ПСИХООРГАНИЧЕСКИЙ СИНДРОМАМ У ДЕТЕЙ




Кафедра психиатрии и медицинской психологии.

 

Зав. кафедрой – профессор, дмн.

Будза В. Г.

Преподаватель- кмн. Чалая Е. Б.

 

 

Реферат

 

Психоорганический синдром.

 

Выполнил: студент 517 группы

Салынских С. А.

Проверил:

 

 

Оренбург, 2009

План реферата:

1. Введение.

2. Виды расстройств.

3. Астенический вариант.

4. Эксплозивный вариант.

5. Эйфорический вариант.

6. Апатический вариант.

7. Психоорганический синдром у детей.

8. Психопатологические варианты психоорганических синдромов у детей школьного возраста и подростков.

9. Список используемой литературы.

 

Введение.

 

Психоорганический синдром – это состояние общей психической беспомощности со снижением памяти, сообразительности, ослаблением воли и аффективной устойчивости, снижением трудоспособности и иных возможностей адаптации.

E. Bleuler (1916) ввел термин "органический симптомокомплекс", который, по его мнению, являлся синдром-мнестического синдрома. В последующем термин "органический симптомокомплекс" начал рассматриваться более широко и заменил существовавший в русской и немецкой психиатрии с конца XIX века термин "органические психические расстройства". К настоящему времени в отечественной психиатрии получили распространение обозначения этого расстройства, предложенные М. Влеилегом - "органический психосиндром" (1955), "диффузный мозговой психосиндром" (1979). В английской психиатрии это расстройство обозначают как "хронический мозговой синдром", а в американской — "органический мозговой синдром". Термин, используемый американскими психиатрами, включает в себя также и расстройства, относящиеся к экзогенному типу реакции, в первую очередь делирий.

Сопоставление различных понятий, используемых для определения различной степени и глубины органических изменений личности, дает основание считать, что термин "органический психосиндром", или "психоорганический синдром", наиболее полно отражает все многообразие встречающихся нарушений и позволяет по совокупности расстройств оценить их характер и выраженность, а следовательно, избежать крайне неопределенных и расплывчатых диагностических оценок типа "церебрастения", "энцефалопатия с астеническими расстройствами" и т.п.

 

Виды расстройств.

 

Психоорганический синдром разной степени выраженности может быть:

•резидуальным состоянием

•расстройством, возникающим в течение прогредиентных заболеваний органического происхождения (психопатологическая симптоматика в этих случаях нередко сочетается с признаками очагового поражения головного мозга)

Для психоорганического синдрома характерны нарушения (триада Вальтер-Бюэля):

•памяти

•интеллекта

•эмоционально-волевой сферы

Наблюдаются расстройства всех трех сторон памяти:

•запоминания

•ретенции (удержания)

•репродукции

Характерны также качественные расстройства памяти:

•конфабуляции

•псевдореминисценции

В тяжелых случаях отмечается прогрессирующая амнезия с развитием амнестической дезориентировки. Сначала ориентировка нарушается в месте и времени, а затем в собственной личности.

Нарушения интеллекта проявляются:

•неспособностью больных к приобретению новых знаний и навыков

•в первую очередь это отражается недавно полученной информации, в то время как профессиональные знания и автоматизированные поступки и действия могут сохраняться длительное время

•постепенно речь становится замедленной, бедной, изобилует словесными шаблонами

Аффективные расстройства характеризуются:

•недержанием эмоций

•слабодушием

•взрывчатостью (эксплозивностью)

•быстрой истощаемостью

Иногда в ночное время возникают рудиментарные признаки делирия и сумеречного расстройства сознания. В отдельных случаях развиваются депрессивные состояния, бредовые синдромы и галлюцинации, а также эпилептиформные припадки с явлениями дереализации и деперсонализации. В редких случаях симптоматика психоорганического синдрома может стабилизироваться или приобретать характер обратного развития. Обычно же под влиянием внешних психотравмирующих и вредных физических воздействий он развивается прогредиентно и достигает степени органического слабоумия (деменции).

NB!!! Под делирием в поведенческой неврологии принято понимать остро или подостро развивающееся состояние спутанного сознания, которое сопровождается выраженными когнитивными расстройствами. Заподозрить делирий следует во время острого начала когнитивных расстройств или при быстром и значительном ухудшении когнитивных функций, существенных колебаниях тяжести нарушений в течение суток, выраженных нарушениях способности поддерживать внимание в сочетании с расстройствами цикла сон-бодрствование. Часто (но не обязательно!) делирий сопровождается галлюцинациями и психомоторным возбуждением. Причины делирия в пожилом возрасте многообразны: дегидратация и другие дисметаболические расстройства, интоксикация, в том числе лекарственная, травмы, операции, общая анестезия, инфекционные заболевания, декомпенсация соматических заболеваний, госпитализация в стационар и др. Пациенты с деменцией больше предрасположены к возникновению делирия, чем пожилые лица с нормальными когнитивными функциями. Коррекция дисметаболических расстройств, компенсация соматических заболеваний обычно приводят к быстрому регрессу нарушений. В противном случае состояние спутанного сознания может сохраняться в течение продолжительного времени, а при неблагоприятном развитии событий – усугубляться вплоть до сопора и комы.

Пациенты-органики обычно плохо переносят жару, перепады атмосферного давления, часто жалуются на головные боли, давление в голове, головокружение, обнаруживают признаки вегетативной неустойчивости, нарушение сна, аппетита.

Психические нарушения сочетаются:

•с разнообразными нередко весьма выраженными неврологическими расстройствами - парезы, параличи, выпадения чувствительности, гиперкинезы и др.

•с нарушением высших корковых функций - афазии, апраксии, агнозии, акалькулия и т. п.

Тяжесть психических и неврологических нарушений не всегда совпадает.

Выделяют 4 основных варианта психоорганического синдрома: астенический, эксплозивный, эйфорический и апатический.

 

АСТЕНИЧЕСКИЙ ВАРИАНТ

 

•в клинической картине синдрома преобладают стойкие астенические расстройства в виде повышенной физической и психической истощаемости, явлений раздражительной слабости, гиперестезии, аффективной лабильности, тогда как расстройства интеллектуальных функций выражены незначительно

•часто отмечается некоторое снижение интеллектуальной продуктивности

•иногда выявляются легкие дисмнестические расстройства

•!!! степень тяжести астенического (как и других вариантов) психоорганического синдрома может быть оценена с помощью так называемого симптома Пирогова, или метеопатического симптома - он проявляется изменением состояния больного в зависимости от колебаний барометрического давления: если состояние больного меняется перед падением или подъемом барометрического давления, его следует расценивать как более тяжелое по сравнению с теми случаями, когда состояние больного меняется одновременно с изменением погоды

•не менее существенными являются изменения самого состояния: в одних случаях колебания барометрического давления сопровождаются развитием новых, не характерных для состояния больного, астенических явлений - это свидетельствует о более тяжелом характере поражения, чем в случаях, при которых отмечается лишь усиление имеющихся у пациента проявлений астенического состояния

 

ЭКСПЛОЗИВНЫЙ ВАРИАНТ

 

•характерно сочетание аффективной возбудимости, раздражительности, взрывчатости, агрессивности с нерезко выраженными дисмнестическими нарушениями и снижением адаптации

•характерна также склонность к сверхценным паранойяльным образованиям

•нередко бывают ослабление волевых задержек, утрата самоконтроля, повышение влечений

•характерна алкоголизация больных: они, обращая внимание на релаксирующее влияние алкоголя, снимающее или уменьшающее раздражительность и возбудимость, прибегают к приему алкогольных напитков для улучшения своего состояния, однако регулярное употребление алкоголя неизбежно ухудшает общее состояние и усиливает проявления органической недостаточности, что в свою очередь сопровождается повышением дозы алкоголя для купирования состояния внутреннего напряжения, раздражительности и брутальности; поэтому у части больных наблюдается достаточно быстрое формирование признаков хронического алкоголизма с быстрым формированием тяжелых форм синдрома похмелья.

•характерно также формирование сверхценных образований, часто кверулянтских тенденций, возникновение которых нередко связано с несправедливостью, допущенной в отношении больного или его близких.

•нередки различные виды истерических форм реакций, свойственные больным этой группы, развивающиеся обычно в тех случаях, когда на пути осуществления планов больного становится преграда или когда требования больного не выполняются

•!!! следует обратить внимание на то, что склонность к сверхценным образованиям и формирование истерических расстройств являются особенностями психопатологической и клинической картины психоорганического синдрома и свидетельствуют о достаточной тяжести проявлений болезни

Как при астеническом, так и при эксплозивном варианте психоорганического синдрома происходит выраженная декомпенсация состояния в связи с интеркуррентными заболеваниями, интоксикациями и психическими травмами.

 

ЭЙФОРИЧЕСКОГО ВАРИАНТ

 

•определяется повышением настроения с оттенком эйфории и благодушия, бестолковостью, резким снижением критики к своему состоянию, дисмнестическими расстройствами, повышением влечений

•у части больных наблюдаются взрывы гневливости с агрессивностью, сменяющиеся беспомощностью, слезливостью, недержанием аффекта. У больных значительно снижена работоспособность

•!!! признаком особой тяжести состояния является развитие у больных симптомов насильственного смеха и насильственного плача, при которых причина, вызвавшая реакцию, бывает амнезирована, а гримаса смеха или плача долгое время сохраняется в виде лишенной содержания аффекта мимической реакции

 

АПАТИЧЕСКИЙ ВАРИАНТ

 

•характеризуется аспонтанностью, резким сужением круга интересов, безразличием к окружающему, в том числе к собственной судьбе и судьбе своих близких, и значительными дисмнестическими расстройствами

•обращают на себя внимание черты сходства этого состояния с апатическими картинами, наблюдаемыми в конечных состояниях шизофрении и эпилептической болезни, однако присутствие мнестических расстройств, астении, спонтанно возникающих симптомов насильственного смеха и плача помогают отграничению этих картин от сходных состояний, развивающихся при других нозологических формах.

Перечисленные варианты психоорганического синдрома часто являются стадиями его развития и каждый из вариантов отражает различную глубину и различный объем поражения психической деятельности:

1 - Первый и самый начальный этап – астенический:

•с характерными проявлениями астенического симптомокомплекса, с явлениями гиперестезии, раздражительной слабости, вегетативно-сосудистыми расстройствами

•особенно характерна повышенная чувствительность больных к изменению барометрического давления (синдром Пирогова), лекарственным препаратам и алкоголю

•отмечается непереносимость жары

•при резком изменении климатических условий состояние больного, как правило, ухудшается

Наличие вышеуказанной симптоматики свидетельствует о прогрессировании процесса.

2 - Наступает следующий этап психоорганического синдрома – эксплозивный:

•больной становится злобным, раздражительным, гневливым, крайне возбудимым

3 - Признаки эксплозивности с течением времени сменяются мориоидностью – мориоидный этап (эйфорический), он сопровождается появлением на фоне вышеназванного симптомокомплекса:

•немотивированно повышенного настроения

•беспечной веселости

•снижения критической самооценки в сочетании с интеллектуально-мнестическими расстройствами

4 - Последний этап психоорганического синдрома – развитие апатоабулического состояния:

•у больных отмечается глубокое нарушение волевой активности, памяти, интеллекта

•имеются выраженные признаки органического поражения центральной нервной системы

Следует отметить, что эйфорический и апатический варианты органического психосиндрома практически идентичны понятию тотального органического слабоумия.

Для их дифференциации могут быть использованы представления об обратимости органического психосиндрома и необратимости состояния слабоумия. Но они, к сожалению, часто основываются на недостаточно психопатологически очерченных понятиях острого и хронического органического психосиндрома, которые касаются не столько структуры, сколько условий возникновения упомянутых состояний.

Также различаю:

I.диффузный вариант психоорганического синдрома

II.локальный (церебрально-очаговый) вариант психоорганического синдрома

•При локальном варианте могут преобладать расстройства памяти (Корсаковский синдром), интеллекта (болезнь Пика, прогрессивный паралич), патология влечений и аффективные расстройства (опухоли определенной локализации), хотя о подобных частичных психических выпадениях можно говорить очень условно.

•При поражении конвекситатной лобной коры наблюдается «фронтальный синдром» - аспонтанность в мышлении, речи, поведении, достигающая степени акинезии.

•Повреждение медиальных отделов лобной коры сопровождается грубыми нарушениями высших форм внимания.

•Лобно-базальная локализация поражения обнаруживается картиной мории либо псевдопаралитического синдрома.

•При диэнцефальной локализации процесса наблюдается анергия, сонливость, депрессия либо эйфория, дисфория, нарушения влечений на фоне эндокринных и метаболических расстройств.

•Поражения на уровне ствола мозга проявляются торпидностью психических процессов либо импульсивностью и взрывчатостью.

Разграничивают также:

I.острый вариант психоорганического синдрома

II.хронический вариант психоорганического синдрома

Острый вариант психоорганического синдрома возникает внезапно нередко вслед за экзогенным типом реакции, длится несколько дней, недель. Может быть единственным эпизодом либо рецидивирует и переходит в хронический.

Хронический вариант психоорганического синдрома чаще начинается малозаметно и протекает по-разному:

•При болезни Пика, Альцгеймера, хорее Гентингтона, старческом слабоумии психоорганическая симптоматика прогрессирует и завершается обычно слабоумием.

•Течение психоорганического синдрома, возникающего после черепно-мозговых травм, энцефалитов, приближается к стационарному - резидуальный вариант психоорганического синдрома.

•Возможно обратное развитие симптоматики, разумеется, до известных пределов — регредиентный вариант психоорганического синдрома.

•При прогрессивном параличе, доброкачественных опухолях возможны терапевтические ремиссии.

Степень выраженности психоорганического синдрома во многом зависит от возраста. Уязвимость к органическим повреждениям психики наиболее значительна в старческом возрасте.

Психоорганический синдром возникает при черепно-мозговых травмах, сосудистых заболеваниях головного мозга, интоксикациях, опухолях и абсцессах головного мозга, атрофических процессах в инволюционном периоде, сифилитических заболеваниях нервной системы, эндокринопатиях и др.

Неспецифического выскоэффективного лечения с подтвержденной эффективностью нет. Лечение направлено на терапию основного заболевания, вызвавшего психоорганический синдром и проводится в зависимости от степени выраженности заболевания в стационаре или амбулаторно. Положительное действие оказывают ноотропные препараты, неротрофическая и церебропротективная терапия, антиоксиданты и витаминотерапия, нормализация гемореологических показателей и т.д. Прогноз зависит от основного заболевания.

 

ПСИХООРГАНИЧЕСКИЙ СИНДРОМАМ У ДЕТЕЙ

 

Симптомы свойственные психоорганическому синдрому у детей имеют определенные возрастные особенности. Органическое поражение головного мозга, лежащее в их основе, возникает в период интенсивного эволютивного развития мозговых систем и функций, при большей или меньшей морфофизиологической незрелости центральной нервной системы. Это ведет к появлению в клинической картине психоорганических синдромов особых феноменов, свойственных тому или иному уровню возрастного нервно-психического реагирования, а также различных симптомов нарушения развития психических и неврологических функций.

У детей раннего и отчасти преддошкольного возраста (до 4—5 лет):

•проявления психоорганического синдрома атипичны

•расстройства интеллектуальных функций у них рудиментарны и выражаются в некоторой задержке речевого развития, бдном запасе слов, низком уровне выполнения речевых заданий по сравнению с невербальными, слабой выраженности интеллектуальных интересов (к чтению рассказов и сказок, к сюжетным играм и т. п.), затруднениях при запоминании стихов и песен

•нередко на первый план выступают так называемые невропатические расстройства, напоминающие симптомы врожденной детской нервности; они включают повышенную возбудимость и неустойчивость вегетативных реакций (склонность к рвоте и срыгиваниям, диспепсическим расстройствам, потливость, аллергические реакции, колебания температуры и т. п.), поверхностный сон, нередко с извращением чередования сна и бодрствования, пониженный аппетит, повышенную чувствительность к любым внешним воздействиям, эмоциональную возбудимость, впечатлительность, неустойчивость настроения. Описанные невропатические или невропатоподобные нарушения сочетаются с общей двигательной расторможенностью, суетливостью, нечеткостью восприятия (трудности при отличении фигуры от фона)

•отмечаются рассеянные неврологические симптомы (отклонения черепно-мозговой иннервации, односторонние пирамидные знаки и нарушения координации, асимметрия силы движений и т. п.)

С 4—5-летнего возраста:

•нарушения вегетативной регуляции отступают, а на первом плане в структуре психоорганического синдрома оказываются эмоционально-волевые и двигательные расстройства: повышенная аффективная возбудимость, раздражительность, импульсивность поведения, недостаточное чувство дистанции, назойливость, «приставучесть», частая смена настроения, выраженная двигательная расторможенность, нередко с хореиформными и множественными лишними движениями

•отчетливо выявляется слабость концентрации активного внимания, которая значительно затрудняет усвоение ребенком новых знаний

•часто отмечаются более или менее выраженные нарушения моторной интеграции, проявляющиеся в недостаточности тонких движений, а также действий и двигательных навыков, требующих быстрого переключения движений (речевая моторика, рисование, одевание и обувание и т. п.)

У детей школьного возраста и подростков:

•проявления психоорганического синдрома становятся более разнообразными и содержат значительно больший объем нарушений познавательных, особенно интеллектуальных, функций

•более заметными становятся черты личностной недостаточности в виде импульсивности, склонности к «реакциям короткого замыкания», слабого чувства дистанции, недостаточной самокритичности

 

 

ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫПСИХООРГАНИЧЕСКИХ СИНДРОМОВ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПОДРОСТКОВ:

•психоорганический синдром с нарушением так называемых школьных навыков, т. е. навыков чтения, письма и счета (дислексия, дисграфия и дискалькулия), в основе которых лежат стертые речевые расстройства, нарушения фонематического слуха, синтеза пространственных представлений, праксиса, тонких движений рук, а также, по-видимому, расстройства сложных форм конструктивной деятельности и мышления

•психоорганический синдром с дефектом эмоционально-волевых свойств личности в этом случае описанные выше общие проявления психоорганического синдрома сочетаются с эмоционально-волевыми расстройствами, а также нарушениями темперамента и влечений, которые обусловлены «повреждением», распадом, дефектом тех или иных свойств личности. Выражением указанного дефекта личности чаще всего становятся эмоционально-волевая неустойчивость (отсутствие волевых задержек, повышенная внушаемость, ведущая роль в поведении мотива непосредственного получения удовольствия), аффективная возбудимость с агрессивностью, расторможение примитивных влечений (сексуальность, прожорливость, повышенное влечение к новым впечатлениям — «сенсорная жажда» и др.)

•апатическая форма психоорганического синдрома характеризуется эмоциональной вялостью, монотонностью, слабостью побуждений, аспонтанностью, нередко бездеятельностью, недостаточностью инстинктивных проявлений (в частности, инстинкта самосохранения), практической беспомощностью, недостаточностью моторики; наряду с этим у части детей и подростков с этой формой психоорганического синдрома, особенно при гидроцефалии, имеется склонность к рассуждательству, поучениям, некоторая вычурность мышления - все это нередко обусловливает сходство с шизофреническим дефектом.

•эйфорическая форма психоорганического синдрома: на первый план выступают эйфорический фон настроения, импульсивность поведения, расторможение примитивных влечений, грубая недостаточность критики к себе и своим поступкам; нейроморфологические, а также нейропсихологические исследования указывают на роль преимущественного поражения базальной (орбитальной) коры лобных долей полушарий большого мозга в происхождении расстройств, относящихся к данной форме психоорганического синдрома (так называемый базальный вариант лобного синдрома)

 

Список используемой литературы:

1. Курс лекций.

2. Учебник психиатрии/Коркина М. В., Лакосина Н. Д., Личко А. Е., Сергеев И. И. – 2-е изд., доп., перераб. – М.: МЕДпресс- информ, 2002. – 576с.

3. Большая медицинская энциклопедия. Самарцев К. В. М.: 2008, 736с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: