Работа с отдельными категориями воспитанников с ОПФР.




Для детей с нарушением слуха в рамках занятий по музыкальной деятельности образовательной области «Искусство» рекомендуется осуществлять работу по музыкальной стимуляции, что предполагает совместную деятельность музыкального руководителя и учителя-дефектолога.

Целесообразность работы по музыкальной стимуляции обусловлена высоким коррекционно-образовательным потенциалом музыки в слухоречевом развитии детей с нарушением слуха:

музыка и речь тесно взаимосвязаны и имеют много общих компонентов: ритм, мелодию (интонацию), темп, интенсивность, паузы;

научно доказано, что неречевые звуки (к которым относится и музыка) легче воспринимаются детьми с нарушением слуха.

Музыкальные звуки выступают в качестве базы для овладения детьми с нарушением слуха представлениями о качествах речевых звуков. Например, сформированные на основе восприятия музыкальных инструментов представления о силе звучания (громко – тихо) выступают основой для работы над словесным ударением (ударный – безударный слоги), а представления о высоте звука – основой для овладения интонацией (модуляцией голоса по высоте при воспроизведении фразы). Использование музыкальных ритмов и богатой интонации не только помогает ребёнку воспроизвести структуру предложения, но и эмоционально окрашивает фразу. Произносительные умения, которыми овладевают дети с нарушением слуха в рамках музыкальной стимуляции, легче и свободнее «переносятся» в самостоятельную речь детей.

Основными элементами работы по музыкальной стимуляции являются работа над дыханием, ритмом, интонацией, напряжением, временем, паузой.

Следует подчеркнуть, что целью работы по музыкальной стимуляции является развитие речи, а не музыкального слуха. Средством развития речи выступают ритмические считалки, определяющие ритмическую структуру используемого речевого материала. На материале считалок формируются следующие умения детей с нарушением слуха:

выделять силой голоса определенный звук (в последующем это умение необходимо для воспроизведения словесного ударения);

воспроизводить звуки с различной высотой (что выступает базой для модуляции голоса по высоте при той или иной интонационной конструкции);

воспроизводить звуки с разной напряженностью.

Отработанные в рамках музыкальной стимуляции речевые структуры легко переносятся ребенком со слуховой депривацией в самостоятельную речь. При этом обеспечивается естественное, внятное, членораздельное произношение.

Работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи. В группе для детей с заиканием учитель-дефектолог (учитель-логопед) проводит подгрупповые занятия «Развитие речи». На этих занятиях у воспитанников поэтапно формируется правильная плавная речь от отраженной к обиходной речи. Дети учатся отвечать на конкретные и общие вопросы, упражняются в кратких и развернутых ответах в зависимости от требований педагога, отвечают в нормальном темпе, понятно для окружающих, достаточно громко, точно, по смыслу. На занятиях закрепляются навыки правильного пользования грамматическими формами существительных, прилагательных и других частей речи. При обучении детей навыкам пользования связной речью, свободной от заикания также проводится работа по нормализации голоса, дыхания и других специфических отклонений, свойственных дошкольникам с заиканием.

Количество и форма проведения коррекционных занятий для каждого воспитанника с заиканием определяется учителем-дефектологом (учителем-логопедом) по результатам изучения индивидуально-типологических особенностей детей. На коррекционных занятиях «Нормализация темпо-ритмической организации речи в процессе ознакомления с окружающим миром» на основе закрепления и расширения представлений детей о предметном мире и социальной действительности формируются навыки пользования самостоятельной речью, свободной от заикания. Весь материал отрабатывается в порядке постепенного усложнения: сопряженная речь – отраженная речь – вопросно-ответная речь – самостоятельное описание картинок – пересказ прослушанного текста – спонтанная речь – обиходная речь.

На коррекционных занятиях «Нормализация темпо-ритмической организации речи в процессе продуктивной деятельности» продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.) используются для формирования у детей умений рассказывать о выполняемой работе без заикания. Особое внимание уделяется коллективной ручной деятельности, что способствует формированию правильной плавной речи воспитанников в различных ситуациях общения. Для достижения задач коррекционно-развивающей работы важно согласование деятельности учителя-дефектолога (учителя-логопеда) и воспитателя дошкольного образования: воспитатель дошкольного образования обучает детей различным приемам изображения предметов в рисовании, лепке, аппликации, конструировании, а учитель-дефектолог (учитель-логопед) использует данные приемы для устранения заикания на основе постепенного перехода от ситуативной речи в условиях наглядности к контекстной речи без наглядной опоры.

При наличии в группе детей с заиканием воспитанников, у которых нарушение темпо-ритмической стороны речи сочетается с нарушениями произносительной стороны речи (дизартрия и др.), учитель-дефектолог (учитель-логопед) проводит с ними коррекционные занятия «Формирование произносительной стороны речи» (индивидуально или подгруппами по 2-3 ребенка при однородности структуры речевого нарушения).

В группе для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) учитель-дефектолог (учитель-логопед) проводит учебные занятия с подгруппой по образовательной области «Развитие речи». На этих занятиях у воспитанников проводится расширение и активизация речевого запаса на основе углубления представлений об окружающем, развиваются способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения.

Количество и форма проведения коррекционных занятий для каждого воспитанника с ОНР определяется учителем-дефектологом (учителем-логопедом) по результатам изучения индивидуально-типологических особенностей детей, учета структуры речевого нарушения – варианта ОНР (специфическое речевое недоразвитие – алалия; осложненный вариант ОНР при дизартрии, ринолалии; неосложненный вариант ОНР) и уровня речевого развития. На занятиях «Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи» основное внимание уделяется поэтапному формированию устной речи на основе обучения детей составлению различных видов предложений. На занятиях «Формирование произносительной стороны речи» проводится работа по развитию фонетического и фонематического слуха, коррекции нарушений звукопроизношения и просодической стороны речи (в зависимости от характера нарушений произносительной стороны при разных речевых нарушениях).

Работа с детьми с аутистическими нарушениями. Деятельность учителя-дефектолога при проведении коррекционных занятий «Формирование навыков социального поведения» направлена на обучение детей с аутистическими нарушениями использовать альтернативные способы поведения, когда их собственное деструктивное поведение не поощряется. Например, когда ребенок требует внимания криком или иным неадекватным способом (безопасным для него и окружающих, но неприемлемым в обществе), педагог на это не реагирует и к воспитаннику не подходит, а обращает на него внимание тогда, когда воспитанник пользуется альтернативным (адекватным и приемлемым в обществе) способом привлечения внимания. Таким адекватным способам поведенческих реакций детей необходимо специально обучать.

Коррекционные занятия по указанному направлению особенно важны для детей с аутистическими нарушениями в сочетании с эмоционально-поведенческими нарушениями (тревожность, страхи, агрессии). Коррекционная помощь может быть психокоррекционной, если занятия проводятся с привлечением педагога-психолога. Постепенно у детей формируются навыки социально привлекательного и одобряемого ситуационного поведения. Для этого на коррекционных занятиях можно использовать обучение с помощью разъяснения и проигрывания различных жизненных ситуаций либо социальных историй, т.е. написанных от лица ребенка коротких рассказов, которые в деталях раскрывают адекватные способы действий в сложных или непонятных для детей с аутистическими нарушениями жизненных ситуациях. Социальные истории делают наглядными заложенные в социальных правилах и нормах ожидания других людей. Слушая социальные истории и рассматривая иллюстрации к ним, воспитанник с аутистическими нарушениями накапливает определенный запас приемлемых поведенческих образцов, каждый из которых может быть активизирован в случае необходимости.

В зависимости от возможностей воспитанника с аутистическими нарушениями, коррекционные занятия можно строить на основе поведенческой терапии (АВА-терапия, англ. Applied Behaviour Analysis). Система работы в рамках поведенческой терапии представлена оперантным обучением, что предполагает отработку ребенком отдельных операций с дальнейшим их объединением и усвоением как навыков социального поведения. Основной принцип оперантного обучения – разбивка (или структурирование) формируемого навыка посредством операций на фрагменты, освоение их и дальнейшее объединение в одно целое. В данном случае каждое действие, необходимое для достижения какого-либо результата, разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя требуемое сложное итоговое действие. При разучивании действий ребенку дают задание, если он не может справиться один, дают подсказку, а затем вознаграждают правильные ответы и игнорируют неправильные.

Система коррекционной работы по формированию навыков коммуникации и взаимодействия детей с аутистическими нарушениями может включать следующие направления:

формирование базовых коммуникативных навыков;

формирование социально-эмоциональных навыков;

формирование диалоговых навыков.

Данное направление коррекционных занятий с детьми с аутистическими нарушениями включает работу по развитию как экспрессивной, так и импрессивной речи, в том числе у детей с мутизмом. Большое внимание уделяется созданию мотивации к общению. В тяжелых случаях, при отсутствии экспрессивной речи, при неадекватности поведения, при уходе от действительности и погружении в собственный мир, в персональное семантическое поле, используются символы. Основная задача – научить ребенка посильным для него и понятным другим людям способам взаимодействия с окружающими, например с помощью системы карточек и коммуникативных альбомов.

Напоминаем, что в соответствии с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 06.06.2016 № 26 в разделе «2. Специалисты» приложения к постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 53 «Об утверждении квалификационного справочника должностей служащих» в новой редакции изложены квалификационные характеристики должностей «Воспитатель дошкольного образования» и «Воспитатель». Это позволяет обеспечивать в учреждениях дошкольного, общего образования, специального образования персональное сопровождение в образовательном процессе обучающихся с аутистическими нарушениями.

Персональное сопровождение ребенка с аутистическими нарушениями может осуществляться в двух формах:

индивидуально (один ребенок с аутистическими нарушениями);

в группе (два-три ребенка с аутистическими нарушениями). В отдельных случаях допускается введение должности воспитателя дошкольного образования (воспитателя) для обеспечения персонального сопровождения большего количества детей с аутистическими нарушениями.

Целесообразность, длительность и форму персонального сопровождения ребенка с аутистическими нарушениями определяют специалисты психолого-медико-педагогической комиссии государственного ЦКРОиР. Введение штатной численности воспитателей дошкольного образования, воспитателей (для работы с обучающимися, нуждающимися в персональном сопровождении) производится в индивидуальном порядке с учетом количества обучающихся с ОПФР, продолжительности их нахождения в учреждении образования, степени тяжести физических и (или) психических нарушений обучающихся и т.д.

Рекомендуется решение о целесообразности и форме персонального сопровождения ребенка с аутистическими нарушениями принимать ежегодно.

 

Различные аспекты организации образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования, в 2017/2018 учебном году будут рассматриваться в рамках следующих республиканских мероприятий:

республиканский онлайн-семинар (вебинар) «Актуальные вопросы деятельности пунктов коррекционно-педагогической помощи», сентябрь 2017 г.;

республиканский онлайн-семинар (вебинар) «Организационно-методические условия работы с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи», октябрь 2017 г.

Напоминаем, что в 2017/2018 учебном году состоятся следующие республиканские конкурсы:

«Лучшее учреждение специального образования», ноябрь-декабрь 2017 г.;

«Компьютер. Образование. Интернет», май 2018 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: