КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА В ТОРГОВЛЕ
1.Содержание процесса управления товарооборотом в торговых организациях.
2. Показатели и методы формирования ассортимента.
3 Особенности ассортиментной политики в торговых организациях
Содержание процесса управления товарооборотом в торговых организациях.
Наряду с осуществлением закупок и продаж важным явлением коммерческой деятельности является формирование ассортимента товаров. В торговле, с одной стороны, она обуславливает результативный сбыт, с другой, - сама является результатом грамотно осуществляемой закупочной работы. Поэтому формирование ассортимента можно рассматривать как одно из основных направлений совершенствования коммерческой деятельности фирмы.
Результатом эффективной ассортиментной политики в торговле является увеличение товарооборота – основного показателя деятельности сферы товарного обращения. Поэтому его управлению придается большое значение.
Задачи управления товарооборотом состоят в следующем:
· увязка величины и темпов развития товарооборота с развитием потребительского рынка и изменениями его конъюнктуры;
· планирование объема продаж с учетом получения необходимой величины прибыли;
· обеспечение эффективного использования ресурсного потенциала;
· обеспечение ритмичной, устойчивой работы торговой организации за счет формирования ассортимента и управления запасами.
Содержание процесса управления товарооборотом состоит в следующем:
1) оценка и прогнозирование рынка сбыта товаров на основе исследования конкурентов, оценки рыночной конъюнктуры, изучения особенностей поведения потребителей;
2) оптимизация объема и структуры реализации товаров по ассортименту, по методам и видам продаж, по способам расчетов и т.д.
3) формирование рациональных товарных запасов на основе обоснования нормативов запасов и определения оптимальных размеров партий и интервалов поставки;
4) обеспечение поступления товаров.
Особенностями управления товарооборотом в оптовой торговле являются определение величины продаж по формам товародвижения, прогнозирование товарооборота по направлениям продаж и источникам поставок.
Показатели и методы формирования ассортимента
Ассортимент товаров – это совокупность их групп, подгрупп, видов и разновидностей, объединенных по определенному признаку.
Он характеризуется
· широтой, т.е. количеством товарных групп и подгрупп;
· глубиной, т.е. количеством видов и разновидностей внутри группы или подгруппы;
· структурой – соотношением различных групп (подгрупп, видов, разновидностей) в общем ассортименте фирмы;
· степенью обновления, т.е. поступления товарных разновидностей товаров;
· полнотой – соответствием фактического наличия товаров утвержденному ассортиментному перечню;
· устойчивостью, т.е. постоянным наличием в магазине товаров различных видов в соответствии с ассортиментным перечнем.
Метод формирования ассортимента характеризуется способом определения набора групп, видов и разновидностей, представленных в торговом зале.
Различают следующие методы формирования ассортимента:
1) Метод ассортиментного перечня – предполагает наличие в продаже стандарта товарного предложения, заявленного в обязательном ассортиментном перечне. Метод ориентирован на удовлетворение твердо сформированного спроса.
Ассортиментные перечни устанавливаются для предприятий всех форм собственности, разрабатываются с учетом типа магазина, его торговой площади, месторасположения, ассортимента, контингента покупателей и являются обязательными для исполнения.
Перечни разрабатываются на год субъектами торговли и утверждаются руководителями органов управления торговли органов государственной власти по месту нахождения субъекта, выдавших лицензию на ведение торговли или руководителями Министерства торговли.
Контроль за соблюдением ассортимента товаров осуществляется на основе расчета
· коэффициента полноты ассортимента
, (4.1)
где Nф – фактическое количество разновидностей товаров, представленных в торговой организации;
Nасс – количество разновидностей товаров по ассортиментному перечню;
· коэффициента устойчивости ассортимента
·
, (4.2)
где Nф1,… Nфn – фактическое количество разновидностей товаров на моменты проверок;
n – число проверок.
2) Метод потребительского комплекса – предполагает комплексное удовлетворение спроса. При этом он ориентирован на более полное удовлетворение потребителей, экономию времени покупателей, совершенствование совершение импульсивных покупок.
3 Особенности ассортиментной политики в торговых организациях
Ассортиментная политика – это система мер, направленная на формирование конкурентоспособного ассортимента, обеспечивающего устойчивые позиции фирмы на рынке и получение необходимой прибыли.
Конкурентоспособный ассортимент характеризуется следующими условиями:
· рентабельностью, что позволяет обеспечить прибыльную деятельность за счет покрытия доходом от реализации товара его издержкоемкость;
· оптимальной структурой по широте и глубине, ориентированной на определенного потребителя и стимулирующей совершение покупок;
· определенным образом товара, то есть привлекательностью для потребителя;
· включением в ассортимент товаров, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, что обеспечивает относительно устойчивые объемы продаж и стабильное положение на рынке.
На особенности ассортиментной политики оказывают влияние следующие факторы:
· развитие производства;
· характер спроса на товар и его цена;
· специализация магазина;
· местоположение торговой организации и размер торговой площади;
· социально – демографические факторы (состав населения, уровень культуры, особенности потребления товара, т.д.)
· природно-климатические (географическое расположение, климат, т.д.)
Основными принципами построения ассортимента в современных условиях является комплексное удовлетворение спроса покупателей с целью повышения прибыльности деятельности торговой организации.