отношений и взаимодействий в определенных циклах, то социальные движения высокодинамичны, изменчивы и имеют неопределенные по времени жизненные циклы. Социальные движения существенно отличаются и от социальных организаций, т. к. для движений характерны спонтанность, подвижность, неустойчивость культурных образцов и норм, отсутствие жестко закрепленных за отдельными людьми социальных статусов и ролей.
Литература
Основная: [206, гл. 16, 17, с. 296-331]; [100, гл. 11, с. 329-373]; [111]; [74]; [168]; [17]; [134].
Дополнительная: [273, с. 192-218]; [229]; [275, с. 69-84]; [267, гл. 4, с. 169-212].
Электронные ресурсы: [291]; [292].
Вопросы для самоконтроля
1. Какие изменения называются социальными?
2. Что общего и в чем различие между такими понятиями, как "социальные изменения", "социальное развитие", "социальный прогресс"?
3. Каковы основные черты эволюционных и революционных социальных изменений?
4. Что такое социальная реформа?
5. В чем состоит противоречивость социального прогресса?
6. Что такое "социальные движения"? Каковы их жизненные циклы?
7. Назовите основные признаки социальной революции и её отличие от социальной реформы?
8. Что означают процессы глобализации в современном мире, каковы их сущность и содержание?
9. В чём заключаются риски современных процессов глобализации?
10. Каковы место и роль России в современном глобализирующемся мире?