Каналы сбыта туристского продукта




Как уже отмечалось, специфика деятельности любого турист­ского предприятия заключается не только в том, чтобы произвести туристский продукт, но и (а зачастую прежде всего) продать его, оп­ределив тем самым окончательный результат всех маркетинговых усилий предприятия. Говоря о продаже туристского продукта тем или иным предприятием, будь то напрямую потребителю через агентские соглашения, непосредственно в офисе фирмы или вне его, при не­посредственном посещении предприятия или по телефону, — мы говорим о каналах сбыта (распределения) туристского предприятия.

Под каналом сбыта (распределения), по определению Ф. Котлера, понимают «совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребите­лю». Учитывая специфику туристского бизнеса, где туристское пред­приятие, как правило, не осуществляет производство конкретных ус­луг (проживание, питание и др.), можно сказать, что любое туристское предприятие само по себе вовлечено в канал сбыта. Однако это не со­всем верно, так как туристский продукт не состоит из одной услуги, а представляет собой, как мы уже говорили, комплекс услуг, предлагае­мых как сторонними производителями, так и самой турфирмой. Поэтому под каналом сбыта (распределения) в туризме необходимо понимать совокупность способов организации продажи туристского продукта туристским предприятием потребителю.



Каналы сбыта (распределения) характеризуются по числу составляю­щих их уровней. Под уровнем канала сбыта понимают любого посредника на пути туристского продукта от предприятия к конечному потребителю. Число уровней определяет длину канала распределения. На рис. 14.1 пред­ставлена структура каналов сбыта туристского продукта.

 

 

 

Туристская фирма (туроператор)
       
Туристское агентство Туристское агентство
       
  Туристский агент
     
Потребитель (турист)

Рис. 14.1. Каналы сбыта туристского продукта

Туристское предприятие может организовать прямую продажу собственного туристского продукта потребителям, организовать про­дажи через туристские агентства или использовать совокупность нескольких каналов сбыта.

Организация прямых продаж (традиционно распространенная форма сбыта в туризме), или канал прямого маркетинга, подразуме­вает наличие двух участников: туристского предприятия (его фили­алов, представительств, представителей) и потребителя.

Одноуровневый канал подразумевает включение в процесс продаж одного посредника, называемого в туризме туристским агентством. Туристское агентство — обособленное предприятие, не связанное с основным предприятием, специализирующееся на продаже турист­ского продукта, как правило, на определенной территории на осно­ве договорных обязательств перед туроператором.

Двухуровневый канал включает двух посредников в виде турист­ского агентства и турагента, один из которых, по аналогии с торгов­лей, выступает в роли оптового, а другой — розничного продавца.



Каналы сбыта с большим числом уровней используются значитель­но реже, так как они не позволяют туроператору осуществлять эффек­тивное управление и контроль функционирования сбытовой сети.

Большинство каналов сбыта в туризме строится по принципу верти­кальных маркетинговых систем (ВМС). Его использование обусловлено прежде всего спецификой производства туристского продукта. Туропера­тор не производит некий обезличенный продукт, способный продаваться и потребляться в любом регионе, любым продавцом или в любое время. По­этому, формируя собственную сбытовую сеть или прибегая к услугам сто­ронних туристских агентств, туроператор стремится сохранить за собой контроль над каналами сбыта и обеспечить их управляемость.

Различают несколько типов вертикальных маркетинговых сис­тем (рис. 14.2).

Вертикальные

маркетинговые системы

(ВМС)


Корпоративные ВМС


Договорные ВМС


Управляемые ВМС


 


Агентские соглашения


Лицензионные соглашения


Рис. 14.2. Типы вертикальных маркетинговых систем

В рамках корпоративных ВМС все последовательные этапы произ­водства и сбыта находятся в единоличном владении. Такая система осно­вана на использовании канала прямого маркетинга и подразумевает наличие у туроператора широко разветвленной собственной сети про­даж, включающей филиалы, представительства или представителей в различных регионах, способствующих более быстрому и эффективному доведению туристского продукта до конечного потребителя. Как прави­ло, создание корпоративных ВМС под силу лишь очень крупным ком­паниям, так как их содержание требует значительных усилий и затрат.

Договорные ВМС подразумевают построение канала сбыта, осно­ванного на договорных отношениях между независимыми друг от друга участниками. Этот тип ВМС является, пожалуй, самым распространен­ным в отечественном туристском бизнесе. Организация сбыта на прин­ципах договорной ВМС позволяет его участникам наиболее эффективно использовать свои преимущества и тем самым достичь хороших коммерческих результатов при снижении общего уровня затрат на поддержание канала сбыта. В практике использования договорных ВМС можно выделить три основных типа: агентское соглашение, эксклюзивное агентское соглашение, лицензионное соглашение.


Типы договорных ВМС отличаются друг от друга степенью зави­симости агента от предприятия-производителя и, как следствие, воз­можностями управления и контроля за каналом сбыта.

Агентское соглашение — наиболее распространенная форма до­говорных ВМС. Взаимоотношения в рамках агентского соглашения строятся на основе ряда взаимных обязательств между туроперато­ром (принципалом) и турагентом.

Процесс установления и поддержания взаимоотношений между тур­оператором и турагентом в общем виде выглядит следующим образом:

□ публичная оферта туроператора;

□ заключение договора (агентского соглашения) между туропе­ратором и турагентом;

□ рассылка туроператором предложений (прайс-листов) и рек­ламных материалов;

□ заявка турагентства о бронировании туристского продукта;

□ подтверждение заявки туроператором и выставление счета;

□ оплата счета турагентом и передача туроператору документов турис­та (в случае оформления выездных виз в страну временного пребывания).

В зависимости от характера туристских операций агентские согла­шения имеют различное содержание. Они могут быть максимально де­тализированы, если речь идет о разовой или кратковременной сделке, а также могут касаться лишь основных, принципиальных условий, если договор заключается на длительный период (генеральное агентское со­глашение). В последнем случае конкретизация коммерческих условий происходит или на основе приложений к соглашению (например, еже­годных протоколов), или на основе текущей переписки.

К характерным условиям в рамках агентского соглашения относятся:

□ обязательства по предоставлению туристского продукта;

□ условия бронирования туристского обслуживания (методы,
сроки, порядок, объем информации);

□ условия обслуживания туристов, документы обслуживания, по­
рядок предоставления льготного обслуживания;

□ ценовая политика;

□ системы взаиморасчетов и платежей;

□ характер и порядок комиссионного вознаграждения;

□ конфиденциальность;

□ ответственность;

□ порядок рассмотрения и удовлетворения претензий.



Существенные условия агентских соглашений определяются так­
же обязательствами со стороны агента и принципала.

Важными обязанностями агента являются:

□ разумное усердие;

□ честное информирование принципала о потенциальных клиентах;

□ плановый объем продаж по согласованным ценам;

□ всемерная поддержка имиджа принципала;

□ соблюдение установленного уровня цен и ценовой политики
принципала;

□ разумное применение разрешенных принципалом скидок;

□ соблюдение конфиденциальности информации, переданной
принципалом;

□ своевременная отчетность перед принципалом по установлен­
ной форме;

□ немедленное информирование принципала о возникших труд-­
ностях, претензиях и рекламациях клиентов.

Основные обязанности принципала:

□ обучение агента;

□ определение агенту территории, на которой агент имеет ис-­
ключительные права (если таковые принимаются в соглашении);

□ порядок предоставления информации и рекламных материалов.

Центральными статьями соглашения являются размеры, усло­вия и сроки выплаты комиссионных. Размер комиссионных состав­ляет от 2 до 12 %.

Комиссионные могут быть выплачены агенту несколькими спо­собами:

1) в установленный срок после перечисления средств клиента
принципалу;

2) вычтены из стоимости тура непосредственно перед отправле-­
нием денег принципалу;

3) системой взаимозачетов, накопительной схемой и т.д.
Лицензионное соглашение (франчайзинг) — форма договорных ВМС.

Франшиза (от англ. franchise — право голоса) — право продавать услуги от имени определенной фирмы на основе заключенного лицензионного со­глашения. Главное отличие франчайзинга от других контрактных систем состоит в том, что он обычно основан либо на уникальных услугах, либо на методах осуществления бизнеса, либо на торговой марке, патенте или авторском праве. Франшизные системы наиболее распространены в органи­зациях питания (например, Me Donalds) или размещения (например, Holiday Inn), где они получили название цепей (цепочек). В туризме наибо­лее ярким примером является построение ВМС немецкой фирмой TUI.


Соглашение между франшизодателем (правообладателем) и франшизополучателем (правополучателем) обычно предусматривает:

□ использование франшизополучателем торговой марки франшизодателя;

□ применение франшизополучателем технологии и стандарта об­служивания франшизодателя;

□ применение методов и систем управления, вплоть до ведения бухгалтерской отчетности;

□ использование методов подготовки персонала, разработанных фран­шизодателем, включая стажировку на предприятиях франшизодателя;

□ включение франшизополучателя в общую систему рекламы и маркетинга франшизодателя.

Франчайзинг способствует эффективной деятельности как правообла­дателей, так и правопользователей. Последние как бы вливаются в уже фун­кционирующую систему, сохраняя при этом формальную независимость. Гостиницы, например, получают доступ к централизованной системе бро­нирования, принадлежащей цепи, которая направляет своих- клиентов, принимает на себя рекламные расходы. Крупные международные цепи со­здают централизованные снабженческие предприятия, учебные центры, фирмы по производству и ремонту мебели и оборудования. У известных гостиничных цепей сформированы и поддерживаются определенные пра­вила и стандарты обслуживания, обеспечивающие оригинальность и не­повторимость стиля всех входящих в них предприятий.

В табл. 14.1 представлены цифровые данные, свидетельствующие о массовости и масштабности гостиничных цепей.

Франшизные системы в гостиничной индустрии носят между­народный характер. Так, гостиничные цепи американских компаний «Holiday Inn» и «Sheraton» располагаются более чем в 50 странах мира.

Еще одной разновидностью вертикальных маркетинговых систем являются управляемые ВМС. Управляемыми ВМС называются такие системы, где один из участников канала занимает превалирующее по­ложение. Координация ряда последовательных этапов движения про­дукта на его пути к потребителю осуществляется не на основе общей принадлежности одному владельцу, а благодаря размерам и мощи од­ного из ее участников. Примером таких ВМС может служить деятель­ность компаний типа «Thomas Cook» или «American Express».



Таблица 14.1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: